Срубно-андроновский мир и его периферия
В XVII-XVI вв. до н. э. завершается процесс формирования Евразийской металлургической провинции, происходит стабилизация производственных центров и значительная унификация продукции в основных регионах ЕАМП. На этой фазе все пространство евразийских степей и лесостепей занято памятниками срубной, алакульской и федоровской культур. Название срубной культуры восходит к форме погребального сооружения (сруб), других — связано с озером Алакуль и с. Федоровка в Зауралье, где раскопаны первые курганы этих культур. Фаза активного и динамичного существования срубной и алакульской общностей протекала, вероятно, в пределах второй четверти II тыс. до н. э. Условной границей между ними принято считать Уральские горы и реку Урал. Срубно-алакулъский мир — это по преимуществу мир скотоводов и металлургов. Археологические источники не фиксируют каких-либо серьезных отклонений от модели хозяйственно-культурного типа, сложившейся в предшествующее время (пастушеское скотоводство). Существенно сокращается число богатых и социально престижных захоронений и количество вещей в них. Увеличивается количество безынвентарных погребений. Умершие хоронились скорченно, обычно на левом боку и сопровождались одним или несколькими сосудами, иногда медным или бронзовым ножом и шилом. В целом же культура срубно-алакульского мира удивительно монотонна и стандартизирована. Это проявляется в домостроительстве, курганном обряде захоронения, керамике и ее лаконичном декоре, изделиях из металла, кости и камня и т. д. В кратчайшие сроки срубные и алакульские скотоводы освоили не только пространство вдоль крупных водных магистралей, но и маловодные глубинные лесостепные и степные ландшафты. Судя по числу известных поселений (счет которых идет на тысячи), в эту эпоху происходит настоящий демографический взрыв. Никогда позже, вплоть до колонизации XVIII-XIX вв., В евразийской степи и лесостепи не было такой плотности населения.
Формирование срубно-алакульского блока культур стало ключевым моментом в стабилизации производящих центров Евразийской провинции. На этой фазе в основных регионах ЕАМП происходит значительная унификация металлической продукции, повсеместно распространяются оловянные и оловянно-мышьяковые бронзы. Огромное большинство металла сосредоточено прежде всего в степных и лесостепных центрах. Очаги металлообработки культур северной лесостепи и таежной зоны являются в это время еще сравнительно маломощными. В формах изделий и технологии металлообработки лесостепных и южнотаежных культур (поздняковская, приказанская, черкаскулъская и др. ) особенно заметно воздействие срубных и алакульских центров. Производство культур таежной зоны и восточных областей Западной Сибири (самусъская и гребенчато-ямочной керамики) развивается под влиянием сейминско-турбинского импульса. Ареал алакульской культуры был значительно расширен по сравнению с петровской до Иртыша на востоке, на юге — до севера Средней Азии. Исчезают оборонительные сооружения вокруг поселков, увеличиваются размеры жилищ. На многих поселениях обнаружены печи для выплавки меди из руды, в том числе сложной конструкции — с воздуходувными каналами для подачи кислорода в плавильную камеру.
Погребальный инвентарь алакульской культуры:
Погребальный инвентарь федоровской культуры:
Погребальные сооружения в могильниках становятся более многообразными — встречаются земляные и каменные насыпи, оградки из каменных плит (Алакуль, Кулевчи 6). Внутри ямы — сруб или облицовка стен плахами с перекрытием в виде деревянного наката, каменные ящики, перекрытые плитами. Погребенные сопровождались посудой с мясной или молочной пищей. Чаще всего это профилированные горшки, украшенные по шейке и тулову меандрами, треугольниками, лентами зигзага. В мужских погребениях обычны медные и бронзовые ножи и шилья, иногда встречаются каменные топоры, булавы, молотки, кремневые, костяные и бронзовые наконечники стрел. Редкими становятся предметы конской упряжи. При этом щитковые псалии, пряжки и другие детали узды обнаруживаются в основном в поселениях, но не в могильниках. Погребения женщин сопровождались традиционным набором бронзовых украшений костюма (бляшки, накладки, браслеты, перстни, височные кольца, бусины и др. ), головного убора (накосники) и даже обуви. В алакулъских очагах металлообработки в Центральном, Северном, Западном Казахстане и Зауралье использовалась почти исключительно оловянная бронза. Из этого сплава отливались втульчатые топоры, наконечники копий и стрел, черешковые и втульчатые тесла, долота, пробойники и чеканы, серпы-секачи, двулезвийные и реже однолезвийные ножи, разнообразные украшения (бляшки, накладки, браслеты, кольца, подвески, пронизи и др. ). Большинство браслетов и колец покрыто тонкой золотой фольгой, а на многих бляшках, накладках и пронизях с помощью матриц нанесены рельефные линии и узоры. Ведущей формой хозяйственной деятельности являлось пастушеское животноводство, прежде всего разведение крупного рогатого скота. Возможно, в районах сухих степей и полупустынь практиковалось полукочевое скотоводство. Важная роль принадлежала лошади — наряду с быками она стала использоваться в эту эпоху как тягловое животное. Грузы перевозились, вероятно, и двугорбыми верблюдами, костные остатки которых найдены в слоях алакульских поселений. Ранее предполагалось наличие мотыжного пойменного земледелия, однако прямые его свидетельства — остатки зерен злаков — в археологических памятниках отсутствуют. Металлургическое производство алакульских очагов по обеспеченности сырьевыми ресурсами являлось наиболее мощным в Евразийской провинции. Алакульские горняки разрабатывали меднорудные и полиметаллические месторождения Мугоджар, Северного и Центрального Казахстана, Рудного Алтая. Особое значение приобретают оловорудные разработки в Калбинском и Нарымском хребтах, ставшие в это время главным источником лигатуры бронз для всей Евразийской провинции. Были освоены также месторождения золота в Северном Казахстане и на Алтае.
Финал алакульской культуры (XV/XIV вв. до н. э. ) связан с формированием памятников алексеевско-саргаринского типа, изученных в Зауралье, Казахстане, Семиречье и на Алтае. Памятники федоровской культуры не образуют сплошного массива: они исследованы несколькими локальными группами в Зауралье, Казахстане, на юге Западной Сибири, в Минусинской котловине, горах Средней Азии. Происхождение и хронология этих памятников являются предметом споров. Наиболее обоснована гипотеза о центрально- и восточноказахстанских истоках федоровской культуры. Древности ее раннего этапа существовали синхронно с алакульскими, а позднефедоровские памятники, вероятно, сосуществуют какое-то время с алексеевско-саргаринскими. Основной принцип планировки поселков — линейный. Дома расположены в 1-2 ряда вдоль береговой кромки реки. Это легкие каркасные жилища или крупные многокамерные полуземлянки с мощными стенами. Производственные металлургические сооружения на территории поселков обособлены от жилых (Атасу). Могильники представляют собой невысокие насыпи, окруженные каменными оградками округлой или прямоугольной формы (Федоровский, Путиловская Заимка); известны и грунтовые некрополи. Встречаются долговременные памятники (30-120 и более сооружений) и небольшие могильники (6-25 курганов). Количество могил в кургане невелико — одна или несколько. Ямы расположены в центре кургана, по кругу или в ряд. Погребальные камеры сооружались из камня, дерева или глины, что придавало могильным ямам вид жилища-склепа. Особенно характерны для этой культуры каменные ящики и цисты. У федоровцев фиксируется устойчивый обряд сожжения и помещения праха в могилу, но распространен и обряд трупоположения. Известны могилы с погребальным инвентарем, но без останков умершего, а также символические погребения без инвентаря и останков.
Керамика представлена двумя группами сосудов: парадно-ритуальной и хозяйственно-бытовой. Первая — профилированные горшки с орнаментом в виде косых треугольников, ромбов, меандров, образующих сложные ковровые узоры, — сосредоточена в основном в погребениях, вторая, горшки и банки с более простыми узорами — в слоях поселений. Из оловянной бронзы изготовлялись втульчатые топоры, крюки и наконечники стрел, двулезвийные и реже однолезвийные ножи и кинжалы, серпы-секачи, разнообразные украшения, часто обложенные золотой фольгой. Особенно характерны для федоровской металлообработки браслеты со спиралевидными «рогатыми» концами, кольца с раструбом, накладки со штампованным узором, ножевидные подвески. Ареал срубной культурно-исторической общности — степи, лесостепи и полупустыни Восточной Европы, Южного Зауралья и Западного Казахстана. Происхождение срубных древностей остается одной из самых сложных проблем археологии бронзового века. Ранее предполагалось, что первоначальное ядро срубной культуры сложилось на основе позднеямной культуры в Заволжье. Отсюда якобы началось ее распространение на запад до Днепра и на восток до Урала. В настоящее время предполагается, что срубная культура Днепровско-Донецкого междуречья сформировалась на основе местной бабинской культуры при участии населения донской абашевской культуры. В Доно-Волго-Уральском междуречье истоки раннесрубных древностей связываются с предшествующими культурами — позднекатакомбными, позднеямной, абашевской и синташтинской. В пределах срубной общности выделяется несколько локальных вариантов и даже культур. Намечаются три этапа ее развития. Раннесрубный соответствует началу формирования этих древностей (XVII/XVI вв. до н. э. ). На данном этапе отчетливо проявляются черты эпохи средней бронзы. Второй и третий этапы (XVI/XV-XV/XIV вв. до н. э. ) — период сложения, стабильного развития, а затем трансформации срубной общности. Характерной чертой данных этапов является активное взаимодействие с восточным андроновским — алакульским и федоровским — миром, а затем с «андроноидными» культурами — черкаскульской, сусканской и др.
Памятники срубной общности представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, рудными выработками, кладами медных слитков и орудий, а также случайными находками. Поселения расположены обычно на низких речных террасах. Жилища — наземные, полуземлянки и землянки, с двускатной или шатровой крышей — сооружались с использованием каркасно-столбовой конструкции. Стены сложены из дерна, бревен, редко — камня-плитняка. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, подпольные ямы, иногда колодец.
Срубная культурно-историческая общность: Курганные могильники (Бережновка, Ягодное, Хрящевка) размещаются на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Они включают небольшое число насыпей — от 2 до 10-15; одиночные курганы и огромные некрополи являются редкостью. Могильные конструкции — прямоугольной формы — представлены ямами, деревянными срубами и каменными ящиками. Они часто перекрывались бревенчатым накатом или плахами. Погребенные лежали скорченно, обычно на левом боку в позе адорации. В грунтовых могильниках (Смеловский, Алексеевский, Съезжинский) захоронения располагались радами. В могилу клали части туш домашних животных в качестве заупокойной пищи, один или несколько сосудов, иногда вместе с медным или бронзовым ножом, шилом, украшениями. В восточных районах общности известны женские захоронения с богатыми накосниками, изготовленными алакульскими мастерами из листовой бронзы, золотой и серебряной фольги (Пузановский, Ново-Ябалаклинский 1). Керамика поселений и могильников представлена баночными, горшковидными и острореберными сосудами. Она украшена горизонтальными и наклонными линиями, каннелюрами, зигзагом, елочкой, геометрическими фигурами. В погребениях встречается деревянная посуда, иногда с бронзовыми оковками. Разнообразные орудия труда и оружие из камня представлены сверлеными топорами и булавами, наконечниками стрел, скребками, молотами и молотками, наковальнями, рудотерками, абразивами и др.; известны и украшения — бусины, подвески. Не менее разнообразны изделия из кости: рукояти металлических ножей и шильев, лощила и шпатели, проколки, иглы и спицы, совки и лопаты, наконечники стрел, псалии, кольца, пуговицы, пронизи, игральные (гадальные) кости и др. Горно-металлургическое производство срубной общности базировалось на медистых песчаниках Приуралья и Донецкого кряжа на востоке Украины. Основные производящие центры — Каргалинский (доминирующий) и Донецкий — расположены на периферии общности. Эксплуатировались и маломощные рудопроявления Среднего Поволжья (Михайло-Овсянка и др. ). Распространение меди из этих центров имело главным образом широтный характер, в пределах восточноевропейской степи и лесостепи. Значительная часть металла, особенно украшений, поступала из мастерских алакульской общности Казахстана. Медь Каргалинского горно-металлургического центра использовалась только в Волго-Уральском регионе, не переходя восточную границу срубного ареала. Несмотря на большой импорт сырья и украшений с востока (оловянные и сурьмяно-мышьяковые бронзы), стратегически важная сфера изготовления орудий труда и оружия оставалась в руках срубных кузнецов и литейщиков, использовавших в основном «чистую» каргалинскую и донецкую медь. Поражают масштабы производственной деятельности Каргалинского центра — крупнейшего в Северной Евразии горнодобывающего, металлургического и металлообрабатывающего комплекса. Здесь открыты более 70 поселков горняков и металлургов срубной общности, многие тысячи следов поверхностных и подземных выработок. Для добычи и первичной обработки руды требовалось огромное количество медных, костяных и каменных инструментов.
Каргалинский горно-металлургический центр: Базовое производство металлических изделий осуществлялось в нескольких специализированных центрах — Горный 1 (Приуралье), Липовый Овраг (Среднее Поволжье), Мосоловка (Подонье), Усово озеро (Восточная Украина) и др. Но если металлообработка Горного была направлена на изготовление горнопроходческих орудий (пешни, кирки, кайла, клинья) использовавшихся здесь же, на Каргалах, то продукция Мосоловки и других центров (серпы-секачи, топоры, наконечники копий, тесла и долота) предназначалась прежде всего для внешнего товарного обмена. Основные формы орудий и оружия в очагах металлообработки срубной общности восходят к стереотипам предшествующей Циркумпонтийской оовиндии — это топоры, плоские и желобчатые тесла и долота, черенковые ножи и кинжалы и др. Топоры и серпы-секачи становятся более массивными. Появляются новые образцы орудий — кельты-тесла с открытой втулкой. Внедряется технология тонкостенного литья втульчатых наконечников копий, тесел и долот, но отливка заготовок и последующая ковка все еще остаются важнейшими приемами формообразования орудий. Срубные кузнецы овладевают секретами получения кричного железа, из которого отковываются еще немногочисленные ножи и шилья. Несмотря на обилие и разнообразие украшений (браслеты, кольца, подвески, накладки, бусы и др. ) и использование драгоценных металлов — золота и серебра при их изготовлении, ювелирное дело срубной общности заметно уступает по своим масштабам и качеству исполнения восточному — алакульскому и федоровскому.
Горный — поселение горняков и металлургов срубной общности: Ранее традиционно считалось, что для срубной общности характерен оседлый скотоводческо-земледельческий тип хозяйства. Однако единичные зерна культурных злаков (в основном просо) обнаружены лишь в Донецко-Днепровском междуречье, в зоне пограничья срубной и сабатиновской культур. Возможно, это свидетельствует о наличии здесь пойменного земледелия. Для основного ареала срубной общности ведущей формой хозяйственной деятельности являлось придомное и отгонное скотоводство, а в районах предкавказских и прикаспийских степей и полупустынь, возможно, практиковалась его полукочевая форма. Разведение крупного рогатого скота являлось основой жизнеобеспечения, меньшая роль принадлежала овцам, козам и лошадям. Давно замечено сходство черт погребального обряда, керамики, бронзовых, железных и костяных орудий и оружия срубной общности и культур предскифского и скифского времени на юге Восточной Европы. Многие исследователи полагают, что археологические культуры, связываемые с исторически известными народами — киммерийцами и скифами, являются продолжением срубной. Население срубной и алакульской общностей оказало заметное воздействие на культуру и экономику народов лесной полосы Восточной Европы и северной лесостепи Западной Сибири. Однако воздействие срубно-алакульского мира не простирается на глубинные районы евразийской тайги. Для населения севера Восточной Европы характерен довольно примитивный уровень металлообработки. Пример тому — культура асбестовой керамики в Карелии. Население этого края не воспринимает новые технологии и использует все те же приемы ковки и литья самородной меди, укоренившиеся здесь в энеолитическую эпоху. На севере Восточной Европы известны единичные образцы топоров-кельтов (Вис 2), которые можно связать с воспроизводством сейминско-турбинского оружия. Они имеют характерную деталь — «ложные» ушки. Только в пограничье лесостепи и леса, вдоль Оки, среднего течения Волги и низовий Камы — происходит трансформация аборигенных культур. Эти культуры, прежде всего поздняковская и ранняя приказанская (Поздняково, Подборное, Займище 3), восприняли новый социально-экономический уклад и стереотипы ЕАМП, связанные с абашевской и срубной металлообработкой. Особенно отчетливо это проявилось в формах втульчатых наконечников копий, двулезвийных черенковых ножей, плоских тесел, кованых долот с разомкнутой втулкой, серпов-секачей, разнообразных типов украшений. Влияние южных лесостепных культур сказалось также в наборе керамики и погребальном обряде окского и волго-камского населения.
Культуры северной периферии срубно-андроновского мира (1-16 — поздняковская; 17-19— черкаскульская; 20-29— черноозерско-томский вариант): Аналогичные процессы протекали в северной лесостепи и в южнотаежной зоне Западной Сибири. Здесь, особенно в Тоболо-Иртышском междуречье, наблюдается проникновение на север алакульских и федоровских коллективов. Взаимодействие их с аборигенным населением привело к формированию своеобразных древностей коптяковской и черкаскулъской культур (Коптяки 5, Березки 5г, Липовая Курья, Палатки 1), называемых в литературе «андроноидными». Они пришли здесь на смену памятникам ташковской культуры. В таежной зоне Западной Сибири локализуются культуры гребенчатоямочной керамики (Сайгатино-6, Волвонча 1, Пашкин Бор 1), которые различаются лишь деталями декора керамики. Металлообработка этой зоны представлена в основном литейными формами топоров-кельтов. Реконструируемые орудия формой и орнаментом (поясок из горизонтальных рельефных линий) напоминают, с одной стороны, кельты Турбинского могильника, а с другой — более поздние образцы ананьинской и кулайской общностей эпохи раннего железа. В Обь-Иртышском междуречье проникновение алакульских и федоровских групп в северные районы лесостепи не было столь заметным. В этих районах продолжилось устойчивое развитие кротовской культуры. Памятники ее второго этапа представлены в основном поселениями (Инберень 10, Преображенка 3, Каргат 6). В керамике по-прежнему доминируют баночные формы, но изживается орнаментальная традиция (накольчато-отступающая), присущая раннему этапу культуры. Увеличилось количество сосудов с гребенчатым декором и валиками под шейкой. На высоком уровне остается обработка камня и кости. Исчезли бронзовые орудия и оружие сейминско-турбинских типов, но появились изделия и литейные формы андроновских типов (двулезвийные черенковые ножи, наконечники копий с «манжетой» на устье втулки, украшения). В многоотраслевом хозяйстве кротовских племен сочетались производящие (скотоводство, металлообработка) и присваивающие отрасли (охота, рыболовство, собирательство). Традиции сейминско-турбинской металлообработки укоренились в эту эпоху лишь в таежной зоне Западной и Восточной Сибири, в Кузнецко-Салаирской горной системе и в узкой полосе ленточных боров Верхнего Приобья. Формы топоров-кельтов и наконечников копий, получившие название «самусьско-кижировских», отличаются от сейминско-турбинских существенными деталями («ложные» ушки, пышный «ковровый» орнамент, «псевдовилка»). Они характерны для самусьской культуры Верхнего и Среднего Приобья, Кузнецкой котловины (Самусь-4, Крохалевка 1, Танай-4). Восточнее, в районах Саяно-Алтая, развиваются окуневская и каракольская культуры Саяно-Алтая (Окунев улус, Черновая 8, Озерное, Каракол). Для этих сибирских культур характерны своеобразные и сходные антропо- и зооморфные сюжеты на керамике, стелах и плитах погребальных камер.
Инвентарь кротовской (1-8), самусьской (9-11) и окуневской (12-22) культур: 1-4, 15-18 — керамика; 5-8, 13, 14 — ножи и кинжалы; 9 — литейная форма для отливки кельта; 10, 11 —
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|