Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния




На смену гальштатской культуре в Западной и Средней Европе приходит латенская культура, названная так по поселению Ла Тен в Швейцарии. Латенская культура, как и гальштатская, может в конечном счете квалифицироваться как культурно-историческая общность в силу разнообразия входящих в нее культур. Но при этом, в отличие от гальштатской общности, латенская имеет явную этническую доминанту — многочисленные и разнообразные кельтские племена, имеющие сходную материальную и духовную культуру. Уже говорилось, что этноним «кельты», вероятнее всего являющийся самоназванием, первоначально появляется в древнегреческих письменных источниках. В латенскую эпоху о кельтах пишут не только древнегреческие, но и древнеримские авторы, именующие большую часть кельтов «галлами» (вероятно, также самоназвание), среди которых, в свою очередь, выделяется множество племен, имеющих особые названия.

 

Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния:
а — первоначальная территория, занятая кельтскими племенами, б — территория распространения латенской культуры, в — направление кельтских походов, г — поселения, д — погребения, е — святилища, ж — греческие колонии; 1 — Хансбери, 2 — Гластонбери, 3 — Сомм-Бионн, 4 — Алезия, 5 — Бибракте, 6 — Аварик, 7 — Селль, 8 — Рокепертус, 9 — Антремон, 10 — Латен, 11 — Кобенер Вальд, 12— Стратонице, 13— Либеницы (Колин), 14— Массалия, 15— Эмпорий

Хронологические рамки существования латенской общности: начало/середина V в. до н. э. — рубеж эр. Первоначальный ареал кельтов и соответственно ядро латенской общности — верховье Дуная и зона к западу от Рейна до Атлантики (бассейн Соны и Луары). Археологические данные свидетельствуют о том, что в этих районах позднегальштатские формы материальной культуры плавно эволюционировали в латенские в течение V в. до н. э. Здесь индикатором перехода от гальштатской к латенской эпохе служит новый стиль в изобразительном искусстве, названный исследователями раннекельтским или раннелатенским и зародившийся примерно между 480 и 470 гг. до н. э. на Среднем Рейне, где в то время сконцентрировалось наибольшее количество этрусского и греческого импорта и где влияние соответствующих художественных систем было наиболее значительным.

После V в. до н. э. началось распространение латенской общности за пределы этой территории в ходе кельтских экспансий (пик которых приходится на рубеж IV—III вв. до н. э. ) и последующего культурного влияния (см. исторические свидетельства о передвижениях древних кельтов). В результате ареал латенской общности значительно расширился и в него вошли дополнительно к указанным районам территории нынешней Юго-Западной Франции, Северной Испании, Швейцарии, Северной Италии, Британии, Ирландии, некоторые районы Среднего и Нижнего Придунавья и, по мнению ряда ученых, центральная зона Малой Азии (основной район проживания пришлых кельтов-галатов).

По мере распространения латенской общности расширялся и ее этнический состав: основой оставались кельтские племена, но, кроме того, в ряду ее создателей оказались народы, активно смешивавшиеся с кельтами, а именно иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы.

Затем последовало сокращение территории латенской общности, связанное с такими политическими событиями, как вытеснение кельтов германцами начиная со II в. до н. э. и постепенное завоевание кельтской территории Римом во II — I вв. до н. э. За римским завоеванием последовала активная культурно-экономическая романизация кельтов, и в результате в начале нашей эры латенская общность на всей своей территории сменилась провинциальной римской культурой. Так, знаменитый римский историк Тацит отмечал, что уже через несколько десятилетий после покорения римлянами Британии ее кельтские жители, которым «латинский язык совсем недавно внушал откровенную неприязнь, горячо взялись за изучение латинского красноречия», вслед за чем «многие облеклись в тогу» («Агрикола», 21, 2. Пер. Г. С. Кнабё).

Основные памятники латенской общности — это поселения и погребения. По сравнению с предшествующей гальштатской эпохой значительно возрастает количество поселений, в том числе городищ.

Латенские городища находятся на мысах между реками или оврагами (в таком случае вал или крепостная стена идет от обрыва к обрыву) или на водораздельных холмах (вал или стена опоясывает холм). В ранний период это небольшие крепости, поселки или протогорода, многие из которых к
концу эпохи превращаются в настоящие города — торгово-ремесленные и племенные центры значительных размеров; впрочем, территория в пределах оборонительной линии могла быть заселена неплотно — оставлялось место для святилища или свободное пространство, которое использовалось как загон и пастбище для скота в случае нападения. К крупнейшим городишам относятся: Бибракте (площадь, окруженная укреплениями, составляет 135 га) и Алезия (97 га) во Франции, Манхинг (380 га) в Германии, а также Градиште (140 га) и Завист (175 га) в Чехии. Слава Алезии была столь велика, что античный мифограф Диодор Сицилийский в I в. до н. э. называл ее «великолепным городом» и приписывал ее основание самому Гераклу (Историческая библиотека, IV, 19. Пер. О. П. Цыбенко).

Первоначально укреплениями служили земляные валы или, как в гальштатскую эпоху, деревянно-каменные стены с вертикальными бревнами-опорами снаружи, соединенными с отходящими назад поперечными горизонталь ными балками. Позднее изобрели более совершенную модификацию — так называемую «галльскую стену», при возведении которой на землю укладывали параллельно на небольшом расстоянии длинные продольные бревна к которым привязывали или прибивали железными гвоздями короткие поперечные брусья, после чего образующиеся клети заполняли камнем и покрывали землей. Затем на эту конструкцию накладывалась вторая такая же и т. д Фасад «галльской стены» сформирован каменной кладкой, из которой выступают торцы поперечных балок, а с тыла конструкция может дополняться широкой наклонной насыпью (всход на укрепление изнутри). В результате гибкая древесная конструкция противостояла таранному удару, а каменный фасад — огню. «Галльскую стену» детально описал Гай Юлий Цезарь, данные которого полностью подтвердились раскопками.

 

Латенская культура. Фортификация (реконструкция):
1 — фрагмент оборонительной стены и ворот городища Манхинг (Германия); 2 — латенская оборонительная («галльская») стена в разрезе

Такая конструкция обнаружена, в частности, при раскопках вышеупомянутой Алезии, осажденной и покоренной римскими легионами под командованием Цезаря в 52 г. до н. э. Кроме того, на подступах к Алезии были выявлены остатки римских оборонительных приспособлений и ловушек, ограждавших лагерь римлян с одной стороны — от защитников Алезии, с другой — от пришедшего к ним на помощь галльского войска.
В районе крепостных ворот стена часто имела клещеобразный изгиб для поражения противника с флангов.

Жилища латенской общности — прямоугольные и круглые в плане. Первоначально они представлены двумя основными конструктивными типами. Это, во-первых, наземные дома с каркасно-столбовыми стенами или с плетневыми стенами, обмазанными глиной и опирающимися на каменный цоколь, с соломенными крышами; во-вторых— землянки с аналогичной крышей и плетнево-глиняными стенами. Позднее также появились жилища с двойными стенами, сложенными из камня насухо, с забутовкой из более мелких камней между этими стенами. На территории Франции вокруг домов часто строили дворовые стены из камня.

Известны также свайные поселения. Обнаружены и немногочисленные островные болотные городища (главным образом, в Британии) с домами, пол которых образован бревенчатыми клетями, перекрытыми деревянным настилом, а стены — вертикальными бревнами или плетнем с глиняной обмазкой.

Погребальные памятники латенской общности представляют собой как бескурганные могильники, которые в целом преобладают, так и курганы, доля которых со временем постепенно сокращается. Практиковались как трупоположение, так и кремация, производившаяся на стороне, с последующим помещением праха в урну. Доля кремационных погребений по мере развития латенской общности постепенно возрастает.

Инвентарь погребений достаточно богат (при этом вещи часто намеренно испорчены, изломаны в ритуальных целях). Это оружие, украшения, посуда. В состав погребальных приношений также входили отдельные части вепря, реже — целая туша этого животного, иногда — части туш других копытных.

Четко выделяются захоронения воинов, знатных всадников, а также женщин, принадлежавших к аристократическому кругу. Для раннего и среднего периода латенской общности характерны аристократические погребения с трупоположением на двухколесных боевых колесницах. Порой знатность подчеркивалась созданием кольцевидного или четырехугольного рва вокруг могилы.

 

Латенская культура. Вооружение и орудия труда:
1- 3 — железные мечи; 4 — железный кинжал с антропоморфным навершием; 5 — бронзовые орнаментированные ножны; 6 — железный наконечник копья; 7 — изображение кельтского воина со щитом (римская статуя); 8 — бронзовый шлем с эмалевыми инкрустациями; 9-11 — железные сердцевины щитов (умбоны); 12 — железный нож; 13 — пружинные железные ножницы; 14 — железный сошник; 15 — железный лемех; 16 — железная коса

Ведущие элементы материальной культуры и основы хозяйства. Практически все наступательное оружие латенской общности делалось из железа. Латенские мечи длиннее гальштатских (0, 8-1 м и более). В ранний период латенской общности они колющие, а позднее становятся рубящими. Вместо металлической рукояти они имели железный черешок как продолжение клинка; на черешок, очевидно, напускалась рукоять несохранивщихся материалов — предположительно из дерева или кости. Иногда на черенок насаживалось специальное бронзовое перекрестье. На некоторых клинках присутствуют клейма мастеров. Ножны мечей, бронзовые или железные часто имели овальное или полукруглое окончание и в определенный период украшались сложными резными узорами в виде S-образных и растительных мотивов. Многие латенские кинжалы имеют характерные рукояти в виде человечка с поднятыми вверх руками (навершие) и расставленными ногами (перекрестье). Применялись копья с железными наконечниками длиной до 0, 5 м различных форм: листовидные узкие и широкие, пламевидные с вырезами по краям лезвий (для нанесения рваных ран). Известны и боевые ножи — с мощным клинком, имеющим выгнутое лезвие и прямую спинку, а также боевые топоры — как проушные, так и «кельты».

Из оборонительного вооружения следует выделить шлемы и щиты. Шлемы были бронзовыми, железными и бронзово-железными, чаще полусферическими, иногда богато украшенными, с «козырьком»-назатыльником для защиты шеи; в ранний период они могли иметь высокий шишак (подражание италийским), а в конце латенской эпохи — большие полые
рога. Щиты — овальные, реже округлые — были деревянными с железным умбоном — центральным накладным выступом на внешней стороне, предназначеннымглавным образом для дополнительной защиты руки, державшей рукоять щита с тыльной стороны.

 

Латенская культура. Конское снаряжение и колесница:
1 — бронзовые удила с кольцами для крепления ремней оголовья; 2, 3 — бронзовые шпоры;
4 — конская узда (реконструкция); 5 — реконструкция повозки из погребения (Великобритания)

 

Латенская культура. Украшения и предметы туалета:
1 — бронзовая цепь с эмалевыми вставками; 2-4 — бронзовые фибулы; 5 — золотая фибула; 6-8 — бронзовые браслеты; 9-11 — гривны (торквесы) из бронзы и золота; 12— зеркало бронзовое с гравированным орнаментом на обороте; 13, 14— железные бритвы

Конское снаряжение примечательно с точки зрения введения в обиход бронзовых и железных шпор, а к концу латенской эпохи — железных подков. Удила, сходные по форме с гальштатскими, соединялись с ремнями оголовья не только с помощью псалиев, но и посредством заменивших псалии больших подвижных колец, продетых во внешние петли удил.

Одежда и украшения создателей латенской общности достаточно хорошо реконструируются на базе вещественных и письменных данных. Судя по этим источникам, мужчины носили штаны, боевые кожаные куртки, матерчатые рубахи, иногда хитоны и плащи, женщины — в основном платья и плащи. Характерным элементом женской одежды является пояс с бронзовыми цепями с эмалевыми вставками.

Типичным латенским украшением являются гривны (т. наз. торквесы) — бронзовые, золотые или серебряные, чаще в виде стержня с печатевидными или биконическими расширениями на концах, иногда витые или ложновитые, с антропоморфными и зооморфными завершениями. Широко распространены и браслеты — как стеклянные литые (широкие и гладкие), так и бронзовые и золотые — перевитые, либо с выступами, либо составленные из полусфер. Известны также стеклянные бусы средиземноморского происхождения — желтые или синие, с белыми или синими глазками.

Многочисленны и разнообразны фибулы (бронзовые, золотые и железные, реже серебряные). Они весьма изменчивы и эволюционируют в направлении постепенного понижения дужки и удлинения, а также упрощения конструкции по функциональным соображениям. В начале и середине латенской эпохи фибулы орнаментировались зооморфно и геометрически, инкрустировались кораллами, украшались эмалью.

Разнообразны сосуды латенской общности. Керамические сосуды в большинстве своем производились на гончарном круге. Это высокие горшки с заглаженной серебристой поверхностью (чернолощеные) и сосуды красного цвета с широким горлом и гребенчатым орнаментом снаружи, с заполированной внутренней поверхностью. Для позднего периода латенской общности типичны также тонкостенные сосуды черного или серого цвета с зонной росписью — геометрической или сюжетной, наносимой с помощью белой и красной красок. На латенских памятниках много импортных сосудов, в том числе бронзовых. Примером могут служить кувшины с клювовидным носиком, пришедшие от этрусков и ставшие основой для местных подражаний.

Орудия труда латенской общности в основном железные и стальные. Это длинные проушные топоры, тесла, пилы, серпы, косы, а также сошники и плужные лемехи, использование которых позволяло кельтам осваивать хотя и плодородные, но тяжелые в обработке аллювиальные почвы. Известны также пружинные ножницы, сверла со спиралеобразной нарезкой, рашпили, напильники, молотки, клещи и т. д.

Основой латенского хозяйства было плужное земледелие. Культивировался овес, который в Западной и Средней Европе ранее всего был освоен именно носителями латенской общности; также выращивались пшеница, рожь, ячмень, просо, технические культуры (конопля, лен). Животноводство было придомным, причем траву специально скашивали с лугов и приносили в усадьбу. Разводили крупный рогатый скот, свиней, овец и лошадей.

 

Латенская культура. Сосуды:
1-12— основные формы латенских керамических сосудов; 13, 14— керамические сосуды с геометрическим и зооморфным орнаментом; 15 — бронзовый «клювовидный» сосуд

Высокое развитие черной металлургии засвидетельствовано не только широким ассортиментом орудий труда и предметов вооружения, но и остатками сыродутных печей как примитивного типа, сооруженных в склонах холмов, так и более сложных — с глиняными стенками, обложенными камнем снаружи. Металлография указывает на овладение навыками кузнечной сварки и цементации. Развивалась и цветная металлургия.

Интенсификация торговли и влияние античной цивилизации привели к появлению кельтского монетного дела. Первые кельтские монеты (золотые, серебряные и бронзовые) известны в III в. до н. э. Первоначально это были грубые подражания македонско-греческой монете (статерам Филиппа II Македонского и его сына Александра III Великого). Постепенно греческие надписи, скопированные на кельтских монетах, утрачиваются, греческие имена сменяются кельтскими, написанными греческими буквами, фигуры стилизуются; позже появляется чисто геометрический рисунок (линии, точки и т. д. ). Затем началось подражание римской монете. Появилась и самобытная кельтская монета — с изображениями кабана, воина, свернувшегося дракона, хищника, торквеса. Иногда на монете отображались имена кельтских вождей, переданные латинскими буквами, а порой и их портреты (например, монеты с портретом и именем Верцингеторикса, возглавлявшего оборону вышеупомянутой Алезии).

В рамках латенской общности нет обособленного изобразительного искусства, нет высокоразвитой архитектуры, но есть великолепное прикладное искусство и монументальная скульптура. На базе позднегальштатских традиций и под влиянием греческих и этрусских мотивов формируется особый латенский стиль, для которого характерен тонко разработанный орнамент с растительными, зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами. В его основе — развитие классических мотивов, как собственно античных, так и переработанных античностью передневосточных, таких как цветок лотоса, пальметта, человеческое лицо, мифический антропозооморфный персонаж. Постепенно в латенском искусстве они превращаются в абстрактный геометрический орнамент с включениями условного, маскоподобного изображения человеческого лица. С IV в. до н. э. широко распространяются мотивы из различных волнообразных комбинаций кривых линий, завитков, сегментов, S-видных фигур, циркульный и спиральный орнамент.

Орнаментальные приемы в технологическом отношении различны: это и рельеф, и гравировка по металлу, и инкрустация кораллами. Многие латенские изделия из металла украшены эмалью специфического темнокрасного цвета.

Замечательна латенская скульптура — как монументальная каменная, так и менее масштабная металлическая. Это полнофигурные и головные портреты героев, антропоморфных и антропозооморфных божеств, а также животных — реальных и фантастических.

Религиозные представления создателей латенской общности реконструируются как по античным письменным данным, так и по результатам раскопок. Археологические свидетельства связаны прежде всего с исследованиями святилищ, представляющих собой деревянные, реже каменные храмы на возвышениях, квадратные, круглые.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...