Ранний железный век (вне зоны античных государств и восточных цивилизаций (важнейшие культурно-исторические общности и области)
Ранний железный век (вне зоны античных государств и восточных цивилизаций (важнейшие культурно-исторические общности и области) Вследствие широкой распространенности и сравнительной легкости разработки железных руд бронзолитейные центры постепенно утрачивали монополию на производство металла. Многие ранее отсталые территории, бедные медными рудами, используя железные руды, стали догонять по своему технологическому и социально-экономическому уровню традиционные очага цивилизации. Соответственно изменилось районирование ойкумены. Если для энеолита и бронзового века основным культурообразующим фактором являлась дифференциация по металлургическим зонам (провинциям), имеющим определенные центры и периферийные территории, то в раннем железном веке более важным стало дробление ойкумены на такие культурно-исторические общности и области, в формировании которых решающую роль играют этноязыковые, политические, хозяйственно-культурные и природные факторы. В рамках каждой такой культурно-исторической общности/области группируются различные народы, как правило живущие в относительно сходных природных условиях и, соответственно, объединенные определенными формами хозяйства, быта, материальной культуры, что проявляется в возникновении групп похожих археологических культур. Во многих случаях на основании данных палеолингвистики и письменных источников можно говорить и о доминировании в рамках конкретных культурно-исторических обшностей определенного этноса или нескольких близкоязычных этносов. Так, начало железного века на территории лесных пространств Западной и Средней Европы (вне зоны античной цивилизации) связано прежде всего с так называемой гальштатской эпохой, поскольку в этом регионе бронзовый век сменяется эпохой железа первоначально только в районе гальштатской культурно-исторической общности. Последующее развитие древних культур на указанной территории в раннем железном веке происходит в условиях доминирования латенской культурно-истсрической общности. Именно поэтому ранний железный век Западной и Средней Европы рассматривается ниже на примере этих общностей.
В Восточной Европе и шире, на территории, совпадающей с территорией бывшего СССР, расположение основных культурно-исторических общностей и областей раннего железного века еще более отчетливо соответствует природной зональности. В степном поясе Евразии, протянувшемся в широтном направлении от Нижнего Придунавья до Байкала и Монголии, в раннем железном веке сначала доминирует обширная кочевническо-скотоводческая скифо-сибирская культурно-историческая область (так называемый «скифо-сибирский мир»), а после ее исчезновения здесь складывается пелый ряд генетически связанных с нею кочевническо-скотоводческих сообществ, находившихся преимущественно под влиянием сарматских и хуннских (раннегуннских) племен. Соответственно, исследователи говорят о двух последовательных эпохах в истории степной полосы Евразии, условно именуя их «скифской» и «сарматской» (или «сармато-гуннской»). Напротив, для развития оседлого населения скотоводческо-охотничьих и скотоводческо-земледельческих сообществ лесной зоны Восточной Европы, Урала и Сибири, несмотря на их контакты с лесостепной и степной зоной, не характерна столь резкая смена культурно-политических эпох. Наконец, оседлое земледельческо-скотоводческое население лесостепной зоны Евразии, занимая промежуточное положение, находилось в тесном контакте как с лесными, так и со степными племенами. Соответственно, в некоторых районах (в частности, в Восточной Европе и в Минусинской котловине) население лесостепи в культурно-политическом отношении входило в «скифо-сибирский мир», а в последующем оказалось под сарматским и хуннским влиянием; в других районах жители лесостепи составляли единые культурные сообщества с лесными племенами (например, в Зауралье и Западной Сибири) или же образовывали собственные культурные области.
Ниже характеризуются крупнейшие культурно-исторические общности и области Евразии эпохи раннего железа. Исходя из изложенной в «Предисловии» концепции настоящего учебника, территории древних цивилизаций не затрагиваются, причем особое внимание уделяется территории бывшего СССР. РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В ЗАПАДНОЙ И СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ Гальштатская культурно-историческая общность и зона ее влияния Эта общность в период своего расцвета занимала значительную территорию, имела полиэтничный характер и состояла из ряда самостоятельных археологических культур. Основу формирования гальштатской культуры составили расселившиеся на указанной территории племена, говорившие на языках индоевропейской семьи, к тому времени уже раздробившейся на ряд языковых групп. Одна из таких групп, соответствующая истокам гальштатской общности, некоторыми историками и лингвистами именуется «древнеевропейской» и соотносится с памятниками «культуры курганных погребений» (1500-1200 гг. до н. э. ) и сменившей ее «культуры полей погребальных урн» (1200-800 гг. до н. э. ), фактически совпадающей с гальштатской культурой бронзовой эпохи. В конце II — начале I тыс. до н. э. гальштатская культура стала распространяться на прилегающие территории, став совокупностью археологических культур, т. е. культурно-исторической общностью. Расцвет гальштатской общности связан именно с наступлением эпохи железа в Западной и Средней Европе начиная с VIII в. до н. э. Единый финальный рубеж для всей гальштатской общности определить невозможно, ибо в начале V в. до н. э. в ее западной зоне начинается постепенный переход к наследующей ей латенской общности, завершающийся в одних регионах уже к середине V в., в других — лишь к началу IV в. до н. э. Таким образом, мы будем характеризовать гальштатскую общность в хронологических рамках VIII-V вв. до н. э.
Ареал данной общности в ее максимальных границах соответствует, во-первых, Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии и Северо-Западным Балканам (восточная зона, где этническую основу составляли иллирийцы), во-вторых, Швейцарии, Германии (без ее северо-восточных областей), а также части Франции между Рейном и Луарой (западная зона, где основой этнического массива являлись кельты).
Гальштатская культурно-историческая общность: Иллирийцы — собирательный этноним, который впервые встречается в древнегреческих текстах и относится к ряду близкородственных индоевропейских народов, населявших (наряду с некоторыми другими народами) северо-запад Балканского полуострова от Адриатики до Дуная; кроме того, часть иллирийцев проживала за пределами гальштатской общности на юго-востоке Апеннинского полуострова. Кельты — многочисленные и разнообразные племена, близкородственные в языковом и антропологическом отношении, принадлежащие также к индоевропейской языковой семье. В письменных источниках они впервые встречаются в упоминаниях древнегреческих авторов: на рубеже VI-V вв. до н. э. у Гекатея Милетского и в середине V в. до н. э. у Геродота. За пределами ареала гальштатской общности располагается область ее влияния. Она охватывает прежде всего Нижнее Подунавье — территорию фракийцев (зона так называемого «фракийского гальштата»), север Апеннинского и Пиренейского полуострова, а также междуречье Вислы и Одера. Вне влияния гальштатской общности — в Северо-Восточной Германии, в Западной Франции, в Британии и в Скандинавии — в соответствующую эпоху еще продолжается бронзовый век.
Большинство из ныне известных поселений гальштатской общности — это городища площадью в несколько гектаров; наиболее известны Камп-де-Шато на Верхнем Рейне, Нейхейзель на Среднем Рейне, Гейнебург на Верхнем Дунае. Гальштатские городища защищались рвом и валом, который мог быть обыкновенным земляным, а мог иметь деревянную и каменную основу. В конце гальштатской эпохи появляются также деревянно-земляные крепостные стены с каменным панцирем снаружи, из которого выступают вертикальные столбы, вкопанные в землю и соединенные горизонтальными балками-поперечинами с аналогичными столбами на тыльной стороне; иногда такую стену с тыла дополняли земляной насыпью. Таковы, в частности, укрепления Гейнебурга, причем со временем на этом городище появились еще более мощные крепостные стены из сырцовых кирпичей, на каменном цоколе. Гальштатские жилища обычно однокомнатные прямоугольные, с глиняным полом, с деревянными или плетневыми стенами, обмазанными глиной, с очагом, с соломенной крышей. Известны также свайные поселения, например Донья Долина в Боснии, где жилища двухкамерные, состоящие из сеней с глиняным очагом и главного помещения с глинобитной печкой. Известно множество могильников гальштатской общности — как бескурганных, так и курганных. Доля последних по мере развития гальштатской общности нарастает. Бескурганные могильники обычно находятся рядом с соответствующими городищами. Одним из наиболее примечательных является могильник близ современного австрийского города Гальштат, по названию которого археологи дали имя всей культуре и общности. Гальштатский могильник, возникший еще в эпоху бронзы, в эпоху железа функционировал почти 300 лет (с 750 по 450 г. до н. э. ) и был одним из богатейших (источник богатства оставившего его населения — близлежащие соляные рудники того же времени). Гальшатский могильник биритуальный: более половины из раскопанных погребений содержат трупоположения, чуть менее половины — остатки кремации. В первом случае покойных клали в крупные овальные ямы в вытянутом положении на спину или на бок. Во втором случае сожжение обычно осуществляли вне могильника, затем оставшийся прах помещали в погребальный сосуд, который ставили в небольшую округлую яму, либо ссыпали прах непосредственно на дно ямы.
Погребения Гальштатского могильника, как и погребения других могильников гальштатской общности, содержат обильный и разнообразный заупокойный инвентарь: оружие, керамическую посуду, орудия труда; иногда в могилы помещали ритуальные бронзовые сосуды. В могилах найдено много импортных изделий греческого и италийского происхождения. Гальштатская культура. Курганные могильники состояли из курганов средней величины, округлых или овальных. В конце существования гальштатской общности появляются и весьма крупные курганы (до 8-15 м высотой, до 100 м в диаметре), причем часто они возводятся на возвышенных местах, иногда совершенно изолированно или же по краям курганных групп. В таких крупных курганах часто встречаются погребения на повозках, иногда — в деревянных срубных камерах. Примером богатого гальштатского погребения, демонстрирующего связи местной знати с античными средиземноморскими торговыми центрами, является курган в Виксе (Франция), датируемый концом VI в. до н. э. Здесь под насыпью высотой 6 м и диаметром 42 м в яме с деревянной погребальной камерой, на кузове четырехколесной повозки покоилась знатная женщина 35 лет, украшенная массивной золотой диадемой (по другой версии с гривной) в греческом стиле с фигурками Пегасов, а также браслетами, застежками-фибулами и ожерельями из янтарных и диоритовых бус. Окованные железом колеса были сняты с колесницы и поставлены вдоль одной из стен камеры, а у противоположной стены, помимо прочих даров, стоял огромный бронзовый сосуд — древнегреческий кратер высотой 164 см, весом 208 кг и объемом 1200 литров. Исключительный характер имеет гальштатское погребение середины I тыс. до н. э. в Бычьей Скале в Моравии. Здесь в преддверии пещеры, на месте, где прежде находилась кузница, было совершено богатое захоронение аристократа. Погребение содержит большое кострище, в центре которого находились кремированные останки «князя». Это кострище окружено 40 скелетами мужчин, женщин и детей. В захоронении найдены также котел с человеческим черепом и таз с обугленным зерном, алтарь с отрубленными руками и черепом, скелеты двух коней в сбруе, остатки сгоревшей боевой колесницы, бронзовое навершие скипетра, а также украшения, оружие и бронзовая статуэтка быка. Сцены, представленные на гальштатских керамических урнах и бронзовых сосудах — «ситулах», демонстрируют детально разработанный погребальный ритуал: он включал похоронную процессию, которая сопровождала повозку с погребальной урной, заупокойный пир и т. д. Материал гальштатских погребений свидетельствует о выделении в среде общинников воинского слоя с богатой аристократической верхушкой, т. е. о формировании раннеклассового общества. По материалам тех же погребений, а также поселений и мастерских гальштатской общности реконструируются основы хозяйства и важнейшие элементы материальной культуры ее населения. Очевидно, что основой хозяйства народов гальштатской общности являлось земледелие, причем эти племена уже знали все впоследствии характерные для Европы виды злаков (кроме овса, освоенного лишь к середине I тыс. до н. э. ) — зерна их находят при раскопках. Основным орудием земледельческого труда служил деревянный плуг в виде рогатины, имевшей горизонтальный сук — рабочую часть и наклонный сук — дышло (часто с деревянным вставным резаком для подрезания пласта); использовалась также деревянная соха с лопатовидным сошником. Еще одним важным орудием труда, использовавшимся, в частности, при подсечно-огневом земледелии, были так называемые «кельты» — топоры и тёсла со втулкой, перпендикулярной лезвию, что предполагает использование коленчатой рукояти. «Кельты» могли служить и в качестве оружия.
Гальштатская культура. Вооружение, украшения и орудия труда: Животноводство имело подсобный характер, причем все впоследствии известные для Европы виды домашнего скота в гальштатской общности. Уже существовали, о чем можно судить по костным остаткам на поселениях и в погребениях.
Гальштатская культура. Конный воин с боевым топором-«кельтом» и двумя копьями, в шлеме и со щитом (реконструкция) Племена гальштатской общности имели развитую черную металлургию, что установлено благодаря находкам криц в форме брусков с острыми концами, а также остатков сыродутных печей и кузниц. Была развита и цветная металлургия. О соледобыче свидетельствует открытие древних копей — в частности, рядом с Гальштатским могильником, создателей которого обогащал этот промысел. О существовании ткачества и прядения говорят находки тканей, изображения ткущих и прядущих женщин на погребальных урнах, а также законсервировавшиеся в тех же гальштатских соляных копях остатки шерстяной и тканой одежды. В качестве основного наступательного вооружения использовались колющие мечи, кинжалы, копья, боевые ножи и топоры, а оборонительным оружием служили шлемы и щиты, изредка панцири. Мечи и кинжалы сначала имели бронзовый или железный клинок, расширяющийся посередине, и бронзовую Основной элемент конского снаряжения составляли удила — сначала бронзовые, позднее железные, двузвенные, с однокольчатым внешним завершением каждого звена, причем к этому кольцу иногда присоединяли бронзовые подвески ддя повода. К этим же внешним кольцам для соединения удил с ремнями конского оголовья крепились так называемые псалии в виде прямых или загнутых бронзовых стержней с тремя отверстиями для пропускания ремней, идущих к удилам и к оголовью. Псалии обеспечивали более эффективное управление конем.
Гальштатская культура. Конское снаряжение и повозки: Весьма разнообразны сосуды гальштатской общности. Гальштатская керамика — лепная (сделанная без применения гончарного круга). Это горшки с узким горлом и плоским дном, тарелки, миски, чаши. Сосуды имеют черную поверхность (вследствие использования графита) с врезным линейным декором, а иногда — многоцветную роспись. Замечательны полихромные погребальные урны высотой до 1 м, грушевидные и биконические. Их роспись может быть геометрической (меандровые ряды, перевернутые треугольники) или сюжетной. Изображаются сцены ритуального характера: четырехколесные повозки с погребальными урнами, запряженные парой лошадей, геометричные фигурки женщин, воинов, всадников, пахарей и др. На плечики урн могли помещать лепные статуэтки женщин и всадников, а ручки этих сосудов иногда делали зооморфными. Помимо керамических сосудов, известны бронзовые клепаные ритуальные ведра — усеченно-конические ситулы и цилиндрические цисты. Ситулы знамениты многоярусными сюжетными сценами, опоясывающими сосуды в несколько рядов: здесь с помощью чеканки изображены шествующие люди, всадники, двухколесные колесницы, кулачные бои, пиршества, музыканты с флейтами, животные и т. д. Гальштатская одежда, несмотря на утрату органических элементов (исключение — вышеупомянутые остатки одежды в соляных копях), восстанавливается по изображениям на урнах и ситулах, а также по материалу погребений. Женщины носили колоколовидные платья с геометрической вышивкой и длинные покрывала, мужчины — короткие плащи, туники или же узкие либо широкие штаны. Весьма разнообразны головные уборы (шляпы, береты, колпаки). Важный элемент одежды и одновременно яркое украшение — разнообразные пружинные застежки-фибулы (чаще бронзовые) с ладьевидной или змеевидной дужкой, позднее — очковидной, дуговидной или литавровидной. Для крепления плаща и для волос использовались также булавки из бронзы и железа, имевшие от одной до трех головок конусовидной, шаровидной или лебедевидной формы. Известны бусы — янтарные и из непрозрачного стекла (желтые с синими глазками, обведенными белым). Популярны бронзовые шейные гривны, а также бронзовые браслеты, как ручные, так и ножные. Наконец, археология позволяет говорить о наличии у создателей гальштатской общности таких культов, как солярный, на что указывает массовое использование концентрических кругов в орнаментике, и хтонический — культ Верховной богини, покровительницы плодородия: предполагается, что именно она изображена стоящей на вышеупомянутой модели колесницы из Штретвега (нагая, вдвое выше окружающих ее людей, приносящих ей в жертву животных, она поддерживает ритуальное блюдо).
Гальштатская культура. Сосуды:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|