Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ционных сообщений, которые должны быть доступны и по! 6 страница





12. 4. Формы деловой коммуникации в организации


 


Задачи лучше формулировать гибко, чтобы при необходимс можно было их подкорректировать. Как правило, любые перего» ры ведут к подписанию договора — документа, юридически прор ботанного и выверенного специалистами.

Предметом переговоров может стать любая информация, сительно которой нет согласия, но он должен носить практическ характер и учитывать складывающуюся ситуацию.

Место проведения переговоров. Переговоры можно проводить своем офисе или на территории оппонента. При этом в каждой с? туации есть свои позитивные моменты.

Если встреча происходит на вашей территории:

•ф всегда можно посоветоваться с партнерами или лицом, котор му поручено вести переговоры, а если нужно — заручиться по| держкой и одобрением;

•ф- оппонент не имеет возможности по собственной инициат? Ий| свернуть переговоры и уйти;

•ф- можно заниматься и другими делами, вы окружены привычны» удобствами;

•ф создается психологическое преимущество: оппонент пришел I вам;

•ф можно организовать пространственную среду таким образо* чтобы эффективно использовать возможности невербально информации. Если встреча происходит на территории оппонента:

•ф ничто не будет отвлекать, можно сосредоточиться исключит

но на переговорах; ^ф- можно «придержать» информацию, сославшись на то, что у ва

нет с собой документов;

•ф есть возможность обратиться непосредственно к руководите вашего оппонента;

•ф организационные вопросы решает оппонент;

•ф анализ окружения оппонента даст возможность выбрать наиб лее эффективный сценарий взаимодействия с ним. Если ни тот, ни другой вариант не устраивает стороны, мо>

встретиться на нейтральной территории.

Начало переговоров является самой трудной задачей. В нач переговоров происходит взаимное уточнение интересов, точс зрения, концепций и позиций участников.

Процесс переговоров всегда происходит на двух уровнях: на однс обсуждение касается существа дела, на другом сосредоточивае


на процедуре решения вопросов, т. е. на том, каким образом вы бу­дете вести переговоры.

Выделяют следующие стили ведения переговоров: мягкий, жест­кий, рациональный (табл. 12. 2).

Таблица 12. 2. Стили ведения переговоров

Мягкий стиль   Жесткий стиль   Рациональный стиль  
Участники-друзья   Участники-противники   Участники — стороны, сов­местно решающие проблему  
Цель — достижение согла­шения при сохранении от­ношений любой ценой   Цель — достижение своей цели (победы) любой це­ной   Цель — получение разумного результата при сохранении отношений  
Делать уступки для сохра­нения отношений   Требовать уступок в каче­стве условий для продол­жения отношений   Обдумывать  взаимовыгод­ные варианты  
Доверять другим   Не доверять другим   Вести переговоры независи­мо от степени доверия  
Поддаваться давлению   Применять давление   Использовать доводы, а не давление  
Настаивать на соглаше­нии   Настаивать на своей пози­ции   Настаивать на применении объективных критериев  
Поиск решения для сохра­нения отношений   Поиск решения для реали­зации своих задач   Поиск вариантов выбора — решать позже  
Легко менять свою пози­цию   Твердо придерживаться своей позиции   Концентрироваться на инте­ресах, а не на позициях  
Мягкий курс в отношени­ях с людьми и при реше­нии проблемы   Жесткий курс в отноше­ниях с людьми и при ре­шении проблемы   Мягкий курс в отношениях с людьми и жесткий - при ре­шении проблемы  
Добиваться сохранения отношений ценой усту­пок, но впоследствии мо­жет появиться чувство обиженности   Добиваться победы давле­нием, но возможна поте­ря отношений и перспек­тивы дальнейшего сотруд­ничества   Результат, максимально учи­тывающий интересы обеих сторон  

Источник: Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Пер. с англ. М., 1992.

Выделяют четыре принципа ведения переговоров:

-ф разграничение — следует разграничивать участников пере­говоров и предмет переговоров;

-ф интересы — сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях; ф- варианты — прежде чем решать, что делать, выявите все воз­можные варианты решения вопроса (ищите варианты);

-ф критерии — постарайтесь, чтобы результат основывался на каких-то объективных критериях (ищите критерии).



Глава 12. Коммуникации в организациях


12. 5. Особенности маркетинговых коммуникаций



 


 


Переговоры проходят три стадии:

-Ф- с т а д и я анализа, на которой необходимо собрать инфор цию и ббдумать ее; разобраться в проблеме; определить и* сы своей и другой стороны;

-ф- стадия планирования, на которой надо обдумать все можные варианты решения проблемы, спрогнозировать можный алгоритм поведения другой стороны и свою реакщ

-ф- стадия дискуссии требует использования четырех

ципов ведения переговоров.

После завершения переговоров необходимо проанализиров результаты и, подводя итоги, выяснить:

-ф- какие действия способствовали успеху (неуспеху) переговор

-ф- какие трудности возникали и как они преодолевались;   ' ть

-ф- что не было учтено при подготовке к переговорам и почему»»

-ф- какие неожиданности возникли в ходе переговоров;                             ; ? •'•

-ф- почему не удалось диагностировать особенности партнера1, 11 личностные характеристики;

-ф- каково было поведение партнера на переговорах, его

-ф- какие коммуникационные ошибки был допущены с обеих х

рон; ^ какие принципы ведения переговоров можно использовать

других переговорах;                       \

-ф- какие уроки нужно извлечь на будущее.

Использование этих практических рекомендаций может спс ствовать эффективности деловых коммуникаций.

12. 5. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Маркетинговые коммуникации - это процесс передачи обращения от \ изводителя к потребителю с целью предоставить ему товар или уел ганизации в привлекательном для целевой аудитории свете.

Если исходить из представлений, выдвинутых школой сог ных систем, то маркетинговые коммуникации можно рассмат| вать как необходимый инструмент, обеспечивающий взаимоде^ вие организации с внешней средой прямого воздействия.

Основная цель маркетинговых коммуникаций — воздействие' поведение потребителей. Соответственно, можно выделить дующие задачи маркетинговых коммуникаций:

-ф- информирование аудитории о существовании опреде ных товаров и услуг, объяснение их предназначения;

-ф- убеждение — формирование благоприятного отношения; I требителя к организации и ее маркам;


^создание образа - формирование образа организации, связанного с дифференциацией потребителем марок выпускае­мого продукта;

•ф- подкрепление - удержание постоянных потребителей.

Маркетинговые коммуникации включают: личные продажи, рек­ламу в средствах массовой информации, прямой маркетинг, меро­приятия по продвижению продукта и связи с общественностью. Наиболее современными формами маркетинговых коммуникаций считаются различные формы прямого ответа потребителям, про­движение через электронные сети и Интернет.

Основным объектом коммуникативного воздействия не всегда является отдельный потребитель. Зачастую в роли объекта высту­пает некая «единица, принимающая решение о покупке», состоя­щая из нескольких лиц. Специалисты характеризуют пят* основ­ных покупательских ролей:

•ф- инициатор покупки - первым предлагает купить товар или ус-

•ф- оказывающий влияние - дает советы;

•ф- принимающий решение - совершает выбор по одному из компо­нентов решения: что покупать, где и вообще покупать ли;

•ф- покупатель - совершает покупку;

•ф- пользователь - использует товар.

Представления о «единице, принимающей решение» становит­ся основой для построения плана маркетинговых коммуникаций. Например, при выборе туристической путевки отмечено особое значение лиц, «оказывающих влияние» (друзья, родственники, кол­леги и т. д. ), предлагающих собственные варианты решения пробле­мы. Стратегия коммуникационного воздействия туристической фирмы должна учитывать это обстоятельство.

Процесс маркетинговых коммуникаций. Маркетинговые ком­муникации имеют специфические черты, связанные с особой необ­ходимостью привлечения внимания аудитории к сообщению и пра­вильной его интерпретации. Согласно данным ряда исследований, человек подвергается воздействию свыше 500 рекламных сообще­ний в день, а его внимание привлекают не более 10% из них

Эффективность рекламного сообщения зависит от следующих его характеристик: его практической ценности; содержания аргу­ментов, «оправдывающих» приобретение; соответствия интересам Целевой аудитории; степени новизны информации; способов воз­действия на аудиторию.

Интерпретация сообщения связана со степенью выраженности Потребностей потребителя, доступности и понятности языка обра-


Контрольные вопросы




Глава 12. Коммуникации в организациях


 


 


 


щения, особенностей группового давления со стороны значил людей.

Эффект воздействия маркетинговых коммуникаций может ниваться как по прямым показателям (объем продаж), так и по пр межуточным показателям, таким, например, как осведомленность< марке и отношение к производящей организации. Некоторые циалисты используют «модели иерархии эффектов», основами! на предположении, что коммуникация выполняет свои задачи прохождении потребителем трех фаз: фазы «узнавания» (осведс ленность о продукте); фазы «ощущений» (отношение и предпоч ние); фазы «действия» (пробное использование продукта, повт ное приобретение).

П. Дойль, основываясь на основных положениях теории кодш никаций, предлагает следующие практические выводы для спе листов в области маркетинга:

-ф- значительная часть маркетинговых коммуникаций неэффе* на, большая часть обращений теряется в «информационно! океане»;

-ф- сила воздействия коммуникаций на потребителя зависит от I пени новизны товара, творческого подхода к его созданш объема и частоты презентаций, следовательно, требуются зь чительные материальные и творческие инвестиции в их разр ботку;

-ф- коммуникация должна быть направлена на интересы целевой ая дитории: обращения, не соответствующие социальному полоз! нию или индивидуальным потребностям, не пропускаются в I знание получателя;

-ф- функции коммуникаций изменяются в зависимости от типа шения о покупке. В случае высокой степени вовлечения пс бителей задача коммуникации заключается в формировании) дивидуального образа товаров, в случае низкой степени вовлеч ния необходимо изменить'отношение к товару и трансформйй| вать покупательское поведение;

-ф- тип коммуникации определяется особенностями покупатель го поведения. Личные продажи стимулируют рациональные] шения, основанные на получении информации. Реклама в шей степени влияет на решения, основанные на эмоциональнь^ реакциях;

-ф- маркетинговые коммуникации эффективнее использовать изменения марочных предпочтений покупателей, чем для уве чения объема сбыта товаров данной категории.


ВЫВОДЫ

1. Коммуникации в организации - это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязан­ностей или должностных инструкций.

2. Необходимым условием существования организации является координа­ция совместной деятельности ее работников для достижения поставлен­ных целей. Эффективность деятельности организации зависит от того, насколько хорошо отлажена в ней система приема, передачи и переработ­ки информации.

3. Существуют различные типы организаций. Принадлежность организа­ции к какому-то конкретному типу определяется тем, каким именно спо­собом объединяются элементы ее внешней и внутренней среды и направля­ется их деятельность на достижение поставленных целей и результатов. Основные различия коммуникаций заключаются в их структурных и про­цессуальных характеристиках.

4. Направленность коммуникаций в организациях носит вертикальный и горизонтальный характер. Вертикальные коммуникации - восходящие и нисходящие - возникают между лицами, обладающими различным стату­сом внутри организации. Горизонтальные коммуникации в организациях возникают в процессе взаимодействия между лицами, равными по положе­нию.

5. Наряду с формальными в организациях существуют неформальные ка­налы коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно на­звать каналом распространения слухов. По данному каналу связи ин­формация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Приведите характеристики основных элементов системы открытой организации.

2. Что собой представляет формальная структура коммуникаций в организации?

3. Опишите модели коммуникативных сетей, обеспечивающих прохождение гори­зонтальных и вертикальных информационных потоков в организации.

4. Опишите психологические типы коммуникаторов в организации.

5. Каковы основные этапы коммуникационного процесса в организациях?

6. В чем отличия вертикальных и горизонтальных коммуникаций?

7. Приведите основные характеристики эффективных и неэффективных межлич­ностных коммуникаций в организации.

8. В чем заключается роль обратной связи в межличностных коммуникациях?

9. Каковы основные цели нисходящих коммуникаций?

Ю. Опишите методы повышения эффективности восходящих коммуникаций.

П. Какова роль неформальных коммуникаций в организации?

12. Дайте характеристику процесса маркетинговых коммуникаций.


Глава 12. Коммуникации в организациях



 


 


ЛИТЕРАТУРА

Аммельбург Г. Предприятие будущего. Структура, методы и стиль руководства.

1996.

Виханский О. С., Наумов А. П. Менеджмент: Учебник для вузов. М., 1998. Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. ]

1993.

Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. СПб., 1999. Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1997. Лютенс Ф. Организационное поведение / Пер. с англ. 7-го изд. М., 1999. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002.

Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер с англ. М., 1995. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с ан

СПб., 2001,

НъюстромДж. В., Дэвис К. Организационное поведение / Пер. с англ. СПб., 2000. ь Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. ]

собие. СПб., 2001. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учеб. по

СПб., 2000.                                                                                                      ,,
Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями: Учеб, пособие. СПб.,
Снетков В. М. Психология коммуникаций в организации: Учеб. пособие. СПб., !


Глава 13

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

13. 1. Понятие политической коммуникации (513) • 13. 2. Структура, средства Ц моде­ли политической коммуникации (517) • 13. 3. Электоральная политическая коммуни­кация (522) • 13. 4. Политическая коммуникация в информационном обществе (530)

13. 1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Политика, как и любая сфера человеческой деятельности, изна­чально содержит в себе коммуникационное начало, которое прояв­ляется в конкретно-исторических формах взаимодействия, «обще­ния» различных субъектов политики — индивидов, социальных групп и выражающих их интересы институтов по поводу установле­ния, функционирования и изменения власти в обществе.

Сущностной стороной феномена власти — ключевого предмета исследования в политической науке — являются отношения господ­ства (руководства) — подчинения. Это дает основания рассматри­вать власть и ее осуществление как коммуникационный процесс, который предполагает информационное взаимодействие «управля­ющих» и «управляемых», точнее, информационный обмен, обрат­ную связь между ними.

Политика осуществляется прежде всего в информационном про­странстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владе­ет миром» сегодня приобретает важнейшее значение — информа­ция становится не только технологической основой коммуника­ции, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.

Потребности политической системы в средствах, коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов по­литики, способов принятия политических решений, размеров госу­дарства и некоторых других факторов. Естественно, что в традици­онных государствах прошлого потребности в средствах коммуника-


Глава 13. Политическая коммуникация



13. 1. 'Понятие политической коммуникации



 


 


ции были ограничены. Роль таких средств выполняли главным разом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной письменной форме политическую    информацию: королевски! указы и распоряжения, письма наместников и т. п. Изобретение распространение в XIX — XX вв. телеграфной и телефонной радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся муникативные потребности государств, но и произвело настоя! революцию в политике. Можно утверждать, что существует пряма зависимость степени развития гражданского общества от плотнс ти и открытости коммуникации: ее плотность порождает возмоя ность коллективного действия, и чем плотнее информационное I общение между его участниками, тем действия эффективнее, те» эффективнее общественное управление политическими проце сами.

Политическая коммуникация выступает своеобразным социа но-информационным полем политики. Ее роль в политическс жизни общества сопоставима, по образному выражению франь ского политолога Ж. М. Коттрэ, со значением кровообращения, организма человека.

Изучение политической коммуникации восходит к Платону, ни начало современным изысканиям положили исследования прог* ганды в Первой мировой войне, проводившиеся после ее окон» ния. С тех пор много внимания уделялось изучению форм и об тов политической коммуникации, анализу средств передачи сое щений, их содержания, а также воздействия сообщений на их пол чателей. Фундаментальные работы в этой области, равно как и I термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940-х-начале 1950-х гг. Выделение исследований политической комл, кации в самостоятельное направление на стыке социальных и пол тических наук было вызвано демократизацией политических щ: цессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетиче кой теории, возникновением и возрастанием роли новых коммун* кационных систем и технологий.

Основателями общей теории политической коммуникаг: были представители двух американских научных школ: 1) сторс ники так называемого кибернетического направления в анализе < циальных систем (К. Дойч и др. ), 2) представители структуры»: функционального подхода к изучению политики (Г. Алмонд и др. )'*

Впервые политическую систему как информационно-коммут тивную систему представил К. Дойч. По его мнению, «процесс равления есть процесс власти, основанием которого выступа коммуникация».


Дойч предлагает рассматривать политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из которых свя­зан с различными фазами црохождения информационно-коммуни­кативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; 4) осуществление ре­шений с учетом обратной связи.

Политическая система принимает информацию через так назы­ваемые рецепторы (внешнеполитические — информационные служ­бы и др., внутриполитические — центры изучения общественного мнения), где происходят селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных. На следующей фазе новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти и ценностей», где сравнива­ется с уже имеющейся информацией и оценивается с позиций цен­ностей, норм и стереотипов. После этого правительство («центр принятия решений»), уже имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая поли­тическая ситуация соответствует интересам и целям, принимает ре­шение по регулированию текущего состояния системы. Наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др. ) на последней фазе реа­лизуют решения, результаты которых в виде новой информации по. «обратной связи» поступают к «рецепторам»; таким образом, систе­ма вступает в новый цикл функционирования.

В модели Г. Алмонда политическая система предстает как сово­купность политических позиций и способов реагирования на опре­деленные политические ситуации с учетом множественности инте­ресов. Важнейшей является способность системы развивать попу­лярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и ло­зунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Под функцией понимается любое действие, которое способству­ет сохранению и развитию данного состояния политической систе­мы, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличают­ся непостоянством и развиваются с учетом конкретно-историчес­кой обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Специфическая роль принадлежит функции политической ком­муникации, обеспечивающей распространение, передачу полити­ческой информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Комму­никативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической ком-


зз-


 




Глава 13. Политическая коммуникация


13. 2. Структура, средства и модели политической коммуникации


 


муникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабил ности.

Представители структурно-функционального подхода, рассматрц вающие политическую коммуникацию как одну из функций пол» ческой системы, характеризовали ее с точки зрения гомогенное политической информации, ее мобильности, объема, направлен ности.

В современной науке существует несколько подходов к понят «политическая коммуникация». Среди них можно выделить следуй*! щие:

•ф- политическая коммуникация — это постоянный процесс перел чи политической информации, посредством которого полк ческие тексты циркулируют между различными элементами п« литической системы, а также между политической и ми системами (Л. Р. Посикера);

•ф- политическая коммуникация подразумевает не односторонт направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон формальных коммуникационных процессов в обществе, кс рые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай);

•ф- политическая'коммуникация — это процесс передачи политиче

кой информации, благодаря которому она циркулирует от однс

части политической системы к другой и между политической

системой и социальной системой (Р. Ж. Шварценберг).

В целом политическую коммуникацию можно определить как процес^

информационного обмена между политическими акторами, осуществ

мый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Сущностной стороной политико-коммуникационных процесс является передача, перемещение, оборот политической инфор* ции, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественна практической деятельности обмениваются (собирают, храня перерабатывают, распространяют и используют) «источники» «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, со! альные группы, слои, классы. Политическая информация предсг ляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах) событиях политической сферы общества. С ее помощью передав ся политический опыт, координируются усилия людей, происхо^ их политическая социализация и адаптация, структурируется пс тическая жизнь.

Важным аспектом политической коммуникации является еловой аспект взаимоотношений между субъектами полит путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее ое


ществление. При использовании различных коммуникативных мо­делей передается три основных типа политических сообщений: по­будительные (приказ, убеждение); собственно информативные (ре­альные или вымышленные сведения); фактические (сведения, свя­занные с установлением и поддержанием контакта между субъекта­ми политики).

Кроме типов политических сообщений в системе политической коммуникации выделяют также три уровня информационных потоков.

Первый уровень обслуживает органы власти и управления (циркулирует в основном служебная информация). Второй уро­вень — образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация). Третий уровень обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.

Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени.

Политическая коммуникация выполняет следующие функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу:

-ф- информационная (главное содержание этой функции заключает­ся в распространении необходимых знаний об элементах поли-' тической системы и их функционировании);

-ф- регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм вза­имодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);

-ф- функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и по­литического поведения);

-ф- манипулятивная (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам).

13. 2. СТРУКТУРА, СРЕДСТВАМ МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

В структуре политической коммуникации можно выделить как содер­жательный, идеальный элемент, так и формальный, материальный (каналы, средства). Политическая, как и иная, коммуникация пред­полагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средст­во передачи и, наконец, получателя.




Глава 13. Политическая коммуникация


1В. 2. Структура, средства и модели политической коммуникации


 


Под средствами политической коммуникации понимаются опред^ ленные организации и институты, функционирующие в рамках ее циалыюй и политической систем, с помощью которых осущест ется процесс обмена информацией. Некоторые исследователи носят к средствам также коммуникативные действия или ситуаций^! группы или отдельных индивидов, способствующих обмену инфор»! мацией (прямому или непрямому, опосредованному или непосреД-| ственному, немедленному или протяженному во времени).

Р. Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политичесч! кой коммуникации, основанные на использовании различш средств: 4- коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т. д. ) »|

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...