Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 14. Публичная коммуникация 2 страница




Сеть Интернет сегодня является самой демократичной и бы-1 строрастущей системой доступа к электорату. Как полагают многие | исследователи, электронные коммуникации станут с точки зрения электорального процесса столь же революционными, как ТВ и радио. Но если радио завоевывало свою аудиторию в течение 50 лет, телевидению на это потребовалось времени на порядок меньше, то развитие средств электронной коммуникации носит взрывной характер. Отметим некоторые особенности Интернета, которые должны я учитываться политическими деятелями при продвижении своих. 1 взглядов в сетевой среде, особенно во время предвыборных кам-| паний: •$- легкость, быстрота и дешевизна публикации (во много раз проще и дешевле, чем любые традиционные средства рекламы И раскрутки); •ф- возможность доступа к опубликованной информации из любой точки мира (это особенно важно для оперативной связи с реги­онами); •ф- интерактивность — возможность работать с «обратной связью» 1 (проведение Интернет-конференций, дискуссий, голосований, переписка, в том числе создание представления о прямом обще­нии политика с избирателями); ^ использование сетевых ресурсов в качестве источников инфор­мации журналистами традиционных СМИ; -ф- не вполне ясный на сегодняшний день статус сетевой публика­ции позволяет политику опубликовать информацию в Интерне­те, которая не подходит по формату или содержанию для тради­ционной прессы. В настоящее время использование всемирной компьютерной сети в предвыборных кампаниях представляется наиболее перспек­тивным. В подтверждение сказанного можно привести следующие аргументы: -ф- от организации входной информации в Интернет напрямую будет зависеть ее распространение, а с точки зрения РК-техно-логий пользователи Интернета представляют наиболее актив­ную и «продвинутую» часть общества, участвующую в процессе формирования общественного мнения и предпочтений избира­телей. Граждане и общественные группы пользуются Интерне­том для организации своих акций, общественных кампаний, для лоббирования; -ф- на финише предвыборных кампаний сетевые технологии иде­ально подходят для вброса своевременной и «нужной» информа­ции, выгодно отличающейся от привычных средств агитации; -$• монолог претендента на государственную должность все чаще преобразуется в интерактивное общение с избирателями или наиболее активными их представителями. Интернет дает воз­можность отказаться от дорогостоящих рекламных роликов и телевизионных клипов с цитатами, которые в настоящее время доминируют в предвыборной борьбе, и перейти к недорогим ин­терактивным и более серьезным видам политического общения. С точки зрения содержания можно выделить несколько групп «выборных» ресурсов Интернета, полезных участникам электо­ральной коммуникации: -ф- страницы (реже — участие в телеконференциях) партий и канди­датов, основная задача которых — агитация, привлечение новых избирателей; -ф> страницы избирательных комиссий, призванных публиковать официальную информацию о выборах — справки о кандидатах, информацию об избирательных участках, результатах выборов, сбор сообщений о нарушениях и т. д.; -ф- опросные сайты, где предлагается проголосовать за какого-ни­будь кандидата или предложить своего — своеобразные упражне­ния по голосованию, результаты которых обычно контролиру- Глава 13. Политическая коммуникация 13. 4. Политическая коммуникация в информационном обществе   ются владельцем сайта и создают псевдорейтинги для упомяну­тых на них кандидатов; •ф- аналитические сайты, где стремятся представить различные по» литические силы (их агитационные материалы, интервью с ли­дерами, оценки экспертов и др. ). Сюда же относятся заказные и незаказные предвыборные материалы СМИ; -ф- статистические данные о регионе, об избирателях, которые в' Интернете не представляют уникального информационного ре­сурса, поскольку их можно получить из вполне доступных ста* тистических брошюр или компакт-дисков. Интернет полезен не только тем, что облегчает доступ к инфор­ мации. Он также облегчает и активизирует общение избирателя с властью.                                                                                                                                                                                 ,,.; • Электронное правительство. Информационные технологии в I государственном управлении (е-СоуегптеШ) потенциально могут,! сыграть ключевую роль во внедрении идей информационного об- 1 щества. Электронное правительство повышает эффективность ра- 1 боты государственного аппарата и производительность труда в го-; | сударственном управлении. Поэтому в Интернете появились обо-Ж значения для характеристики различных аспектов государственно­го управления (наряду с обозначениями В и С — «бизнес» и «потребитель», которые давно используются в разных сочетаниях В2В, В2С, ... ): •ф- автоматизация отношений и документооборота между ведомст­вами (С2С); < ф- отношения государственных органов и бизнеса, например авто- 1 матизация расчетов по налогам или проведение электронных тендеров на поставку оргтехники (В2С);                                                      / -ф- организация обратной связи с гражданами (С2С). Распространение высоких жизненных стандартов — одна из | главных целей государства в информационном обществе. Ее реше- | ние связано и со снижением издержек социальных коммуникаций, I для каждого члена общества. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы взаимоотношений го- Ц сударственных органов с населением позволяет каждому граждани­ну сократить затраты своего времени на стандартные операции. За­полнение налоговых деклараций, оплата коммунальных услуг, сдача экзаменов, получение разнообразных справок, участие в конкурсах | на замещение государственных должностей, получение правитель­ственных грантов и субсидий, видеоконференции с государствен-| ньши служащими — это лишь некоторые процессы» которые уже сейчас происходят виртуальным образом. В целом новые способы коммуникаций позволяют: достичь пол­ной прозрачности власти и гласности ее решений; сделать доступ­ными населению все государственные нормативные акты; рефор­мировать высокозатратные структуры; повысить комфорт повсе­дневной жизни; увеличить количество свободного времени. Развитая система политического информирования граждан не­сомненно способствует росту общественного доверия, необходимо­го для эффективного функционирования власти. Для формирова­ния устойчивой обратной связи важно и то, что Интернет предо­ставляет возможность интерактивного взаимодействия. Не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельнос­ти правительства, но и у правительства появляется дополнитель­ный канал информации, добровольно предоставляемой граждана­ми, что ведет к наращиванию той формы социального капитала, ко­торую ряд исследователей называет «моральные ресурсы». Чем больше граждане и власть узнают о деятельности и нуждах друг друга, тем выше степень взаимного доверия. Электронное правительство (е-Ссюеттеп1) — это система интерак­тивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур. Исследователи выделяют следующие принципы организации «электронного правительства»: -ф- ориентация на граждан. Граждане (налогоплательщи­ки) как владельцы правительства, а не только потребители его услуг, определяют политику и направление развития проекта; -ф-удобство и простота использования. Все электрон­ные приложения, применяемые в электронном правительстве, имеют своей целью облегчить пользование системой для граж­дан, увеличив скорость обслуживания запросов и сократив время ожидания; -ф- бизнес-трансформация. Все программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика электронного правительства направлены на то, чтобы придать правительст­венной системе эффективность бизнес-модели; -ф- стоимость и сложность должны быть сведены к мини­муму, чтобы работа с системой не вызывала затруднений как у частных, так и у корпоративных пользователей; -$• обслуживание. Эффективность работы электронного пра­вительства должна проявляться в его способности быстро и с на­именьшими затратами обслужить наибольшее число граждан, при этом обеспечивая высокое качество обслуживания; Глава 13. Политическая коммуникация 13. 4. Политическая коммуникация в информационном обществе   •ф- соответствие. Электронные приложения должны пол­ностью отвечать общей архитектуре систем безопасности, иде^ тификации, электронных платежей, а также общему дизайну пользовательского интерфейса системы; -ф- масштабность решений. Приложения должны обеспечу-вать взаимодействие между различными структурами и органа­ми, составляющими систему, и полную взаимную совместимость;, -ф- исполнение. Приложения должны соответствовать цели со-, вершенствования трансакций путем сокращения длительности и сложности обслуживания и прилагаемых усилий; -ф- отчетность. Приложения должны увеличивать точность дан­ных и возможность их архивирования, а также аудита трансак­ций; •ф- быстрота воплощения. Срок доработки и внедрения при­ ложений должен составлять от трех до девяти месяцев;                       , - -ф- готовность к действию. Правительственные органы^, должны проявлять готовность присоединиться к системе и под-,, строить под нее свою работу. Интернет бросает властным структурам свой вызов, диктуя новые правила игры. В XXI в. правительства должны стремиться к, таким целям, как: •ф- рост числа граждан, имеющих доступ к цифровым технологиям; -ф- интегрированные, полные и простые в использовании пути ин­терактивного общения между гражданами и властями, которые придерживаются политики открытости; •ф- безопасная электронная среда, защита прав граждан; возмож­ность использования беспроводной связи и приборов различно­го размера и конфигурации для доступа к правительственной ин­формации; •ф- активная инновационная политика и скорейшее воплощение но­ваторских решений на практике. Электронное правительство — главная задача властей в едином сетевом пространстве и основа всех моделей государственного уп­равления XXI в. В США к 2006 г., по прогнозам РоггезСег КезеагсЬ, в Сети будет действовать около 14 000 правительственных программ, с помо­щью которых будет собираться 15% налогов с населения США на. общую сумму 600 млрд долл. Переход правительства в онлайн будет проходить в несколько этапов. На первом этапе правительство, будет проводить через Интернет несложные транзакции: сбор от­числений за водительские и другие лицензии; на втором этапе, ве­роятно, будет создан единый сайт электронного правительства, где граждане смогут получить всевозможные сервисы. Работы по созданию электронных правительств в различных го­сударствах проводятся под лозунгом большей открытости и подот­четности правительств гражданам. Электронизация, скажем, вы­платы гражданами налогов является лишь технологической и дале­ко не главной задачей в этом движении. В свою очередь подотчет­ность не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой специфика­цией комплексов показателей работы конкретных государствен­ных органов и созданием доступных населению средств монито­ринга этих показателей. Построение такой системы позволит граж­данам самостоятельно судить об эффективности работы правитель­ственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ. При наличии объективных показателей работы государственно­го учреждения, в жизнедеятельности которого, как и любой ком­мерческой фирмы, можно выделить свою цепочку продуктивных и вспомогательных (обеспечивающих) бизнес-процессов, появляется возможность оценить организацию этих процессов в целом и каж­дого в отдельности. Это позволяет проводить в учреждениях реин-жиниринг внутренних бизнес-процессов с применением отработан­ных и широко используемых коммерческими предприятиями мето­дик и инструментов, а также внедрять передовой опыт реализации бизнес-процессов и их тестирования. Программы в области электронного правительства развивают не только США. В Великобритании реализуется программа. «Электронные граж­дане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратеги­ческая концепция обслуживания общества в информационную эпоху» («Е-Стгеп, е-Визтезз, е-СоуегптеШ. А 51га1е§1с Ргате\уогК Гог РиЬНс Зегасе т 1пе 1пГогтаиоп А§е»). Основная ее цель заклю­чается в анализе и конкретизации процесса перехода к правитель­ству информационного века. Разрабатываемая в Великобритании правительственная страте­гия предусматривает развитие и использование всех электронных видов сервиса. Это означает, что услуги могут предоставляться через Интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов. В то же время электронный сервис не пред­полагает отказа от персонального контакта. Если темпы роста ис­пользования Интернета британцами останутся на прежнем уровне, Великобритания в скором времени создаст наиболее современное электронное правительство. Опрос 250 правительственных организаций в Великобритании, Канаде, Австралии и США показал, что ожидается примерно пяти- Глава 13. Политическая коммуникация 13. 4. Политическая коммуникация в информационном обществе   кратный рост возможностей взаимодействия граждан с правитель-ственными службами через Интернет. Одна из центральных стратегических задач британской про­граммы — сделать новые виды сервиса доступными для всех потен­циальных потребителей без исключения. В частности, цифровое телевидение и новые типы мобильной связи рассматриваются как важные инструменты доступа в Интернет. Широкое распространен ние этих средств в значительной степени позволит снизить уро­вень «цифрового расслоения» (с11§1(: а1 ётйе) общества. Конкрет­ные мероприятия, направленные на решение этой проблемы, пред-* усматривают содействие правительства повышению квалификации граждан и предоставлению доступа в Интернет все большему числу людей. При этом содержание онлайнового общественного сервиса должно быть хорошо продумано и ориентировано на все категории: пользователей, включая представителей языковых меньшинств, не­трудоспособное население и людей, ограниченных в передвиже­нии. Британская программа исходит из того, что трансформация тра" диционных форм взаимодействия правительства и граждан в циф­ровую форму не должна стать причиной социального неравенства. Правительство принимает на себя обязательство по уменьшению' «цифрового расслоения» общества. Для этого оно проводит целе­направленную политику по повышению компьютерной грамотное-; ти, созданию центров обучения и улучшения условий для роста ква­лификации персонала в области информационных технологий, в том числе через обеспечение доступа к национальной сети обуче­ния и сетевой библиотеке Великобритании. Существует также рядГ; местных программ в этой области. Однако преодоление цифрового барьера предусматривает не только повышение квалификации населения и решение проблемы; доступа к информации. Некоторые граждане не хотят или не' имеют возможности стать прямыми пользователями новых техно-' логий, но рассматриваемая стратегия учитывает и эту категорию) населения. Новые технологии позволяют улучшить поддержку лич­ных и телефонных транзакций наряду с организацией интерактив­ного взаимодействия граждан. Для государственных органов основной целью станет освобожу дение служащих от выполнения рутинных процедур при интерак- > тивных взаимодействиях с населением и обеспечение служащих не*! обходимыми знаниями и оборудованием для успешного выполнет| ния функций промежуточного звена между правительством и граж-й данами. Ожидается, что к 2008 г., когда цели описанной программы будут достигнуты, ключевые правительственные услуги будут реа­лизовываться в электронном виде. Это означает, что наиболее рас­пространенные и типичные процессы взаимодействия правитель­ства с гражданами и бизнесом, например получение и отправка денег, сбор статистической информации, публикация законов, снабжение, будут реализованы с помощью информационных техно­логий. Появится широкий спектр медиасредств доступа к прави­тельственному сервису в сфере финансов, розничной торговле, культуре и других областях деятельности. Интернет превратится в централизованную систему, объединяющую непосредственно или через промежуточные звенья персональные компьютеры, цифро­вое телевидение, средства беспроводного доступа, телефоны и иные приборы с операторами центров вызовов. Услуги центров вы­зовов могут быть доступными в любое время и из любого места. Интересным примером использования современных средств элек­тронных коммуникаций является европейский проект С1ТУСАКВ, реализуемый в Болонье (Италия). Сами участники говорят, что этот проект «теледемократии» реализует новые, революционные подхо­ды к демократии в век информационных технологий. Они обосновы­вают Право на существование термина «электронное гражданство», который характеризует новые ресурсы, права и проблемы, возни­кающие вследствие воздействия на общество компьютерной рево­люции. Проект заключается в том, что все жители города Болонья полу­чают бесплатный доступ к компьютерной сети города с полным вы­ходом в Интернет. Для тех, кто не имеет дома компьютера, терми­налы для доступа к информации устанавливаются в общественных учреждениях — библиотеках, административных зданиях. Однако проект не ограничивается созданием технической инфраструкту­ры. Все отделения местной администрации получают в этой сети свой адрес и участвуют в обмене информацией с жителями. Разработчики подчеркивают следующие принципы этого обмена: < ^ двусторонний обмен сообщениями: гражданин может не только посылать сообщения местным властям (например, вопросы или комментарии), но и получать от них информацию в электрон­ном виде; •ф- сбалансированность обмена и равенство сторон диалога: мест­ные органы обязаны давать ответы на запрос гражданина, при этом обе стороны пользуются равными правами. В отличие от такого электронного средства информации, как, скажем, телеви­зор, обмен является двусторонним — из центра на периферию и из периферии к центру; Глава 13. Политическая коммуникация •ф- отсутствие временных ограничений на длительность сеансов 3 связи.                                                                                                                               I Целью проекта С1ТУСАКВ выступает повышение заинтересо-1 ванности жителей города в решении местных проблем («непосред-1! 1 ственная электронная демократия»). Создаваемая инфраструктура; | позволяет горожанам выражать свои мнения непосредственно | властям, получать ответы, участвовать в группах дискуссий (прооб- '* разом которых служат Интернет-конференции) и даже проводить референдумы. Местные власти могут организовать обсуждение предлагаемых ими проектов, формировать общественное мнение и учитывать популярность принимаемых решений среди жителей го­ рода, что становится особенно важным накануне очередных вы­ боров.                                                                                                                    : • В условиях увеличения числа индивидуальных пользователей в России Интернет дает возможность качественно нового взаимо­ действия между органами власти и обществом в интерактивном; пространстве. Формирование элементов такого рода системы несо-| мненно будет способствовать укоренению пока еще неустойчивых! институтов и принципов функционирования российской демокра-| тии, формированию институтов гражданского общества и позвот' лит нашей стране играть активную роль в построении глобального информационного общества. По данным Департамента правительственной информации Ал*;! парата Правительства РФ на 1 марта 2001 г., официальные сайты-: имели 23 из 24 федеральных министерств. Полных и достоверных' данных по состоянию дел в регионах России нет. Но судя по косвен-! ным данным, представительство в Интернете имеют не более 20— 25% региональных органов власти. В 2001 г. принята Федеральная целевая программа «Электрон ная Россия», которая охватывает все сферы информатизации, том числе и вопросы «электронного правительства». ПланируетсЯ|| что все властные структуры (президент, парламент, правительств министерства, ведомства и т. д. ) создадут свои интернет-сайты, к торые станут составными частями единого государственного (пр вительственного) интернет-портала. В настоящее время открыт; официальные сайты Президента РФ, Федерального Собрания РФ Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Совета Безопасн" ти РФ и региональных органов федеральной власти РФ. Таким • разом, первый этап создания сети сайтов, реализующих информав^ ционно-справочную функцию, и их объединения в рамках порт" ^ «Электронное правительство» близится к успешному финишу. В ром этапом могло бы стать предоставление населению некотор услуг, например уплату налогов и ответы на запросы населен   Выводы (преимущественно информационные). На третьем этапе возможно развитие интерактивных форм общения с населением — создание специальных конференций, экспертных советов и т. д. Поскольку портал «Электронное правительство» — коммуника­тивный орган социального управления, применение новых техно­логий позволит создать диалогическое коммуникативное простран­ство правительство — население, благодаря чему можно будет в кратчайшие сроки получать информацию об ответных реакциях пользователей портала на важнейшие правительственные реше­ния, а также эффективно реализовать идею участия населения в ре­шении социально значимых проблем. В политической практике информационные технологии выпол­няют теперь не вспомогательные функции, а стали ее необходимым элементом — владение и распоряжение информацией сегодня явля­ется важнейшим политическим средством как на внутригосударст­венном, так и международном уровнях. В этом плане одна из основ­ных задач современного общества связана с выработкой действен­ных механизмов контроля за мерой технологического воздействия на политические отношения и политический процесс. Потенциальная эффективность электронного правительства оп­ределяется уровнем развития инфраструктуры Интернета в каждой конкретной стране. Новые технологии, если их грамотно испол^зо-вать, могут сыграть критическую роль в обеспечении открытого, подотчетного и ответственного государственного управления в XXI в. ВЫВОДЫ 1. Политическую коммуникацию можно определить как процесс информа­ционного обмена между политическими акторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий. 2. Под средствами политической коммуникации понимаются определен­ные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, с помощью которых осуществляется процесс обме­на информацией. 3. Разновидностью политической коммуникации является электоральная коммуникация, связанная в сюжетно-тематическом, временном и про­странственном отношениях с выборами (плебисцитом, референдумом). 4. Под влиянием новых информационных технологий происходит измене­ние содержания и характера политической коммуникации, формирование в ее структуре компъютеро-опосредованной политической коммуникации. Глава 13. Политическая коммуникация     14. 1. Публичная коммуникация и ее формы (545) • 14. 2. Жанры публичной коммуни­кации (547) • 14. 3. Устная публичная учебная коммуникация (551) • 14. 4. Устная де­ловая публичная коммуникация (556) • 14. 5. Устная публицистическая коммуника­ция (569) 5. Электронное правительство - это система интерактивного взаимодей­ствия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель госу- Щ дарственного управления, преобразующая традиционные отношения Щ граждан и властных структур. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Раскройте содержание понятия «политическая коммуникация». 2. Охарактеризуйте роль и значение Интернета как способа политической комму­никации. 3. Проанализируйте структуру электоральной политической коммуникации. 4. Дайте характеристик)' уровней информационных потоков в системе политичес­кой коммуникации. 5. Проанализируйте многоканальность и направленность электоральной коммуни- * кации на примере региональных выборов.                                                              " | 6. Рассмотрите признаки избирательной кампании как разновидности коммуника»^ ционной кампании.                                                                                                   ' ^ Глава 14 ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРА Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.; 2001. Грачев М. Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. 1999. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуника-1 ция. М., 1997.                                                                                                        < -| Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. М., 1993.        '" «а Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. М., 1999. Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М,, 2000. Кретов Б. Е. Средства массовой коммуникации — элемент политической системы обЯ щества //Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 101—115.                   Я Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, моде технологии. М., 1999. Оеп1оп НЕ., ЩоЛшгЛ С. С. РоНиса! Соттишса1юп т Атепса. Зги ей. Х. У., 1999. МсМзггВ. 1тгос1цсНоп ю Ро1Шса1 Соттитсапоп. 2пс1 ей. N. V., 1999. Ргрра N. А УпЧиош С1гс1е: Ро1шса1 Соттишсаиош т Ро51-1пс1и8Спа1 Зоиейез. 2000. ЫисЬеуМ. Е. ТЬе ТЬеог-у апс! Ргаснсе оГРо1Шса! Сопшшшсаиоп КеяеагсЬ. А1Ьапу, И 14. 1. ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИИ И ЕЕ ФОРМЫ Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значи­тельному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характер­на передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т. е. формально установлен­ным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии со­циальной группы. Кроме того, статус публичности связан с офи­циальностью обстановки общения, которая предполагает своевре­менное оповещение аудитории о теме сообщения и статусе вы­ступающего и приглашение ее в определенное место и время. Официальное общение подчиняется определенному регламенту. При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего, т. е. это контактное общение в отличие от дис-тантного массового общения, осуществляемого через СМИ. В це­лом слушатели, как правило, — это специально организованная ау­дитория, и ее параметры должны быть известны говорящему (чис­ленность аудитории, возраст, профессия, пол и т. д. ). Слушатели яв­ляются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей со­циальной роли (например, работники организации, студенты, при­хожане, сторонники политической партии и т. д. ). Публичное обще- Глава 14. Публичная коммуникация 14. 2. Жанры п^-бличной коммуникации     ние относится к институциональному (статусно ориентированно­му) общению в отличие от персонального (личностно ориентиро­ванного). Статусно ориентированное общение имеет множество разновидностей, выделяемых в том или ином обществе в соответ­ствии с принятыми в нем сферами общения и сложившимися соци­альными институтами: политическими, деловыми, научными, педа­гогическими, медицинскими, военными, спортивными, религиоз­ными, юридическими и т. д. Формы публичной коммуникации развивались в соответствии с по­требностями общества. Публичная коммуникация существовала еще в дописьменном обществе, ее прообразом можно считать син­кретичные ритуальные формы общения шамана и племени. С воз* никновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные виды публичной коммуникации в соответстт вии с государственными институтами. Они были описаны Аристо­телем в трактате «Риторика» и получили название речей: речь по­казательная (на торжественном собрании), речь судебная (в народ­ном суде), речь совещательная (в народном собрании). Целью таких речей было объединение людей, установление справедливос­ти в споре, обеспечение будущей безопасности. С появлением письменности, особенно книгопечатания, устная^ публичная речь стала делить свои функции с письменными те кета-1 ми, а в сфере управления государством была оттеснена письменной < речью. Однако все виды публичной речи, выработанные еще в античности сохранились и в наши дни, объединившись с письмен-^ ными текстами в определенные сценарии взаимодействия. Так,? каждое собрание сопровождается ведением протокола и заканчивай ется принятием решений, зафиксированных в письменном виде; '* обсуждение законов в парламенте опирается на письменный варй*| ант закона, копия которого имеется у каждого парламентария; даж«й| на торжественном собрании поздравление юбиляра сопровождает*} ся вручением ему адреса. Таким образом, в современном обществе! наблюдаются взаимодействие и взаимодополнение устной и пись менной форм речи. Сохранению высокого статуса устной публичной речи способст-1 вовали ее некоторые несомненные преимущества перед письмен»! ной речью. Во-первых, в устной речи больше каналов передач» информации; помимо слов большую долю информации несут ка, жесты и интонация. Во-вторых, контактная устная форм»! коммуникации обеспечивает непосредственную обратную связь 0| адресатом, что позволяет вносить коррекцию в речевое сообщение не только на этапе планирования и контроля, но и в момент непс средственного произнесения речи. В-третьих, оратор с по­мощью специальных приемов может непосредственно внушить мысль контактно расположенной аудитории, заразить ее своими эмоциями. С появлением средств трансляции устной речи на устную пуб­личную коммуникацию стала оказывать влияние массовая коммуни­кация. Она сделала возможным устное дистантное общение, разде­лила производителя и получателя речи в пространстве и времени. Лишившись (в большинстве случаев) обратной связи, массовая ком­муникация стала втягивать в свою орбиту традиционные формы устной публичной речи — публичный диалог и публичный полилог, под которым понимается разговор при слушателях. Так построены многочисленные телевизионные ток-шоу, объединившие формы устной публичной и массовой коммуникации. Они представляют собой диалоги с двойным адресатом: публичный адресат находится непосредственно в студии, а массовый — у экранов телевизоров (на­пример, телепередачи «Времена» В. Познера, «Моя семья» В. Ко­миссарова и др. ). Включение форм публичной коммуникации в формы массовой коммуникации делает их более эффективными.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...