Ционных сообщений, которые должны быть доступны и по! 7 страница
электронные средства (радио, телевидение и т. д. ) массовой формации; -ф- коммуникация через организации, когда передаточным звено^Д служат политические партии, группы интересов и т. д. В настоя^! щее время с полным основанием сюда следует включить разветч! вленную сеть научных и научно-информационных учреждений^! объектом деятельности которых выступает изучение политик и накопление политической информации. Научно-информацй^! онная инфраструктура широко развита и представлена научны-Д ми институтами, центрами, консультационными службами; -ф- коммуникация через неформальные каналы с использованием^ личных связей. В политологии различают два вида политической коммуникач! При исследовании эволюции способов политической коммун»*! кации основной акцент делается на анализ отношений управляю-1 щих и управляемых в коммуникативном плане. Французский ный Ж. М. Коттрэ предложил рассматривать их в следующей пара*:! дигме:
-ф- отношения идентичности: управляющие идентичны управ-1 ляемым; -ф- отношения включения: все управляющие являются членами политического общества, но не все управляемые являются членами руководящего круга. Эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияние управляющих' и управляемых; -ф- в условиях расширения политического общества отношения между управляющими и управляемыми становятся отношениями пересечения. Класс управляющих частично отделяется от класса управляемых (рис. 13. 1). — Управляющие —
III
Политические и неполитические организации III — Управляемые — Рис. 13. 1. Модель Ж. М. Коттрэ (Источник: Со1Ш]. -М. Соиуегпап1з е1 доиуегпез: Ьа соттишсаиоп роН(^ие. Р., 1973. Р. 7—13). В ряде моделей политической коммуникации обращают внимание на роль элиты, которая осуществляет свою власть над остальной частью общества не непосредственно, а через промежуточные звенья — бюрократический аппарат и средства массовой коммуникации. На рис. 13. 2 приводится модель К. Сайне, согласно которой между такими элементами политической системы, как элита, бюрократия и массы, происходит непрерывный информационный обмен, причем элиты всегда конструируют и передают «вниз» информацию, способствующую укреплению их собственной легитим-ности. ———— Элиты ———
III Промежуточные группы III - Первичные группы - Рис. 13. 2. Модель К. Сайне (Источник: 5гппе К. Соттишсаиоп: М১ РоНи'са! ВеЬауюг // РоНнса! Соттишсаиоп 155ие5 апс! $1га1е{г1е$ Гог КезеагсЬ. Уо1. 4. Ь., 1975) Глава 13. Политическая коммуникация 13. 2. Структура, средства и модели политической коммуникации
Вместе с тем было бы неверно анализировать коммуникац* ные отношения только по вертикальному принципу: правя! элиты — управляемые массы. Чем демократичнее общество, те» большее значение приобретает горизонтальный уровень обмен потоками политической информации, сопряжение господствующ го коммуникационного потока, инициируемого государством, с'ивЦ формационнымй потребностями и приоритетами гражданского < щества, формирующимися на более широкой ценностной основе. *'!
Кроме того, следует учитывать влияние новых электрон! средств связи, которые делают привычным набор услуг телеком* никационной сети, позволяющей своим пользователям более ев бодно отправлять и принимать информацию и личного, и общес^Ц венного характера. Так, имея персональный компьютер, сопряжеци ный при помощи специальных устройств — модемов с телефонной сетью, индивиды могут не только общаться друг с другом, но и лс| лучать в зависимости от их желания или потребностей необхс мую информацию из какого-либо банка данных. Наряду с этим иоЦ пользование электронной почты, телефакса, мобильных телефо»! нов и других новейших средств способствуют усилению межлич-1 ностного взаимодействия. Сущность изменений в области политической коммуникации,,! которые позволяют (по крайней мере в принципе) преодолеть до-| минирование и жесткий контроль отправителя информации над| адресатом, достаточно наглядно иллюстрируется с помощью модем лей альтернативных видов движения информации. Модель вещания предполагает распространение информации из| центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуая! ция встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-.! либо аудитории, а также в случае телевизионной или радиопередачу чи, когда некоторое сообщение одновременно принимается доста точно большим числом людей, находящихся в разных Местах, рактерными чертами данной модели как типичной односторонне коммуникации являются относительно малая возможность личнойЦ обратной связи (особенно, если речь идет о СМИ), а также то об-* стоятельство, что время и место коммуникации определены отпра-; | вителем. Диалоговая модель относится к случаю распространения информа-1 ции в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются не-| посредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного! обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от про-1 стой личной переписки и телефонных переговоров до использова-]
ния Интернета и электронной почты. Характерное отличие диалоговой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное «горизонтальное равенство» участников информационного обмена в противоположность «вертикальному» принципу руководство — подчинение, присущему модели вещания. Несомненно, коммуникация подобного вида не исключает участия и более двух сторон (например, телефонная конференция, дискуссия на сайте сети Интернет и т. д. ). Однако увеличение числа участников и, в частности, появление «ведущего» приводят к сближению данной модели с моделью вещания. Консультационная модель также соотносится с большим количеством ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище (на сервере или в ином банке данных, в наиболее простом варианте — в библиотеке, работая с книгами, газетами и иной печатной продукцией). В отличие от модели вещания здесь место и время консультации, а также тема сообщения определяются не центром, а периферийным пользователем, обладающим максимальной свободой. Регистрационная модель движения информации является противоположностью консультационной модели. Здесь центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При этом сосредоточение информации в центре нередко происходит помимо желания индивида или без согласования с ним. Хотя данная схема исторически не нова, ее возможности значительно возросли вследствие компьютеризации и расширения телекоммуникационных сетей. Типичным для регистрационной модели является то обстоятельство, что центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем находящийся на периферии коммуникационной сети индивид.
В глобальном плане наметившаяся тенденция к смене моделей политической коммуникации, переходу от «вещания» к подлинно демократическому диалогу между «управляющими» и «управляемыми» предполагает равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культур-ными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности. Особое значение при этом имеют свобода открыто выражать свое мнение, свобода искать, получать и распро-
странять всякого рода информацию и идеи, если они не противе речат гуманистическим принципам. 13. 3. ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В системе политико-коммуникационных процессов важную роль ] рает электоральная коммуникация. Сам акт голосования рассматр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|