Финно-угорское население Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья
Меря — одно из крупных восточно-финских племен, упомянутое Повестью временных лет среди племен, участвовавших в призвании варягов. Территория обитания — Верхнее Поволжье и Волго-Клязьминское междуречье. По мнению некоторых исследователей, меря — наследники и потомки финно-угорского населения, оставившего памятники восточного ареала поздней дьяковской культуры раннего железного века. Мурома также известна древнерусской летописи. Территория обитания этого восточно-финского племени, полностью ассимилированного славянами, — нижнее течение р. Оки. Оба этих племени наряду с другим финно-угорским населением Северо-Запада, Севера и Северо-Востока Восточной Европы приняли участие в формировании древнерусской народности и ее культуры. Основу хозяйства племени меря и мурома в VI-VIII вв. составляли животноводство и земледелие. Стадо домашних животных состояло из свиней, лошадей и крупного рогатого скота. Земледелие имело второстепенное значение, оно было подсечным. Находки пахотных орудий неизвестны. Земля после подсеки обрабатывалась мотыжками. Из других сельскохозяйственных орудий известны находки слабоизогнутых серпов, каменные жернова. Значительную роль играли охота и рыболовство. Памятники мери. Основным типом поселений являются селища. Они располагаются на возвышенных берегах небольших рек и озер. Прослежено расположение мерянских селищ «гнездами». Наибольшая их концентрация обнаружена в окрестностях озера Неро под Ярославлем и вокруг Плещеева озера. В нескольких случаях мерянские поселения располагались на городищах дьяковской культуры (Мало-Давыдковское городище в Ивановской области). Наиболее исследованным памятником является Сарское городище в излучине р. Сары, впадающей в озеро Неро. Как считают, городище являлось центром одной из групп мерянских племен. Древнейшее поселение возникло здесь в VII в. на гряде и было укреплено двумя валами. Постепенно разрастаясь, поселок занял площадь более 2 га и к концу X в. имел уже три оборонительных вала. Вплотную к внешнему валу примыкал грунтовый могильник. Рядом с городищем обнаружено небольшое селище того же времени.
Раскопками вскрыты остатки наземных построек с углубленным полом и несколько полуземлянок. Характерны очаги, сложенные из небольших валунов. Кроме срубных, вероятно, возводились и столбовые постройки. Отмечается регулярность планировки центральной части площадки городища. Сарское городище является единственным крупным укрепленным поселением для целой округи. Здесь найдены следы кузнечного и ювелирного ремесел (железные крицы, наборы кузнечных и слесарных инструментов — клещи, наковальня, зубила, ювелирный молоток, глиняные льячки, литейные формы), несколько небольших кладов восточных монет IX в. На поселении найдены такие предметы вооружения, как наконечники стрел различной формы, несколько втульчатых наконечников копий, меч так называемого каролингского типа, а также фрагменты кольчуги и шлема. По количеству находок предметов вооружения городище заметно выделяется среди других мерянских поселений. Типичными для мери являются грунтовые могильники с биритуальным обрядом. Исследовано достаточно полно всего несколько таких могильников. Захоронения по обряду сожжения и трупоположения в могильниках одновременны и по инвентарю не различаются. Сожжения производились на стороне, урны не использовались. Трупоположения характеризуются северной ориентировкой. Для мужских погребений обычны находки ножей, кресал, топоров и копий, для женских — шейных гривен, ожерелий из стеклянных бус, перстней, проволочных височных колец, «шумящих» привесок и подвесок в виде коньков.
Украшения финских племен: Значительную часть находок на мерянских поселениях и могильниках составляет лепная керамика — приземистые сосуды, как правило, лишенные орнаментации, часть сосудов имеет гладкую темную лощеную поверхность. Бытовые предметы представлены находками многочисленных глиняных, костяных и каменных пряслиц, костяных проколок, железных ножей и т. д. Характерным орудием труда были пластинчатые кресала и железные втульчатые топоры-кельты, которые могли использоваться для рубки и обработки дерева. С языческими культами связаны находки подвесок из когтей медведя. В IX в. на территории восточно-финских племен появляется курганный обряд погребений, что связывают с постепенным проникновением на эту территорию славянского населения. Как правило, в курганных группах мерянские погребения соседствуют со славянскими захоронениями. Вероятно, это отражает постепенный процесс ассимиляции местного населения славянами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|