Кочевое и полукочевое население в VII-XI вв. Хазары
На обширных пространствах степи и лесостепи от Волги до Приазовья и Крыма, от верховьев Северского Донца и Дона до предгорий Кавказа в последней четверти I тыс. н. э. сформировалось и расцвело одно из первых раннесредневековых государственных образований Восточной Европы — Хазарский каганат. Наиболее ранние упоминания о хазарах, одном из тюркских объединений, игравшем активную роль в истории Тюркского каганата, относятся к VI в. После развала Тюркского каганата в 30-х гг. VII в. на его территории возникли два новых государственных образования во главе с представителями знатных тюркских семей: Великая Болгария и Хазарский каганат. В состав первого вошли племена, обитавшие на Тамани и в Приазовье, в состав второго — тюркские и аланские племена прикаспийских степей и предгорий Дагестана. Постепенно хазарский союз кочевых племен расширил свое влияние и вытеснил часть болгар из Приазовья. Вытесненные орды болгар откочевали на запад, на Дунай и образовали там новое государство — Дунайскую Болгарию. Оставшаяся же в Приазовье часть болгар подчинилась хазарам и вошла в их объединение. В первой трети VIII в. территория Хазарского каганата уже охватывала не только степи и предгорья Дагестана и Приазовье, но и Прикубанье, часть причерноморских степей и Крыма. В этот период происходят неоднократные столкновения с арабами, стремившимися закрепиться в Восточном Закавказье и степном Дагестане. Натиск арабов вызвал движение части аланских племен, обитавших в предгорьях Кавказа, — часть их переселяется на северные территории, осваивая участки лесостепи и степи в бассейне рек Северский Донец и Дон. В 737 г. арабы наносят страшное поражение хазарам и разоряют хазарские города и поселения в Восточном Предкавказье. Однако Хазарский каганат не был уничтожен Создав крепкую экономическую базу на новых территориях и обязав многие соседние с ним народы платить дань, каганат существовал еще более 200 лет, вплоть до разгрома его русскими дружинами, взявшими и разорившими хазарскую столицу Итиль в низовьях Волги и торгово-ремесленный центр Саркел на Нижнем Дону.
В период расцвета Хазарского государства на большей части его территории сформировалась салтово-маяцкая археологическая культура (конец VIII — первая половина X в. ), культура племен ираноязычных алан, тюркоязычных болгар, собственно хазар и других народов, живших на территории каганата. Неоднородность этнического состава населения Хазарского каганата и разнообразие хозяйственных укладов нашло отражение в разнообразии видов археологических памятников, деталях погребального обряда, в наборе и форме бытовых предметов или оружия. Выделены несколько локальных вариантов культуры, памятники которой объединяются в две основные группы: памятники лесостепи и памятники степи.
Хазарский каганат и салтово-маяцкая культура: Памятники лесостепного варианта распространены в бассейне Северского Донца, и Среднего Дона. Для этой территории характерны городища с остатками белокаменных или сырцовых стен, связанные с ними селища и катакомбные могильники. Таковы, например, Верхне-Салтовский, Дмитриевский, Ютановский и Маяцкий комплексы. Население лесостепи было преимущественно аланским, хотя ряд погребальных памятников свидетельствует о присутствии здесь и тюрок-болгар. Памятники степного варианта распространены в Приазовье, бассейне Нижнего и Среднего Дона, на Кубани. Основными памятниками этого варианта являются городища с земляными укреплениями и сопровождающие их селища, стационарные и сезонные кочевья, грунтовые могильники с ямными захоронениями, характерными для болгар.
Следует отметить, что памятники собственно хазар долгое время оставались неизвестными. Многие современные исследователи склонны считать хазарскими так называемые курганы с ровиками. Подобные курганы обнаружены на Дону, в Нижнем Поволжье, на территории междуречья Волги и Дона, в калмыцких степях. Время их сооружения — VIII — первая половина X в. Погребения, раскопанные под этими курганами, располагаются в грунтовых ямах с подбоем на четырехугольной или круглой площадке, которую ограничивает ровик-канавка. В его заполнении обнаруживаются остатки жертвоприношений в виде костей мелкого и крупного рогатого скота. Подбойные могилы содержат остатки вытянутых трупоположений. Погребения сопровождались захоронениями коней или их чучелами (найдены черепа и кости конечностей), напутственной пищей, глиняной посудой, предметами вооружения (сабли, луки, кистени), богатыми поясными и сбруйными наборами и нередко — золотыми византийскими монетами. Подобные погребения раскопаны в урочище Кривая Лука в Поволжье и Веселовском могильнике на Нижнем Дону (Россия). Одно из этих городищ (Чир-юрт) предположительно связывают с Беленджером, первой столицей Хазарии, известной по арабским источникам. Оборонительная стена городища сооружена из камня и сырцового кирпича, переложенных слоями камыша (антисейсмический прием), и усилена башнями. На городище и примыкающем к нему селище найдены остатки глинобитных жилищ, поставленных на каменные цоколи, выложенные в «елочку» — этот антисейсмический способ кладки прослежен и на некоторых поселениях степного варианта культуры более позднего времени. Особый интерес представляют курганы, относящиеся к этому поселению.
Более 160 насыпей образовывали несколько скоплений, состоящих из больших курганов в окружении малых. Курганные насыпи перекрывали дромосы, ведущие к катакомбным погребальным камерам с индивидуальными захоронениями на слое угля и камышовых подстилках; в нескольких камерах останки помещались в гробах из туго сплетенных камышовых жгутов. Несмотря на то что многие погребения были разграблены еще в древности, очевидно, что они содержали разнообразный и богатый инвентарь. Погребенные в подкурганных катакомбах сопровождались саблями, копьями, луками и стрелами, седлами, сбруйными и поясными наборами, различными украшениями. Найдено несколько золотых византийских монет, использовавшихся в качестве подвесок к ожерельям. Вероятно, чир-юртовские курганы принадлежат собственно хазарам-язычникам. Поселения салтово-маяцкой культуры представлены селищами, городищами и кочевьями. Отдельную группу составляют города, существовавшие на месте предшествовавших античных поселений. Все поселения расположены по коренным берегам рек или на первых надпойменных террасах. Селища занимают, как правило, наиболее удобные и давно обжитые участки надпойменных террас. Иногда поселки оказываются расположенными на участках берега, защищенных самой природой — оврагами, выходящими в пойму. Городища в большинстве случаев расположены на мысах высокого коренного берега. Отмечены случаи, когда салтовцы селились на заброшенных городищах раннего железного века, используя еще сохранявшиеся валы и рвы. Собственно салтовские укрепленные поселения делятся на городища с земляными укреплениями (вал и ров) и городища с каменными и сырцовыми стенами. Во многих случаях отмечается стремление использовать рельеф местности. Городища с каменными и сырцовыми стенами могли быть замками и сторожевыми или опорными крепостями. Часть из этих городищ возникла в IX в. и в большинстве своем располагалась в северо-западных, пограничных со славянами районах каганата. Отличительными чертами таких городищ являются правильная, обычно прямоугольная (иногда, подчиняясь условиям местности, треугольная) форма плана крепости и возведение стен без фундамента непосредственно на древней поверхности или на материковом грунте. Иногда внутри выделяется цитадель. К таким городищам относятся Маяцкое, Дмитриевское, Верхне-Салтовское и др. Для оборонительных сооружений обычно применение панцирной техники возведения стен. В этом случае стена формировалась из внешнего и внутреннего каменного панциря, сложенного насухо, без раствора, а внутреннее пространство заполнялось забутовкой из мелких камней. При возведении кирпичной стены или стены из сырцовых блоков в качестве связующего раствора использовалась жидкая глина. Правильная форма крепостей и некоторые строительные детали (такие как, например, использование известкового связующего раствора), имеющие аналогии в византийской фортификационной архитектуре, позволяют предполагать участие иноземных специалистов в их сооружении.
Строительная техника салтово-маяцкой культуры: Арабские и византийские источники называют несколько хазарских городов: Итиль, Семендер, Беленджер, Саркел. Но только один из них, Саркел, хорошо исследован археологически. Из сообщений византийских авторов известно, что в 833 г. каганом для строительства Саркела были приглашены византийские инженеры. Это один из немногих памятников, который всеми исследователями безоговорочно связывается с хазарами и их правителем. Археологически Саркелу соответствует Левобережное Цимлянское городище, ушедшее под воду Цимлянского водохранилища. Крепость, известная древнерусской летописи как Белая Вежа, стояла на левом берегу р. Дон, на перекрестке торговых путей, что в значительной мере и определяло ее характер. Как считают, первоначально Саркел должен был обслуживать торговые караваны и служить местом сбора торговой пошлины. Прямоугольная в плане крепость, ориентированная углами по сторонам света, поставлена как бы на искусственном острове, ограниченном руслом реки и проточным рвом. По углам и вдоль стен располагались массивные квадратные башни. Две из них были воротными. Перед главными воротами внутри крепости был сооружен колодец, облицованный белым камнем вторые ворота выходили к реке. Юго-восточную часть крепости занимала цитадель, не имевшая выходов за пределы крепости и отделенная от остальной территории дополнительной стеной. Внешние и внутренняя стены, а также все постройки внутри крепости сооружены из обожженного кирпича и без фундамента, т. е. поставлены на подчищенную, выровненную поверхность материка. Бесфундаментное строительство совершенно несвойственно византийской практике, но в то же время хорошо известно хазарским и аланским строителям, обитавшим в сейсмических зонах предгорий Кавказа. К местным особенностям можно отнести, видимо, и использование эпизодически вместо известкового раствора жидкой глины. Площадь крепости составляла около 21 га. В истории поселения выделены 3 периода: два первых относятся к хазарскому времени, т. е. к IХ-Х вв., последний — к древнерусскому.
К первому строительному периоду относятся два караван-сарая, построенных внутри основной части крепости. Один из них состоял из нескольких жилых комнат для гостей, длинного помещения для скота и широкого, закрытого со всех сторон двора. В углах некоторых комнат в ямках были найдены так называемые закладные жертвы: черепа и кости ног коня; угли, кости животных, рыбья чешуя и обломки лощеных сосудов; разрозненные кости женского скелета и череп ребенка. Кроме караван-сараев найдены остатки пяти полуземлянок с каркасными стенами из жердей. Две из них были жилыми — в центре располагались открытые очаги. Две полуземлянки служили производственными помещениями: в них найдены запасы гончарной глины и остатки гончарных кругов. Одна постройка оказалась кузницей: на дне котлована и в заполнении этой постройки найдены остатки горна, огромное количество шлака, криц, сломанных и целых железных поделок. Со вторым караван-сараем связаны три жилые полуземлянки такой же конструкции. Ко времени строительства крепости относится несколько построек, раскопанных с внешней стороны крепостной стены, между нею и рвом. Кроме жилищ-полуземлянок и хозяйственных ям здесь найдены гончарная мастерская и гончарная печь, несколько железоплавильных горнов. Второй строительный период относится уже к X в. В это время происходит кардинальное изменение характера застройки. На территории крепости возникает значительное количество небольших жилых построек: полуземлянок с открытыми очагами в центре, наземных с глинобитными полами и дощатыми стенами, обмазанными глиной, сочетающими открытые очаги в центре пола и печи в одном из углов. Часть кирпичных построек раннего периода была разобрана и из этого кирпича отстроены новые. Помещения караван-сараев переделаны в жилые. Некоторые жилые дома пристроены вплотную к внутренней стороне крепостной стены. Разрушенный и сожженный войсками князя Святослава в 965 г., он продолжал существовать вплоть до середины XII в. С этим периодом истории крепости связаны остатки полуземляночных и наземных построек, привозной (из Крыма и Византии) тарной и столовой поливной керамики, прежней (хазарского периода) круговой посуды, лепной, богато орнаментированной печенежской посуды, а также типичных древнерусских горшков с линейно-волнистым орнаментом. Разнообразие этого материала свидетельствует о деятельности в Белой Веже не только местных гончаров но и мастеров, пришедших из южнорусских городов. Кроме гончарного здесь процветали и другие ремесла — от ювелирного и косторезного до кузнечного и железоплавильного. Материалы обширного могильника древнерусского времени, расположенного вокруг городка, позволяют говорить о разноэтничном составе его населения.
Салтово-маяцкая культура. Жилые постройки и погребения: В состав хазарского каганата VIII — начала X в. входили некоторые города Крымского и Таманского полуострова. Салтово-маяцкая керамика, следы характерной бесфундаментной строительной техники с кладкой «в елочку» и некоторые другие элементы отмечены в материалах Керчи (Самкерца), Тамани (Таматархи), Фанагории, Судака (Сугдеи), Мангупа и др. Кочевья — это сезонные стойбища населения, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни. Обычно кочевья расположены на надпойменной террасе; они бедны находками, территория поселения определяется по распространению отдельных костей домашних животных и редких черепков глиняной посуды. Большинство кочевий зафиксировано на Нижнем Дону и в Приазовье. Застройка, как правило, хаотичная, иногда прослеживается планировка типа «курень» — большая юрта в окружении нескольких сооружений меньшей площади. Жилища салтово-маяцкой культуры можно разделить на временные и стационарные. Временные жилища — юрты, следами от которых являются округлые или четырехугольные слегка углубленные в грунт площадки с ямками от кольев каркаса по периметру и прокаленным пятном от очага в центре. Этот тип построек чаще всего встречается на степных памятниках. Стационарные жилища прямоугольные в плане, наземные и полуземлянки, с очагом в центре. Стены стационарных построек чаще всего из дерева, обложенные сырцовым кирпичом или пластами глины. В Приазовье и Крыму распространены дома, каменные стены которых возведены на каменном же цоколе. Религия и погребальный обряд. По сообщениям письменных источников известно, что население Хазарии поклонялось огню, богу молнии, священным деревьям, особенно широко был распространен культ коня и т. д. Видимо, хазарское язычество представляло собой сложный сплав верований различных племен, входивших в состав каганата. Известно, что в 80-х гг. VII в. один из местных правителей Хазарии принял христианство, которое не получило там распространения. В начале IX в., судя по сообщениям арабских авторов, каган и его окружение перешли в иудаизм, однако из источников IX-X вв. следует, что часть населения исповедовала христианство, ислам, а большинство оставалось язычниками. Это подтверждается открытием христианской часовни VIII в. на территории курганного могильника Чир-Юрта и мусульманских погребений IX в. у городища Маяки на Северском Донце. Катакомбы, характерные для аланского населения лесостепной зоны, могут быть одиночными, парными или коллективными и содержат до 10 погребений, т. е. являются семейными усыпальницами. Мужчин хоронили на спине, в вытянутом положении; женщин — в скорченной позе на боку. Для женских погребений характерны ножницы, бронзовые зеркала в виде круглого диска с ручкой в центре обратной стороны, копоушки, ногтечистки, туалетные пинцеты и различные украшения: серебряные или бронзовые серьги, перстни со стеклянными вставками, бронзовые и железные браслеты, разноцветные стеклянные бусы и бусы из хрусталя, сердолика и др. Встречено несколько женских погребений, сопровождаемых оружием и воинскими поясами. И в мужских, и в женских погребениях оказываются ножи и небольшие железные прямоугольные втульчатые мотыжки. Разнообразен набор подвесок-амулетов. Для раннего периода культуры характерны так называемые солнечные амулеты в виде колесообразных фигур, подвески с изображением птичьих головок и вписанными в круг грифонами или фигурами всадников. Встречаются амулеты в виде фигурок птиц, лошадок, миниатюрные зеркала, подвески из когтей или косточек животных. Детские захоронения, как правило, вещей не содержат.
Салтово-маяцкая культура. Предметы вооружения и снаряжения всадника: Катакомбные погребения часто сопровождаются «поминальными» комплексами или тризнами. Остатки тризн в виде целых или разбитых сосудов (чаще всего кухонных) и костей домашних животных оставлялись в небольших округлых ямках рядом с дромосом — входной ямой в катакомбу. Жертвенными животными были коровы, козы и свиньи. Иногда в дромосах помещались ритуальные захоронения коней — костяки лошадей с подогнутыми ногами расположены головой в сторону входа в погребальную камеру. Ямные могильники, характерные для тюркских племен степной зоны, содержат погребения в обычных продолговатых и круглых ямах, в подбоях. В ямах вдоль длинных сторон оставлялись заплечики — уступы для опоры деревянного перекрытия. Дно могильных ям иногда посыпалось углем или выстилалось камышом. Все захоронения совершены в вытянутом положении, на спине. В целом для ямных могильников погребальный инвентарь не характерен. В мужских погребениях изредка встречается оружие, в женских и детских — серьги, браслеты, перстни. В ногах или головах погребенных ставили 1-2 сосуда и оставляли куски напутственной пищи — найдены кости коровы, барана, свиньи и очень редко лошади. Погребальный обряд и антропологический материал катакомбных могильников салтово-маяцкой культуры имеет прямые аналогии в катакомбных могильниках Северного Кавказа. Материал ямных могильников культуры аналогичен материалам Волжской и Дунайской Болгарии этого же времени. Хозяйство салтово-маяцкого населения было земледельческо-скотоводческим, знакомо ему виноградарство и садоводство, добыча и обработка железа, гончарство, ювелирное дело и разнообразные промыслы. Для земледелия использовались в основном пойменные земли, распахивались и небольшие участки целины в степи, которые обрабатывались тяжелым плугом — на ряде поселений найдены слегка асимметричные лемехи и плужные ножи-чересла. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. Для уборки урожая служили серпы. Зерно размалывали с помощью каменных жерновов, вытесанных из песчаника или известняка. В состав стада домашних животных входили крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Набор животных мог варьироваться в зависимости от типа скотоводческого хозяйства. Для лесостепной территории наиболее характерно придомное пастушеское скотоводство, для степной — полукочевое и кочевое. Встречаются находки костей осла и верблюда. Расположение поселений по берегам рек способствовало занятию рыболовством.
Салтово-маяцкая культура. Украшения:
Салтово-маяцкая культура. Глиняная фляга с надписью-граффити тюркскими рунами и ее прорись Остатки железоплавильных горнов, сопровождаемые значительным количеством шлаков, криц, кусками руды, указывают на развитое железоделательное производство. В качестве сырья использовался бурый железняк (в районах лесостепи) и железистые кварциты (в районах степи). Известны случаи выплавки железа из руды керченского месторождения — крицы, химический состав которых соответствует составу керченской руды, обнаружены в разрушенной кузнице на территории Саркела. Металлографический анализ железных изделий показал, что салтово-маяцкие кузнецы использовали кричное железо и сырцовую сталь, улучшая рабочие качества изделий с помощью таких приемов, как цементация, отпуск и закалка. Для кузнецов, работавших в лесостепных районах, характерно использование пакетного металла (т. е. заготовок из сваренных кузнечным способом нескольких полос железа и стали). Исследования значительных серий однотипных предметов (орудий труда, предметов вооружения и снаряжения коня, бытовых предметов) выявило намечающуюся тенденцию к стандартизации в изготовлении кузнечной продукции и появление в среде кузнецов профессионалов и высококвалифицированных ремесленников. На городище Маяки и Правобережном Цимлянском городище в слоях IX в. были найдены наборы кузнечных, слесарных, токарных и ювелирных инструментов, формы которых хорошо известны по более поздним древнерусским памятникам. Кухонная посуда нередко лепилась вручную и отличается грубым тестом и отсутствием орнамента. Обжиг кухонной посуды мог происходить в очагах и печах. Примерно с середины IX в. в быту появились глиняные котлы с округлым дном, которые также иногда украшались линейным или линейно-волнистым орнаментом. К тарной посуде относятся крупные сосуды: пифосы, пифосы-кувшины, круглодонные яйцевидные амфоры и красноглиняные кувшины. Часть этих сосудов (амфоры) изготавливались в мастерских Крыма, Приазовья и, вероятно, Саркела. Важной особенностью культуры Хазарского каганата является распространение среди его населения письменности — надписи, выполненные тюркскими рунами, встречены на памятниках прикладного искусства, изделиях из кости, каменных блоках и т. д. Знаки этого алфавита не совпадают с сибирскими рунами и пока не прочитаны. Интересны и многочисленные граффити — процарапанные на поверхности глиняных сосудов, кирпичей, каменных блоков изображения людей, животных, геометрические фигуры и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|