Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древняя Русь по археологическим данным




В VIII-X вв. в восточнославянском мире происходили существенно важные эволюционные процессы, результатом которых явилось разрушение родового общества, оформление феодальных отношений, становление государственности. Реконструкция этих процессов по письменным источникам невозможна. Аутентичных источников нет, а позднейшие летописные упоминания отрывочны и противоречивы. Следовательно, характеристика изменений возможна только благодаря привлечению археологических данных. Археология достаточно четко фиксирует переход от родового разнообразия к этнической консолидации, что прежде всего отразилось на изменении погребальной обрядности.

В IХ-Х вв. на территории лесостепной и лесной зоны Восточной Европы, освоенной славянским населением, распространяется один тип погребений — круглые курганы с трупосожжением, совершенным на месте последующего возведения насыпи. Курганные группы содержат по нескольку десятков насыпей, в каждой из которых, как правило, только одно погребение, урновое или безурновое. Погребальный инвентарь ограничен одним-тремя предметами, обычно это нож или наконечник стрелы, отдельные оплавленные бусины. Характерен обычай битья посуды при погребении: черепки встречаются на поверхности погребальных кострищ или в насыпи курганов. Нередко в погребениях встречаются пережженные кости лошадей или собак. Обычно эти многочисленные однотипные погребения рассматриваются как захоронения рядовых общинников. На фоне однородных по обряду и этнической принадлежности рядовых погребений в курганных могильниках X в. выделяются парные трупосожжения, сопровождающиеся многочисленным и разнообразным инвентарем часто включающим предметы вооружения, восточные монеты, весы и гирьки. Предполагают, что такие погребения принадлежат феодализирующимся представителям княжеской дружины. Большинство подобных погребений исследовано в самых крупных курганных могильниках Х в. — Гнёздовском (под Смоленском), Тимеревском (под Ярославлем), Киевском, Шестовицком (близ Чернигова).

[adsense]

Одним из примеров погребения дружинника является курган № 13, раскопанный в Гнёздове. Курган содержал остатки парного (мужчина и женщина) трупосожжения, совершенного на месте сооружения кургана. Обряд сожжения дополнен такими элементами ритуала, как «умерщвление оружия» — предварительно сломанный меч воткнут в слой погребального кострища, наличие амулета в виде железной шейной гривны с подвесками-молоточками Тора, битье посуды — обломки привозной крымской амфоры оказались рассеяны по всему кострищу. Погребение сопровождалось целыми лепными сосудами-урнами местного происхождения и византийским круговым кувшинчиком, десятками сердоликовых и хрустальных бус, остатками серебряной канители, которой была, видимо, расшита одежда погребенных, пятью арабскими монетами. Самая интересная находка — это надпись, процарапанная на амфоре до того, как та была разбита. Одно из прочтений надписи — «гороуща», или «гороушна», т. е. «горчица» — это древнейшая кириллическая надпись на территории Восточной Европы (курган датируется первой четвертью X в. ).

 

Корчага с граффити из кургана № 13.

 

Вещи скандинавского происхождения:
1 — фибула овальная (женская); 2 — шейная железная гривна с подвесками-амулетами и набор амулетов

Примечательно здесь сочетание элементов славянской и скандинавской погребальной обрядности и инвентаря. К славянским относятся формы лепных глиняных сосудов, височное спиральное кольцо, ритуальное битье посуды и граффити. Скандинавские элементы — порча и втыкание оружия в погребальное кострище, присутствие гривны с амулетами-молоточками Тора, женские фибулы овальной формы, характерные для североевропейского костюма.

Сочетание в погребении дружинника разноэтнических элементов неудивительно: присутствие скандинавов (варягов) в составе древнерусской дружины, полиэтничной по составу, неоднократно отмечается летописью.

 

Древнерусский подписной меч из Фощеватой:
1 — рукоять меча; 2 — клеймо на клинке (прорись)

С IX в. начинает формироваться, а в X в. складывается своеобразная дружинная культура, синтезировавшая разноэтничные элементы. В археологическом смысле дружинная культура определяется погребальным обрядом: способом и характером захоронения, конструкцией погребального сооружения, составом инвентаря и деталями его расположения в погребении. В середине X в. появляются трупоположения в обширных могильных ямах, иногда содержавших деревянные погребальные камеры столбовой или срубной конструкции, перекрытые настилом и затем курганной насыпью. Камеры содержат одиночные или парные захоронения, иногда сопровождаемые полным скелетом коня и набором его снаряжения. Происхождение деревянных погребальных камер не совсем ясно. Зато обряд погребения в ладье — как сожжение, так и трупоположение — совершенно очевидно связан с выходцами из Скандинавии. Несколько курганов с таким обрядом раскопаны в Плакуне (вблизи Старой Ладоги) и в Гнёздове (под Смоленском). Скандинавское происхождение имеет также обряд преднамеренной порчи оружия и обычай ношения амулетов в виде молоточков Тора. Появление захоронений воина с конем можно рассматривать не только как указание на социальный статус погребенного. Совместные погребения человека и верхового коня хорошо известны в IX-XI вв. у мадьяр и тюркских племен восточноевропейских степей.

До X в. находки оружия в восточнославянских погребениях практически неизвестны. В Х в. на Руси распространились прямые двулезвийные рубящие мечи так называемого каролингского типа. Основные места их находок
связаны с Гнёздовом, Киевом, Черниговом и его окрестностями. Всего найдено около 100 мечей X — первой половины XI в. Большинство мечей было изготовлено в мастерских Рейнской области (Германия), о чем говорят латинские клейма на их клинках: INGELRII, ULFBERTH и др. Однако, вероятно, часть мечей могла быть выкована и на Руси. На это указывает находка меча из Фощеватой под Миргородом (Украина), на клинке которого обнаружено клеймо-надпись «ЛЮДОТА (ЛЮДОША) КОВАЛ(Ь)».

Значительная часть каролингских мечей попала на Русь через посредство скандинавов или вместе с ними. Североевропейское происхождение имеют некоторые ланцетовидные наконечники копий и круглые щиты с полусферическими железными умбонами. Формы боевых топоров разнообразны. Местное происхождение имеют некоторые узколезвийные топорики; среди них выделяются небольшие топорики-чеканы, хорошо известные по материалам кочевнических погребений. С миром кочевого и оседлого населения степи и лесостепи связана форма большинства найденных в дружинных погребениях стремян.

 

Предметы дружинной культуры:
1, 2 — рог для питья; 3 — фибула (мужская); 4— пряжка; 5 — накладки ременные; 6 — поясной набор воина {реконструкция); 7 — конское оголовье {реконструкция); 8 — рукоять меча каролингского типа; 9 — наконечник ножен меча

Характерной деталью дружинной культуры являются ременные наборы поясов и конской упряжи, богато украшенные бронзовыми или серебряными накладками, преимущественно восточного происхождения. Такие наборы изготавливались в мастерских Хазарии, Волжской Болгарии, а также в некоторых центрах Среднего Поднепровья. С воинскими ременными наборами связаны поясные сумочки-ташки, также украшенные металлическими бляшками, характерные для мадьярских памятников. Широкое распространение в дружинной среде Х в. получили игральные шашки — стеклянные или роговые. Наборы этих шашек вместе с игральными кубиками найдены в нескольких погребениях Киева, Гнёздова, Шестовицы (недалеко от Чернигова, Украина), Плакуна, на Гнёздовском поселении, Рюриковом Городище под Новгородом и других местах. Часть предметов, характерных для погребального инвентаря дружинных захоронений, является импортом, часть сделана на месте, часть принесена владельцами — выходцами из Скандинавии, Центральной Европы, Поволжья или южнорусских степей.

Таким образом, дружинная культура синтезировала культурные элементы славян, тюркского населения, скандинавов (варягов), финно-угров и, вероятно, балтов.
Наличие дружинных курганов в массе рядовых погребений славян-общинников свидетельствует о процессе имущественной дифференциации, разложении первобытнообщинного уклада и начавшейся социальной стратификации общества, завершившейся феодализацией восточнославянского мира.

Язычество. В обрядности погребений, безусловно, закодированы религиозные представления восточных славян. Обряд трупосожжения, широко распространенный вплоть до рубежа X-XI вв., и сооружение кургана — это наиболее яркие проявления языческих ритуалов. К элементам языческой культуры относится и обычай сопровождать погребение набором различных предметов, в том числе оружием (хотя славянские трупосожжения, как известно, были малоинвентарными). В конце X в. после официального акта крещения Руси обряд трупосожжения постепенно начинает вытесняться обрядом трупоположения.

[adsense]

Археологические находки дают лишь некоторое представление о религии восточных славян. Сведения об этом имеются только в нескольких поздних письменных источниках, а также реконструируются по этнографическим материалам. Частично языческий пантеон известен из Повести временных лет: Перун, Макошь, Велес, Даждьбог и др. Однако их изображения нам неизвестны. Также остаются практически неизвестными культовые сооружения языческой поры — храмы или святилища. Интерпретации как храма «капища», открытого в XIX в. в Киеве, или «святилища» на Перыни под Новгородом, представляются по крайней мере дискуссионными.

Одним из редких памятников славянского язычества является так называемый Збручский идол — каменное изваяние в виде высокого четырехгранного каменного столба, увенчанного четырьмя «ликами» с высеченными на боковых гранях масками, антропоморфными и зооморфными фигурами. Идол был найден в реке Збруч (Западная Украина) в 1848 г.

 

Снаряжение дружинника и верхового коня:
1 — шлем; 2 — топоры; 3 — наконечники стрел; 4 — наконечники копий; 5 — двулезвийные мечи;
6 — удила с псалиями; 7 — стремена

Изображения на боковых гранях столба расположены в три яруса. В верхнем ярусе находятся две женские и две мужские фигуры (одна из женских фигур держит в руке рог), четыре фигуры среднего яруса как бы образуют хоровод (руки каждой из них разведены в стороны), нижний ярус образуют схематизированные мужские фигуры, у которых подробно проработаны только лица. Верхний ярус олицетворяет небесную сферу, средний — земное пространство, нижний — подземный мир. Изображения фигур дополнены солярными знаками, зооморфными фигурами и изображениями оружия. Специалисты усматривают в этих фигурах изображения Перуна, бога грозы и войны, Хорса или Даждьбога, солнечных божеств, Велеса-Волоса, одна из ипостасей которого связывалась с миром мертвых, а также видят изображения Макоши-матери урожая (фигура женщины с рогом в руке) и Лады, богини весенней пахоты и сева, покровительницы брака. Кроме Збручского известны несколько находок каменных антропоморфных изваяний на территории лесной зоны, но они отличаются условностью и схематизмом и не имеют оснований для датировки.

 

Збручский идол

В письменных источниках отмечено поклонение славян горам и источникам, рощам и отдельным деревьям. Так, византийский император Константин Багрянородный (середина X в. ) сообщал о жертвоприношениях русских купцов священному дубу на о. Хортица (река Днепр). Культ этого дерева связан с культом Перуна.

В Средневековье постепенно, но неуклонно увеличивается объем письменных источников. Впрочем, это не исключает потребности в археологических материалах для исторической реконструкции.

Археология, как и для предшествующих эпох, дает разнообразную и объемную информацию, значительно превышающую данные письменных источников, которые для средневековой Руси, во-первых, единичны и, во-вторых, информативно ограниченны, так как главным образом посвящены политическим изменениям либо чрезвычайным событиям, оставляя без внимания повседневную жизнь населения. Следовательно, изучение экономического, социального, культурного развития средневекового общества возможно только на основании археологических данных. Особенно важны археологические материалы при изучении экономики, практически не отраженной в немногочисленных и разрозненных письменных источниках.

 

Наконечники пахотных орудий:
1, 2— наральники втульчатые; 3, 4 — сошники; 5, 6 — лемехи; 7, 8 — наральники черешковые;
9, 10 — чересла (плужные ножи)

Хозяйство восточных славян во второй половине I тысячелетия характеризуется развитием отраслей, сложившихся в предшествующий период. Традиционным занятием восточных славян было земледелие. Определение характера земледелия производится на основании изменения либо усовершенствования орудий труда.

Наиболее часты находки железных втульчатых узколезвийных сошников, которые насаживались на рабочую часть деревянной сохи. Сохою прокапывали борозду для посева. В VIII-IX вв. у восточных славян появляются железные втульчатые широколезвийные наральники и черешковые ножевидные лемехи — детали, свидетельствующие о появлении нового усовершенствованного пахотного орудия — плуга. Лемех подрезал пласт земли, наральник расширял надрез и переворачивал пласт. После посева использовалась зубчатая борона, с помощью которой поле разравнивалось и посев покрывался землей. Плужная система земледелия способствовала увеличению площади посевов и урожайности.

Примечательно, что археологами в ряде случаев выявляются следы древней вспашки, чаще вблизи селищ, иногда на самом поселении, даже в городах, под слоем застройки, которая захватывала часть пашни при увеличении площади селитьбы.
Наряду с упряжным и пахотными орудиями для обработки почвы использовались ручные орудия: цельнодеревянные лопаты, грабли, мотыги, вилы. Лопаты иногда упрочивались железными оковками лезвия.

Важнейшее орудие уборки урожая — серп. Коса использовалась для заготовки сена, необходимого при зимнем стойловом содержании скота. Типологически серпы и косы представлены двумя видами — южным (киевским) и северным (новгородским). Каждый из них соответствовал ландшафтно-почвенным условиям.

 

Ручные земледельческие орудия:
1 — лопата цельнодеревянная; 2 — лопата с железной лопастью; 3 — коса северного типа; 4 — коса южного типа; 5 — серп северного типа; 6 — серп южного типа; 7 — грабли; 8 — мотыга; 9 — вилы

При раскопках поселений в ямах и хозяйственных постройках нередко обнаруживают зерно. Благодаря этому восстанавливается состав возделываемых культур. Он был устойчиво традиционным с первой половины I тыс. Основа земледелия восточных славян — зерновые. Выращивались мягкая пшеница, ячмень, просо. Известны бобовые (горох), технические культуры (лен, конопля), огородные (тыква, капуста, огурцы, свекла, морковь) садовые (яблоня, вишня). Во второй половине I тыс. распространяется рожь которая вскоре заняла ведущее положение. Этот злак соответствовал климатическим и почвенным условиям Восточной Европы. Появляется овес, но его доля вплоть до XV в. незначительна.

Находки зерна на поселениях дают возможность по наличию спор сорняковых растений и процентному их содержанию выявить характер землепользования. Во второй половине I тыс. господствующей становится переложная система, при которой часть возделываемой пашни оставлялась под паром (незасеянной). На юге складывается значительный массив старопашенных земель. На севере сохраняется подсечное земледелие.

Скотоводство. Состав домашних животных разнообразен: крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, козы. Разводили птицу. Благодаря скотоводству обеспечивалось потребление мяса, молочных продуктов. Лошади и волы использовались в транспортных целях и как тягловая сила на пашне.

Развитие земледелия в VIII в. достигло того уровня, когда вся деятельность по возделыванию земли могла замыкаться в семейной ячейке. Это способствовало переходу от семейно-родственных союзов к соседским территориальным общинам. Возрастала имущественная дифференциация и социальное расслоение, что вело к становлению феодальных общественных отношений.

 

Принадлежности для охоты, рыболовства и промыслов:
1-6— стрелы (1-3— дерево, 4-6— кость); 7 — крючки рыболовные; 8— острога; 9, 13, 14 — грузила; 10-11 — поплавки; 12— блесна; 15— ботало; 16 — медорезка; 17 — лазиво бортника

Большое значение имели добывающие промыслы: охота, рыболовство, бортничество. Кроме того, получили развитие железоделательный промысел, добыча соли, выжигание угля, производство дегтя. Остатки железоделательных горнов, кузниц обнаружены на нескольких селищах. Для производства железа использовалась болотная руда. Обычно металлургические сооружения располагались на окраинах поселений или за их пределами. В значительной степени черным металлом город обеспечивался за счет деревенских мастеров. Деревенские кузнецы производили обычное железо и низкоуглеродистую сталь, из которых изготавливались все необходимые орудия труда и предметы быта.

[adsense]

С X в. постепенно получил распространение гончарный круг, однако лепная керамика продолжала существовать в некоторых районах лесной полосы и в XI в. Обжигалась посуда в печах и горнах. Гончарное ремесло носило сезонный характер.

Памятники сельского населения. Древнерусские письменные источники XI-XIV вв. знают несколько терминов для обозначения сельских поселений: весь, погост, село, слобода. Наиболее распространенным археологическим видом сельских поселений является селище. Древнерусские селища расположены по краям надпойменных террас (т. е. приречные), на дюнных всхолмлениях или естественных грядах, удаленных от края берега, на мысах. Преобладающим типом являются приречные селища. В лесной полосе преобладают поселения от 0, 5 до 2 га, в лесостепной — 2-3 га. Отмечается тенденция к уменьшению площади селищ от ранних к наиболее поздним (от X до XIV в. ). Другая тенденция — это увеличение количества селищ в XI — первой половине XIII в. Культурный слой этих поселений обычно небольшой и очень часто оказывается полностью перепаханным в более позднее время.

Отмечается два типа планировки селищ: кучевая и прибрежно-рядовая, преобладающая. Размеры и следы планировки позволяют установить, что поселения состояли из 3-7 дворов, а население не превышало 50 человек. Раскопками установлено, что в лесной и лесостепной зонах преобладали разные типы построек. Для лесной зоны характерны наземные срубные постройки с печами-каменками, а для лесостепной — полуземлянки со стенами столбовой или срубной конструкции, с глиняными печами или печами-каменками. В XII в. наибольшее распространение получают наземные срубные жилища. Сельские постройки, судя по всему, принципиально не отличались от городских. Отличие состоит в том, что на селищах отсутствуют постоянные ограды дворов, мощение улиц. Селища распложены на наиболее плодородных землях, образуя компактные скопления.

Древнерусские курганы. Обычай возведения курганных насыпей над погребениями сохранился в сельской местности вплоть до конца XIII в. Для всех древнерусских курганных погребений характерны три разновидности обряда трупоположения: на горизонте (на поверхности земли), в ямах под насыпью, в насыпи. Интересно, что в Х в. трупоположения в ямах распространяются в первую очередь в южных областях Руси, там, где в предшествующий период они встречались лишь изредка. В северных областях Руси, в лесной зоне, первоначально господствуют трупоположения на горизонте, причем иногда сохраняются ритуальные кострища — следы очищающего огня. Обычная ориентировка погребенных с конца X в. — головой на запад, что является одним из основных признаков христианского погребального обряда. Изредка встречается восточная ориентировка, в первую очередь на территориях, занятых ранее балтским населением. С переходом к обряду трупоположения, как ни парадоксально, в погребениях увеличивается количество вещей. Христианский обряд, как известно, не предполагает сопроводительного инвентаря в виде предметов быта, оружия, набора украшений и, тем более, даров. Однако в основном с XI в. становится известным славянский женский убор, включающий височные и нагрудные украшения, браслеты и перстни, и определяются некоторые этнографические особенности их форм и сочетаний. Границы распространения таких характерных украшений, как восточные кольца, позволили наметить территории расселения отдельных восточнославянских племен.

Для сельских курганов южных территорий (поляне, волыняне, дреговичи) инвентарь ограничен редкими металлическими подвесками к ожерельям и стеклянными бусами. Часто использовались простые проволочные кольца с сомкнутыми концами, небольшого размера височные кольца с тремя бусинами из металла.

Для северянских курганов характерны проволочные спиральные височные кольца (по 2-4 штуки в одном погребении), небольшие ожерелья из стеклянных бус с одной-двумя металлическими привесками, встречаются бронзовые браслеты и перстни, налобные металлические венчики. Шейные гривны принадлежат к редким находкам. Бытовые предметы в северянских курганах встречаются нечасто — это ножи, кресала, глиняные горшки и деревянные ведра. Ни предметов вооружения, ни орудий труда в этих курганах нет.

Курганы некоторых северных территорий (кривичи, вятичи, частично радимичи) содержат довольно много вещей, в первую очередь металлических украшений. Особенно богаты вещами вятические погребения. Для женского вятического убора характерны семилопастные кольца (от 2 до 8 в одном погребении, поровну с каждой стороны лица). Шейные украшения состояли из серебряных витых гривен, ожерелий из хрустальных, сердоликовых и стеклянных бус. Наиболее часто встречаются сочетания хрустальных шарообразных и сердоликовых бипирамидальных бус. Все исследователи отмечают характерность находок браслетов и перстней для вятических погребений. В ряде случаев в дополнение к браслетам и перстням на руках погребенной эти украшения в качестве «даров» положены на дно могильной ямы или завернуты в бересту. Вероятно, обилие металлических украшений в вятическом костюме можно связывать с влиянием со стороны автохтонного финского населения. Обычай класть в погребение орудие труда или оружие не был распространен, но ножи, ножницы, серпы, кочедыки для плетения сетей изредка встречаются. Довольно частой находкой в мужских и женских погребениях являются гончарные сосуды, которые обычно ставились в ногах умерших. Христианские символы — образки или кресты — очень редки.

 

Височные кольца восточных славян:
1-3 — общераспространенные; 4 — дреговичей; 5 — волынян; 6 — вятичей; 7 — реконструкция расположения височных колец в уборе; 8— радимичей; 9— словен новгородских; 10 — северян; 11 — кривичей

Для радимических женских погребений характерны ожерелья из мелких стеклянных бус, изредка встречаются сердоликовые и хрустальные. В составе ожерелий часты монетовидные привески, бубенчики, лунницы, крестики. Популярны были бронзовые и серебряные браслеты и перстни. Обычной находкой являются шейные гривны с розетками на заходящих друг за друга концах. С прибалтийским кругом древностей связаны змеиноголовые бронзовые браслеты. Также обычны находки глиняных сосудов и деревянных ведер (последние в основном в мужских погребениях).
Инвентарь кривических погребений включал височные проволочные браслетообразные кольца с завязанными концами, ожерелья из бус и металлических привесок. Наиболее часты ожерелья, состоящие из сердоликовых и золоченых стеклянных бус. Характерной для кривичей является привеска в виде плоского конька, встречаются мелкие бубенчики, подковообразные бронзовые и железные фибулы. В кривических курганах Смоленской и Полоцкой земель встречаются украшения балтских типов: головные спиральные венчики, некоторые типы шейных гривен, звездообразные пряжки и др. С балтским наследием связаны некоторые черты погребального обряда — подкладка деревянных дощечек под голову, восточная ориентировка, а также обычай класть в погребение топоры и копья.

 

Сельские курганы. Инвентарь женского вятического погребения:
1 — перстни; 2 — ожерелье из сердоликовых бус и металлических привесок; 3 — кольца височные
семилопастные; 4 — браслеты (пластинчатый и витой)

Курганы новгородских словен дают большое количество ромбощитковых височных колец — характерного украшения, кроме них встречаются перстнеобразные и трехбусинные кольца, а также тонкие пластинчатые головные венчики и венчики из парчовой ленты с нашивными бляшками. Шейные гривны распространены на западных и юго-западных окраинах Новгородской земли. Для новгородских словен характерны небогатые ожерелья из стеклянных бус. Многочисленны бронзовые браслеты разной формы и подковообразные фибулы. Из бытовых вещей встречаются ножи и глиняные гончарные сосуды. Пережитки обряда сожжения встречаются в виде следов ритуальных кострищ или скопления угля около погребенных.

Одним из пережитков языческих ритуалов являются жертвоприношения животных — в курганах найдены отдельные кости домашних животных, кости петуха или кур. В XI-XII вв. широко распространяется обычай класть в погребения амулеты-обереги в виде миниатюрных бронзовых изображений лошадок, ключей, ложек, гребней, топориков и др. Металлические амулеты в предшествующее время у восточных славян археологически неизвестны.

Концентрация сельских поселений приходилась на районы, население которых имело длительный опыт земледелия. Развитые сельские округи обеспечивали возникновение и становление древнерусских городов.

Города. Первые города у восточных славян возникают в конце IХ — начале X в. Тогда же происходит становление административной системы, появление органов управления, формирование государства. Одновременно от земледелия отделялось ремесленное производство, превращаясь в самостоятельную отрасль хозяйства. Необходимость сбыта ремесленных изделий, реализация избытков сельскохозяйственной продукции вели к укреплению товарно-денежных отношений и появлению рынка. Этому способствовало и возрастающее участие в международном товарообмене. Все эти процессы происходили одновременно и определяли интенсивность градообразования. Наряду с ними были другие причины появления городов: формирование системы управления на отдельных территориях, укрепление границ и др. Возникновение каждого города было обусловлено несколькими факторами, один из которых мог быть доминирующим. На разных территориях и в разное время доминирующие причины могли изменяться.

Процесс градообразования протекал неоднородно. Активнее всего он происходил там, где феодализация общества шла интенсивнее. По мере того как феодализация проникала в новые районы, там появлялись новые города. Следовательно, градообразование — показатель и отражение развития феодальных отношений.

 

Расселение восточнославянских племен в XI—XIII вв.

Термины «град», «город» древнерусскими летописцами применялись в отношении укрепленных (огороженных) поселений.

 

Деревянно-земляные укрепления. Белгород (реконструкция)

Укрепления древнерусского времени относятся к типу деревянно-земляных фортификаций, основные элементы которых — ров и вал. Для укрепления вала рубились деревянные конструкции (клети) в несколько венцов, заполнявшиеся землей из рва. По гребню вала ставился частокол или специальные бревенчатые рубленые конструкции с ходами и бойницами. На угрожаемых участках рубились глухие башни. На пересечении линии вала с наиболее важными городскими улицами ставились воротные башни. С напольной стороны к воротным башням подходили мосты, переброшенные через ров, иногда подъемные. В крупных городах — центрах княжений воротные башни с XI в. возводились из камня. Впрочем, в домонгольское время каменные конструкции в городских фортификациях были исключением, а не правилом («Золотые» ворота в Киеве, «Золотые» ворота во Владимире, каменные башни в Изборске, Ладоге).

Внутригородская планировка была регулярной. В ее основе улично-усадебная система. Трассы улиц соединяли важнейшие части города — княжескую резиденцию, епископский двор, соборные площади, торг — и выводили к проездным воротным башням. Нередко княжеские резиденции и владычные дворы дополнительно окружались линией укреплений. Такие внутригородские крепости тоже назывались городами.

Городские дворы-усадьбы располагались вдоль улиц и ограждались частоколами, линии которых были стабильны. Даже когда участок по каким-либо причинам пустовал, то возобновление на нем застройки происходило в прежних границах. Археологически это подтверждено бесспорно.
В древнерусских городах выявлено три размера усадеб, что свидетельствует об уровне имущественного и социального расслоения. На крупномерных (до 1500 кв. м) усадьбах ставились хоромы, нередко в два этажа. В маломерных дворах (125-150 кв. м) застройка ограничивалась жилым домом и небольшой хозяйственной постройкой. Нередко дом служил и мастерской. Усадьбы среднего размера достигали 400-600 кв. м.

На севере дома рубленые, нередко поставленные на подклет. Срубы известны и на юге, но больше здесь заглубленных в землю каркасно-столбовых построек. Впрочем, заглубленная часть постройки вероятнее всего была не жилой, а хозяйственной.

 

Городская застройка:
1 — усадьба феодала (Рязань); 2 — двор посадского жителя (Киев); 3 — усадьба священника и художника (Новгород)

Улицы в городах мостились деревом. Такие мостовые изучены в Новгороде, Пскове, Киеве, Смоленске, Москве, Ладоге, Русе, Торжке, Берестье. Возможно, они были и в других городах, но не сохранились.

Процесс градообразования на Руси протекал достаточно динамично. На раннегосударственной стадии в середине X в. только Киев и Новгород можно достаточно уверенно назвать городами. К началу XII в. насчитывалось 44 города. К 30-м гг. XIII в. известно 75 городов. Летописец называет городами значительно большее число поселений (270) домонгольского времени, однако археологические признаки большинства из них не выявлены.

Городам свойственна своеобразная иерархическая система. Высшую ступень к 30-м гг. XIII в. занимали столицы самостоятельных княжений и земель (10 городов), ниже располагались столицы удельных княжений (35 городов), остальные 30 городов были центрами округов-волостей, малыми городами, крепостями.

В древнерусских городах были сосредоточены органы государственного аппарата и церковного управления, концентрировались военные силы. Они являлись центрами ремесла и торговли. Города были идеологическими и
культурными центрами. Таким образом, древнерусские города были многофункциональными поселениями и являлись своеобразными узлами прочности феодального государства.

 

Бытовые кузнечные изделия: 1 — многослойный нож; 2 — нож для деревообработки; 3 — сапожный нож; 4 — светец (лучинодержа- тель); 5 — пружинные ножницы; 6 — шарнирные ножницы; 7, 8 — бритвы; 9 — весовая гирька; 10 — крюк безмена; 11, 14 — навесные замки; 12, 13, 15 — ключи к навесным замкам; 16, 17 — ключи к нутряным замкам; 18 — ключ к замку с деревянным запором; 19, 20 — кресала

Ремесло. Базовой отраслью ремесленного производства была обработка железа. Производством железа на Руси всегда занимались деревенские металлурги. В сельской местности были наиболее благоприятные условия: здесь имелись богатые поверхностные залежи болотных и луговых железных руд, а также леса, пригодные для пережога и получения древесного угля.

Основой техники металлургического производства являлось прямое восстановление железной руды в металлическое железо. Деревенские металлурги доводили процесс до изготовления полуфабриката — кричного железа. Крицы поставляли на городские рынки, где они приобретались кузнецами. Находки криц в городских раскопах нередки.

Наряду с железом применялась сталь. Сталь получали непосредственно в домницах или в кузнечном горне. Низкосортная сырцовая сталь шла на цельностальные изделия и на дальнейшую переработку на лучшие сорта. Высококачественную сталь получали многократной кузнечной проковкой или выдерживанием (томлением) в огнеупорном сосуде, нагреваемом в горне. Такая сталь шла только на качественные изделия либо на наваренные и вваренные лезвия или другие рабочие части изделий.

Кузнечное ремесло достаточно рано выделилось в особую отрасль производства. Кузнецы работали и в селах, и в городах. Рынок сбыта сельских мастеров был ограничен территориально и по ассортименту. Они обеспечивали потребности в производстве и ремонте орудий труда.
Инструментарий древнерусского кузнеца имел развитые, рационально разработанные формы, сохранившиеся до наших дней.

Ассортимент продукции кузнецов был разнообразен: от ножей до сложных механических замков и трудоемких в изготовлении броней-кольчуг, что требовало знания и применения многих технологических схем обработки железа. Наиболее распространенным было сочетание в изделии двух материалов — железа и стали механическим и химико-термическим путем.

[adsense]

Уже в X в. применялась наиболее совершенная, но и наиболее трудоемкая технология — сваривание из трех полос: проходящей внутри клинка стальной и двух боковых железных. Такое лезвие легко вытачивается, а изделие благодаря стальному клинку служит долго, почти до полного износа. Подобный прием применялся для изготовления ножей, серпов, кинжалов, мечей, бритв. В середине XII в. кузнецы упростили технологию: стальное лезвие стали наваривать на железный клинок. Качество изделия ухудшилось, срок пользования завершался стачиванием стального лезвия. Технология сварки традиционна для северо-русских кузнецов. В Южной Руси мастера широко применяли другую технологическую схему: цельнометаллические поковки и цементацию. Изделия древнерусских оружейников высоко ценились в Средней Азии, Византии, Европе. Русские кузнецы владели сложными приемами узорчатой сварки и термической обработки. В технике и художественной отделке русские мастера не уступали ни западным, ни восточным оружейникам.

Особенно ценились русские кольчуги-брони. На Руси кольчуга появилась раньше, чем на Западе. Для оценки трудоемкости и сложности изготовления брони достаточно представить, что обычных размеров кольчуга делалась из 18000-20000 колец, скреплявшихся между собой в определенной последовательности.

Развитие техники и технологии вызвало широкую специализацию в городском ремесле. В XII в. насчитывалось не менее 16 различных специальностей, занятых обработкой железа и стали: замочники, ножевники, бронники и др.

 

Ювелирные изделия. Имитации княжеско-боярского убора:
1, 2 — литейные формы; 3-5 — колты; 6, 7 — бармы; 8 — наручень

Приемы обработки цветных металлов древнерусскими мастерами были традиционными — литье, ковка, штамповка, чеканка. Сырьевая база цветной металлургии на Руси была ограниченна и во многом зависела от импорта.

Продукция ремесленников по обработке цветных металлов пользовалась широким спросом. Литейщики изготовляли разнообразные женские украшения, принадлежности костюма, предметы культа и церковной утвари, массивные кистени и булавы для воинов, весовые гирьки.

Техника литья постоянно совершенствовалась. Повсеместно было распространено литье в каменные формы, которые служили для производства не одного-двух изделий, а серии предметов. В середине XII в. появляется литье в имитационные формы, в которых детально воспроизводились форма и рисунок сложного ювелирного изделия. Собранная форма имела вверху широкое отверстие — литник, а внизу — узкий выход. Такие формы применялись для литья «навыплеск». Сверху в литник заливался металл, часть которого при соприкосновении с каменными стенками застывала на них тонким слоем, а остальной металл вытекал (выплескивался) через нижнее отверстие. Готовые изделия, выполненные по такой технологии, были пустотелыми, легкими; на произв

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...