Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандартизация элементов информационных технологий и компонентов информационной инфраструктуры

Общеизвестно, что без стандартизации элементов информационных технологий и компонентов информа­ционной инфраструктуры невозможна всеобщность и эффективность информатизации и решение проблем ин­теграции информационной среды. Поэтому министерством на протяжении последних десяти лет систематиче­ски проводились НИОКР по проблеме стандартизации информационных технологий. Эти работы, включенные в основные направления деятельности министерства, как правило, проводились его головными организациями по стандартизации с привлечением в качестве соисполните­лей других организаций и ведомств.

С 1993 г. по настоящее время подведомственные Минсвязи России предприятия разработали 171 ГОСТ Р, из которых 160 ГОСТ Р утверждены Госстандартом России.

В 1997 г. предприятиями Госкомсвязи России сов­местно со специалистами Российской академии наук и Госстандарта России разработана первая версия ГОС­ПРОФИЛЯ ВОС России, которая была рассмотрена и одобрена Коллегией Госкомсвязи России. Коллегия по­становила разработать вторую версию ГОСПРОФИЛЯ ВОС России и Программу стандартизации на 1999-2000 гг. Вторая версия ГОСПРОФИЛЯ ВОС России была разработана в 1998г.

Предприятия министерства совместно со специа­листами Госстандарта России и других ведомств опти­мизировали процесс стандартизации и разработали:

• Концепцию комплексной стандартизации в об­ласти информационных технологий;

• Программы комплексной стандартизации в об­ласти информатизации на период 1993-1995 гг., на период 1996-1998 гг. и на период 1999-2000 гг., содержащие соответственно 772, 980 и 1019 стан­дартов;

• Аннотированную базу данных международных стандартов в области информатизации;

• Полнотекстовую базу государственных стандар­тов России (ГОСТ Р), разработанных на базе меж­дународных стандартов. Выпущена на CD-ROM;

• Ежегодные государственные и отраслевые планы стандартизации в области информатизации;

• Сформировали информационный фонд государ­ственных и международных стандартов, их проек­тов (ПМС) и дополнений (на бумажных и магнит­ных носителях).

Предприятия Минсвязи России ведут работы по стандартизации в рамках Технического комитета "Информационные технологии" (ТК 22). При выполне­нии работ по проблеме "Открытые информационные си­стемы" в области стандартизации информационных тех­нологий предприятия министерства активно участвуют в работе международных форумов, конференций, всесо­юзных симпозиумов, семинаров, сессий и секций САНИ РАН, МИИТ, Российской академии Госслужбы, Мин­обороны и др.

Основные положения государ­ственного профиля взаимосвязи открытых систем россии (госпрофиль вос)

Одним из действенных элементов практической реализации государственной политики информатизации средствами стандартизации по предотвращению про­никновения на российский рынок несовместимых ин­формационных технологий и обеспечения выхода России в мировое информационное пространство является соз­дание Государственного профиля взаимосвязи открытых систем России (ГОСПРОФИЛЬ ВОС) в виде соответ­ствующего структурированного комплекса нормативных документов на основе базовых международных стандар­тов и международных стандартизованных профилей.

Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России (ГОСПРОФИЛЬ ВОС, версии 1 и 2) был разработан Госкомсвязи России на основе анализа и систематизации более 500 базовых и функциональ­ных международных стандартов, "Правительствен­ных профилей взаимосвязи открытых систем" (GOSIP) различных стран и объединений, в первую очередь GOSIP США, с учетом особенностей состояния и по­требностей развития информатизации в Российской Федерации.

Объединенные в ГОСПРОФИЛЕ ВОС протоколы ВОС устраняют зависимость пользователей от отдель­ного поставщика при покупке новых сетевых изделий и услуг и содействуют взаимодействию в среде изделий раз­личных поставщиков.

Поскольку ГОСПРОФИЛЬ ВОС имеет дело с функциональными возможностями обмена данными, а не с конкретной конфигурацией, то на функциональные возможности ГОСПРОФИЛЯ ВОС не налагается ника­ких ограничений со стороны технических, программных средств или операционной системы. Это означает, что ГОСПРОФИЛЬ ВОС может быть применим ко всем ти­пам систем и во всех функциональных средах. Размеры системы не имеют значения для ГОСПРОФИЛЯ ВОС; не имеет значения также используемая коммуникационная среда.

ГОСПРОФИЛЬ ВОС обеспечивает две основные возможности.

Во-первых, он позволяет пользователям запраши­вать стандартные прикладные программы, функциони­рующие через стандартные сети.

Во-вторых, ГОСПРОФИЛЬ ВОС обеспечивает на­дежные услуги между оконечными пользователями, пользуясь которыми пользователи могут записать свои собственные прикладные программы.

Существенным фактором является то, что ГОС­ПРОФИЛЬ ВОС преднамеренно ориентирован на обес­печение общего набора функций, которые могут исполь­зоваться почти в любой системе. Стандартные сети мо­гут быть объединены для создания крупной, соответ­ствующей ГОСПРОФИЛЮ ВОС, интерсети. В целом, с учетом изложенного выше, ГОСПРОФИЛЬ ВОС в об­щем случае применим к любой среде обработки данных.

В целом можно сказать, что принятие ГОСПРО­ФИЛЯ ВОС будет означать, что пользователи получат более высокую степень контроля над долгосрочным планированием. Прогнозы по стоимости и ресурсам на будущее могут быть даны с большой достоверностью. Это может повысить общую эффективность работы пользователей госструктур и крупных объединений, даст им возможность в большей степени сосредоточиться на приоритетах долгосрочных программ по информатиза­ции.

 

Лекция 7. Сертификация средств информатизации в Российской Федерации. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Основные понятия и термины в области сертификации

 

В первой главе было дано определение собственно понятию сертификация и понятию сертификат соот­ветствия. Ниже приводятся еще несколько терминов, знание которых необходимо для понимания сущности процедуры сертификации.

Система сертификации - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.

Орган по сертификации - орган, проводящий сер­тификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению дру­гими органами.

Испытательная лаборатори я - лаборатория (центр), который проводит испытания в процессе сертифи­кации.

Аккредитация (испытательной лаборатории или органа по сертификации) - процедура, посредством ко­торой уполномоченный в соответствии с законодатель­ными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной ла­бораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

Знак соответствия (в области сертификации) - защищенный в установленном порядке знак, применяе­мый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необ­ходимая уверенность в том, что данная продукция, про­цесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Технические условия (ТУ) - документ, устанавли­вающий технические требования, которым должна удо­влетворять продукция, процесс или услуга. ТУ могут быть стандартом, частью стандарта или самостоятель­ным документом.

В Законе "О сертификации продукции и услуг" определены два вида сертификации: обязательная и доб­ровольная. Обязательной сертификации подлежит про­дукция, включенная в перечни, определяемые соответ­ствующими нормативными документами.

Организационная структура системы сертифика­ции в России включает: государственный (на­циональный) орган по сертификации, ведомственные органы по управлению сертификацией продукции опре­деленных классов, а также испытательные центры (лаборатории). Основными функциями государственно­го органа по сертификации являются организация, коор­динация, научно-методическое, информационное и нор­мативно-техническое обеспечение работ по испытаниям и сертификации, а также аккредитация центров сертифи­кационных испытаний в соответствии с полномочиями национального органа по сертификации. Ведомствен­ные органы сертификации выполняют те же функции в ограниченном объеме для конкретных видов про­дукции.

Национальным органом по сертификации продукции в Российской Федерации является Госстандарт России, который осуществляет следующие функции:

организует ведение обязательной сертификации продукции по поручению органов законодательной или исполнительной власти;

• организует и финансирует разработку, а также утверждает основополагающие нормативно-технические и методические документы системы сертификации;

• утверждает документы, устанавливающие по­рядок сертификации конкретных видов продук­ции;

• проводит аккредитацию испытательных центров (лабораторий) совместно с ведомственными орга­нами по сертификации и выдает аттестат аккреди­тации;

• признает иностранные сертификаты соответ­ствия, осуществляет взаимодействие с соответ­ствующими уполномоченными органами других стран и международных организаций по вопросам сертификации;

• регистрирует и аннулирует сертификаты соответ­ствия и сертификационные лицензии, рассматри­вает спорные вопросы, возникающие в процессе сертификации;

• организует периодическую публикацию инфор­мации по сертификации.

Основой сертификации продукции в Российской Федерации является Система сертификации ГОСТ Р Госстандарта России. Этой системой, в частности, опре­деляются правила создания и регистрации ведомствен­ных систем сертификации для конкретных классов про­дукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...