Осуществленное и неосуществленное
Б.Х.: Мне хочется добавить к сказанному кое-что существенное. Решаясь на что-то, мы должны, как правило, отречься от чего-то другого. То, на что мы решаемся, является тем, что есть, тем, что осуществится. Остальное — то, от чего мы отрекаемся, — является неосуществленным (по сравнению с осуществленным). Значит, каждое осуществленное, то есть каждое существующее в бытии, окружено небытием. Осуществленное невообразимо без небытия. Их нельзя разделить. Неосуществленное имеет свою силу воздействия. Оно не ничто, оно просто то, что не осуществилось. И если мы презираем то, что является неосуществленным по отношению к осуществленному, то это неосуществленное лишает чего-то осуществленное. Например, если какая-либо женщина делает выбор в пользу карьеры в ущерб семье и детям и при этом презирает и пренебрегает всем тем, что связано с семейной жизнью, мужем и детьми, то это неосуществленное отнимает что-то у того, что она выбрала для себя. Осуществленное уменьшится в некоторой степени. Напротив, если она ценит свое неосуществленное, которое оставила ради карьеры, это неосуществленное добавляет что-то к выбранному ею. Осуществленное станет этим в большей степени и более значимым. Понимаешь? Софи: Да. Б.Х.: Если хочешь, можешь применить это сейчас на практике для твоей ситуации.
Последствия подобного выбора для отношений Софи: Вначале я приняла решение не в пользу карьеры, а в пользу отношений с мужем, потому что мне казалось, что наша связь разрушится, если у нас будет ребенок. И когда ты сказал, что мы оба решили не иметь детей, я внезапно осознала, что это я не хотела детей. А прежде мне все же казалось, что я не имею права лишать моего мужа ребенка.
Б.Х.: Если это твой муж хочет ребенка, а не ты, то это значит, что ваши отношения подходят к концу. Ты не должна забывать, что последствием твоего решения будет конец отношений. Если ты не принимаешь этого во внимание, то ошибаешься. Но если твой муж все-таки настаивает на том, чтобы остаться с тобой, ты должна по достоинству оценить такое решение.
Враждебное настроение Ида: Меня зовут Ида, я здесь вместе с моим мужем Вильгельмом. У нас собственная фирма, и мы очень заняты. Я являюсь доверенным лицом фирмы, матерью и домохозяйкой. Кроме того, мне хотелось бы работать по моей настоящей специальности — психологом, но сейчас это невозможно. Больше всего мне хотелось бы выяснить сегодня один волнующий вопрос: в последний раз, когда мы виделись с тобой, я заметила, что была враждебно настроена к тебе. Б.Х.: Я думаю, ты всегда была немного враждебна по отношению ко мне. Ида: Да, немного. Но сейчас мне чего-то не хватает. Ты всегда был как бы внутри меня, и когда у меня была какая-то важная проблема, я всегда говорила себе: «Ах, напишу-ка я Берту!» — и начинала писать тебе письмо, много раз его исправляла, а ночью или днем у меня вдруг само собой находилось решение, и мне не приходилось тебя беспокоить. Но вот уже два года как это исчезло. Б.Х.: Тут что-то не разрешено. Ида: Мне хочется вернуть это, потому что оно было для меня таким благом! Б.Х.: Если что-то больше не функционирует, оно должно быть заменено чем-то лучшим. Ида: Ах, я не могу это лучшее найти! Б.Х.: Мы можем поискать вместе. Посмотрим, найдем ли мы что-то лучшее или кого-то лучшего. Ида: Я очень сожалею, что... Б.Х.: Я сделал тебе предложение. Ты согласна? Ида: Да. У меня есть еще кое-что: вчера я подрезала себе челку. Б.Х.: Но недостаточно коротко. Участники смеются. (Как-то Хеллингер заметил, что женщины с очень длинной челкой, лезущей в глаза, психически не очень уравновешены, и чем длиннее челка — тем больше).
Б.Х.: Что-то еще? Ида: Да, несмотря на суматоху, я чувствую себя неплохо.
Плохие отметки в школе Вольфганг: Меня зовут Вольфганг. Я преподаю в университете и немного занимаюсь терапевтической практикой. Я не знал, что здесь предоставляется так много возможностей поговорить и о личных проблемах. Я женат, у меня двое детей. Меня действительно очень глубоко задевает и уже давно является проблемой то, что мои дети иногда приносят плохие оценки из школы. В настоящий момент это касается моего сына. Б.Х.: А ты сам получал хорошие оценки в школе? Вольфганг: Я очень хорошо учился в начальных классах, в старших классах моя успеваемость очень снизилась, и я больше не смог быть хорошим учеником. Б.Х.: Ты должен сказать своим детям, когда они получают плохие оценки: «Со мной было то же самое; я пережил в школе перелом, после которого не смог больше оправиться». Вольфганг: Я должен это обдумать. Б.Х.: Ты должен им это сказать, не обдумывая. Просто сказать. (Группе): Скажет он это им? Не скажет. Он избегает решения проблемы. (Вольфгангу): Как-то раз одна женщина рассказала мне о своих проблемах с дочерью. Девочка была влюблена в Майкла Джексона. Она возвела ему алтарь, каждое утро молилась перед ним, и когда у Майкла Джексона был кашель, она тоже кашляла. Что было делать матери? Я предложил ей сказать дочери: «Я тоже была такой». Тебе известно, в чем состоит дилемма при использовании хорошего медикамента? Его можно просто проглотить, и он подействует. Но тому, кто сначала старается разобраться в его химическом составе, будет труднее это лекарство проглотить.
Пережитый траур Роберт: Меня зовут Роберт, я работаю бизнес-консультантом. У меня трое взрослых детей, мой младший сын живет вместе со мной. Б.Х.: Ты разведен? Роберт: Нет. Мы просто не живем вместе. Б.Х.: С каких пор? (Роберт начинает всхлипывать.) Б.Х.: Подними глаза! Это чувство делает тебя слабым. Слезы ничем тебе не Помогут. Взгляни на меня. Ты меня видишь? Какого цвета мои глаза? (Группе): Нужно попробовать отвлечь свое внимание на что-нибудь Другое, тогда можно избавиться от этого чувства. (Роберту): Как долго вы не живете вместе?
Роберт: Полгода. Б.Х.: Кто из вас больше не хотел жить вместе? Роберт: Она. Б.Х.: А что у вас произошло? Роберт: Она просто больше не хотела. Б.Х.: Обрати внимание на то чувство, которое ты сейчас испытываешь. Когда ты почувствовал это в первым раз? Роберт: Я думаю, очень давно. Б.Х.: Сколько лет ребенку, испытывающему это чувство? (Группе): Вы сможете увидеть этого ребенка, если внимательно понаблюдаете за Робертом. (Роберту): И сколько приблизительно лет ребенку? Роберт: Три. Б.Х.: Точно. И что случилось, когда тебе было три года? Роберт: Моя самая младшая сестра умерла. Б.Х.: Твоя сестра. Вот оно что (Группе): Здесь мы наблюдаем смещение одной старой ситуации и одного прежнего чувства на настоящее. С такими старыми чувствами человеку нельзя решать его настоящие проблемы. Эти чувства должны остаться там, где им место, и там же должны подвергнуться терапевтическому лечению. (Роберту): Сейчас мы займемся расстановкой твоей нынешней семьи. Роберт: Нет, не сейчас. (Всхлипывает.) Б.Х.: Я даю тебе последний шанс. (Роберт расставляет свою теперешнюю семью.)
Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца Б.Х (Роберту): Состояли ли вы - ты и твоя жена — в браке или были помолвлены до того, как поженились? Роберт: Нет. Рис. 2.1:
М — муж (Роберт); Ж — жена; 1 — первый ребенок, дочь; 2 — второй ребенок, сын; 3 — третий ребенок, сын.
Б.Х.: Как чувствует себя муж? Муж: Я чувствую себя потерянным, хотя стою в ряду. Б.Х.: Как чувствует себя жена? Жена: Я чувствую, что смотрю в неправильном направлении. Я гляжу на моего старшего сына и хочу повернуться. Б.Х.: И какие чувства ты испытываешь? Жена: Нехорошие. Б.Х.: Как чувствует себя дочь? Первый ребенок: У меня хорошее место, но я могу видеть только отца. Б.Х.: Как чувствует себя старший сын? Второй ребенок: Мне хорошо, потому, что я могу видеть всех, но мне немного не хватает контакта с ними. Б.Х.: Как чувствует себя младший сын? Третий ребенок: Я нахожусь в очень сильной конфронтации к моему старшему брату, и поэтому мне очень плохо. Но с другой стороны у меня приятное чувство, потому что я нахожусь между своими родителями.
Муж: Хочу еще добавить, что я не воспринимаю жену, а только дочь. Когда я сказал, что чувствую себя потерянным, это чувство пришло скорее снизу. У меня приятные чувства близости по отношению к младшему сыну. Б.Х. (Роберту): Что случилось с твоей младшей сестрой? Роберт: Она умерла, когда мне было три года. Б.Х: От чего? Роберт: От воспаления легких. Б.Х: Поставь свою сестру к остальным. рис. 2.2:
+ СМ — рано умершая сестра мужа.
Б.Х. (группе): Здесь видно, что дочь идентифицируется с младшей сестрой отца. Она замещает для своего отца его умершую сестру. Что изменилось у мужа? Муж: Я весь похолодел. Б.Х.: Как чувствует себя сейчас дочь? Лучше или хуже? Первый ребенок: Я очень возбуждена. Жена: Что-то стало мне понятным. У меня такое чувство, будто я должна сейчас проникнуть туда. Чувства у меня стали другими, более приятными. Б.Х. (группе): В этой расстановке младшая сестра мужа - самая важная фигура. Семейная система нарушается, когда по каким-то причинам не хватает кого-то важного. Часто это бывают умершие в детстве сестра или брат кого-либо из родителей. Как только мы добавим в расстановку эту фигуру, в системе возникает новая энергия. Только после этого что-то может измениться. (Умершей сестре): Какие у тебя чувства? Сестра мужа: Мои чувства не очень ясные. (Б.Х. ставит умершую сестру рядом с ее братом, т. е. Робертом.) Рис. 2.3
Б.Х.: Как сейчас чувствует себя жена? Жена: С ума можно сойти, но сейчас я могу спокойно повернуться к моему мужу. (Б.Х. переставляет членов семьи по-новому.) Рис. 2.4
Б.Х.: Как сейчас чувствует себя муж? Муж: Когда мою сестру поставили рядом со мной, мне стало очень приятно, и еще мне приятно, когда моя жена сейчас здесь. Но у меня такое чувство, что им нужно поменяться местами друг с другом. Б.Х.: Возможно, ты прав. Рис. 2.5
Муж: Так — хорошо. Жена: Сейчас я чувствую себя по-другому, лучше. Б.Х: Как чувствует себя умершая сестра? Сестра мужа: Хорошо. Б.Х.: Как чувствуют себя дети? Все: Хорошо. Б.Х. (жене): Как ты себя чувствуешь, когда твои дети стоят напротив тебя? Жена: Тоже хорошо. Б.Х. (Роберту): Иди и встань на свое место в расстановке. Роберт (идя на место мужа): Я всего этого не понимаю. Б.Х.: Тебе не нужно понимать, просто встань на свое место. (Роберт недоверчиво трясет головой.) Б.Х. (группе): Вы видите, как тяжело для него решение? И как он противится этому? Вот так оно и бывает иногда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|