Е.А.Тихонова, педагог-психолог
ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств в диагностическом инструментарии. Гораздо позднее она начала использоваться в коррекционных целях. До сих пор отсутствует научно обоснованная система использования изобразительной деятельности в обучении и воспитании детей с разным уровнем интеллектуальной недостаточности. Изобразительная деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность. Особенно актуален такой подход к воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Эти дети «выпадают» из ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются условия врастания ребенка в культуру, приобщения к культурному опыту человечества. Возникает потребность в обходных путях, других способах коррекционно-педагогического воздействия.
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.
Этапы: Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности. Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов. Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления). Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования. При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы: ¨ формирование у детей представлений о том, что любое изображение - это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений; ¨ учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии; ¨ тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности предметной, игровой, трудовой и общения; ¨ актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения; ¨ эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения; ¨ развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
¨ процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности. Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что: - у детей формируются навыки наблюдения; - совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта; - дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств; - формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров; - дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их; - также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами; - дети учатся изображать предметы, т. е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения; - у детей совершенствуются все мыслительные операции. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей.
Особенности изодеятельности детей с ЗПР: 1) отсутствие интереса к результатам деятельности; 2) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями, затрудненность процесса узнавания изображенного образа; 3) обилие графических штампов, статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию; 4) отсутствие преднамеренного выбора цвета и бедность цветового решения; 5) неразвитость композиционных сюжетных построений; 6) низкий уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|