Вопрос Виды хозяйственных отношений.Рынок.Функции рынка
Что же представляет собой рынок, его функции, его противоречия: Одна из характеристик товарного хозяйства - это рынок (в узком и широком смысле слова – см. выше определение). Существуют различные виды рынка: - В зависимости от объекта - рынок средств производства, финансовый рынок, рынок земли, рынок имущественных прав; - В зависимости от степени легальности товарного хозяйства - белый, чёрный и т.д. (все возможные другие цвета); - С точки зрения механизма регулирования - регулируемый (государство выступает главным регулятором и направляет развитие рынка) и не регулируемый (действует по своим законам без вмешательства государства, например, законом спроса и предложения). - По согласованности сегментов - существует сбалансированный (различные виды которого развиваются в относительно равном темпе) и не сбалансированный рынок (равные темпы в развитии отдельных видов отсутствуют, например, финансовый рынок развивается за счёт средств производства, когда все средства производства уплачены). - В зависимости от масштабов - мировой, национальный, региональный, сейчас формируется внутрикорпорационный (но он ограничивается границами данной корпорации) Функции рынка: 1. Интеграционно-коммуникативная функция рынка - рынок связывает в единую систему наиболее активных субъектов - производителей, потребителей, государство, которые зависят от него. Он формирует некое хозяйственное братство, каждый из субъектов которого преследует свои цели; 2. Конкурентосозидающая функция - рынок выступает как арена для экономических соревнований, которое должно идти по правилам, при наличии судейского корпуса. Каждый здесь отстаивает свой интерес, но все субъекты объединены некой общей целью;
3. Стимулирующая функция - рынок «сталкивает» каждого конкретного субъекта, прежде всего товаропроизводителей друг с другом, чтобы их деятельность была направлена на производство продукции при меньших затратах, оно было устойчивым, производители внедряли новые технологии, модернизировали своё производство. Рынок стимулирует товаропроизводителя выпускать ту продукцию, которая необходима обществу. Рынок стимулирует научно-технический прогресс, но не всё так однозначно - инновация, с одной стороны, это хорошо, но с другой - новая технология это новые затраты. Поэтому производителю необходимо иметь гарантию, что новая технология окупит себя; 4. Дифференциальная (дифференцирующая) функция - рынок дифференцирует всех субъектов в зависимости от эффективности их деятельности. Чем лучше субъект работает, тем выше его статус на рынке. Кто-то может вообще оказаться за пределами рынка, например, потерять статус товаропроизводителя и стать наёмным работником. А доход наёмного работника вторичен, поскольку он получает его от товаропроизводителя, который в свою очередь зарабатывает его на рынке. Кто-то на рынке растёт, кто-то падает, происходит имущественная поляризация; 5. Распределительная – рынок распределяет произведённые ресурсы и товары внутри общества согласно потребностям его субъектов. Распределение осуществляется под воздействием динамики спроса и предложения – если, например, где-то увеличивается спрос, то ресурсы направляются туда и наоборот; 6. Социально-профилактическая (терапевтическая) - лечение заболеваний хозяйствующих субъектов, хозяйствующего эгоцентризма, когда каждый выходит на рынок, чтобы самому обогатиться и нанести вред конкуренту, выдавить его. К этому стремятся все в результате получается, что экономика в среднем функционирует нормально. Субъект бы рад получить сверх доход, но конкуренция мешает ему это сделать. Если только это не монополия, которая разрушает рынок и конкуренцию. Необходимо бороться с ней и переходить к свободной конкуренции. Рынок должен убрать монополию, чтобы субъекты могли выжить.
Рынок стирает острые концы, и каждый субъект становиться социально безопасным, хотя приходит на рынок озлобленным. 7. Мониторинговая функция - рынок представляет из себя огромный дисплей, на котором можно прочитать всю информацию о состоянии экономики. Если это уметь делать, можно понять, как действовать в экономической среде. Вопрос Основные черты рыночной экономики. Преимущества и недостатки. деньги. Если они есть, то на рынке можно приобрести все. Такая система ориентирована на потребителя, который руководствуется в своем выборе лишь собственными желаниями. А так как последние постоянно растут и усложняются, то и рыночная система постоянно стремится к развитию, движению и имеет для этого соответствующие механизмы.¾ спрос, единственный дефицит ¾ спросоограниченная система, т. е. экономическая система, определяемая спросом на блага, а не их предложением, как социалистическая. Главный ограничитель здесь ¾ и всей цивилизации в целом. Именно рынок определяет здесь решение фундаментальных проблем: что? как? для кого производить? Это второе системообразующее свойство рыночной цивилизации. Рыночная экономика ¾Для рыночной цивилизации характерна частная собственность на экономические ресурсы. Это ее главное, системообразующее свойство. На основе частной собственности возникает свобода предпринимательства, а взаимоотношения производителей и потребителей осуществляются через рынок. Последний и выступает регулятором (саморегулятором) данной экономической системы, а опосредованно Рыночное хозяйство как экономическая система, независимо от конкретных форм его проявления, имеет ряд обязательных, специфических черт: 1) частная собственность на инвестиционные ресурсы; 2) свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора; 3) приоритет личного (корыстного) интереса, индивидуализм; 4) конкуренция как противовес индивидуализму;
5) рынок и цены как механизм саморегуляции; 6) рыночная направленность деятельности государства; 7) социальное неравенство. Рассмотрим более подробно основные разновидности рыночных цивилизаций: 1) чистый капитализм(сводит социальную защиту населения и роль государства к минимуму. Это суровое общество, где выживает сильнейший (причем не обязательно лучший, наоборот, преимущества часто имеют самые агрессивные и хитрые). Исторически именно эта разновидность рыночной экономики возникла первой. В настоящее время чистый капитализм можно найти в первую очередь в странах «молодого» капитализма в Азии, Латинской Америке); ФРГ, Швеция. Вообще к смешанной экономике тяготеют все современные развитые страны);¾2) «смешанная» капиталистическая экономика(Чистый капитализм, дополненный сильным гос-вом, к-рое выполняет регулирующие ф-ии.Смешанная экономика подразумевает значительное развитие социальной сферы. Наиболее яркие примеры таких экономик ¾3) переходная экономика весьма неустойчивый процесс, чреватый политическими и экономическими кризисами. Это совсем недавно еще раз подтвердил «азиатский кризис», больно ударивший не только по новым индустриальным странам, где он зародился, но и по всему мировому хозяйству, включая Россию. Напротив, беднейшие страны с застойной экономикой (например, в Экваториальной Африке), в которых по-прежнему в целом преобладает традиционное общество, почти не продвигаются по пути преобразований)¾а) традиционного(относят те страны, которые идут к рыночной цивилизации от традиционной. С институтами рыночной экономики здесь длительное время сосуществуют институты патриархального общества.Внутри этой разновидности переходной экономики существуют крупные различия между разными странами. Большинство стран «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке осуществляют переход сравнительно медленным, преимущественно эволюционным путем. Относительно небольшая группа развивающихся стран (Южная Корея, Тайвань, Мексика, Чили и др.) трансформируется ускоренными темпами. Они достигли крупных экономических успехов, и по многим показателям процесс их превращения в развитые рыночные государства уже завершился. Часто их даже называют новыми индустриальными странами. Однако ускоренная модернизация
б) нового типа(двигаются к рыночной цивилизации от социалистической. К этому новому типу, по многим показателям отличающемуся от традиционных переходных экономик, относится и Россия.Для этих стран характерен чуть ли не полный набор хозяйственных неурядиц, которые вообще бывают в рыночной экономике: инфляция, безработица, разнообразные кризисы и т. д. «германское экономическое чудо» и «японское экономическое чудо», в прошлом показывали именно развитые страны, оправившиеся от глубоких кризисов.)¾ прошли долгий путь развития в качестве уже вполне сложившихся рыночных экономик прежде, чем добились успехов. Мы имеем в виду существование крупных предприятий с высокими технологиями, высококвалифицированную рабочую силу, мощный научный потенциал, высокие стандарты в социальной сфере и многое другое. Ничего подобного ни в традиционных экономиках, ни в переходных экономиках старого типа не бывает, пока они не достигнут больших успехов в рыночных преобразованиях. Базовый потенциал постсоциалистических экономик исключительно велик. После завершения (часто мучительного) переходного периода от них с большой вероятностью можно ожидать мощного «экономического чуда», стремительного выдвижения в число мировых лидеров. Между прочим, подобное резкое усиление позиций, наиболее известные примеры которого ¾ США, ФРГ, Япония и др. ¾Вместе с тем еще в социалистическую эпоху в переходных экономиках были заложены многие условия, которые присущи не просто рыночной экономике, а высокоразвитой рыночной экономике. Нынешние лидеры мирового хозяйства «Пучок прав» собственности: понятие, основные элементы. Собственность – это отношения людей по поводу присвоения экономических благ. Другими словами, в ней присутствуют два слоя отношений: 1) субъект- объектные отношения человека с вещью (что он с ней может сделать, а что- нет) 2) субъект – субъектные отношения, возникающие между собственником и другими людьми (какие права и обязанности собственник имеет по отношению к окружающим). Теорию прав собственности разработал Р. Коузом в 1960. Предложил рассматривать не собственность так таковую,а отдельные составляющие элементы права собственности. Собственность не является монолитом,а представляет собой некий набор (пучок) прав. Чаще всего в пучок прав собственности включает 11 элементов:
право владения право использования право управления право на доход право на продажу, изменение, уничтожение право на безопасность собственности право на завещание и наследование право на бессрочное обладание благом запрещение использования объекта собственности во вред окружающим право на взыскание (в уплату долга) право на возврат полномочий собственности (по истечении срока договора об их передаче или при восстановлении нарушенных полномочий) Права собственности раскрывают конкретное содержание понятия собственность, определяя характер отношений между людьми по поводу материальных благ. Фактически они устанавливают Правила поведения для экономических систем. 18 вопрос Модели рыночной экономики В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах развитой рыночной экономикой. Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят: • от географического положения; • от наличия природных ресурсов; • от исторических условий развития; • от традиций населения и его обычаев; • от уровня развития производительных сил; • от социальной направленности общества. Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Вместе с тем во всех рыночных моделях ест общие черты, к числу которых относятся: • наличие многообразных форм собственности; • преобладание свободных цен на товары и услуги; • развитая система свободной конкуренции; • распространение предпринимательской деятельности; • определенная система государственного регулирования экономики. Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях. Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются: • малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и • минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) • всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство • резкая дифференциация на богатых и бедных; • большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный • приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения. Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, отсутствию значительных военных расходов. К основным чертам японской модели относятся: • высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство электроники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х годов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономики; • составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г. В настоящее время завершен 8-й пятилетний • широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию • незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими; • социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В Швеции за последние ПО лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 1988 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов составили дотации домашним хозяйствам и предприятиям. В Швеции сформировалась концепция: «Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг определенных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собственной внутренней логики политического механизма принятия решений». (ЭклундК. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 159). Большая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены. 19 вопрос Простейшая модель кругооборота.функции рынка. Модель простого экономического кругооборота – модель рыночной экономики, иллюстрирующая основные функции, выполняемые домашними хозяйствами и предприятиями как главными экономическими агентами на рынках товаров и ресурсов, а также взаимосвязи между этими агентами. На рис. 2.1 представлена простейшая модель экономического кругооборота. Рис. 2.1. Простейшая модель экономического кругооборота Модель состоит из следующих элементов: 1. Домохозяйство – экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Домашние хозяйства прямо или косвенно владеют всеми экономическими ресурсами, но нуждаются в предметах потребления (так как они – потребители, а не производители). 2. Фирмы производят предметы потребления, но для этого им нужны экономические ресурсы. 3. Рынок ресурсов – именно здесь предлагают свои ресурсы домохозяйства фирмам, которые предъявляют спрос на эти ресурсы. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируются цены ресурсов, ресурсы переходят от домохозяйств к фирмам (линии против часовой стрелки в верхней части рисунка показывают это движение). В свою очередь от фирм к домохозяйствам движется денежный поток – фирмы оплачивают цены ресурсов в форме расходов на издержки производства, которые получают домохозяйства в качестве факторных доходов (линии по часовой стрелке) 4. Рынок продуктов – именно здесь фирмы предлагают произведенные продукты (предметы потребления) домохозяйствам, которые предъявляют на них спрос. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируются цены продуктов, продукты (предметы потребления) переходят от фирм к домохозяйствам (линии против часовой стрелки в нижней части рисунка). Домашние хозяйства оплачивают цены продуктов в форме потребительских расходов, которые получают фирмы в виде доходов от продажи своей продукции (линии по часовой стрелке). Модель представляет экономический кругооборот, так как имеет место круговое движение реальных экономических благ – ресурсов и продуктов (линии против часовой стрелки), сопровождаемое встречным движением денежных потоков – расходов и доходов фирм и домохозяйств (линии по часовой стрелке). Следует подчеркнуть, что бесперебойность этого кругооборота (макроэкономическое равновесие) обеспечивается тем, что потоки денежных расходов равны потокам денежных доходов. На рис. 2.2 представлена модель экономического кругооборота с участием государства. Рис. 2.2. Модель экономического кругооборота с участием государства Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) демонстрирует сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности. Обратим внимание на тот факт, что и домохозяйства, и предприятия выступают на обоих основных рынках, но в каждом случае на противоположных их сторонах. На ресурсном рынке предприятия выступают как покупатели, т.е. на стороне спроса, а домохозяйства как владельцы ресурсов и поставщики выступают продавцами, т.е. на стороне предложения. На рынке продуктов они меняются позициями: домохозяйства как потребители оказываются в стане покупателей, т.е. на стороне спроса, а предприятия находятся уже в лагере продавцов, т.е. на стороне предложения. Вместе с тем каждая из этих групп экономических единиц и покупает, и продает. Далее за этими сделками стоит признак редкости. Поскольку домохозяйства располагают лишь ограниченными ресурсами для снабжения ими предприятий, денежные доходы потребителей также ограничены. Это означает, что доход каждого потребителя имеет свой предел. Ограниченное количество денег, очевидно, не позволяет приобрести все товары и услуги, которые потребитель пожелает купить. Равным образом, поскольку ресурсы редки, производство готовых товаров и услуг также ограничено. Итак, домохозяйства в качестве собственников ресурсов продают свои ресурсы предприятиям, а в качестве потребителей расходуют свой денежный доход, полученный от продажи ресурсов, на покупку товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, предприятия должны покупать ресурсы; их готовые изделия затем продаются домохозяйствам в обмен на потребительские расходы последних или, с точки зрения предприятий, в обмен на получаемую ими выручку. Конечным результатом этого процесса служит реальный поток экономических ресурсов против часовой стрелки, а денежный поток доходов и потребительских расходов – по часовой стрелке. Эти потоки являются одновременными, причем они бесконечно повторяются. 20 вопрос Рыночный спрос.Индивидуальный и рыночный его величина и цена Спрос Анализ рыночного спроса. Спрос – соотношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести
20 Индивидуальный и рыночный спрос. Если обозначить через qij индивидуальный спрос на i-тый товар j-того покупателя, то рыночный спрос можно выразить так: Q = Σqij. Рыночный спрос – это форма поведения потребителей, отражающая их готовность платить за приобретаемые блага. Величина (объем) рыночного спроса – это максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители при текущей цене блага в единицу времени. Величина спроса формируется под влиянием самых разнообразных условий, которые называются детерминантами спроса. Детерминанты спроса – это факторы, оказывающие влияние на величину рыночного спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях потребителями будет куплено тем большее количество товара, чем ниже их рыночная цена. Величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага. Термин «при прочих равных условиях» означает, что все другие факторы, или переменные, рассматриваются как неизменные величины, или константы. Иными словами, если все прочие условия равны, то снижение цены приводит к увеличению количества покупаемых товаров и наоборот. Причинами этого являются, во-первых, «эффект увеличения дохода» для потребителя, и он может за эту цену приобрести больше товаров и, во-вторых, «эффект замещения», который состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Функция спроса: установленная зависимость, отражающая характер изменения величины спроса при изменении влияющих на него факторов. Зависимость между ценой товара и спросом на него может быть представлена табличным, графическим и функциональным способами. Табличный:
Графическая Кривая спроса – линия, показывающая взаимосвязь между ценой блага и величиной спроса на него в единицу времени и отражающая характер изменения величины спроса на благо в зависимости от изменения цены блага. Функциональная Qd = f(P). Неценовые детерминанты спроса: - доходы населения; - Рs – цены на товары –субституты; - Р c– цены на комплементарные товары; - Т – предпочтения, - N- количество покупателей; - E - ожидания потребителей, -В -прочие факторы. Аналитически функцию спроса можно представить следующим образом: Qd = f(P; Ps; Pc; T; N; E; B). Значение функции показывает, то количество блага, которое будет куплено при разных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени. Она несет в себе следующую информацию: 1. Описывает все возможные соотношения между ценой и величиной спроса. 2. Ее пересечение с осями координат указывает на то, что в каждый данный момент времени спрос имеет свои ограничения. Пересечение кривой спроса с горизонтальной осью указывает на то, что потребность в благе является ограниченной и даже при нулевой цене блага спрос не превысит определенной величины. Пересечение с вертикальной осью - это цена спроса, которая говорит о том, что готовность потребителей платить также является ограниченной, выражаясь в виде максимальной цены, при которой потребитель откажется приобретать благо и величина спроса упадет до нуля. 3. Кривая спроса отражает степень реагирования величины спроса на изменение цены блага, о чем говорит наклон кривой спроса. Наклон кривой спроса – это положение в системе координат относительно горизонтальной оси, определяемое, как отношение вертикальных изменений, вызванных переходом из одной точки на кривой спроса в другую, к горизонтальным ее изменениям. Угол наклона показывает, насколько чувствительным является реагирование величины спроса на изменение цены блага. Сравним две линии спроса с разным наклоном. Наклон линии спроса D1 = -1, а линии D2 = -1/3. Снижение цены на 30 рублей приведет к увеличению объема спроса при спросе D1 на 30 единиц, в то время как при спросе D2 – на 90 единиц. Следовательно, спрос D2 отличается более высокой чувствительностью к изменению цены. Степень влияния на спрос каждой отдельной переменной будет разной. (на семинаре) Однако, функциональная зависимость Qd = f(P) не отражает обратный характер зависимости между величиной спроса и ценой. При практическом применении ее необходимо конкретизирован. Если зависимость линейная, то формула примет вид: Q -= a - bP; Выведение функции спроса. На примере таблицы. При условии, что функция линейна, она имеет вид Q -= a - bP величина спроса изменяется в зависимости от изменения цены. При повышении цены на 10 рублей величина спроса сокращается на 50 единиц. Таим образом, каждое повышение цены на 1 рубль приводит к снижению спроса на 5 шт. Коэффициент b равен -5. Теперь, подставив имеющиеся данные в уравнение спроса, получим функцию спроса Qd = 300 – 5Р. При анализе спроса выделяют два разных процесса: - изменение величины спроса – процесс, отражающий изменение объема спроса в зависимости от изменения его цены в рамках установленной шкалы спроса. - изменение спроса – процесс, отражающий изменения готовности покупателей платить за благо, то есть большую или меньшую цен за одно и то же количество блага. Изменение величины спроса выражает изменение значения функции, в то время как изменение спроса выражает изменение самой формы функции (рассмотреть на семинаре) 2. Анализ предложения. (самостоятельно)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|