Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночное равновесие: статическая и динамическая модели.




Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага.

Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия являются:

- равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения (Р* = Рd = Рs);

- равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения (Q* = Qd = Qs).

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса.

Рис. Цена предложения превышает цену спроса.

А объем предложения не соответствовать объему спроса

Рис. Объем предложения превышает объем спроса.

Рис. Цена равновесия и отклонения от нее.

Существует два подхода к объяснению рыночного равновесия.

1. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и предложения. Если существует избыток спроса Q 2Q 1 при цене Р 1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цен до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению его и установлению цены равновесия.

P Избыток S A предложения P 2 B PE E С Избыток спроса K P 1 D 0 Q
Q 1 QE Q 2

Модель формирования равновесной цены по Л.Вальрасу

2. Главным же в подходе А. Маршалла (рис. 3.11) при формировании равновесия является разность цен между низкой ценой Р 1 и высокой – Р 2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цен спроса и цен предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.

 
 

 

S

P 2

PE E

 

P 1

D

0 P

Q 1 QE Q 2

Модель формирования равновесной цены по А. Маршаллу

Модель Вальраса характеризует короткий период, подход Маршалла – длительный.

Статическая модель рыночного равновесия.

Теоретическое построение, отражающее описание состояния функциональной связи без учета влияния временного фактора. Именно такие модели применяются при анализе рыночного равновесия.

Для выявления закономерностей изменения равновесных состояний и вызванных этим последствий используется метод сравнительной статики, заключающийся в сравнении двух или более равновесных состояний, различия между которыми вызваны изменениями внешних переменных.

Применение метода сравнительной статики основывается на сдвигах кривых рыночного спроса и предложения. Сравнение разных равновесных состояний дает возможность:

1) определить влияние экономических параметров на рыночное равновесие;

2) объяснить последствия изменения рыночного равновесия;

3) предсказать изменения состояния рынка в будущем;

4) проследить последствия применения инструментов экономического регулирования.

Результаты анализа рыночного равновесия методом сравнительной статики позволяют вывести правила перехода к новому равновесию, которые говорят, что при стандартных, то есть подчиняющихся действию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения:

- расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;

- сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и количества блага;

- расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага;

- сокращение предложения приводит к росту равновесной цены и к уменьшению равновесного количества блага.

Динамическая модель рыночного равновесия.

Позволяет анализировать закономерности установления рыночного равновесия с учетом фактора времени. Например: паутинообразная модель

P S Pt P 2 P 4 PE E

       
     
       
     

 

Р 3

P 1

D

0 Q

Q 1 Q 3 QE Q 4 Q 2 Qt

При введении в модель установления рыночного равновесия фактора времени t (t = 0,2…..Т) логично предположить, что рыночный спрос формируется в зависимости от текущих цен, то есть от текущего периода t. А рыночное предложение - от цен предыдущего периода (t-1). В этом случае уравнения линейных функций рыночного спроса и предложения примут вид:

Q dt = a – bPt Qst = c + dPt-1

Из уравнения следует, что равновесная цена Р* = (а-с)/(d+b)., при которой объем спроса равен его объему предложения в данный период времени, то есть при Qdt=Qds. Если цену исходного периода взять за Р0, то рыночная цена в каждый период t будет определяться уравнением:

Рt = (Р0 – Р*)(-d/b)t + P*

 

Вопрос 25.
Индивидуальное предложение - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец).


Переход к рыночному предложению аналогичен переходу от индивидуального к рыночному спросу. При этом возможно использование обоих методов: табличного и графического. Приведем пример графического решения. Пусть на рынке имеются только две фирмы производителя A и B. Зависимость их индивидуального предложения от цены представлена на двух первых графиках (рис. 27).
Hе трудно заметить, что, как и в случае с рыночным спросом, наклон кривой рыночного предложения зависит от количества производителей (продавцов) и общего объема их предложения


-------------------
Вопрос 26
Предложение - возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение с качественной стороны. В количественном плане предложение х-ся по своей величине и объёму. Объём, величина предложения - это кол-во продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и кол-вом товаров, которые производители желают предложить. Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения – это издержки про-ва. Производственные затраты - ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.
«Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...