Вопрос 27. Неценовые факторы
спроса и предложения - другие факторы, кроме цен, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, запасы и ряд других факторов, в том числе психологической природы.
Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):
1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.
7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.
Рисунок 1.
Вопрос 28.
Рыночное равновесие - это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизм образования равновесной цены.
Равновесная цена - это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают. Только при этой цене величина спроса равна величине предложения.
Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:
o информационную - ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;
o нормирующую - она упорядочивает распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем его потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
o стимулирующую - она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки "уложились" в цену и осталась еще какая-то прибыль.
Все, кто согласен платить цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Все, кто согласен продавать по цене равновесия, могут реализовать свой товар. Этот механизм обеспечивает распределение мелких благ по критерию: готовность платить деньги (платежеспособный спрос).
Очевидно, что продажные (фактические рыночные) цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия. Однако экономика тяготеет к этому состоянию. Или, иначе, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. Чтобы обосновать это утверждение, посмотрим, что происходит в случае нарушения рыночного равновесия.
Нарушения рыночного равновесия
Избыток и дефицит товара
Допустим, что в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня и выросла. Если объем предложения превышает объем спроса, то Возникшая ситуация показывает наличие избытка товара, т.е. при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет реализовать свой товар.
Наиболее действенным способом выхода из подобной ситуации для продавцов будет снижение цены, которое приведет к увеличению количества продаж, поскольку по уменьшившейся цене покупатели предъявят больший объем спроса.
Ситуация, противоположная предыдущей, т.е. снижение цены до уровня, лежащего ниже равновесного, проявляется в превышении объема спроса над объемом предложения- или Дефицита товара. Ясно, что при свободном ценообразовании, когда при более низкой цене всем потребителям товара не хватит, продавцы воспользуются ситуацией и будут его предлагать по более высокой цене. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. Так будет продолжаться до достижения точки равновесия, в которой спрос и предложение опять совпадут.
если реальная цена выше равновесной (Р > Р0), то возникает излишек предложения. при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут приобрести - Если цена ниже равновесной (Р2 < Ро), то возникает избыток спроса или недостаточное количество товара - дефицит, т.е. количественное предложение меньше спроса (02л< От)- При этом возникают внутренние рыночные силы, стремящиеся вернуть ситуацию в состояние равновесия.
Рисунок 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: