Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовая система и ее структура




 

В любом государстве существуют разнообразные финансовые отношения, отличающиеся прежде всего формами и методами формирования и использова­ния финансовых ресурсов. Эти отличия обусловливают относительную обособлен­ность и самостоятельность каждой сферы и звена в рамках еди­ной экономической категории финансов.

В связи с этим, финансовая система представляет совокуп­ность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каж­дые из которых характеризуются особенностями в формирова­нии и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также различной ролью в общест­венном воспроизводстве.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денеж­ных фондов, используя налоги, расходы государственного бюд­жета, государственный кредит.

В зарубежной литературе для стран с рыночной экономикой финансовая система представляет совокупность рынков и дру­гих институтов, используемых для заключения финансовых сде­лок, и управления рисками. В круг институтов входят банки, ин­вестиционные и страховые компании, основная роль которых за­ключается в продаже финансовых продуктов и предоставлении финансовых услуг: открытие счетов, выдача коммерческих займов и ипотечных кредитов, доступ к широкому диапазону стра­ховых контрактов и участие во взаимных фондах.

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя такие сферы как общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализо­ванные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Следует отметить также и то, что ряд авторов в состав фи­нансовой системы включают еще сферу финансовых органов (министерство финансов, финансовые органы отраслевых мини­стерств, ведомств, предприятий и прочих структур, государст­венные налоговые службы и т. д.). В этом случае не учитывается различие понятий «финансовая система» и «финансовый аппа­рат». Первое из них сопряжено с финансовыми отношениями, а второе - с системой государственного управления, а потому не обоснованно считать сферу финансовых органов частью финан­совой системы.

Состав финансовой системы Республики Беларусь характери­зуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья - это государственный бюджет и финансы субъектов хо­зяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования (рис. 1.)

 

       
   
Финансовая система РБ
 
 

 


Рис. 1. Финансовая система Республики Беларусь

 

Общегосударственные финансы представляют систему де­нежных отношений по формированию централизованных фон­дов денежных средств и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами.

Главным звеном финансовой системы является г осударственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д.

Государственный бюджет представляет централизованный фонд денежных ресурсов государства. Экономическая сущность бюджета рассматривается в трех аспектах:

-это основной финансовый план Республики Беларусь, в котором отражаются доходы и расходы Республики Беларусь:

-это централизованный фонд денежных ресурсов государства:

-это система денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда государства.

Госбюджет состоит из двух частей:

-доходная часть, в которой отражаются:

1) поступления налогов и сборов предприятий, организаций, населения;

2) поступления от внешнеэкономической деятельности;

3) поступления от реализации государственных займов,

4) поступления от приватизации государственного имущества.

Отдельно выделяются отчисления в целевые бюджетные фонды:

-дорожный фонд;

-фонд стабилизации экономики сельского хозяйства;

-фонд ликвидации последствий от катастрофы на чернобыльской АЭС;

-отчисления в инвестиционный фонд;

-фонд социальной защиты населения;

-фонд занятости и др.

Расходы бюджета направляются на:

-финансирование непроизводственной сферы;

-финансирование народного хозяйства;

-погашение внешнего и внутреннего долга;

-содержание правоохранительных органов;

-расходы на управление;

-оборону и другие цели, включая финансирование целевых государственных программ.

В настоящее время в состав бюджета республики включены целевые

бюджетные фонды, которые отражаются в доходной части бюджета, а в расходной части отражается перечень мероприятий, организуемых за счет этих фондов.

Важное значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: социальные услуги населению, стимулиро­вание развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

Порядок образования и использования внебюджетных фон­дов в Республике Беларусь регламентируется соответствующим законодательством.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денеж­ных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Объективная его необходимость кроется в нехватке средств го­сударственного бюджета, наличии бюджетного дефицита и не­целесообразности осуществления для этих целей эмиссии. До­полнительные финансовые ресурсы государство привлекает пу­тем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Базовым, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций материального производ­ства, где создается чистый доход - главный источник формиро­вания финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой сис­темы. В зависимости от отраслевой направленности финансы этого подразделения делятся на финансы предприятий промыш­ленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транс­порта, торговли и заготовок, лесного и водного хозяйства.

Финансы учреждений и организаций непроизводственных звеньев характерны тем, что здесь в основном не преследуется получение прибыли за исключением пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, страховых организаций и кредитных учреждений и ряда учреж­дений здравоохранения и просвещения, функционирующих на коммерческой основе.

В последнее время некоторая часть государственных учреждений и организаций непроизводственного звена стала функцио­нировать на частичном коммерческом расчете, используя полу­ченные доходы на свое развитие и материальное стимулирова­ние работников (вузы, медицинские и физкультурно-оздоровительные учреждения, научные организации и т. д.). Финансовая система строится на принципах независимости, гласности, самофинансирования, обеспечения социальной справедливости.

 

1.4. Финансовый рынок и его роль в организации движения денежных средств

 

Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Это обусловлено разным характером финансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На денежном рынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных ссуд. На рынке капиталов же происходит движение долгосрочных накоплений.

Внутри финансового рынка функционирует фондовый рынок. На нем объектом торговли выступают ценные бумаги, ценность которых должна определяться стоящими за ними активами. Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов. Но ценные бумаги обслуживают лишь часть движения финансовых ресурсов (кроме них существуют еще внутрифирменные и межфирменные кредиты, прямые банковские ссуды и т.п.).

Таким образом, финансовый рынок состоит из двух частей - денежного рынка и рынка капиталов. Входящий же в его состав фондовый рынок является сегментом обоих этих рынков. Движение средств на финансовом рынке имеет направление от держателей временно свободных средств к пользователям. Посредством финансового рынка может осуществляться перелив финансовых ресурсов из одних секторов экономики в другие. Всего выделяют четыре сектора: домохозяйство, коммерческие фирмы, государственный сектор и финансовые посредники. Большая часть капитала домашних хозяйств формируется за счет собственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовых средств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства и размещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т.д.). Наибольшую потребность в финансовых средствах испытывает крупнейший сектор – государство. Оно является крупнейшим заемщиком на финансовом рынке, но также выступает как крупнейший кредитор домохозяйств, коммерческих фирм и финансовых посредников. Имеет место и внутрисекторное движение средств. Однако эти денежные потоки “взаимопогашаются”, т.к. в конечном итоге сумма сбережений (финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам).

Таким образом, фондовый рынок возникает из объективной необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для предприятия, корпорации, государства. В то же время имеется ряд лиц (как юридических, так и физических), располагающих временно свободными денежными средствами. На фондовом рынке происходит купля-продажа финансовых средств. Фондовый рынок играет важную роль в системе рыночных отношений, которую можно свести к следующим факторам:

- привлечение свободных средств в виде инвестиций для развития производства,

- обеспечение перелива капитала из затухающих отраслей в быстро прогрессирующие отрасли,

- привлечение средств для покрытия дефицита бюджета,

- генерация индикаторов, по которым можно оценить состояние экономики в целом,

- влияние на изменение темпов инфляции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...