Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды доходов предприятия. Выручка от реализации продукции – основной источник поступлений денежных средств предприятий





Доходами предприятия является получение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала данного предприятия за исключением вкладов участников (собственников имущества).

К доходам предприятия относятся:

Выручка от реализации продукции;

Операционные доходы;

Внереализационные доходы.

Не относятся к доходам, а следовательно, не приводят к увеличению капитала:

-суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных сумм, подлежащих перечислению в бюджет;

-поступления по договорам комиссии;

-суммы, полученные предприятием в виде авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

-суммы, полученные в погашение кредита, предоставленного предприятию.

Выручка — основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в резуль­тате деятельности предприятия по трем основным направлениям:

• основному;

• инвестиционному;

• финансовому.

Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных ус­луг).

Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

Выручка от финансовой деятельности включает в себя ре­зультат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Законодательно закреплены два метода определения выручки от реализации продукции:

• по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию ус­луг) и предъявлению контрагенту расчетных документов – метод начислений;

• по мере оплаты — кассовый метод.

Между этими методами имеется существенная разница. Моментом реализации в первом случае и, следовательно, обра­зованием выручки считается дата отгрузки, т. е. поступление денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции, несостоятельности плательщика или банка, обслуживающего плательщика, предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы, результатом которых могут стать не платежи по налогам и налоговым обязательствам, срыв расчетов с предприятиями-смежниками, возникновение цепочки неплатежей. Для того чтобы сгладить негативные последствия неплатежей, предприятию предоставлено право образовывать резерв по сомнительным долгам. Его величина определяется предприятием на основе анализа состава, структуры, размера и динамики неплатежей за отчетный период. Резерв по сомнительным долгам является дополнительным источником финансирования текущих обязательств.



Дынный метод учета выручки применяется в развитых рыночных странах, где наличие фондовых и денежных рынков в значительной мере страхует товаропроизводителей от неплатежей и минимизирует их финансовый риск.

В отечественной практике наибольшее распространение получил второй метод – определение выручки по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия. Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счета предприятия. Такой порядок учета выручки позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник. Вместе с тем в случае авансовых расчетов за отгруженную продукцию общий размер денежных средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили на основе предоплаты, а продукция может быть не только не отгружена, но и не произведена.

В настоящее время предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки, однако бухгалтерский учет обязан вести метод начислений.

Реализацией продукции и поступлением выручки на денежные счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.

Планирование выручки от реализации продукции

 

Планирование выручки от реализации продукции, как правило, осуществляется двумя методами – метод прямого счета и расчетным.

При использовании метода прямого счета выручка от реализации продукции в плановом периоде определяется по каждому виду производимой продукции (объему оказываемых услуг) по следующей формуле:

В = Он + ТП - Ок

где В — выручка от реализации продукции,

Он — нереализованные остатки готовой продукции на начало пла­нируемого периода,

ТП — товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируе­мом периоде,

Ок — остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.

Для определения общего объема выручки от реализации продукции по предприятию в целом полученные результаты расчетов по каждому изделию суммируются.

Как правило, в условиях рыночных отношений большинст­во предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объ­ем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения выпуска продукции, расширения его ассорти­мента, производства принципиально новых по потребитель­ским качествам товаров. Следовательно, объемы заказов на производимую продукцию подвержены колебаниям, предпри­ятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции.

В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуе­мой продукции, корректируемый на входные и выходные ос­татки. Планирование выручки от реализации продукции осуще­ствляется аналогично по приведенной выше формуле.

При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода предприятие не имеет исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью ко­эффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производст­венную себестоимость продукции этого периода. Ожидаемые остатки на начало планируемого периода при кассовом методе учета выручки состоят: из готовой продукции на складе, това­ров отгруженных, документы по которым не переданы в банк; товаров отгруженных, срок оплаты которых нс наступил; това­ров отгруженных, но нс оплаченных в срок; товаров на ответ­ственном хранении у покупателей в виду отказа от акцепта. При планировании остатков нереализованной готовой про­дукции на складеисходят прежде всего из их фактического на­личия, а в случае отсутствия текущих данных — из данных на последнюю отчетную дату, и ожидаемого выпуска товарной продукции с учетом се реализации в соответствии с имеющи­мися заказами на начало планируемого периода.

Планирование остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структу­ры, графиков, способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригород­ских и иногородних расчетов, а также расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности.

Планирование остатков товаров отгруженных, но не опла­ченных в срок, и товаров, находящихся на ответственном хране­нии у покупателя на начало планируемого периода, опирается на оперативные данные о причинах неплатежей и принимае­мых мерах по их сокращению.

На конец планируемого периода остатки нереализованной продукции состоят из остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Остатки готовой продукции на складе на конец планируе­мого периода определяются исходя из необходимости их нако­пления для выполнения договорных обязательств, срок дейст­вия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной считается только готовая продукция на складе на начало и ко­нец планируемого периода.

На величину выручки от реализации продукции, работ, ус­луг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства;

в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предпри­ятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции вслед­ствие неплатежеспособности покупателя.

В рыночной экономике ведущее место занимает величина отпускных цен. Если в цену продукции не заложен определен­ный уровень рентабельности, то на каждой последующей ста­дии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге отра­зится и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлече­ния новых потребителей. Предприятие, внедряющееся на но­вые рынки, иногда сознательно идет на снижение выручки от реализации продукции с тем, чтобы в последующем компенси­ровать потери за счет переориентации спроса на свою продук­цию.

В настоящее время предприятия применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. Соответственно возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.

Вместе с тем для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется госу­дарственное регулирование цен. Регулируемые цены на про­дукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимо­сти от спроса на продукцию на рынке непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, отпускная цена снижается при реализации большей партии продукции. Более низкие цены позволяют предприятию заинтересовать «выгодного» потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производствен­ные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополни­тельные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей. Поэтому реализация по сниженным ценам при условии пред­оплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия часто выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продук­ции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по ме­ре реализации.

Задачей аналитического прогноза является оценка измене­ния объема выручки в зависимости от других факторов, в на­шем случае - от цены при данном спросе.

Для оценки возможных последствий в области планируемых ценовых решений используют показатель эластичности спроса. Эластичность измеряет взаимодействие между экономическими показателями.

Предположим, что изменение цены в обоих случаях происходило на одинаковую величину. На графиках видно, что процентное изменение цен разное, во втором случае большее, чем в первом. Аналогичный вывод можно сделать относительно изменений объема выручки. Эластичность спроса в нашем случае определяется как отношение процентного изменения выручки и процентному изменению цены.

Спрос считается эластичным, если его эластичность больше единицы, и наоборот. Если спрос на выпускаемую продукцию эластичен, то повышение цены на единицу приведет к снижению суммарного объема выручки, если спрос неэластичен, имеется возможность увеличения цен на выпускаемую продукцию для достижения максимальной выручки.

Мы рассмотрели одну из возможностей расчета оптимальной выручки в зависимости от цены. Но существуют и друг экономические показатели, влияющие на спрос. При аналитическом прогнозировании рассчитывают эластичность спроса доходам потребителей и по перекрестным ценам. Расчет эластичности по доходам потребителей базируется на возможное приобретения предлагаемой продукции населением. При определении эластичности по перекрестным ценам анализируется влияние на спрос изменения цен на замещающие и дополняющие товары. Если на рынке предлагаются замещающие альтернативные товары, то исходят из того, что спрос смещается к более дешевому товару.

При аналитическом прогнозировании оптимальной выручки определяющее значение имеет правильное построение кривой опроса, что достигается наблюдениями и маркетинговыми исследованиями и расчетами на их основе эластичности разными эконометрическими методами.

Если поступление выручки на денежные счета предприятия представляет собой завершение кругооборота средств, то ее ис­пользование представляет как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов. На этой стадии фор­мируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечи­ваются тем самым общегосударственные интересы, а также об­разуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, мате­риалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.