Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как помочь членам семьи, совершившим сексуальное совращение ребёнка




Бригитта: Как должен действовать терапевт, если к нему обращается человек, совершивший сексуальное совращение ребенка?

Б.Х.: Я лично говорил бы с таким клиентом с глазу на глаз и постарался обеспечить, чтобы ничто не мешало этой беседе. Я бы начал терапию с вопроса о том, знает ли он способ, при помощи которого жертва могла бы освободиться от него и от того, что случилось между ними, — способ, который помог бы снять негативный эффект испытанного страдания и его последствий. После такого вопроса клиенту больше не нужно защищаться и он готов к сотрудничеству с терапевтом. Работа должна начаться с того, что клиент сожалеет о случившемся и страдает. Такое страдание представляет собой, прежде всего внутренний процесс. Иногда рекомендуется, чтобы пациент сказал непосредственно ребенку-жертве, что сожалеет о содеянном. Это всегда оказывает облегчающее воздействие на ребенка и помогает ему больше, чем уголовное наказание человека, совершившего сексуальное совращение.

Мужчина, совершивший сексуальное совращение ребенка, не должен ни объяснять ему свое поведение, ни оправдывать, ни приукрашивать или проклинать его. Кроме того, он не должен признаваться в своей вине ребенку-жертве, что дало бы ему возможность просить прощения или дать своей жертве понять, что ждет или требует от нее того, что принесло бы ему облегчение. Это было бы излишним давлением на ребенка и только усилило бы связь между ними. То же самое относится и к матери-укрывательнице.

Но как бы, то, ни было, и виновные родители остаются родителями в том смысле, что сохраняют свое системное превосходство перед детьми, следовательно, нельзя устраивать открытых дискуссий между такими родителями и ребенком, а также в присутствии третьего лица, например, терапевта. Это унижает не только родителей в глазах ребенка, но и самого ребенка, несмотря на кажущуюся позитивность такого метода, Переживание унижения родителей ребенок испытывает как их потерю.

В случае уголовного процесса я советую лицам, совершившим сексуальное совращение ребенка, принять наказание, не стараясь прибегнуть к помощи юридических уверток или психологических экспертиз. Только согласие с наказанием позволит такому лицу вернуть свое человеческое достоинство.

Часто мужчины, совершившие сексуальное совращение ребенка, кроме юридического наказания, подвергаются и публичной травле. Бывают случаи, когда подозревают невиновных, которые не имеют возможности защититься, так как уже само подозрение действует как искра, попавшая в сено. Для таких людей я расскажу одну небольшую историю.

 

Сдержанность

Известный психолог, прочитавший на терапевтической конференции доклад о женском аспекте реальности, был просто атакован несколькими молодыми женщинами. Они придерживались мнения, что несправедливость по отношению к женщинам распространена и по сей день, поэтому с его стороны просто дерзость осмелиться обсуждать подобную тему в присутствии женщин. Психолог, сделавший доклад, имея самые лучшие намерения, почувствовал, что сейчас к нему относятся несправедливо и просто загоняют в угол, а он не может привести никаких противоположных доказательств в ответ.

После дискуссии он задумался о том, что сделал неправильно. Сначала он обсудил все со своими коллегами, а потом решил спросить совета у одного мудрого человека.

Человек сказал ему: «Эти молодые женщины поступили правильно. Как ты сам заметил, им нетрудно добиться своего в противостоянии с мужчинами, и можно предположить, что сами они не переживали несправедливости со стороны мужчин. Однако они впитали всю несправедливость, доставшуюся на долю других женщин так, словно испытали ее сами. Подобно омеле*, получающей силу от другого растения, они получают свою энергию от того, что испытали другие женщины. Поэтому они не имеют большого веса в глазах мужчин и могут получить любовь только от людей своего пола. Тем не менее, подобным способом они помогают тем женщинам, которые придут после них, и пожнут плоды, посеянные ими». «Все это меня не интересует, — ответил психолог. — Я только хочу знать, что мне делать, если подобная ситуация снова возникнет».

«Поступай так, как поступил бы тот, кого гроза застала в открытом поле. Он постарался бы найти укрытие и подождать, пока она не закончится. Тогда он сможет снова выйти наружу и радоваться хорошей погоде и свежему воздуху».

Когда психолог снова встретился со своими коллегами, они спросили его, что посоветовал этот человек.

«Ах, — ответил тот, — я точно не помню, но мне кажется, он считает, что во время грозы мне нужно почаще выходить на свежий воздух».

 

Негодование

Б.Х.: Терапевт, который, вместо того чтобы передать клиента, совершившего сексуальное совращение ребенка, в руки правосудия, старается указать и ему, и его жертве путь, ведущий в безопасное будущее, для того чтобы исправить негативные энергии страдания и вины, иногда становится мишенью для негодования и возмущения. Ведь негодующие считают себя поборниками некоего нравственного закона, будь то заповеди Моисея, Христа, законы Неба, «естественные моральные законы», законы, господствующие внутри какой либо группы или то, что приказывает им «дух времени». Независимо от того, как называется этот закон, он всегда дает негодующим власть над его нарушителями и их жертвами, всегда оправдывая то зло, которое такие «поборники закона» причиняют им. Спрашивается, как должен поступать терапевт, столкнувшись с подобным негодованием, чтобы не навредить ни таким клиентам, ни их жертвам, а также самому себе и справедливому системному порядку в семьях?

 

Изменница

Однажды один человек спустился с Елеонской горы в Иерусалиме и направился к храму. У входа он увидел ученых-праведников, которые тащили упирающуюся молодую женщину. Они окружили его, вытолкнули ее на середину, поставили перед ним и сказали: «Мы застали ее на месте преступления, когда она изменяла своему мужу. Согласно законам Моисея мы должны забросать ее камнями Что ты скажешь по этому поводу?»

Но на самом деле их не интересовала, ни эта женщина, ни ее измена Они только приготовили западню для этого мужчины, который был известен как очень кроткий человек. Они негодовали и считали своей задачей уничтожить эту женщину и этого человека во имя закона, если он не разделит их негодования. И все это несмотря на то, что он не имел никакого отношения ни к этой женщине, ни к ее поступку.

Здесь речь идет о двух типах нарушителей закона. К одному из них принадлежала эта женщина: она изменила мужу, и ученые-праведники назвали ее грешницей. К другому типу принадлежали сами праведники: по своему образу мыслей они были убийцами, называющими себя праведниками.

Оба типа подчиняются одному и тому же строгому закону, с той только разницей, что он называет действия грешницы несправедливостью, а действия ученых-праведников — справедливостью, хотя они намного хуже.

Но мужчина не позволил им заманить себя в ловушку и сохранил внутреннюю независимость и от изменницы, и от убийц, их закона, роли судьи и искушения собственного Эго. Он согнулся и начал чертить что-то пальцем на песке. Он словно поклонился перед ними всеми. Негодующие не поняли, почему он это делает, и со злым умыслом продолжали спрашивать его, как им поступить с женщиной. Тогда он поднялся и ответил им: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень!» Потом он снова наклонился и продолжил рисовать на песке.

Вдруг все сразу изменилось. Ведь сердце знает больше, чем позволено или приказано ему законом. Негодующие ушли один за другим, во главе со старейшинами.

 

*Омела — паразитическое растение, которое питается, укрепляясь корнями вкоре деревьев — Примеч переводчика

Мужчина понял, что они устыдились, но остался сидеть, склонившись и чертя пальцем на песке. Только после того, как все они ушли, он снова поднялся и обратился к женщине: «Где же они? Никто из них тебя не осудил?» «Нет, господин», — ответила она. Тогда человек сказал женщине: «И я тебя не осуждаю!»

На этом история заканчивается, но в традиционном тексте можно найти еще одну фразу: «Больше не греши!». Согласно результатам современного изучения Библии, эта фраза является более поздним добавлением, сделанным, вероятно, тем, кто не мог выдержать значительности и силы этой истории.

Надо обратить внимание, что ни сама история, ни негодующие не упоминают настоящую жертву — мужа этой женщины. Если бы они действительно забросали ее камнями, тогда ее муж стал бы жертвой вдвойне. Но когда никто из праведников не стоит между ними, перед мужем и женой открывается возможность найти способ уравновешивания, помириться в любви друг с другом и начать свои отношения сначала. Иначе они не смогли бы этого сделать, и не только виновник, но и сама жертва ситуации оказались бы в катастрофическом положении.

То же самое происходит и с детьми-жертвами сексуального совращения, когда они попадают не в руки терапевта, искренне заинтересованного в исцелении ребенка, но в руки «негодующих», занятых исключительно исполнением закона. Дело в том, что все меры, которыми они хотят воспользоваться из негодования, и те, которые они применяют, вредят лечению такой жертвы.

С точки зрения семейно-системной логики, ребенок-жертва сохраняет верность тому, кто совершил его сексуальное совращение, и связь с ним. Следовательно, если, например, отец будет морально осужден и физически уничтожен за инцест, то и ребенок умирает с нравственной и физической точки зрения или одному из его детей позже придется искупать вину. Таковы последствия безоговорочного подчинения закону и публичного негодования.

Что же должен делать терапевт, искренне заинтересованный в лечении всех, кто сыграл роль в сексуальном совращении ребенка? Ему не следует драматизировать события, а необходимо искать простой путь, с помощью которого и совершивший сексуальное совращение и его жертва могли бы начать жить заново, освободившись от чувств злости и вины.

Кроме того, терапевт не должен сосредоточивать внимание на исполнении так называемого высшего закона, а только на людях, независимо от того, жертвы они или преступники. Сам же себя он не должен считать выше их. Ему известно: закон кажется нам твердым и непоколебимым, но в мире все преходяще, и по завершении одного начинается что-то новое. Его помощь смиренна и содержит в себе любовь ко всем: и к совершившему сексуальное совращение, и к его жертве, и к тайным зачинщикам происшедшего, и ко всем, кто намеревается мстить во имя высшего закона, в рядах которых он сам когда-то был.

 

Расстановка: Женщины, отождествляющиеся с божеством в семье

Томас: Мне хотелось бы расставить мою родительскую семью, чтобы выяснить, что в ней случилось с обоими отцами моих родителей.

Б.Х.: Кто к ней принадлежит?

Томас: Мои отец, мать, я сам и четыре мои младшие сестры.

Б.Х.: Был кто-то из твоих родителей прежде помолвлен или состоял в браке с кем-то другим?

Томас: У моей матери до брака с отцом была связь с женатым мужчиной, и она считала, что у нее с ним родство душ. Когда она встретила моего отца, то сразу же решила, что выйдет за него замуж. Однако после его смерти она возобновила отношения с тем мужчиной. Что касается моего отца, то у него не было никаких отношений до брака с моей матерью. Он был несостоявшимся теологом.

Б X: Что ты имеешь в виду?

Томас: Он вступил в один монашеский орден и хотел, по его словам, совершить что-то выше среднего. Он занимался самоистязанием и был особенно строг к себе, но потом у него случился нервный срыв и он оставил орден.

Б.Х.: Когда твой отец проявил себя неблагодарным? При получении какой особой милости? За тот нервный срыв! Это и была особая милость!

Томас: Вся его жизнь была отмечена неудачами.

Б.Х.: Это результат его неблагодарности. Я расскажу тебе один анекдот на эту тему.

 

Понять голос Бога

После продолжительных дождей началось сильное наводнение. Один раввин вскарабкался на крышу своего дома и начал молиться Богу о спасении. Скоро появился мужчина в лодке. Но раввин крикнул тому: «Нет, меня спасет Бог!» — и отослал прочь. Через некоторое время прилетел спасательный вертолет, но раввин отказался от спасения и на этот раз. Вода все прибывала, и он утонул.

Когда он оказался перед Богом, то начал жаловаться, что тот его не спас. Бог ответил: «Я послал за тобой сначала лодку, а затем даже вертолет!»

Б.Х. (Томасу): Хорошо, расставь свою семью.

Рис. 17.1:

О - отец;

М - мать;

1 — первый ребенок (Томас);

2 — второй ребенок, дочь;

3 — третий ребенок, дочь;

4 — четвертый ребенок, дочь;

5 — пятый ребенок, дочь.

 

Б.Х. (участникам, исполняющим роли членов семьи Томаса): На кого вы все злитесь?

Второй ребенок: На отца?

Б.Х.: Нет.

(Томасу): На Бога. Спрашивается только, является ли это божество мужчиной или женщиной.

Томас: Я не знаю. Это трудно определить.

Б.Х: Когда в ходе расстановки словно ощущается присутствие божества, это означает, что один из членов семьи отождествляется с ним.

Томас: Тогда это мужчина.

Б.Х.: Я в этом не уверен. Как чувствует себя отец?

Отец: Очень плохо. Я смотрю в пустоту и не имею ничего общего с остальными.

Б.Х.: Да, действительно, посланная тебе милость не помогла.

(Участнице, исполняющей роль матери): Как чувствует себя мать?

Мать: Просто ужасно.

Б.Х. (исполняющему роль Томаса): Как чувствует себя сын?

Первый ребенок: Плохо. Мне хочется отсюда уйти.

Второй ребенок: Я чувствую большую нагрузку. Словно я мать-одиночка.

Третий ребенок: У меня нет никаких особенных чувств.

Четвертый ребенок: Мне хорошо, потому, что я тоже ничего не чувствую. Больше мне нечего сказать.

Б.Х. (Томасу): Расскажи нам о семье своего отца.

Томас: Мой отец был самым старшим. Кроме него в семье было еще семеро детей. Он управлял одним торговым домом, который принадлежал отцу моей матери, а моя мать была и все еще остается там на главных ролях.

Б.Х.: Кроме того, что в семье было так много детей, произошло ли в ней что-либо важное?

Томас: Одна из сестер отца умерла от туберкулеза. Двое самых младших братьев были близнецами. Один из них свалился с лестницы и умер. По желанию его матери мой дед должен был стать священником, но его дед это предотвратил.

Б.Х.: Значит, дед твоего деда это предотвратил?

Томас: Да, если бы дед моего деда этого не предотвратил, он стал бы священником. И я, и мой отец должны были, стать священниками по желанию своих матерей. Я только хочу сказать, что в нашем роду все матери хотели, чтобы их сыновья стали священниками, но отцы или деды это всегда предотвращали.

Б.Х.: Хорошо. Как ты думаешь, божество в твоей семье мужчина или женщина? Добавь его в расстановку!

Томас: Кого?

Б.Х.: Это божество. Кто же оно?

Томас: Сейчас я бы добавил в расстановку женщину.

Б.Х.: Хорошо, выбери одну из женщин на роль божества.

(Группе): Не удивляйтесь. Здесь мы имеем дело только с людьми, играющими определенную роль.

Б.Х.: Что изменилось для вас?

Рис. 17.2:

Б — божество (Томас выбрал на его роль Тэю).

 

 

Первый ребенок: Я чувствую некоторое облегчение.

Третий ребенок: Я не понимаю, для чего она здесь. Кроме того, она не обращает на меня никакого внимания.

Б.Х.: Но уровень энергии поднялся.

(Участнику, исполняющему роль отца): Как чувствует себя отец?

Отец: Я не хочу иметь ничего общего с этим божеством.

Б.Х: Да, когда оно появляется, мало, кому хочется иметь с ним что-либо общее.

Отец: Это меня огорчает и действует на нервы. Я хочу уйти отсюда.

Мать: Я бы охотно свернула ей шею.

Играющая роль божества (Тэя): Я так и знала, что Томас выберет меня на эту роль, потому что и в жизни я часто выступаю в роли кого-то угрожающего.

Б.Х.: Тебе не нужно оправдываться. Как ты себя чувствуешь в этой роли?

Играющая роль божества: Плохо.

Б X.: Куда уходит твоя энергия?

Играющая роль божества: В пустоту, туда, напротив меня.

Б.Х. (Томасу): Кто конкретно эта женщина и куда она смотрит?

Томас: В этой связи мне вспомнилась моя другая бабушка. Она жила с нами.

Б.Х.: Мать твоей матери? Что с ней?

Томас: Ее первый ребенок умер при родах, и сама она была тогда при смерти. После этого родилась моя мать.

Б.Х.: Эту бабушку мы тоже добавим в расстановку. Поставь ее рядом с другой женщиной, которая представляет здесь божество. В дальнейшем она будет замещать для нас мать отца Томаса. Я думаю, что это соответствует реальности.

Рис. 17.3:

МО (Б) — мать отца Томаса (Бог);

ММ — мать матери Томаса.

 

 

Второй ребенок: Я чувствую, что энергия констелляции сильно повышается.

Первый ребенок: Я тоже это чувствую, но, по-моему, это неправильно.

Б.Х. (Томасу): Как мы можем лишить власти божество? С помощью этих двух мужчин. Мы тоже добавим их в расстановку. Каждого — возле той женщины, власть которой в системе он уменьшает.

Рис. 17.4:

ОО — отец отца Томаса;

ОМ — отец матери Томаса.

 

Первый ребенок: Все становится лучше и лучше.

Отец: И мне тоже легче.

Второй ребенок: Сейчас все намного безопаснее.

Б.Х.: Да, конечно. В этой системе опасность исходит от женщин. Мужчины же всегда выбирали мирскую жизнь.

Второй ребенок: Мирскую жизнь?

Б.Х.: Да. Хотя в традиционном представлении женщина отождествляется с Землей и жизнью, в данной системе это, как ни странно, мужчины. Как мы уже раньше заметили, когда дети с семейно-системной точки зрения находятся под угрозой самоубийства, им может помочь переход в область влияния отца.

Отец: Присутствие этих двух мужчин является для меня большим облегчением.

Б.Х. (исполняющему роль отца): Поставь свою жену рядом с собой.

(Участник, исполняющий роль отца, очень рад. Он подходит к участнице, исполняющей роль матери, обнимает ее одной рукой и вместе с ней возвращается на прежнее место. Она сопровождает его смеясь. Старшая сестра становится слева от своего брата.)

Новая констелляция:

 

Рис. 17.5

 

 

Б.Х. (участникам, исполняющим роли дедушек и бабушек Томаса): Как вы себя чувствуете?

Мать отца Томаса: Сейчас мне хорошо.

Отец отца Томаса: Я не ощущаю ничего особенного. У меня все в порядке.

Мать матери Томаса: Мне тоже хорошо сейчас.

Отец матери Томаса: Мое им благословение.

Мать: Когда в расстановку пришли оба отца родителей Томаса, у меня потеплели и перестали дрожать руки.

Б.Х.: Однажды во время семинара я сделал расстановку для одной женщины, отец которой был священником. Когда мы имеем дело с семьями священников, в расстановке кто-то всегда должен представлять божество. В констелляции семьи этой женщины с одной стороны стояла мать с детьми и обеими нянями, а напротив — отец в полном одиночестве.

Б.Х.: Я спросил, является ли в ее семье божество мужчиной или женщиной. Она ответила: «Женщина». Тогда мы добавили эту женщину в расстановку и поставили ее сначала отдельно от остальных, а затем рядом с отцом. Выяснилось, что эта женщина — мать отца пациентки.

Пример 1:

О - отец;

М - мать;

1 — первый ребенок, дочь (пациентка);

2 — второй ребенок;

Н - няня.

 

 

Б.Х.: Когда божество появляется в расстановке подобной семьи, это всегда страшно. Оно — враг жизни в таких семьях, и в большинстве случаев его роль играют женщины. Когда его представляют мужчины, оно не оказывает враждебного воздействия.

Пример 2:

Б - божество.

 

 

Мать отца пациентки (божество): Когда я еще стояла в одиночестве, у меня было такое впечатление, словно вся враждебность остальных членов семьи направлена на меня. А здесь мне намного лучше.

Б.Х.: Видишь, как хорошо, что существуют мужчины!

(Томасу): Я думаю, этот пример показал тебе то, что я хочу сказать. Встань сейчас на свое место в расстановке.

(Томас становится на свое место и осматривается вокруг с довольным видом.)

Б.Х.: В ходе этой расстановки мы ограничились только самым существенным, и в данном случае этого было достаточно.

(Томас согласно кивает.)

 

Мужчины и женщины

Анне: Почему ты сказал, что Земля отождествляется с чем-то мужским? До сих пор я слышала только обратное.

Б.Х.: Да, в самом деле, Земля традиционно считается воплощением женского аспекта реальности.

Анне: Но ты, же сказал, что в семье Томаса женщина... Я что-то совсем не понимаю...

Б.Х.: Хотя Земля отождествляется с женщиной, она расцветает усилиями мужчины. Скажем так, символические представления всегда многоаспектны. Что же касается детей, то женщина с трудом проводит различие между собой и собственным ребенком, а мужчина всегда это делает, кроме тех случаев, когда он психически болен. Поэтому с точки зрения развития и сохранения индивидуальности дети находятся в большей безопасности в области влияния отца.

Анне: Хорошо, сейчас я понимаю.

Б.Х.: В том, что я сказал, нет ничего анормального. Это просто закон природы. Поэтому мужчины пока необходимы.

Томас: Не можешь ли ты мне ответить, откуда эта деструктивность в моем характере, это деструктивное беспокойство?

Б.Х.: Ты должен перейти в область влияния мужчин. Я тебе это всегда говорил. Мужчина с такой бородой, как у тебя, должен внутренне перебраться к мужчинам, прежде всего - к своим дедам и прадедам. Ты должен перейти из женской области влияния членов семьи в мужскую.

Мужчины, носящие бороду, происходят из семейств, в которых жены презирали мужей и лишали их влияния, — как в их собственной семье, так и во многих поколениях семей по отцовской линии.

 

Отступничество

Б.Х. (Томасу): Есть у тебя еще вопросы?

Томас: Мне бы еще хотелось узнать, с кем я идентифицировался в моей системе.

Б.Х.: Я не думаю, что в твоем случае речь идет об идентификации. В твоей системе из поколения в поколение передаются как определенные обязательства и принуждения, так и обязанность нарушать эти обязательства и избавляться от принуждения. Здесь действуют оба этих принципа.

Томас: У меня такое же впечатление.

Б.Х.: Подражание родственникам требует от тебя одновременно принятия и отказа от этих обязанностей.

Томас: Да, ты прав.

Б.Х.: В чем же состоит решение твоей проблемы? В отступничестве от этого божества в твоей системе! Ведь оно ненастоящее и незначительное. Поэтому ты должен с уважением распрощаться с ним и обратиться к чему-то большему. Тогда ты найдешь свое настоящее место. Это Большее и послало твоему отцу когда-то нервный срыв, но он Его не узнал.

Томас: Какая часть этого Большего доступна моему восприятию?

Б.Х.: Ты просто должен оставаться мыслями на Земле и любить ее. Божество, которое играет такую важную роль в твоем семействе, ведет себя как враг земного. Но единственная реальность, доступная нашему сознанию, — только земное. Эта реальность — самое большое из того, что нам известно. И именно в ней заключается самая большая тайна, а не на Небе.

Томас: Сейчас я уже научился ценить земное.

Б.Х.: Хорошо. Сейчас от тебя требуется, чтобы ты и своего «внутреннего ребенка» научил этому принципу. Это станет возможным, если ты внутренне перейдешь в область влияния мужчин и встанешь рядом или впереди них, так, чтобы ты действительно чувствовал их присутствие. Этого достаточно.

 

Мне бы хотелось сказать еще несколько слов о так называемом религиозном призвании. Оно возникает, как правило, только в тех семьях, где существует такое божество, которое в большинстве случаев представляет мать.

Когда один из ее членов решает не становиться священником (как произошло в твоей семье), думая, однако, что это было бы его призванием от настоящего Бога, ему удается осуществить свое намерение только в том случае, если он отступится от фальшивого бога, который на самом деле является лишь божеством. Без такого отказа его жизнь станет еще более незначительной и ограниченной, чем, если бы он последовал этому призванию. Иными словами, такой человек сможет избежать подобного призвания, только если он, грубо говоря, проклянет это божество. Это подвластно только тому, кто обладает глубокой верой в Бога и большой силой. Тому, кто этого не сможет, не удастся и разрешить этой дилеммы.

Сейчас я расскажу вам одну небольшую историю, которую можно было бы назвать «Отступничество», «Вера» или «Любовь». В данной истории все три этих понятия выражают одну и ту же мысль.

 

Более высокая вера

Однажды одному мужчине приснилось, что он слышит голос Бога, который сказал ему: «Возьми сына своего единственного, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на горе, которую Я тебе укажу». Наутро мужчина проснулся, взглянул на сына, своего единственного любимого сына, на свою жену, мать ребенка, и на своего Бога. Потом он пошел в горы, взяв с собой сына. Там он построил алтарь, связал ребенку руки, достал нож и занес его над ребенком. Но вдруг он услышал еще один голос, и тогда вместо сына он зарезал овцу.

Что думает сын, глядя на отца? Что думает отец, глядя на сына? Что думает жена, глядя на мужа? Что думает муж, глядя на жену? Что думают они, глядя на Бога? И что на уме у Бога - если он есть - Когда он смотрит на них?

Тогда же кому-то приснился тот же сон, словно он слышит голос Бога, говорящего ему: «Возьми сына своего, единственного, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение...!»

Наутро мужчина проснулся, взглянул на сына, своего единственного любимого сына, на свою жену, мать ребенка, на своего Бога и ответил ему без страха: «Я этого не сделаю!» Что думает сын, глядя на отца? Что думает отец, глядя на сына? Что думает жена, глядя на мужа? Что думает муж, глядя на жену? Что думают они, глядя на Бога? И что на уме у Бога - если он есть - Когда он смотрит на них?

Б.Х. (группе): Помогла вам моя история?

Хартмут: Это был экстремальный пример.

Б.Х.: Значит, вы поняли, что означает отступничество и какой силы веры и любви оно требует. И как слаба вера тех, кто приносит своих детей и самих себя в жертву.

 

Расстановка: И мертвые должны уступать место в системе

Анне: Мне хочется расставить мою родительскую семью.

Б.Х.: Хорошо.

Анне: К моей семье принадлежат мои отец, мать, сестра, которая старше меня на два года, и я.

Б.Х.: Что случилось с родителями твоего отца и в его родительской семье?

Анне: Их арестовали, отправили в концентрационный лагерь и там убили. Их детей, то есть моего отца и его сестру, от них забрали. Оба они выжили и в 1937 году уехали в Англию.

Б.Х.: А что с родителями твоей матери?

Анне: Отец моей матери был христианином, но перешел в иудейскую веру, чтобы жениться на моей бабушке. Его сестра спрятала его, бабушку и мою мать от гестапо, и они выжили.

Б.Х.: Твой дед, принявший иудейскую веру, является очень важным лицом в твоей системе. Так как он тогда принял иудейскую веру, сейчас есть шанс, что, согласно принципу уравновешивания, твой брак с немцем будет счастливым.

Я приведу пример, касающийся темы уравновешивания в системах, где существуют браки между людьми разных вероисповеданий.

Участник одного из моих семинаров рассказал, что его дед в молодости переехал жить в другую деревню, где женился на единственной дочери самого богатого крестьянина. Она была протестанткой, а он — католиком. Но, к ужасу родителей невесты, в день свадьбы зазвучали колокола не протестантской церкви, а костела. Родители жениха обвели родителей невесты. Иными словами, молодые обвенчались в католической церкви, и поэтому родившиеся у них дети автоматически становились католиками.

Однажды человек, рассказавший эту историю, спросил у своей сестры, почему она назвала свою дочь Карин. Та ответила, что сначала они хотели назвать ее Катариной, но потом выбрали более современное и короткое имя. Тогда он внезапно вспомнил, что их бабушку-протестантку звали тоже Катарина, и сказал об этом своей сестре. Сестра же этой связи до сих пор не замечала. Сама она вышла замуж за протестанта, обвенчавшись в костеле и договорившись с мужем, что все их дети будут католиками. Но после рождения ее дочери, Карин, ребенка окрестили в протестантскую веру. Таким образом, было осуществлено уравновешивание.

Анне: Мой муж, с которым я в разводе, тоже католик, как и мои дети.

Б.Х.: Это точно отражает существующий системный порядок.

Б.Х.: Сейчас расставь свою семью и других важных лиц в ней — родителей твоего отца и матери и сестру деда, которая их тогда спрятала.

Рис 18 1:

О - отец,

М - мать;

1 — первый ребенок, дочь,

2 — второй ребенок, дочь (Анне);

+ОО — отец отца, погиб в концлагере;

+МО — мать отца, погибла в концлагере;

ОМ — отец матери, перешел в иудейскую веру;

ММ — мать матери, еврейка (оба выжили во время войны, спрятанные сестрой отца);

СОМ — сестра отца матери Анне, спрятавшая ОМ и ММ.

 

 

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Мать: Сейчас я чувствую себя хорошо. До этого, когда ты расставлял членов семьи, и я в течение некоторого времени не могла видеть дочерей, у меня возникло чувство их потери.

Б.Х.: Как чувствует себя отец?

Отец. Я чувствую присутствие огромной энергии, которая меня подавляет. Услышав, что родители погибли в концлагере, я понял, что надо согласиться с этим.

Б.Х.: Как чувствует себя старшая сестра?

Первый ребенок: Сначала у меня возникли теплые чувства к родителям, а когда меня переставили, эти чувства охладели. Когда в расстановку добавили родителей отца, у меня возникло устрашающее чувство, будто меня что-то засасывает. Здесь, рядом с сестрой, мне хорошо. Мои другие бабушка и дедушка представляют для меня что-то вроде уравновешивающего элемента. В целом мне здесь хорошо.

Б.Х. (участнице, исполняющей роль Анне): Как чувствует себя младшая сестра?

Второй ребенок: Я чувствую себя ужасно. Я в страшном гневе. Я нахожу всех такими милыми, подавляюще милыми... Единственная связь, которую я ощущаю, это очень слабый контакт с сестрой моего деда. Она чудесный человек! Все остальные чересчур милы. (Передергивает плечами.)

Б.Х.: Ощущать гнев легче всего.

Второй ребенок: Ты имеешь в виду, что я чувствую гнев, вместо того чтобы взглянуть в лицо проблеме?

Б.Х.: Да.

Второй ребенок: Да, я тоже заметила, что это легче.

Отец отца: Странно. У меня такое впечатление, словно я врастаю ногами в землю и одновременно поднимаюсь вверх. Теплый поток энергии течет от меня к моему сыну и его семье, а также к родителям матери Анне и к сестре ее дедушки. Но я воспринимаю их как группу, а не отдельных индивидуумов. В этой энергии заключены и другие позитивные чувства.

Мать отца: У меня такое впечатление, словно я к ним не причастна, и все это меня не интересует.

(Б.Х. изменяет расстановку так, что дети становятся напротив родителей. Погибших в концлагере родителей отца он переставляет на другое место, позади остальных.)

Рис. 18.2

 

 

Мать отца: Так гораздо лучше.

Б.Х. (отцу): А как ты себя чувствуешь?

Отец: Я ощущаю больше энергии.

Б.Х.: Мертвые тоже должны уступать место.

Отец матери: Сейчас мне хорошо. Прежде, когда родители отца Анне стояли напротив меня, я ощущал сильнодействующее поле энергии между нами, и это придавало мне сил, было приятно. Когда они ушли, сила исчезла. Обе внучки до этого стояли слишком далеко от меня. Сейчас, когда они стоят напротив, мне хорошо.

Мать матери: Я чувствовала себя самым важным лицом в группе. Сейчас же я могу уделить больше вниманию мужу.

Сестра отца матери: У меня сильное сердцебиение, но я понимаю, что это нормально.

(Б.Х. переставляет родителей матери и тетку на задний план.)

Рис. 18.3

 

 

Сестра отца матери: Так лучше. Это самое спокойное место.

Второй ребенок: Что касается моих родителей, то они приобрели сейчас больше веса, и мне легче на них сосредоточиться. Сейчас я могу внутренне установить контакт с ними. И лучше, что все родители наших родителей стоят там, на заднем плане. Только мне плохо видно сестру дедушки со стороны матери.

Б.Х. (матери): Как ты себя чувствуешь, когда твои родители и тетка стоят позади тебя?

Мать: Хорошо.

Б.Х.: В общем, при расстановках семей надо обратить внимание на то, что существует разница между тем, когда мы расставляем лиц, исключенных из системы, и лиц, имеющих большую власть в ней. Лица, обладающие властью в системе, должны стоять на заднем плане, а исключенные из системы - на переднем. В данном же случае мы имеем дело с членами семьи, которые не были забыты или исключены.

Решение данной констелляции состоит в том, что живые и умершие родители родителей должны уступить место в пользу своих детей и внуков и их связи друг с другом. Живые уважают умерших, продолжая свою нормальную жизнь. Значит, живые не переплетены с прошлым и свободны от него.

(К Анне): Встань на свое место в расстановке.

(Анне становится на свое место в расстановке и начинает плакать.)

Б.Х.: Открой глаза и посмотри на всех с любовью.

(Анне кивает и смотрит на всех.)

Б.Х.: Правильно.

 

Подарок от жизни

Ида: Я чувствую себя целостной и ощущаю внутри какое-то жжение. (Она взволнована и близка к слезам.) Было бы хорошо, если бы я больше прислушивалась к своему внутреннему голосу. Все чаще и чаще я чувствую его присутствие, и мне бы хотелось больше доверять ему.

Б.Х.: Жил-был один набожный еврей, который каждый вечер молился Богу и просил послать ему выигрыш в лотерее. Много лет спустя он услышал голос Бога, который сказал ему: «Дай же мне, наконец, шанс — купи себе лотерейный билет!»

Ида: Я уже несколько раз получала подарки от жизни. (Она все еще очень взволнована.)

Б.Х.: Взгляни на своего отца, но оставь его там, вдали от себя. Посмотри с любовью на него и его семью. Оставь их там, где они сейчас, и посмотри на них с любовью. Внутренне прими от него благословение и обними его убитую сестру. Убили ли этого ребенка..?

Ида: Нет...

Б.Х.: Как бы то ни было, он не исчез. Его существование сохраняется в чем-то Высшем. И мертвые должны обрести покой.

(Ида кивает.)

Вильгельм: Я тоже чувствую себя хорошо. Все, что вижу здесь, меня очень трогает.

Софи: И я чувствую себя прекрасно. Больше энергии. У меня больше проблем сейчас нет.

Б.Х.: Ты сейчас в области влияния матери. Там ты в безопасности.

Клара: Мне тоже хорошо. Словно получила подарок от жизни.

 

Расстановка: Рано умерший отец

Ян: Мне хочется расставить мою семью.

Б.Х.: Хорошо.

Ян: Мой отец был женат до брака с моей матерью. Он развелся со своей первой женой. У него есть сын от этого брака.

Б.Х.: С кем этот ребенок остался после развода?

Ян: Два года, пока не умер мой отец, он жил с нами, потом четыре года с бабушкой со стороны отца, а затем его мать забрала его к себе в Италию, где он и остался. Мой отец злоупотреблял медикаментами, потому что отказали почки.

Б.Х.: Тебе известно, почему твой отец развелся с первой женой?

Ян: Кажется, из-за этой его проблемы с медикаментами. Вообще же они не сошлись характерами.

Б.Х.: В семье твоего отца произошло что-то особенное?

Ян: Отец моего отца был алкоголиком.

Рис. 19.1:

+О - отец;

1ЖО — первая жена отца, мать 1;

1 — первый ребенок, сын;

М - мать,

2 — второй ребенок, сын (Ян).

 

Б X.: Как чувствует себя отец?

Отец: Мне очень грустно.

Б.Х.: Как чувствует себя первая жена

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...