Решение проблемы как духовный процесс
Рита: Уже много лет я чувствую, что нахожусь в переплетении. Я прилагаю все усилия, чтобы от него избавиться, но замечаю, что как только мне удается освободиться от одного аспекта проблемы, какая-то сила сразу, же затягивает меня назад. Б.Х.: Очень немногим удается освободиться от своего переплетения Это действительно очень серьезный вопрос. Даже когда пациенты понимают, о чем идет речь в их переплетении, и должны принять решение о том, чтобы от него освободиться, их сразу же начинает так сильно затягивать обратно, что большинство остаются пленниками своих переплетений. Ведь переход от переплетения к освобождению является важным шагом, касающимся самого существования человека. Делая этот шаг, клиенты поднимаются на более высокий уровень существования, и этот процесс всегда связан со всеохватывающим прощанием с прошлым. Такой процесс делает человека одиноким. Когда человек живет в маленькой деревне, например, где-то в узкой горной долине, он тесно связан с другими живущими там людьми. Когда же он поднимается высоко в горы, он удаляется от других, видит много нового, чего раньше не видел, начинает чувствовать связь со многими другими вещами и людьми, но связь эта не будет такой тесной и надежной, какой была в долине. При виде широты пространства человек и чувствует себя одиноким. Кроме того, такой переход от узкого к широкому переживается «внутренним ребенком» человека как вина, расставание с надежными связями, с детской невинностью и уверенностью в принадлежности к нашей системе. Переход от проблемы к ее решению удается только в том случае, если мы готовы довериться не уже давно знакомому, а новому, незнакомому, которое остается скрытым для нас. Если попытаться найти ему название, такой процесс всегда является духовным переживанием. Со стороны терапевта было бы иллюзией думать, что осуществление и манипулирование этим процессом в его силах. Конечно, терапевт может помочь пациенту в чем-то, но когда переплетения особенно сложны, удачное решение переживается не только пациентом, но и терапевтом как подарок или чья-то милость. Потому поведение терапевта и пациента должно основываться на одних и тех же принципах и способах исцеления.
Рита: У меня проблема, связанная с моей сестрой. (Начинает плакать.) Б.Х.: А что именно? Рита: Мою сестру убили. Ее зарезал друг, потому что она его бросила. И теперь все это нависло надо мной большим грузом. Б.Х: Ты думаешь, что от этого твоей сестре лучше? Рита: Нет. Но внутренне я не могу ничего изменить.
Расстановка: Усыновление при неспособности иметь детей Б.Х.: Хорошо. Расставим твою родительскую семью. (Группе). При расстановках лучше всего начинать с того пациента, от которого исходит больше всего психической энергии. В данном случае это Рита. Поэтому мы и начнем с нее. (Рите): Ты замужем? Рита: Да. Б.Х.: У тебя есть дети? Рита: Я усыновила ребенка. Б.Х.: Почему? Рита: Я не могу иметь детей, и мы с мужем решили усыновить ребенка. Б.Х.: А этот ребенок хотел, чтобы его усыновили? Рита: Я думаю, что да. Б.Х.: Сколько лет было ребенку, когда ты взяла его к себе? Рита: Ему было только пять дней, когда он вошел в нашу семью. Б.Х.: Что с ним случилось? Рита: Его мать была согласна с тем, чтобы его усыновили. После родов она ждала нас в роддоме с ребенком. Б.Х.: А что с отцом ребенка? Рита: Эта женщина ничего не сообщила о нем ни нам, ни официальным ведомствам. Он словно не существует. Б.Х. (группе): Странно! Мужчины в нашем обществе не имеют никакого значения... Несмотря на то, что все говорят о патриархате. (Рите): Ты знала до брака о том, что не можешь иметь детей?
Рита: Нет. Б.Х.: То есть вы узнали об этом, только когда поженились? Рита: Да. Б.Х.: Какой была реакция твоего мужа? Рита: Он не делал из этого проблемы и усомнился в наших отношениях. Б.Х. (группе): Когда один из партнеров физически не в состоянии иметь детей, он не имеет права удерживать при себе партнера. И если тот все же решит остаться, другой должен удостоить такое решение особого Уважения. Это очень важно. Только тогда все будет ясным и упорядоченным между ними. Рита: Да, я ему очень за это благодарна. Б.Х.: «Благодарность» здесь неподходящее слово. Рита: Да, я согласна. Б.Х.: Уважение - это - то слово, которое здесь подходит. Тогда между вами не возникнет никаких проблем. Тем не менее, у тебя меньше прав, чем у него. Это просто соответствует семейно-системной реальности. Участница курса: Если, как ты сказал, связь между мужем и женой имеет преимущество перед их связью в качестве родителей своих детей, то я не понимаю твоего последнего замечания. Ведь мы говорим об отношениях между мужчиной и женщиной, при которых оба партнера равны. Б.Х.: Ты думаешь, что твое возражение поможет нам в данном случае? Та же участница: Почему бы и нет? Б.Х.: Нет, оно только лишает нас чего-то. (Группе): Помогла она Рите этим возражением? Нет. Она только лишила ситуацию серьезности. Так происходит, когда кто-то внезапно произносит свои возражения, и это очень рискованно. Некоторые психотерапевты производят исцеление исключительно в форме таких возражений. Когда к ним обращается пациент со своей проблемой, они просто произносят какое-нибудь возражение, например: «Я не вижу ничего серьезного в вашей проблеме». Та же участница: Мое возражение не касалось вопросов или высказываний Риты, а только твоей интерпретации ее проблемы. Б.Х.: Вот вам еще одно возражение. (Она смеется.) Б.Х. (Рите): Мы начнем с расстановки твоей нынешней семьи. Состояла ты или твой муж в браке или имели серьезные отношения до брака друг с другом? Рита: Мой муж был женат. Б.Х.: Есть у него дети от этого брака? Рита: Нет. Б.Х.: Почему он развелся? Рита: Он сказал мне только, что они не сошлись характерами. По словам мужа, он женился на ней из чувства долга.
Б.Х: Да? Рита: Он так сказал. Б.Х.: Ах, он так сказал? (Смех в группе.) Б.Х.: Значит, для расстановки нам нужны твой муж, его первая жена, ты, ваш приемный ребенок и родители этого ребенка. Система включает в себя всех этих лиц. Сколько лет ребенку сейчас? Рита: Пять. Б.Х.: Это мальчик или девочка? Рита: Девочка. (Рита начинает расстановку членов системы.) Б.Х. (группе): Обязательно обратите внимание на то, расставляет ли она систему в состоянии внутренней сосредоточенности или просто следует какой-то заранее представленной картине. Терапевт должен контролировать, серьезно ли работает пациент, и если нет, то прекратить расстановку. Терапевт не должен идти ни на какие компромиссы. Расстановки являются очень серьезным методом терапии и приводят к результатам только тогда, когда и терапевт и пациент осознают серьезность ситуации. Серьезно или нет работает пациент, заметно всегда. (Рите): Постарайся расставить свою систему, серьезно сосредоточившись.
Рис. 21.1: М - муж; 1Ж — первая жена; 2Ж — вторая жена (Рита); Р — приемный ребенок, девочка; Ор — отец ребенка; Мр — мать ребенка.
Б.Х.: (группе): Вы видите, куда направлен взгляд всех лиц в этой системе? Все они смотрят на исключенного из нее отца. Это и является ключом к решению проблемы. Б.Х.: Как чувствует себя муж? Муж: Между мной и моей первой женой какое-то напряжение. Мне кажется, что она должна стоять передо мной. Б.Х: Если хочешь, можешь встать рядом с ней. Рис. 21.2
Б.Х. (участнику, играющему роль мужа): Как ты себя сейчас чувствуешь? Муж: Лучше. На моем прежнем месте все остальные были слишком близко от меня. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена? Первая жена: Лучше. Прежде я была очень зла на эту семью. Б.Х. (участнице, играющей роль Риты): Как чувствует себя вторая жена? Вторая жена: Я не могу оторвать взгляда от этого человека там, напротив меня. (Указывает на участника, играющего роль отца ребенка.) Я чувствую что-то в спине, но не знаю, что это. Странно, но меня не волнует то, что мой муж стоит далеко позади меня.
Б X.: Как чувствует себя ребенок? Ребенок: Тупо. Мне не хватает энергии. БX.: Как чувствует себя мать ребенка? Мать: Мне бы хотелось уйти, но мне не позволено. Я чувствую себя связанной (Б.Х. переставляет членов системы.) Рис. 21.3
Б.Х.: Такая констелляция является решением проблемы. Как чувствует себя отец ребенка? Отец: Вначале у меня возникло чувство, что я не принадлежу к этой группе. После того, как другой мужчина отошел назад, к первой жене, между мной и женщиной, усыновившей моего ребенка, возникла связь. Но только когда ребенок встал возле меня, я осознал, что он - мой. Б.Х.: Как чувствует себя мать ребенка? Мать: Сейчас мне гораздо лучше, но мне бы хотелось отойти еще дальше. Б.Х.: Тогда отойди. (Она отходит от других.) Б.Х. (группе): Ясно, что эта женщина потеряла свои права на ребенка. Мать, которая отдает своего ребенка другим людям, чтобы они его усыновили, теряет права на него. В данном случае только отец и его семья имеют права на этого ребенка. Ведь это не только ребенок данного отца, но он принадлежит и к системе семьи отца: его родителям, братьям, сестрам. Место ребенка — рядом со всеми этими людьми, а не только с отцом об этом нельзя забывать. Поэтому необходимо постараться найти не только отца, но и его родителей, братьев и сестер. В поле их влияния ребенок будет в безопасности. Иными словами, ребенок является частью целой отцовской системы, а не только этого отдельного мужчины. А система матери потеряла все права на ребенка. Но вы видите, что и муж Риты не свободен, потому что связь с его первой женой все еще продолжается. Первая жена: Когда вторая жена повернулась сюда, у меня возникло чувство, что это место больше не принадлежит мне. Б.Х. (мужу): Как ты чувствуешь себя на этом месте? Муж: Лучше, чем раньше. Мне здесь действительно очень хорошо. Вначале у меня было очень мало контакта со второй женой. Здесь же, возле первой жены, мне значительно лучше. Когда вторая жена повернулась ко мне, у меня, наконец, появился контакт с ней. Мне это нравится. И самое важное: что касается теперешней позиции ребенка, то для меня облегчение, когда я вижу, что он стоит рядом со своим отцом. Б.Х.: В самом деле, его место — там. Попробуй встать рядом со второй женой.
Рис. 21.4
Б.Х. (участнице, играющей роль Риты): Как ты себя чувствуешь? Вторая жена: С того момента, как мой муж стоит здесь, мне намного лучше. До этого я чувствовала себя очень одинокой. Только присутствие его бывшей жены мне еще мешает. Б.Х. (первой жене): Когда муж встал возле своей второй жены, ты отошла на шаг назад. Попробуй сама найти подходящее место для себя.
Первая жена: Мне хотелось бы отойти еще дальше. Б.Х. (группе): В случае второго брака, как в данной ситуации, вторая жена должна встать между первой женой и своим мужем, и для этого ей нужна смелость. Только когда она займет это место, бывшая жена отпускает мужа. Пока муж стоит между ними двумя, его тянет к бывшей жене. Б.Х.: Как сейчас чувствует себя ребенок? Ребенок: Хорошо. Удивительно, что мне не мешает то, что я стою так далеко от остальных. Здесь мне лучше, чем на прежнем месте. Б.Х. (Рите): Ясно, что усыновление было не самой хорошей идеей. Рита: Что ты имеешь в виду? Б.Х.: Мы все видели, что я имею в виду. Для того чтобы привести все в порядок, ты должна сделать то, что стало видно в ходе расстановки. Встань на свое место, если хочешь. Рита (встав на свое место в расстановке): Мне здесь плохо. Б.Х.: Правда? Рита: Да, потому что у меня нет никакого контакта с ребенком. Б.Х.: Ты — безнадежный случай. (Долгая пауза.) Б.Х.: Так оно и есть. Рита: Как? Б.Х: Как я и сказал, твой случай - безнадежен...
Плата за усыновление Б.Х. (группе): Когда усыновление ребенка было совершено легкомысленно (как произошло в данном случае) и никто из усыновившей ребенка системы даже не попробовал найти отца ребенка или, по крайней мере, признать, что и у него есть права и обязанности по отношению к дочке, то кому-то придется заплатить высокую цену. Из картины, расставленной Ритой, сразу же стало видно, что она пожертвовала своим мужем ради ребенка. Она словно вытолкнула его из системы. Это и было ценой, которую она заплатила. У мужа нет никакого шанса в этой семье, и он обязательно уйдет. В системах подобного типа платой за усыновленного ребенка является муж или один из собственных детей. Такой вариант тоже возможен. Например, существуют и такие извращенные ситуации, когда пара легкомысленно усыновляет ребенка, а позже жена беременеет и делает аборт. Так она словно старается искупить свою вину, бессознательно возникшую из-за усыновления. Или же может случиться так, что ее собственный ребенок умирает или заканчивает жизнь самоубийством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|