Сравнительная характеристика массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 6 Тема 3. Становление и развитие личности в спорте
1. Основные факторы развития личности спортсмена. 2. Овладение спортивной деятельностью и психологическая структура спортивной деятельности. 3. Основные модельные характеристики спортивной деятельности. 4. Кризисы спортивной деятельности. 4. Понятие и особенности спортивной карьеры.
Основные факторы развития личности спортсмена. Выделяются следующие факторы развития спортсмена: 1. Общие условия и требования спортивной деятельности - то, что характерно для любого вида спорта и отличает спорт от других видов деятельности: · Усложнение условий деятельности,рост физических и нервно-психических нагрузок, вплоть до возрастания их по характеристике - экстремальных; · Состязательность, соперничество на соревнованиях и на тренировках - с реальным или воображаемым соперником, с самим собой; · Самосовершенствование каксредство и какцельдеятельности, в которой спортсмен является одновременно и субъектом, и объектом разнообразных влияний и самовоздействий; Эти условия и требования спортивной деятельности неодинаково проявляются на разных уровнях спорта: в массовом спорте; любительском спорте высших достижений; профессиональном спорте (Таблица 1). Таблица 1 Сравнительная характеристика массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта
2. Специфические условия и требования избранного вида спорта. Каждый вид спорта специфичен и задает определенную систему требований к психике и личности спортсмена. Специфические требования вида спорта отражаются следующими блоками: · Психологическая характеристикаобъективных условий деятельности в виде спорта (место вида спорта в различных классификациях соревновательных упражнений; правила соревнований; особенности тренировочного процесса, физических и психических нагрузок; календарь соревнований и т.п.); · Требования к психомоторике и психическим процессам спортсмена (двигательные качества; ощущения, специализированные восприятия, память и идеомоторика, мышление, внимание; экспрессия; характерные тренировочные и соревновательные препятствия и трудности; типичные причины технических и тактических ошибок; пути специализированного развития двигательных качеств и психических процессов и т.п.); · Типичныепсихические состояния спортсменов и способы их регуляции; · Требования к психическим свойствам (специальные способности; спортивный характер; свойства нервной системы и темперамента; мотивация стили деятельности), пути их формирования или компенсации;
· Требования к межличностным отношениям в спортивной команде и отношениям между тренером и спортсменом; · Требования к тренеру вида спорта. 3. Индивидуальные (единичные) условия спортивной деятельности. Эта группа факторов включает: одаренность спортсмена; конкретные условия тренировочного процесса; особенности методики тренировки и личности тренера; влияние семьи, друзей, партнеров, соперников, судей, зрителей и других людей из социального окружения, наконец, меру и характер собственной активности спортсмена. Данные факторы в большей или меньшей степени зависят от спортсмена и могут им регулироваться. За счет одаренности, собственной активности с использованием рациональной системы тренировки и подводки к стартам, эффективного взаимодействия с социальным окружением спортсмен адаптируется к объективным условиям и требованиям спортивной деятельности, достигает успеха в ней. Разные спортсмены используют этот фактор по-разному. Некоторые максимально используют свои природные задатки, например, двигательную одаренность, другие - высокую мотивацию, третьи - хороший интеллект. Одновременно они компенсируют свои слабые стороны, формируют недостающие. Развитие идет в процессе самой спортивной деятельности - овладения ею и последующего совершенствования, которое не имеет предела. Успешность спортивной карьеры зависит от эффективности использования факторов третьей группы для адаптации к факторам первой и второй групп.
2. Овладение спортивной деятельностью ипсихологическая структура спортивной деятельности. Спортивная деятельность является достаточно трудной и владение ею на высоком уровне доступно не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры,в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности. 1. Мотивация спортивной деятельности. Мотивация - совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитируется конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем - целого комплекса потребностей. Г.Д.Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности; потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др. Мотив - побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характернобольшое разнообразие мотивов (Таблица 2).
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|