Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта




Лекция 6

Тема 3. Становление и развитие личности в спорте

 

1. Основные факторы развития личности спортсмена.

2. Овладение спортивной деятельностью и психологическая структура спортивной деятельности.

3. Основные модельные характеристики спортивной деятельности.

4. Кризисы спортивной деятельности.

4. Понятие и особенности спортивной карьеры.

 

Основные факторы развития личности спортсмена.

Выделяются следующие факторы развития спортсмена:

1. Общие условия и требова­ния спортивной деятельности - то, что характерно для любого ви­да спорта и отличает спорт от других видов деятельности:

· Усложнение усло­вий деятельности,рост физических и нервно-пси­хических нагрузок, вплоть до возрастания их по характеристике - экстре­мальных;

· Состязательность, соперни­чество на соревнованиях и на тренировках - с реальным или во­ображаемым соперником, с са­мим собой;

· Самосовершенствование каксредство и какцельдеятельности, в которой спортсмен яв­ляется одновременно и субъектом, и объектом разнообразных влияний и самовоздействий;

Эти условия и требования спортивной деятельности неодинаково проявляются на разных уровнях спор­та: в массовом спорте; любительском спорте высших достижений; профес­сиональном спорте (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта

 

Параметры сравнения Уровни спорта
Массовый спорт Спорт высших достижений Профессиональный спорт
Уровень состязатель­ности Невысокий (в соревнованиях - главное не победа, а участие) Высокий Предельно высокий
Самосо­вершенст­вование как цель и как средство Цель - самосовершенствование, сам процесс двигательной дея­тельности, получение удоволь­ствия Цель - высокие ре­зультаты, победы, завоевание прести­жа. Самосовершен­ствование - средство Цель - не только престиж, но и вы­сокие доходы. Самосовершенст­вование - средство
Нагрузки Сочетание постепенно возрас­тающих физических нагрузок с оптимальными нервно-психичес­кими нагрузками. «Тренировать­ся, но не перенапрягаться»   Экстремальность физических и нервно-психических нагрузок Экстремальность физических и нервно-психичес­ких нагрузок
Степень специали­зации Геиерализованность, но возможна и узкая специализация в определенном виде спорта Как правило, узкая специализация Узкая специализа­ция

 

2. Специфические условия и требования избранного вида спор­та. Каждый вид спорта специфичен и задает определенную систему требований к психике и личности спортсмена. Специфические требования вида спорта отражаются следующими блоками:

· Психологическая характери­стикаобъективных условий дея­тельности в виде спорта (место вида спорта в различных клас­сификациях соревновательных упраж­нений; правила соревнований; особен­ности тренировочного процесса, физи­ческих и психических нагрузок; кален­дарь соревнований и т.п.);

· Требования к психомоторике и психическим процессам спорт­смена (двигательные качества; ощуще­ния, специализированные восприятия, память и идеомоторика, мышление, вни­мание; экспрессия; характерные трени­ровочные и соревновательные препят­ствия и трудности; типичные причины технических и тактических ошибок; пу­ти специализированного развития дви­гательных качеств и психических про­цессов и т.п.);

· Типичныепсихические со­стояния спортсменов и способы их регуляции;

· Требования к психическим свойствам (специальные способнос­ти; спортивный характер; свойства нервной системы и темперамента; мотива­ция стили деятельности), пути их фор­мирования или компенсации;

· Требования к межличност­ным отношениям в спортивной ко­манде и отношениям между тренером и спортсменом;

· Требования к тренеру вида спорта.

3. Индивидуальные (единич­ные) условия спортивной дея­тельности. Эта группа факторов включает: одаренность спортсмена; конкретные условия тренировочного процесса; особенности методики тре­нировки и личности тренера; влияние семьи, друзей, партнеров, соперников, судей, зрителей и других людей из социального окружения, наконец, меру и характер собственной активности спортсмена.

Данные факторы в большей или меньшей степени зависят от спортсмена и могут им регулиро­ваться. За счет одаренно­сти, собственной активности с исполь­зованием рациональной системы тре­нировки и подводки к стартам, эффек­тивного взаимодействия с социальным окружением спортсмен адаптируется к объективным условиям и требованиям спортивной деятельности, достигает успеха в ней.

Разные спортсмены используют этот фактор по-разному. Некоторые максимально используют свои природные задатки, например, дви­гательную одаренность, другие - высо­кую моти­вацию, третьи - хороший интеллект. Одновременно они компенсируют свои слабые стороны, формируют недос­тающие.

Развитие идет в процессе самой спортивной деятельности - овладения ею и последующего совершенствова­ния, которое не имеет преде­ла. Успешность спортивной карьеры зависит от эффектив­ности использования факторов треть­ей группы для адаптации к факторам первой и второй групп.

 

2. Овладение спортивной деятельностью ипсихологическая структура спортивной деятельности.

Спортивная деятельность является достаточно трудной и владение ею на высоком уровне доступно не каждому. Овладение спортивной дея­тельностью связано с освоением ее психологической структуры,в ко­торой выделяют три блока: мотива­цию, средства и результаты дея­тельности.

1. Мотивация спортивной дея­тельности.

Моти­вация - совокупность различных побуж­дений к определенной активности, ко­торые порождают, стимулируют и регу­лируют эту активность. Блок мотива­ции образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда свя­зано с возникновением внутреннего на­пряжения, более или менее выражен­ного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соот­ветствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает поисковую активность, направленную на поиск способа ее удо­влетворения.

Любая потребность может быть удовлет­ворена разными способами. Человек может выбрать любой спо­соб из тех, которые он знает, но ре­ально сфера его выбора лимитируется конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства под­талкивают к выбору определенного пу­ти. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания про­цесса. Часто именно так, спонтанно про­исходит выбор спортивной деятельно­сти как способа удовлетворения сна­чала, может быть, только одной, а за­тем - целого комплекса потребностей.

Г.Д.Горбунов включает в этот ком­плекс следующие потребности; потреб­ность в деятельности, активности, по­требность в движении, потребность в реализации цели и свобо­ды, потребность в со­перничестве, соревновании, самоутвер­ждении, потребность быть в группе, об­щаться, потребность в новых впечат­лениях и др.

Мотив - побуждение к опреде­ленной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является ис­точником активности, то мотивы при­дают этой активности определенное на­правление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности ха­рактернобольшое разнообразие мотивов (Таблица 2).

 


Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...