Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация мотивов спортивной деятельности




 

по направленности на процесс или ре­зультат деятельности по степени устойчи­вости по связи с целями спортивной деятельности по месту в системе «Я-другие» по доминирующей установке
процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);   результативные мотивы (ожидание награ­ды, позитивные социальные по­ следствия победы и т.п.)     ситуативные (временные, проходя­щие); устойчивые (дол­говремен-­ ные, часто многолетние)   Смыслообразую- щие (прямо связанные с целью); стимулы (побу­ждающие к дея­тельности, но прямо не связан­ные с ее целью, например, матери­альные стимулы в любительском спорте) индивидуальные (мотивы личного самоутверждения)   групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревнователь­ ной борьбы и др.)     мотивация дос­тижения успеха (мотивы, нацеливающие на победу); мотивация избе­жания неудачи (мотивы, нацеливающие на защиту от возможных неудач)

 

Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели – это то, насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предпо­лагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели - это своеобраз­ные вехи, которые человек мысленно выстраивает на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний лич­ности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.

Цели всегда осознавае­мы и являются итогом мысленной ра­боты, в процессе которой человек пыта­ется в идеальной форме разрешить про­тиворечие между требованиями спо­ртивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собст­венными возможностями, способнос­тями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестверегулятора ак­тивности, влияя на выбор конкрет­ных средств достижения желаемого результата.

Таким образом, блок мотива­ции выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

· является пусковым механиз­мом деятельности;

· поддерживает активность в процессе трени­ровочной и соревновательной дея­тельности;

· регулирует содержание актив­ности, использование различных средств деятельности для достижения желае­мых результатов.

2. Средства спортивной деятель­ности. К ним относят способы и ус­ловия, атакже индивидуальный стильдеятельности.

В качестве способов спортивной деятельности рассматриваются движе­ния и действия (двигательные и умст­венные; технические и тактические), физические упражнения - трениро­вочные и соревновательные. В теории и методике спортивной тренировки разработаны рациональ­ные способы выполнения физических упражнений, совокупность которых образует технику определенного вида спорта. Каким из этих способов деятельности спортсмен будет отдавать предпочтение, зависит, с одной сторо­ны, от его целей, а с другой - от усло­вий деятельности:

· К числу объективных условий можно отнести общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также кон­кретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена, включая, например, материальную базу для тренировок, ка­чество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения, воспитания и т.п.

· Субъективными условиями спортивной деятельности являются при­родные задатки, развитые в специали­зированном направлении психические процессы (ощущения, специализирован­ные восприятия, особенности внима­ния, памяти, мышления и т.п.), домини­рующие тренировочные и соревнова­тельные психические состояния, спор­тивно-важные психические свойства (чер­ты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, во­площенный в знаниях, умениях и навы­ках. Субъективные условия спортивной деятельности формируются в процес­се физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки.

Таким образом, объективные усло­вия деятельности - это уровень требований к спортсмену, субъективные - это его возможности плюс активность, на­целенная на расширение и повышение этих возможностей.

Интегральной характеристикой бло­ка средств является индивидуальный стиль деятельности - относи­тельно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологи­ческим особенностям спортсмена.

Индивидуальный стиль деятельности складывается и трансфор­мируется на протяжении спортивной карьеры, реализуя функцию согласования, уравновешива­ния объективных и субъективных условий деятельности и отражая ту закономерность, что человек не только сам приспосабливается к деятельности, но и приспосабливает деятельность к себе. Кроме того, индивидуальный стиль деятельности связывает блоки мотивации и средств спортивной деятельности в ее психо­логической структуре, пытаясь разре­шить противоречие как между объек­тивными и субъективными условиями деятельности, так и между целями и возможностями спортсмена.

В целом, блок средств спортив­ной деятельности обеспечивает прак­тическую реализацию целей и планов спортсмена, превращая образы пред­полагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты.

3. Результаты спортивной де­ятельности. Результаты рассматривают в уз­ком и широком смыслах:

· В узком смы­сле это конкретные спортивные до­стижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т.п., занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена;

· В широком смысле результаты спортивной деятель­ности связаны с влиянием спорта на развитие че­ловека и человеческого общества. Здесь обычно выделяют: биологичес­кие, педагогические, психологические и социальные эффекты спорта (здоро­вье, физическое развитие, физическая подготовленность, спортивный харак­тер, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль по­ведения и т.п.).

Результаты спортивной деятель­ности в широком и узком смысле тесно взаимосвязаны. Достижения в разви­тии спортсмена воплощаются в дина­мике его спортивных результатов, ко­торые, в свою очередь, влияют на само­оценку спортсмена и «масштабность» его личности в целом. Кроме того, оче­видно и «социальное звучание» спор­тивных рекордов, раскрывающих воз­можности человека в сфере двига­тельной деятельности и поднимающих престиж не только спортсмена, но и его тренера, команды, страны. Каждое спортивное дос­тижение - это «скачок» в развитии, на­рушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку ста­рых.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...