Классификация мотивов спортивной деятельности
Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели – это то, насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели - это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели. Цели всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестверегулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.
Таким образом, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции: · является пусковым механизмом деятельности; · поддерживает активность в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; · регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов. 2. Средства спортивной деятельности. К ним относят способы и условия, атакже индивидуальный стильдеятельности. В качестве способов спортивной деятельности рассматриваются движения и действия (двигательные и умственные; технические и тактические), физические упражнения - тренировочные и соревновательные. В теории и методике спортивной тренировки разработаны рациональные способы выполнения физических упражнений, совокупность которых образует технику определенного вида спорта. Каким из этих способов деятельности спортсмен будет отдавать предпочтение, зависит, с одной стороны, от его целей, а с другой - от условий деятельности: · К числу объективных условий можно отнести общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена, включая, например, материальную базу для тренировок, качество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения, воспитания и т.п. · Субъективными условиями спортивной деятельности являются природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы (ощущения, специализированные восприятия, особенности внимания, памяти, мышления и т.п.), доминирующие тренировочные и соревновательные психические состояния, спортивно-важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощенный в знаниях, умениях и навыках. Субъективные условия спортивной деятельности формируются в процессе физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки.
Таким образом, объективные условия деятельности - это уровень требований к спортсмену, субъективные - это его возможности плюс активность, нацеленная на расширение и повышение этих возможностей. Интегральной характеристикой блока средств является индивидуальный стиль деятельности - относительно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологическим особенностям спортсмена. Индивидуальный стиль деятельности складывается и трансформируется на протяжении спортивной карьеры, реализуя функцию согласования, уравновешивания объективных и субъективных условий деятельности и отражая ту закономерность, что человек не только сам приспосабливается к деятельности, но и приспосабливает деятельность к себе. Кроме того, индивидуальный стиль деятельности связывает блоки мотивации и средств спортивной деятельности в ее психологической структуре, пытаясь разрешить противоречие как между объективными и субъективными условиями деятельности, так и между целями и возможностями спортсмена. В целом, блок средств спортивной деятельности обеспечивает практическую реализацию целей и планов спортсмена, превращая образы предполагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты. 3. Результаты спортивной деятельности. Результаты рассматривают в узком и широком смыслах: · В узком смысле это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т.п., занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена; · В широком смысле результаты спортивной деятельности связаны с влиянием спорта на развитие человека и человеческого общества. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты спорта (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, спортивный характер, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения и т.п.).
Результаты спортивной деятельности в широком и узком смысле тесно взаимосвязаны. Достижения в развитии спортсмена воплощаются в динамике его спортивных результатов, которые, в свою очередь, влияют на самооценку спортсмена и «масштабность» его личности в целом. Кроме того, очевидно и «социальное звучание» спортивных рекордов, раскрывающих возможности человека в сфере двигательной деятельности и поднимающих престиж не только спортсмена, но и его тренера, команды, страны. Каждое спортивное достижение - это «скачок» в развитии, нарушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку старых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|