Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и особенности спортивной карьеры.




Все виды человеческой деятельности делятся на две большие группы: общие и частные. Общие виды деятельности - игра, учение, труд, обще­ние, познание присущи всем людям. Частные виды деятельности - те, что характерны отдельным группам людей, а именно - конкретные виды профессионального труда, искусства, спорта, общественной деятельности. Другими словами, это виды деятельности, кото­рые человек сам для себявыбирает, чтобы наиболее полно реализовать себя, рас­крыться, самоутвердиться. При удачном выборе чело­век остается в сфере определенного вида деятельности на многие годы и «растет» в ней, поднимаясь по ступе­ням мастерства. Этот путь называется карьерой.

Выде­ляетсятри существенных признака любой карьеры :

· это всегда многолетняя дея­тельность;

· деятельность нацелена на высокие дос­тижения, успех;

· деятельность по поводу постоян­ного самосовершенствования субъекта в избранной области.

Спортивную карьеру мож­но определить как многолетнюю спортивную деятельность, наце­ленную на высокие достижения и связанную с постоянным самосо­вершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта.

Особенности спортивной карьеры

В любой карьере традиционно выделяют четыре этапа: подго­товку, старт, кульминацию и финиш (Б.Г.Ананьев):

· «Подготовка» включает выбор про­фессии и базовое профессиональное обучение;

· «Старт» - начало собственно трудовой деятельности и адаптацию к профессии;

· «Кульминация» - этап самых высоких достижений в профессии, от­ражающихся в социальном статусе лич­ности;

· «Финиш» связан с подготовкой к уходу на пенсию и пенсионной адап­тацией.

В спортивной карьере выделяются аналогичные этапы. Однако они имеют определенную специфику, связанную с особенностями спорта как вида деятельности.

Выделяются следующие осо­бенности спортивной карьеры :

1. Раннее начало этапа «подготовки». Обычно это дошколь­ный или младший школьный возраст. Но бывает и раньше, особенно в спор­тивных семьях. Сам приход в спорт в детские годы чаще бывает стихийным, а трени­ровочный процесс на этапе подготов­ки - слабо осознанным. И то, и другое базируется, главным образом, на под­чинении давлению или энтузиазму взрослых, а также подражании сверст­никам.

2. Ранний старт спортивной карьеры и выбор конкретного вида спорта. Ранняя спортивная специализация связанна с об­щим прогрессом спортивной деятель­ности - усложнением техники, тактики, быстрым ростом «потолка» спортивных результатов, для достижения которых требуется все больше времени. Это вы­нуждает набор в спортив­ные группы производить с более раннего воз­раста, что типично для таких видов спорта, как плавание, прыжки в воду, синхронное плавание, фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (де­вочки), где специализация обычно на­чинается в диапазоне от 6 до 10 лет.

Данная тенденция ускоряет наступление кульмина­ции спортивной карьеры, но и создает опасность одностороннего раз­вития юного спортсмена.

3. Ранняя куль­минация спортивной карьеры. В спорте пик достижений приходится ча­ще на период ранней взрослости (18-25 лет) или начало средней (25-30 лет). Кроме того, в видах спорта с ранней спе­циализацией отмечено много фактов и очень ранней кульминации спортив­ных достижений, в основном, у девочек. (Например, Водорезова Е. в 12 лет - чемпион­ка СССР по фигурному катанию. Стаж тренировки 7 лет. Начало специализа­ции - в 5 лет. Команечи Н., Румыния в 13 лет - абсолютная чемпионка Европы по спортивной гимнастике; в 15 лет - трех­кратная Олимпийская чемпионка Мон­реаля. Стаж тренировки - 9 лет. Начало специали­зации - в 6 лет).

4. Половые различия в сроках «кульминации» и «финиша». Девушки и жен­щины в среднем на 1-2 года раньше достигают «кульминации» и раньше завершают активные за­нятия спортом, чем юноши и мужчины в тех же видах.

5. Усиление влияния спортивной деятельности на развитие челове­ка как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. СК совпадает со стадиями детства, юности и зрело­сти, когда развитие идет очень интен­сивно по всем линиям, и человек дос­тигает расцвета физических и духов­ных сил. В этих же временных рамках находятся и практически все сензитивные периоды развития.

6. Выраженный скачкообразный характер развития. Тренировки и соревнования чередуются закономерно, и каждое со­ревнование - это большой или малень­кий «скачок». Кроме того, в спорте имеется дополнительный фактор развития - правила и объек­тивные критерии оценки результа­тов деятельности. Следовательно, новый спортивный рекорд всегда лучше прежнего. Поэтому спортивная карьера, в отличие от других видов деятельности, имеет большую чет­кость и определенность, позволяя по динамике спортивных результатов про­следить основные вехи спортивного пу­ти.

7. Вскрытие человеческих резер­вов. Спорт - один из самых энерго­емких видов деятельности, спортивные достижения демон­стрируют достигнутый человечеством уровень физического совершенства.

8. Жесткие условия кон­куренции, чем в большинстве других сфер деятельности. Однако, спор­тивные соревнования - это открытая борьба с конкретными соперниками в рамках строгих правил, что делает по­зицию спортсмена психологически бо­лее определенной по сравнению с ситу­ацией конкуренции в других професси­ях и сферах жизни.

9. Про­фессиональное отношение к делу. Спортивная карьера не всегда является и становится профессией человека, его профессиональным заработком, однако всегда характеризуется данной особенностью.

10. Неопределенность момен­та ухода. В спортивной карьере уход зависит не столько от возраста, сколько от динамики спор­тивных результатов и других причин - в противоположность типич­ному для большинства профессий уходу на пенсию по возрасту.

11. Возможность продления спортивной карьеры за счет смены спортивного амплуа или вида спор­та. Во многих профессиях аналогич­ные возможности весьма ограничены.

12. « Спорт - сжатая модель жизни». Благодаряэкстремальности условий, спорт обнару­живает все богатство проявлений чело­веческой натуры. Он разносто­ронне формируетадаптационные возможности человека, чем большинство дру­гих профессий. (Например, спортсмены легче адаптируются в бизнесе, так как ситуация конкуренции их стимулирует).

Таким образом, спортивная карьера закладывает предпосылки перехода к другой профессиональной карьере, что немаловажно, поскольку она обычно за­вершается в период, далекий от пенсионного возраста.

Спортивная деятельность дает возможность человеку приобрестиновую социальную функ­цию, или роль спортсмена, которая вводит его в особый мир спорта, ста­вит его в новые отношения с людьми. Эта роль часто конкурирует с другими социальными ролями лично­сти (ученика, студента, сына, до­чери, друга, музыканта, художника и т.п.), следовательно, при определенных условиях, может бытьвытеснена ими. В этом случае человек либо уходит из спорта, либо сохраняет его в качестве формы актив­ного отдыха, хобби.

Однако если успех в спорте способствует тому, что роль спортсмена ста­новится одной изцентральных в целостном образе «Я» - это стимули­рует субъекта к постановке новых це­лей и самосовершенствованию именно в спортивной деятельности. В этом случае мы и говорим именно о спортивной карьере.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...