Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грамотность и способность к счету




Грамотность и способность к счету

Как видно из приведенного выше документа, сигниферы должны были быть грамотными людьми и разбираться в арифметике. В перечисленных расписках, составленных на греческом языке, важно то, что Квинт Эренний, сигнифер последней по номеру центурии, по своему положению находится значительно ниже сигнифера первой центурии Лонгина Лонгуса. В Риме следили за грамотным делопроизводством. Из этого следует, что грамотность и способность к счету были важны для римской армии, чего нельзя сказать, например, об армиях Средних веков. Вегеций на самом деле писал свой трактат во времена бедствий, когда неграмотность стала распространенным явлением, но еще не успела стать всеобщей. Поэтому он обращал внимание на тщательный поиск грамотных чиновников для нужд армии: «Ряд звеньев в структуре легиона требует наличия хорошо образованных солдат. Поэтому те, кто занимается отбором рекрутов, должны проверять не только рост, физические данные и живость ума. Им следует обращать внимание на умение писать, навыки в счете и ведении документов. В повседневной жизни легиона постоянно требуется умение составлять ежедневные акты о выполнении обязанностей, результатов проверок во время построений, финансовые отчеты. Все эти документы должны вестись с такой же тщательностью и вниманием, каких требует подготовка отчетов о доходах и других финансовых документов, над которыми работают гражданские власти».

 

Официальное вступление в должность

После того как новобранцы прибыли к месту службы и распределены между центуриями, их имена вносятся в официальные списки части. В IV в. эти списки называли matriculate, хотя прежде этот термин не применялся. Как видно из письма Миниция Итала и других источников, во времена ранней империи использовалось слово numeri. Если это действительно так, то неудивительно, что применение одного и того же слова для названия различных военных понятий потребовало введения более узкого термина. Данные о новобранце не обязательно записывались в один документ. Сюда относились время призыва, имя офицера, который производил отбор новобранца, имя рекрута и его отца, возраст, особые приметы и, как видно из папируса из Дура-Эвропоса, датированного 239 г., рост новобранца.

«Два рекрута, имена которых… и данные о росте которых я уже сообщал, назначены в 20-ю когорту Пальмира Гордиана».

 

Глава 3. Солдат

Начальная подготовка

Как пишет Ульпиан, на этом этапе новобранец становится солдатом. Теперь ему предстоит пройти курс базовой подготовки. Лучше всего этот курс описан в трактате Вегеция. Его первый том в значительной степени посвящен именно методам подготовки солдата. При этом представляется, что Вегеций многое почерпнул у Катона Старшего (234-149 гг. до н. э. ), хотя значительная часть материала, вероятно, исходит от Авла Корнелия Цельса (I в. до н. э. – I в. н. э. ), который прославился как энциклопедист.

 

Передвижение в строю

Обучение начинается с навыков передвижения строем: «В начале обучения новобранцы должны быть приучены к военной организованности и слаженности. Это важно, поскольку трудно назвать другой такой навык, который должен соблюдаться одинаково тщательно как на марше, так и на поле боя, – умение всеми воинами сохранять свое место в строю. Это достигается только постоянными тренировками. Солдаты обучаются быстро передвигаться и своевременно выполнять команды. Любая армия, разобщенная и дезорганизованная по вине отставших, постоянно подвергается опасности нападения врага. Поэтому в летнее время предписывается, с целью обучения военному шагу, совершать марш на расстояние 20 римских миль (1 римская миля равна 1, 481 км, поздняя римская миля – 1, 4835 км. 20 миль – около 30 км. – Ред. ) строем. Эту дистанцию солдаты должны преодолеть за 5 часов. После того как такой марш успешно совершается (он должен осуществляться на максимальной скорости), за тот же период времени (то есть 5 часов) необходимо выполнить марш на дистанцию 24 мили (35, 6 км). Для достижения еще большей скорости передвижения следует тренировать солдат в движении бегом. Дистанции для бега устанавливаются произвольно».

Следует отметить, что Вегеций никак не комментирует организацию привалов на марше. Трудно поверить, что пятичасовой марш в период начальной подготовки солдата выполнялся совсем без остановок, можно предположить, что на самом деле такие остановки были предусмотрены. Вероятно, в эти пять часов не включалось время на привалы. (У Вегеция сказано четко: «за пять часов». Кроме того, говорится, что обучение военному шагу производится с выкладкой 60 фунтов (1 римский фунт равен 327, 45 г, следовательно, каждый легионер нес 19, 65 кг). Для современных тренированных спортивных туристов вышеприведенные нагрузки вполне по силам, поэтому сомнения автора беспочвенны. – Ред. ) В современной британской армии предусматривается за час покрывать по три мили (то есть 4, 827 км). При этом сюда включено время на привалы: по одному в час на десять минут. (Автор незнаком с порядком тренировок британского спецназа СAC, SAS, его бойцам случается преодолевать по 100 км за сутки – с оружием и с задачей обвести вокруг пальца спарринг-партнера – другую воинскую часть. – Ред. )

 

Физическая подготовка

Физическая подготовка также включена в программу начального обучения солдата. Вегеций упоминает бег, прыжки (как в длину, так и в высоту), плавание и переноску тяжестей. Последний пункт вряд ли мог быть включен в программу, прежде чем новобранцы достигнут определенной слаженности в совершении марша без оружия и снаряжения. Можно заключить, что все упражнения сначала выполнялись без оружия и всего остального, и лишь после того, как призывники получали определенные навыки в применении оружия и движения с ним, тренировки становились более сложными и продолжались до тех пор, пока любое упражнение не будет правильно выполняться в движении строем.

 

Плавание

Тренировки по плаванию должны были проводиться исключительно в летнее время: «Каждый новобранец без исключения должен тренироваться в плавании в летние месяцы. Если казармы расположены у моря или у реки, в летнее время призывников следует заставлять плавать». Скорее всего, навыки плавания считались желательными, но не необходимыми. И конечно, впечатляющие успехи в умении преодолевать водные преграды характерны больше для вспомогательных войск, например для выходцев из германского племени батавов (совр. Голландия).

 

Упражнения с оружием

На следующем этапе наш новобранец переходил к тренировкам с оружием, сначала с учебным. Описанные Вегецием упражнения свидетельствуют о том, какое пристальное внимание уделялось боевой подготовке: «Наши предки (как мы читаем в их источниках) готовили новобранцев следующим образом. Они изготавливали плетеные щиты, весом в два раза тяжелее, чем настоящий щит легионера, и давали призывникам в руки вместо боевых мечей деревянные, которые тоже были в два раза тяжелее боевого меча. По утрам и после обеда рекруты должны были упражняться с ними у столба. Упражнения у столба очень полезны как для солдат, так и для гладиаторов. Никто не сможет добиться таких выдающихся успехов, которые сделали бы его непобедимым в настоящем бою или на арене, если он не прошел тщательную тренировку, упражняясь у столба».

В этой связи заслуживает внимания упоминание о гладиаторах. Как известно от Валерия Максима (римский историк I в. н. э. В правление императора Тиберия составил сборник «О замечательных деяниях и изречениях» в 9 книгах (главах). – Ред. ), в 105 г. до н. э. Рутилий начал применять методы обучения в гладиаторских школах при подготовке солдат. Автор четвертой книги «Стратегемы» писал, что на Мария произвели настолько сильное впечатление солдаты, подготовленные Рутилием, что он признал эту школу лучшей, чем его собственная.

Цитата из Валерия Максима, книга II: «Упражнения для солдат для тренировок с оружием были разработаны консулом П. Рутилием, правившим вместе с консулом Маллием. Он не следовал примеру своих предшественников-полководцев, а вместо этого призвал преподавателей-гладиаторов из школы Аурелия Скаура, что позволило создать в легионах более совершенную систему нанесения и уклонения от ударов. Он соединил смелость с мастерством, а мастерство со смелостью. Мастерство стало храбрее благодаря пылу и смелости, а смелость стала более осмотрительной, получив умение мастера».

Секст Юлий Фронтин (римский историк, ок. 40 г. – ок. 106 г. – Ред. ), автор «Стратегем, книга IV»: «Марий имел возможность выбрать для себя армию из двух существующих. Первая армия служила под командованием Рутилия, а вторая, которой прежде командовал Метелл, впоследствии перешла под командование Мария. Он предпочел армию Рутилия, несмотря на то что она была меньшей по числу солдат, поскольку счел ее более подготовленной».

Новшество, заключавшееся в применении методов подготовки гладиаторов при обучении солдат, вряд ли пришлось по душе твердолобым консерваторам. Оппозиция ему, похоже, все еще существовала даже во времена молодости Плиния. В своем «Панегирике» он упоминает о том, как Траян лично проявлял интерес к тренировкам с оружием, вместо того чтобы доверить эту проблему профессиональным инструкторам. Точно также Фронтин, испытывавший острейшую неприязнь к Адриану, демонстративно не признавал его политику в области боевой подготовки и выступал с язвительной критикой в адрес армии на востоке, где, как он считал, играли в игры с игрушечным оружием, вместо того чтобы использовать настоящие боевые мечи и щиты.

Вегеций продолжает: «Столбы были прочно установлены на земле перед каждым новобранцем таким образом, что он имел перед собой „противника“ ростом шесть футов. С таким столбом призывник практиковался в нанесении ударов так, будто сражался с реальным противником. Иногда он имитировал удары в голову или в лицо, иногда „угрожал противнику“ с фланга, иногда наносил удары по ногам, например по коленям. Он отступал и атаковал, нападая со всей решительностью и натиском, как требуется действовать в настоящем бою с живым врагом. Во время тренировок обращалось внимание на то, чтобы новобранец не бросался опрометчиво вперед, стремясь нанести удар, подвергая себя опасности быть, в свою очередь, атакованным противником с любого направления в незащищенный участок тела. Кроме того, молодых солдат учили наносить удары не лезвием меча, а острием. Воины, наносившие рубящие удары, всегда служили предметом насмешек со стороны римлян, так как римляне легко побеждали таких соперников».

После того как новобранец приобретал достаточные навыки владения этой имитацией оружия, ему разрешалось перейти к тренировкам с боевым оружием. Высшей ступенью в таком обучении были индивидуальные поединки, в которых призывник сражался против назначенного ему противника. Эта форма обучения также была позаимствована в гладиаторских школах.

Вегеций пишет: «Новобранцы должны были проходить подготовку методом индивидуальных поединков. При этом преподавателями являлись профессиональные мастера ведения боя. Частично этот метод обучения сохраняется и в наши дни. При этом явно заметно, что прошедшие через индивидуальные поединки солдаты значительно превосходят тех, кто незнаком с такими упражнениями. Наши предки считали индивидуальные поединки настолько важной частью подготовки призывников, что инструкторам индивидуального боя полагались двойные пайки. Те же солдаты, которым не удавалось достичь удовлетворительных результатов в такой подготовке, получали в качестве наказания во время приема пищи вместо пшеницы ячмень. Выдача пшеницы для таких солдат прекращалась до тех пор, пока в присутствии префекта легиона, трибунов или других старших офицеров им не удавалось продемонстрировать на практике, что они достигли необходимой степени профессионального мастерства». Для таких более сложных упражнений использовалось специальное учебное оружие: деревянный меч, который обладал таким же весом, как и боевой, и был снабжен кожаным наконечником. Кожаный наконечник был необходим для того, чтобы во время схватки, в которой соперники сражались, как в настоящем поединке, они не наносили друг другу серьезных ран.

Считалось, что к этому времени молодой солдат прошел обучение владению мечом. Теперь необходимо было овладеть еще и коротким метательным копьем (pilum), вторым по важности оружием. При обучении применялся тот же метод: учебное копье было тяжелее боевого, а мишенью на тренировках служил все тот же столб высотой шесть футов. Увеличенный вес копья способствовал укреплению руки бойца. Вегеций обращает на это особое внимание: «В результате таких упражнений руки становятся сильнее. Кроме того, появляется сноровка в метании этого снаряда». Во книге II он повторно дает рекомендацию: «Пусть они [новобранцы] бросают учебное копье в столб на расстоянии. Это повысит их меткость и укрепит правую руку».

С течением времени копье претерпевало значительные изменения, по сравнению с первоначальной конструкцией. Более раннюю модификацию описывает в своем труде Полибий: «Помимо этого оружия, легионер вооружен двумя копьями. Для защиты он имеет шлем и поножи. Одно из копий толстое и крепкое, второе – тонкое и хрупкое. Более прочное копье имеет цилиндрическое сечение. Тонкое копье формой и размерами напоминает охотничье. Оба копья носятся одновременно, вместе с другим оружием. Длина деревянного древка (тяжелого копья) составляет около трех кубитов, к нему крепится острый наконечник такой же длины, что и древко. Для прочности крепления он вбивается в древко примерно на половину своей длины, а также крепится к древку с помощью заклепок. В результате, когда железо пробивает цель, крепление не ослабевает, несмотря на то что внизу, там, где наконечник крепится к древку, толщина железа составляет полтора пальца. С такой тщательностью наконечник крепится к древку».

Однако это описание тяжелого копья явно не является полным. Как уже говорилось, длина древка составляет 3 кубита, а толщина – 4 пальца. К нему крепится железный наконечник той же длины толщиной полтора пальца в том месте, где он входит в древко. Но возможный вес такого копья составит почти 10 кг. Это слишком много для того, чтобы можно было метать его на значительное расстояние. (Вес пилума составлял 4-5 кг, длина около 2 м. – Ред. ) Возможно, Полибий не упоминает о том, что стальная часть копья везде, кроме места крепления к древку, значительно тоньше названного им размера. В любом случае копье пилум стало грозным оружием империи и стало важной частью римской истории.

Основным недостатком копья, описанного Полибием, является его слишком прочное крепление к древку. Это означало, что, если копье не попадало в цель или застревало в щите противника, враг мог воспользоваться им. (Пилум свою роль выполнял: брошенный с расстояния в 7-10 м с расчетом попасть в щит противника, он своей тяжестью оттягивал щит, и вражеский воин был вынужден бросать его. – Ред. ) Марий придумал усовершенствование, которое должно было решить эту проблему. Наконечник крепился к древку двумя железными заклепками. Марий решил оставить только одну, а вторую сделать деревянной. По его замыслу, при попадании копья, например в щит, деревянный гвоздь сломается, а металлическая заклепка погнется, что затруднит извлечение копья из щита. Каким бы остроумным ни был этот замысел, он не сработал. Решение об усовершенствовании копья оставили на усмотрение Цезаря. По его указанию, вместо того чтобы закалять весь наконечник копья, стали закалять только острие. В результате на участке, где наконечник крепился к древку, металл был гораздо мягче и легко гнулся при попадании в щит противника. Теперь противник не только не мог воспользоваться пилумом, но и часто вынужден был бросать свой щит, который становился непригодным для использования в бою.

После того как солдат (теперь его неправильно было бы называть новобранцем) научится пользоваться учебным копьем, начинался новый этап обучения, на котором он приступал к тренировкам с боевым оружием. Процедура была такой же, как при переходе с учебного на боевой меч. Сначала тренировки проводились у столба, потом проводились учебные бои парами солдат. В таких боях, как и в случае с мечом, применялись копья с кожаным наконечником, которые назывались pila praepilata.

Меч и копье пилум были основным оружием легионера. В случае, если речь шла о вспомогательных войсках, там использовались, как правило, длинный меч spatha и копье hasta для нанесения колющих ударов. Некоторые подразделения использовали свое традиционное оружие. Так, например, когорты стрелков, как можно догадаться по их названию, были вооружены луками. В то же время пращники во времена империи не сводились в крупные отряды, как это было, например, во времена республики, где массово применялись в общем строю пращники с Балеарских островов. Как явствует из праздничного обращения императора Адриана к войскам, расквартированным в Африке, в период его правления упражнения с пращой должны были выполнять солдаты всех вспомогательных когорт. Как замечает Вегеций, легионеры тоже проходили тренировки с пращой, а также учились стрелять из лука: «Теперь о третьем или, может быть, четвертом виде оружия, которым должен владеть молодой солдат. Он должен постоянно упражняться в стрельбе из деревянного лука учебными стрелами. Для обучения необходимо подобрать самых опытных инструкторов, которые должны приложить все старания, чтобы солдаты умели правильно держать и натягивать лук. Левая рука должна оставаться на месте, а правая плавно отводиться назад, глаз должен быть сосредоточен на цели. Солдаты должны уметь стрелять как из положения стоя, так и сидя верхом на лошади. Такое умение достигается после тщательного обучения, ежедневной практики и тренировок».

В книге II Вегеций говорит об этом более подробно: «В качестве целей наши лучники использовали мишени (scopae), изготовленные из плетеных веток или соломы. [14]

В результате тренировок им удавалось попадать в цель стрелой или камнем, выпущенным из пращи, даже с расстояния 600 футов. На поле боя они привыкли действовать так же спокойно, без паники, как будто находились на тренировке. Пращники умели попадать врагу камнем, выпущенным из пращи, в голову. Кроме того, каждый солдат был обязан уметь вручную метать камни весом до одного фунта. Считается, что поскольку метание камня вручную не требует пращи, то это более простое упражнение. Кроме того, солдаты должны были постоянно тренироваться в метании дротиков и копий, совершенствовать навыки в обращении с пращой. Для тренировок в зимнее время строились специальные крытые помещения, как для кавалерии, так и для пехоты.

Они крылись соломой или опилками либо камышом или тростником. [15]

Там проходили тренировки при ветреной и холодной погоде, когда нельзя было упражняться на открытом воздухе. Но даже зимой, если не было снега и ветра, тренировки проводились перед казармами, поскольку любые послабления плохо влияют на моральный дух и физическую форму солдат».

Примечательно, что, рассказывая о пращниках, Вегеций упоминает только о камнях в качестве метательных снарядов. Однако известно, что в Риме, еще со времен республики, пращники широко использовали свинцовые шарики. [16]

Причиной тому, что этот вид метательных снарядов ко времени империи успел исчезнуть, по-видимому, является то, что при империи пращники перестали быть отдельным родом войск. Если раньше они были сведены в специальные отряды, гордились своей военной специальностью и мастерством (хороший пращник поражал цель на дистанции до 150 м), то теперь легионеры, которым поневоле пришлось стать пращниками-любителями, относились к праще с презрением, как к «оружию варваров». (Напомним, что сравнительно слабый, вооруженный пращой, Давид поразил, попав камнем в голову, филистимлянского богатыря Голиафа. – Ред. ).

 

Умение применять полученные навыки

Итак, молодой солдат прошел все этапы базовой подготовки, а именно умение передвигаться строем без оружия, физические упражнения, тренировки с учебным и боевым оружием в одиночку и учебные поединки. Теперь ему требовалось научиться уметь правильно сочетать применение всех этих приобретенных навыков. В качестве примера можно привести такое сложное упражнение в подготовке кавалериста, как вольтижировка верхом на лошади. По словам Вегеция, вольтижировка была уделом не только кавалеристов, но и частью общей физической подготовки пехотинца: «Эти упражнения были обязательными не только для новобранцев, но и для опытных солдат. Оно дошло и до наших дней, хотя давно потеряло свое былое значение. Деревянные макеты лошадей возводились либо на открытом воздухе перед казармами в летнее время, либо в крытых помещениях зимой. На этих макетах молодые солдаты должны были сначала выполнять упражнения без оружия, а затем, после приобретения определенных навыков, они приступали к тренировкам в полном вооружении. Юноши тренировались садиться верхом как справа, так и слева с обнаженным мечом или копьем в руках».

Уже по одному этому упражнению можно увидеть комплексный подход к подготовке воина: сначала отрабатывается достаточно простой навык, затем упражнение усложняется и, наконец, отрабатываются одновременно сразу несколько упражнений. Затем все это повторялось, но уже на настоящих лошадях. Конечно, такие тренировки на настоящих лошадях проводились только с юношами кавалеристами и вряд ли практиковались в пехоте. Но во всех легионах предпочитали иметь некоторое количество солдат, имевших навыки езды верхом, и, возможно, те из новобранцев, кто демонстрировал особенно впечатляющие успехи на тренировках, продолжали дополнительное обучение в качестве кавалеристов. [17]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...