Целью физического воспитания студентов является формирование ФК личности.
Целью физического воспитания студентов является формирование ФК личности. Задачи физического воспитания: 1. понимание роли ФК в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности; 2. знание научно-практических основ ФК и ЗОЖ; 3. формирование мотивационно - ценностного отношения к ФК, установки на ЗОЖ, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; 4. овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в ФК; 5. обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; 6. приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в учебных планах факультетов вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле дисциплин общекультурной подготовки предусмотрено выделение обязательных учебных часов (408 ч) на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением ежесеместровых зачетов в соответствии с требованиями учебной программы для вузов по физическому воспитанию.. Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств,
Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный. Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре. Знаний сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций в объеме 26 ч. Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12—15 чел. ). Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самомодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности. Практический раздел предусматривает как обучение занимаются новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств. Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении. Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т. е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу, т. е. имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья. Практический материал для специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания.
Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную. В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта. Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки и др. ). +Студенты спортивного отделения выполняют обязательные за четные требования и нормативы, установленные для основного отделения и в те же сроки.
53. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Характеристика программы по физическому воспитанию. Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения, по расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Содержание учебного материала каждого из её разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы. Задачи физического воспитания: 1. Формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни. 2. Обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы; 3. Всестороннее развитие двигательных качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности учащихся; 4. Совершенствование в избранном виде спорта.
Добиться практического решения поставленных задач возможно путём систематического использования средств физического воспитания: физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. Основные разделы программы физического воспитания: 1. уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания: гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка (развитие физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности), плавание, единоборства (юноши), элементы художественной, ритмической гимнастики (девушки), факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту (повышение ОФП, развитие профессиональных психомоторных способностей). 2. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: вводная гимнастика (перед началом работы в мастерских и на производстве), физкультурная пауза (в течение занятий), физические упражнения на длинных переменах (игры под музыку). 3. физическая культура во вне учебное время: утренняя зарядка, занятия в группах ОФП, занятия в спортивных и туристических секциях (повышение спортивного мастерства, выполнение разрядных норм, выступление на соревнованиях), самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры. 4. массовые спортивные и туристические мероприятия: дни здоровья и спорта (проводятся раз в месяц), соревнования по видам спорта (спартакиады), туризм. +Итоговыми показателями эффективности физического воспитания в колледжах профессионального образования и средних специальных учебных заведениях служат состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.
54. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности. Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет в основном три формы: 1. Вводная гимнастика; 2)Физкультпауза; 3)Физкультминутка. Вводная гимнастика – организационное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Продолжительность от 5-7 минут. Типичный комплекс состоит из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм.
Физкультурная пауза – выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня. Обычно одну из физкультпауз проводит ч/з 2, 5-3 часа после начала работы, а последнюю ч/з 1, 5-2 часа после обеда. Комплекс состоит из 5-7 упражнений. Физкультминутки представляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 минут, когда выполняются 2-3 физических упражнения. Основное значение расслабить работу мышечных групп, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы. В среднем режиме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз независимо от других форм производственной гимнастики. Базово-пролонгирующая физическая культура основная направленность заключается в том, чтобы продлевать ту базу ОФП, которая была заложена в процессе физического воспитания по государственным программам в период обучения. Основными формами занятий физическими упражнениями являются: · Секции ОФП. Создаются в коллективах физической культуры для желающих заниматься физическими упражнениями, группы, комплектующиеся по возрастному и половому признакам в количестве 20-25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в среднем 1, 5-2 часа каждое. · Самостоятельные занятия. Количество занятий в неделю может варьировать от 3 до 7 (время от 2 до 10ч).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|