Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гигиеническая и восстановительная физическая культура




Гигиеническая и восстановительная физическая культура

· Гигиеническая гимнастика число упражнений в комплексе обычно колеблется от 8 до 12, каждое из них повторяется 10-12 раз. Продолжительность 10-15 минут. Комплекс периодически обновляется.

· Восстановительная форма ф. к. используют в выходные и праздничные дни, в отпускное время с целью снятия кумулятивного утомления (лыжные прогулки, массовые игры, купание, плавание).

Оздоровительно-реабилитационная ф. к.

· Группы здоровья формируются с учетом состояния здоровья, а так же возраста, пола и уровня физической подготовки (15-20 человек). Основными средствами являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, л/а.

· Самостоятельные занятия носят как общеоздоровит. -профилактический, так и специально-направленный лечебный характер.

+ Базовый спорт явл-ся эффек-м ср-ом повышения физической подготовки, укрепления здоровья. Занятия различными видами спорта трудящихся организ-ся коллективами ФК, функционирование при крупных предприятиях и учреждениях.

 

55. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

Направленное использование физической культуры на протяжении первых семи лет жизни, осуществляемое специальными дошкольными учреждениями, является начальным и очень важным звеном системы физического воспитания. Однако далеко не все дети дошкольного возраста охвачены сетью дошкольных учреждений.

В связи с этим существенно возрастает роль семьи в осуществлении всестороннего гармонического развития детей и полноценной подготовки их к школе. С целью расширения кругозора родителей по вопросам физического воспитания для них проводятся консультации, читаются лекции, издается специальная научно-популярная литература. Все большее место в распространении физкультурных знаний среди родителей занимает телевидение и кино. Частично направленное использование физической культуры осуществляется детскими спортивными школами.

1. Единой государственной «Программой воспитания в детском саду» предусмотрено содержание занятий по физическому, умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей. В ней определены конкретные знания, умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на различных возрастных этапах, а также качества, которые необходимо воспитывать.

2. На протяжении всего дня, нередко более десяти часов, дети находятся под наблюдением квалифицированных специалистов (педагогов и медицинских работников), заботящихся о максимальном расширении двигательного режима.

3. Полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия.

4. Имеются благоприятные возможности для эффективного сочетания всех средств и форм направленного использования физической культуры.

5. Дети находятся в обществе сверстников, что способствует решению важных воспитательных задач с опорой на все факторы формирования личности. Последнее имеет особое значение для детей из малодетных семей.

По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на ступени. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как отражает ступени биологического развития и облегчает построение системы физического воспитания — определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов.

+Дошкольный возраст является важным периодом физического развития и формирования личности человека. Он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (например, за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50%, а к семи годам почти втрое), а с другой — незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоничное физическое развитие детей.

Своевременное развитие движений, формирование жизненно необходимых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний.

 

56. Организационно-методические основы проведения урока физической культуры.

1. ЧЕТКОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ.

Урок решает оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физ. качеств. Усвоение обязательно минимум знаний по физ. культуре. Содействует воспитанию личностных качеств учащихся.

2. СООТВЕТСТВИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОСТАВЛЕННЫМ ЗАДАЧАМ И УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ.

Вне программный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

3. ОТБОР СРЕДСТВ И МЕТОДОВ С УЧЕТОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ.

Дидактические цели и задачи решаются с помощью отбора учебного материала, уровня подготовленности возрастных, и половых особенностей учащихся.

4. ПРИЕМСТВЕННОСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

+Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, V и интенсивности физ. нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

5. СОЧЕТАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, ГРУППОВОЙ И ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

6. ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА, МЕТОДИКИ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗИЕ СОДЕРЖАНИЯ способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физических упражнений.

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАВМОБЕЗОПАСНОСТИ УРОКА

ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ И РЕЗУЛЬТАТАМИ УЧЕБ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

57. Хронометрирование и анализ урока по физической культуре в общеобразовательной школе.

Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако иногда оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования - определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. С этой целью во время занятий фиксируются следующие виды деятельности:

I- выполнение физических упражнений; слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений; отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения упражнения; действия по организации занятий, упражнений; простои.

Такое распределение видов деятельности имеет весьма условный характер. Например, перестроение перед выполнением очередного упражнения, переход от одного гимнастического снаряда к другому могут не только носить организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи, Можно также допустить, что весь урок занимающиеся будут ходить и бегать (моторная плотность 100%), но в то же время не решить основных задач урока.

Хронометрирование занятия осуществляется с помощью наблюдения за деятельностью одного из занимающихся. Для большей объективности под наблюдение следует брать наиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена.

Результаты хронометрирования записываются в специальных протоколах. Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе заполняются только первые три колонки: части урока; содержание занятия; время окончания деятельности. Следующие пять колонок (выполнение физических упражнений; слушание и наблюдение; отдых и ожидание; действия по организации занятия и простои) заполняются после соответствующего расчета времени.

Вначале рассчитывается время по видам деятельности. Вычисление осуществляется путем определения разности показаний секундомера, зафиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и показаний секундомера с завершением последующей деятельности занимающегося. Для получения общей продолжительности занятия и отдельных его частей показатели столбика 3 суммируются. Таким же образом можно рассчитать общую продолжительность каждого вида деятельности.

После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдельных частей. Для расчета моторной плотности занятия необходимо:

- просуммировать все числа графы 4 (выполнение физических упражнений);

- поставить полученные значения в формулу:

где МП - моторная плотность;

Т фу- время выполнения физических упражнений;

Т общ- общая продолжительность занятия или его части; время

проведения всего урока принимается за 100%;

- определить показатель моторной плотности. Например, время, затраченное на выполнение физических упражнений на уроке физической культуры продолжительностью 45 мин, равняется 25 мин.

Поставив известные значения в формулу, определим моторную плотность данного урока:

Аналогичным образом рассчитывается моторная плотность по каждой отдельной части урока. Для определения общей плотности урока суммируются показатели граф 4, 5 и 7 (время на отдых, ожидание и простои - графы 6 и 8 - не учитываются), после чего эти значения проставляются в следующую формулу:

+

где ОП - общая плотность;

Т, ад- время активной деятельности;

Т, об - общая продолжительность занятия.

Время всего занятия также принимается за 100%. Например, время, затраченное на выполнение физических упражнений, равно 25 мин, слушание и наблюдение - 8 мин, действия по организации - 7 мин. Тогда Т ад =; 2 5+8+ 7 ^ Подставив это значение в формулу, получим:

 

58. Структура и содержание урока физической культуры.

Каждый урок физкультуры состоит из 3-х частей: подготовительной, основной, заключительной.

1 фаза- врабатывания 2 – устойчивой работоспособности 3- истощения.

Подготовительная – цель подготовить занимающихся к основной части урока. Исходя из этого решаются следующие методические задачи.

А) обеспечение первичной организации занимающихся и их психологического настроения на занятия.

Б) активизация и повышение эмоционального состояния занимающихся.

В) обеспечение функциональной готовности к двигательной деятельности.

Г) обеспечение специальной готовности к первоначальному виду упражнений к основной части.

В подготовительной части включают игровые задания 2-3 мин для активизации внимания и повышение эмоционального состояния. Строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега.

Комплекс ОРУ.

Порядок выполнения ОРУ ходьба, бег, упр-я для рук и плеч, упр-я для туловища, ног прыжки дыхательные упр-я 10-20% от общего времени занятий.

Основная:

Цель- решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Разучившиеся сначала новые Д. Д. и совершенствование ранее изученных упр-й происходит в конце.

Упр-я требующие скоростно-силовых, скоростных качеств, координационных движений выполняется вначале основной части и связанные с выносливостью и силой.

Для поднятия эмоционального тонуса и закрепл-я проид-го на уроке материала следует завершить основную часть п/и и игровые занятия с включением движений разученных на уроке, продолжительность 20-30 мин.

Заключительная:

Цель: постепенное привитие организма в относительно спокойное состояние, в связи с этим решается ряд методических задач.

А) снижение физического возбуждения и лишнего напряжения отдельных групп мышц: медленный бег, ходьба, упражнения с глубоким характером.

Б) регулирование эмоционального состояния игровые задания на внимание.

+В) подведение итогов урока с оценкой результатов деятельности уч-ся.

Г) сообщение Д/З

Продолжительность заключительной части 5 мин

 

 

59. Технология разработки документов планирования учебной работы по физическому воспитания в общеобразовательной школе.

К основным документам планирования относятся:

- план-график прохождения учебного материала по физической культуре на год;

- план-график прохождения учебного материала на четверть (I, II, III, IV);

- конспекты или планы-конспекты уроков по физической культуре;

По форме они могут быть составлены: текстовым способом (конспект урока) и графическим (годовой, четвертной планы-графики).

Виды планирования: перспективное (годовое), текущее (четвертное); оперативное (конспект).

Действующие в настоящее время программы по физической культуре для общеобразовательных учреждений характеризуются в основном комплексным и базово-вариативным подходом к построению учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе.

Комплексный - это традиционный подход к физкультурному образованию учащихся, куда входят следующие разделы: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, уроки физической культуры, внеклассные формы занятий физической культурой и спортом, а также общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Базово-вариативный подход раскрывает содержание урочных форм занятий через базовые виды двигательной деятельности и возможность свободного выбора направленности занятий с учетом национальных и региональных особенностей и углубленного изучения одного или нескольких видов спорта по выбору учителя и определяемых самой школой.

 

60. Формы, задачи и организация физического воспитания людей пожилого и старческого возраста.

К пожилому возрасту относят период с 55-75 лет(ж), 60-75 лет(м). Старший, старческий (75-90 лет). Старше 90 лет – долгожители.

Задачи: 1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить инволюционные изменения, обеспечить расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности; 2) не допускать регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их, сформировать необходимое; 3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания, последовательно выполнить эти знания в практические умения.

Формы физического воспитания людей пожилого и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуществляется при различных формах организации занятий: коллективные, туристические походы, самостоятельные занятия. Занятия в группах здоровья и секциях ОФП проводятся 2-3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов (45 минут).

В содержании самостоятельных занятий физ. упр. входят в УГГ, аэробные упр. циклического характера, умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания.

Для большинства занятий дают больший эффект. Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой.

Подготовительная и заключительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы врабатывания и восстановления.

Общая динамика в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Продолжительность занятия 35-40 до 90-120 минут.

В занятии рекомендуют включать от 30 до 50 ОРУ, чередуемых с ходьбой и бегом. В первые месяцы упр-е повторяется 4-6 раз, доводятся до 8-10 раз.

Методические правила:

+

1. Применяемые физ. упр-я строго дозированными по количеству повторений, темпу выполнения, амплитуде;

2. Упр-я с силовыми напряжениями следует чередовать с упр-ми на расслабление;

3. После каждой группы из 3-4 упр-ий ОРУ характера необходимо выполнять дыхательные упр-я;

4. Во избежание перегрузки необходимо чередовать упр-я для верхних конечностей с упр-ми для нижних конечностей или для туловища, упр-я м-ц сгибателей и м-ц разгибателей;

5. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100-120 уд/мин;

6. Во время физических упр-ий сердце должно работать не с максимальной нагрузкой, обеспечивать безопасный уровень для выполнения непрерывных упр-ий

ЧСС = 190-возраст(лет)

 

61. Система крови: состав и функции плазмы крови. Строение и функции форменных элементов крови. Система крови при мышечной деятельности.

Плазма крови – это жидкость, которая содержит 90-93% воды, 7-8% белков (альбумин, глобулин), 0, 9% солей, 0, 1% ферменты, гормоны, витамины.

Белки плазмы участвуют в процессах поддержания РН, участвуют в защитных реакциях, обеспечивают вязкость крови, регулируют водный обмен м\у кровью и тканью.

Эритроциты- красные кровяные тельца, не способные к делению. Состоят из гемоглобина. (перенос кислорода, СО2) Продолжительность 80-120 дней. Форма двояковогнутых дисков. Участвуют в водно- солевом обмене.

Лейкоциты - белые кровяные тельца. Участвуют в защитных реакциях орг-ма, они способны поглощать чужеродные частицы, продукты распада клеток. После контакта с антигеном лейкоциты вырабатывают иммуноглобулины. В одном мл. от 3, 5-9 тысяч. Лейкоцитоз- увеличение лейкоцитов. Лейкопения-снижение.

К зернистым относятся гранулоциты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы), к незерн. агранулоциты (лимфоциты, моноциты).

Тромбоциты - вид овальной, округлой формы. Они прилегают к чужеродным поверхностям, склеивают их др. с др. Принимают участие в свертываемости крови. Продолжительность 5-8 дней.

+Ответной реакцией на физи­ческую нагрузку является изменение в составе форменных элементов крови. Наблюдаются сдвиги в белой крови- лейкоцитах. Миогенный (мышечный) лейкоцитоз характеризуется преимущественным увеличением лимфоцитов. Одновременно происходит разрушение части лейкоцитов: при напря­женной физической нагрузке резко уменьшается число эозинофилов. Мышечная работа ускоряет миграцию (переход) части лимфоцитов в костный мозг.

 

62. Сосудистая система: строение и функции кровеносных сосудов. Гемодинамика. Регуляция кровообращения в покое и при мышечной деятельности.

В сосудистой системе различают артерии, артериолы, гемокапилляры, венулы, вены и артериоловенулярные анастомозы. По артериям кровь течет от сердца к органам. По венам кровь притекает к сердцу. Взаимосвязь между артериями и венами осуществляется системой сосудов микроциркуляторного русла. Однослойный плоский эпителий, выстилающий изнутри сердце, кровеносные и лимфатические сосуды, имеет собственное название - эндотелий. Стенка сосудов состоит из трех оболочек: внутренней оболочки – интимы, средней оболочки – медии, наружной оболочки – адвентиции. Внутренняя оболочка образована: эндотелием (разновидностью плоского однослойного эпителия); под эндотелиальным слоем, состоящим из рыхлой соединительной ткани; внутренней эластической мембраной. Средняя оболочка включает слои циркулярно расположенных гладкомышечных клеток, а также сеть коллагеновых, ретикулярных и эластических волокон. Наружная оболочка образована: наружной эластической мембраной, которая может быть представлена лишь отдельными волокнами; рыхлой волокнистой соединительной тканью, содержащей нервы и сосуды, питающие собственную стенку сосудов - нервы сосудов и сосуды.

Кровообращение — циркуляция крови по организму. Кровь приводится в движение сокращениями сердца и циркулирует по сосудам. Кровь снабжает ткани организма кислородом, питательными веществами, гормонами и доставляет продукты обмена веществ к органам их выделения. Обогащение крови кислородом происходит в легких, а насыщение питательными веществами — органах пищеварения. В печени и почках происходит нейтрализация и вывод продуктов метаболизма. Кровообращение регулируется гормонами и нервной системой. Различают малый (через легкие) и большой (через органы и ткани) круги кровообращения. При сокращении мышцы кровоток вначале снижается, затем возрастает даже по сравнению с исходным состоянием. В фазе расслабления он ещё больше увеличивается; это так называемая реактивная гиперемия, обусловленная сосудорасширяющим действием продуктов метаболизма.

Ритмические мышечные сокращения сопровождаются колебаниями кровотока - уменьшением его во время сокращения и повышением - в фазе расслабления. При этом средняя скорость кровотока всегда больше, чем в покое. Т. о., при динамической мышечной работе, когда сокращения и расслабления постоянно чередуются, мышцы утомляются меньше, чем при статической нагрузке.

 

63. Сердце: строение сердца. Показатели работы сердца. Адаптация сердца к большим мышечным нагрузкам.

Сердце - мышечный мешок, представленный поперечно-пол мышечной тк, но работающий не произвольно. Сердце имеет конусовидную форму, верхушка направлена влево, вниз, вперед, на уровне 5 подреберья. Основанием напр вверх, назад, вправо, на уровне 3 ребра. Вес сердца 300-400 г. Сердце чел 4х камерное, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков. Снаружи имеется венечная борозда, проходящая по границе м/у предсердиями и желудочками. Спереди проходит передняя продольная борозда, сзади, задняя прод борозда, соединяясь на верхушке образуют сердечную вырезку. Правая и левая половины сердца имеют сплошную перегородку, м/у предсердиями и желудочками в перегородке находятся предсердно-желудочковые устья. В правой половине сердца циркулирует венозная кровь, в лев- артер. Прав и лев предсердия, прав и лев желудочки. Внутр пов-ть предсердий гладкая и только на уровне правого и лев ушка проходят грубенчатые м-цы, ушки явл дополнительными резервуарами предсердий. На внутр пов-ти жел имеются сосочковые м-цы, в прав жел их 3, в лев-2, от них идут сухожильные нити, которые подходят к краям створок, клапанов. предсердно-желудочковые устья в правой половине закрывает 3х створчатый клапан, в лев 2х. в устье м/у желудочками в лев половине аортальный клапан, а в правой легочный клапан- это трехкамерные, полулунные клапаны. Сердце состоит из 3 оболочек: - внутр эндокарда; - ср миокарда; - наруж эпикарда. Внутр пов-ть эндокарда построена из эндотелия под которым лежит базальная мембрана и мышечные кл и в местах прикрепления клапанов имеются фиброзные кольца, которые явл скелетом м-ц, идущими отдельно от устьев предсердно-желудочковых к предсердиям и от легочных и нейтральных устьев к желудочкам. Миокард- построен из поперечно-пол мыш тк. Предсердия миокарда расположены в 2 слоя: наружный поперечный, общий для прав и лев предсердий. Внутрений продольный, отдельный для каждого предсердия. Миокард желудочков представлен 3 слоями: - наруж и внутр; - продольными; - средним-циркулярным (поперечным).

Среди болезней века на первом месте стоят расстройства и заболевания сердечно-сосудистой системы. Многие из них являются результатом недостаточной двигательной активности. Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы средствами физической культуры — реальный путь к оздоровлению подрастающего поколения. Мера оздоровительного влияния физических упражнений обусловлена скоростью развертывания адаптационных перестроек в сердце и сосудах, полнотой реализации наследственной программы срочной и долговременной адаптации.

Сердце, адаптированное к физической нагрузке, обладает высокой сократительной способностью. Но (и это, пожалуй, самое важное для оценки оздоровительного эффекта физических упражнений) оно сохраняет высокую способность к расслаблению в диастоле при высокой частоте сокращений, что обусловлено улучшением процессов регуляции обмена в миокарде и соответствующим увеличением его массы (гипертрофией сердца).

Гипертрофия— нормальный морфологический феномен усиленной сократительной деятельности (гиперфункции) сердца. Если плотность капиллярного русла на единицу массы сердца при этом повышается или сохраняется на уровне, свойственном нормальному миокарду, гипертрофия происходит в обычных физиологических рамках. Сердечная мышца не испытывает недостатка в кислороде при напряженной работе. Более того, функциональная нагрузка на единицу сердечной массы падает. Следовательно, и тяжелая физическая нагрузка будет переноситься сердцем с меньшим функциональным напряжением. Оздоровительный эффект физической нагрузки становится очевидным фактом.

Увеличение ЧСС и сократительной способности сердца— естественные адаптивные реакции на нагрузку. Не случайно ЧСС сохраняет свою значимость как показатель адаптации сердца при использовании любых, самых современных функциональных проб с физической нагрузкой. Да и субъективные ощущения нас редко обманывают: физическая нагрузка дает знать о себе, прежде всего, увеличением ЧСС.

Мышечная работа требует повышенного притока кислорода и субстратов к мышцам. Это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы. Поэтому при работе объем кровотока через мышцы составляет 85 % от его общего объема; в покое — не более 20 % увеличение минутного объема кровотока при работе—один из наиболее надежных механизмов срочной адаптации к динамической нагрузке.

Но реализуется он по-разному: или за счет увеличения ЧСС или за счет увеличения и ЧСС, и ударного объема крови.

В нетренированном сердце взрослого человека резервы повышения ударного объема крови исчерпываются уже при ЧСС 120—130 уд/мин. Дальнейший рост минутного объема происходит только за счет ЧСС. По мере роста тренированности расширяется диапазон ЧСС, в пределах которого ударный объем крови продолжает увеличиваться. У высокотренированных спортсменов и детей он продолжает нарастать и при ЧСС 150—160 уд/мин.

В самой сердечной мышце срочные адаптивные изменения проявляются в мобилизации энергетических ресурсов. Первичными субстратами окисления в сердечной мышце служат жирные кислоты, глюкоза, в меньшей степени — аминокислоты. Энергия их окисления аккумулируется митохондриями в виде АТФ, а затем транспортируется к сократительным элементам сердца.

При повышении ударного объема крови сокращения сердца учащаются.

Происходит это вследствие более эффективного использования энергии АТФ. В растянутой сердечной мышце увеличивается площадь контакта сократительных белков—актина и миозина, т. е. улучшаются возможности перевода химической энергии АТФ в механическую работу.

Этому способствуют и гормоны надпочечников—адреналин и норадреналин, секреция которых при физической нагрузке увеличивается. Они стимулируют сердечную деятельность, активируя внутриклеточный обмен и ускоряя перекачку

Са++ к сократительным элементам сердечной мышцы. Са++ связывает тормозной фактор актина — тропонин, способствуя тем самым взаимному сближению актина и миозина.

Повышение сократительной способности сердца сочетается с совершенствованием восстановительных процессов во время диастолы.

+Достигаемая при этом экономичность работы сердца хорошо прослеживается при фазовом анализе сократительной функции его желудочков, особенно левого.

 

64. Эндокринная система: органы с эндокринной функцией. Природа гормонов и механизм их действия. Гормоны и физическая работоспособность.

Эндокринная система - это совокупность желёз внутренней секреции, эндокринных клеток, органов и тканей синтезирующих и выделяющих биологически активные вещества.

Органы с эндокринной функцией - органы внутренней секреции. К ним относят:

1. щитовидная железа – самая крупная, располагается на шее, на щитовидном хряще. Вес около 30 граммов. Гормоны – Т-3 (тироксин), Т-4 (3иодтиронин). Являются йодсодержащими гормонами, обеспечивают регуляцию обмена веществ, усиливают окисление жиров и углеводов, стимулируют белковый синтез, деятельность сердца и терморегуляцию. С-клетки щитовидной железы синтезируют тиреокальцитонин.

2. надпочечники – это парный орган, располагается на верхних полюсах почек. Состоят из двух слоёв: коркового слоя, мозгового слоя.

Корковое вещество состоит из трёх зон: 1. клубочковая зона синтезирует и выделяет минералкортикоиды: альдестерон обеспечивает регуляцию водного баланса в организме, препятствует потере воды в организме, усиливает реабсорбцию воды в организме.

2. пучковая зона синтезирует глюкокортикоиды: кортизон, кортикостерон, гидрокортизон обладают противовоспалительным эффектом, катаболическим эффектом, гормоны адаптации, регулирует глюконеогенез.

3. сетчатая зона вырабатывает аналоги половых гормонов: эстрогены и андрогены.

Мозговой слой вырабатывает катехоламины: адреналин норадреналин обеспечивают включение организма в напряжённую работу при действии на него стресс факторов, увеличивает температуру тела, стимулируют глюконеогенез, гормоны адаптации.

3. гипофиз представлен двумя частями: аденогипофиз синтезирует и выделяет: СТГ, ТТГ, АКТГ, гонадотропные (ФЛС, ЛГ), МСГ, липотропин, пролактин; нейрогипофиз синтезирует вазопрессин, окситоцин.

4. эпифиз вырабатывает мелатонин, который регулирует функциональное состояние организма (сон, бодрствование) в зависимости от смены дня и ночи, регулирует уровень половой активности.

5. тимус или вилочковая железа выделяет тимозин и тимопоэтин, которые регулируют созревание и дифференцировку Т-лимфоцитов.

6. паращитовидная железа располагается на задней поверхности щитовидной железы, синтезирует и выделяет в кровь паратиреотропный гормон (ПТГ), регулирует уровень кальция в крови (увеличивает концентрацию кальция в крови).

Также существуют железы смешанной секреции: поджелудочная железа выделяет глюкагон, инсулин, соматостатин, гастрин, панкреатический полипептид; половые железы выделяют андрогены: тестостерон и эстрогены; эстрол, эстриол, эстродиол.

+ Механизм действия гормонов: действие гормонов на клетку мишень основано на стимуляции/угнетении каталитических функций ферментных систем: 1. активация или ингибирование уже имеющихся ферментов; 2. увеличение концентрации некоторых ферментов за счёт усиления скорости их образования, путём активации генов; 3. за счёт изменения проницаемости клеточной мембраны. Гормоны оказывают своё действие на клетку-мишень путём взаимодействия с рецептором на мембране клетки.

Например, инсулин обеспечивает перевод глюкозы в клетки – это происходит за счёт увеличения проницаемости мембраны клетки для глюкозы. Инсулин взаимодействует с рецептором – активируются ферментные системы - это вызывает образование цАМФ (посредник), что приводит к активации протеинкиназы в итоге увеличивается проницаемость мембраны клеток для глюкозы. После взаимодействия гормона с клеткой он разрушается.

Природа гормонов: 1. производные аминокислот: тироксина, адреналин, норадреналин.

2. производные белков: СТГ, АКТГ, ТТГ, гастрин, инсулин.

3. производные липидов: тестостерон, эстрогены.

 

65. Среднегорье: физические факторы среднегорья. Адаптация к гипоксии на генетическом и фенотипическом уровне. Тренировка в среднегорье.

Во время пребывания и занятий спортом в горной местности организм человека испытывает воздействие так называемых абиотических, т. е. не связанных с живой материей факторов окружающей среды. Главными из них являются климатические условия, оказывающие физиологический эффект. Они зависят от широты и высоты местности над уровнем моря, степени расчлененности ее рельефа и других физико-географических особенностей.

К характерным факторам горного климата относятся пониженное атмосферное давление и связанное с этим пропорциональное снижение РО2 в воздухе, резкие смены дневных и ночных температур, низкая абсолютная влажность воздуха, интенсивная солнечная радиация, сильные ветры, усиливающие охлаждающий эффект, высокая ионизация воздуха с преобладанием отрицательно или положительно заряженных ионов, и др. а также, возможно, и другие, пока недостаточно изученные физические и химические модификаторы. Все они, являясь потенциально стрессорными, действуют на организм не изолированно, а в комплексе, причем их сочетание варьирует.

Температурный фактор. С увеличением высоты среднегодовая температура воздуха постепенно снижается на 0, 5°C на каждые 100 м, причем в разные сезоны года и в разных географических районах она снижается не одинаково: зимой медленнее, чем летом, составляя соответственно 0, 4°C и 0, 6°C.

Влажность воздуха. Влажность - это количество водяного пара в воздухе. Уже на высоте 2000 м влажность воздуха в два раза меньше, чем на уровне моря, а на больших горных высотах воздух становится практически " сухим". Это обстоятельство имеет троякое значение: влияет на величину РО2, меняет условия солнечной радиации и усиливает потерю жидкости организмом не только путем испарения с поверхности кожи, но и через легкие при гипервентиляции. Отсюда проистекает важность обеспечения адекватного питьевого режима в горах, т. к. обезвоживание организма снижает работоспособность.

Солнечная радиация. На организм оказывают воздействие как видимые (световые), так и невидимые (инфракрасные и наиболее биологически активные ультрафиолетовые) солнечные лучи. Под влиянием солнечных лучей возникает загар, активируются обменные процессы, повышается иммунитет, улучшается питание тканей, общее состояние, аппетит, сон.

Атмосферное давление. По мере увеличения высоты атмосферное давление падает, тогда как концентрация кислорода, равно как и процентное содержание других газов, в пределах атмосферы остаются постоянными. По сравнению с уровнем моря атмосферное давление на высоте 3000 м ниже на 31 % и на высоте 4000 м - на 39 %, причем на одних и тех же высотах оно увеличивается от высоких широт к низким и в теплый период оно обычно выше, чем в холодный.

Парциальное давление кислорода - РО2.

Уменьшение РО2 приводит к - гипоксемии и недонасыщению кислородом гемоглобина. В ткани поступает недостаточное количество О2 и развивается гипоксия. Организм стремится нормализовать кислородное снабжение с помощью трех основных реакций или же приспосабливается к жизни на " голодном кислородном пайке".

Аэробная производительность. С увеличением высоты снижается максимальное потребление кислорода, что до высоты 1500 м не наблюдается снижения МПК. На больших высотах отмечается ухудшение этого показателя на 3, 2 % на каждые 300 м.

Анаэробный порог. Этот показатель имеет важное значение для оценки работоспособности в горных условиях в связи с тем, что гипоксия усиливает процессы гликолиза и, следовательно, создает предпосылки для более раннего включения этого механизма в структуру энергетического обеспечения работы. Результаты исследований показали, что подъем в горы отрицательно сказывается на уровне анаэробного порога (АнП). На высоте 2300 м он снизился на 28 %, а на высоте 3340 м - на 50 %.

Ударный объем сердца при мышечной работе с подъемом на высоту свыше 2500 м уменьшается, что снижает аэробную производительность. В процессе адаптации к гипоксии при компенсации респираторного алкалоза происходит усиленное выведение бикарбонатов с мочой. Это снижает щелочной резерв и уменьшает буферную емкость крови, что, в свою очередь, ведет к снижению способности переносить кислородную недостаточность.

Кислородная емкость крови при подъеме в горы увеличивается, однако с определенного уровня высоты начинает снижаться объем крови за счет уменьшения плазмы.

МПК у высококвалифицированных спортсменов снижается уже на высоте 900 м, а сочетание гипоксического и тренировочного стимулов способствует улучшению окислительных процессов в мышцах и увеличению содержания миоглобина при одинаковых относительно МПК и абсолютных нагрузках, по сравнению с уровнем моря [240].

Координация движений. В горно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...