Вопрос 3 информационное обеспечение финансового менеджмента
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Вопрос 1 БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. В процессе своего развития финансовый менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем — если при его зарождении (1890 г.) он рассматривал в основном финансовые вопросы создания новых фирм и компаний, а впоследствии — управление финансовыми инвестициями и проблемы банкротства, то в настоящее время он включает практически все направления управления финансами предприятия. Ряд проблем финансового менеджмента в последние годы получили свое углубленное развитие в новых, относительно самостоятельных областях знаний — финансовом анализе, финансовой инженерии, инвестиционном менеджменте, риск-менеджменте, антикризисном финансовом управлении предприятием. Систему важнейших теоретических концепций и моделей, составляющих основу современного финансового менеджмента, можно условно разделить на следующие группы: 1. Концепции и модели, определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности предприятия, а соответственно и управления ею. 2. Концепции и модели, обеспечивающие реальную рыночную оценку отдельных финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора. 3. Концепции, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и формированием рыночных цен. К концепциям финансового менеджмента относятся: § концепция стоимости капитала; концепция структуры капитала;
§ теории дивидендных выплат; § концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта; § концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования; § концепция альтернативных затрат; § портфельная теория; § концепция денежного потока; § концепция временной ценности денежных ресурсов; § концепция компромисса между риском и доходностью; § оценка стоимости акций и облигаций на основе их доходности; § модели оценки финансовых активов с учетом систематического риска; § концепция эффективности рынка капитала; § концепция агентских отношений; § концепция асимметричности информации; § арбитражная теория ценообразования. Концепция денежного потока. В основе предпосылка о том, что с любой финансовой операцией м.б. ассоциирован некоторый денежных поток (cash flow), т.е. множество распределенных во времени выплат (оттоков) и поступлений (притоков). В качестве элемента денежного потока м. выступать денежные поступления, доход, расход, прибыль, платеж и др. Концепция временной ценности денежных ресурсов состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта не равноценность определяется действием 3 основных причин: 1) инфляция; 2) риск неполучения ожидаемой суммы; 3) оборачиваемость (потеря дополнительного дохода). Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше обещаемая, требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. Концепция стоимости капитала состоит в том, что практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация и обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково.
Концепция эффективности рынка капитала определяет уровень информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Выделяют 3 формы эффективности рынка: 1) слабая (текущие цены на акции отражают динамику цен предшествующих периодов); 2) умеренная (текущие цены отражают не только динамику предшествующих периодов, но и всю равнодоступную участникам информацию); 3) сильная (текущие цены отражают не только равнодоступную участникам информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен). Концепция асимметричной информации состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Концепция агентских отношений состоит в том, что в условиях присущего рыночной экономике разрыва между функцией владения и функцией текущего управления и контроля за активами и обязательствами предприятия могут появляться определенные противоречия между интересами владельцев предприятия и его управленческого персонала. Для преодоления этих противоречий владельцы предприятия вынуждены нести так называемые агентские издержки. Данные издержки должны учитываться при принятии финансовых решений. Концепция альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей, состоит в том, что принятие любого финансового решения в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход. Этот упущенный доход по возможности необходимо учитывать при принятии решений. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта означает, что предприятие, однажды возникнув, будет существовать вечно. Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования состоит в том, что после своего создания этот субъект представляет собой обособленный имущественно – правовой комплекс, т.е. его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств как его собственников, так и других предприятий. Теория портфеля состоит в том, что, как правило, совокупный уровень риска может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфели. Основной причиной такого снижения риска по данной теории является отсутствие прямой зависимости между снижением доходности по большинству различных активов.
Теория дивидендов говорит о том, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость фирмы. Вопрос 2 Содержание системы и механизма управления финансами предприятия: цели, субъекты, объекты и основные функции финансового менеджмента
ФМ представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. Успешное функционирование ФМ во многом определяется эффективностью его организации, т.е. созданием структуры управления финансовой деятельностью предприятия, которая в свою очередь представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности и несущих ответственность за результаты этих решений. Содержательная часть ФМ выражается в следующем: управление финансами предприятия должно быть подчинено интересам его владельцев, которые в свою очередь выражаются: - в максимизации благосостояния путём увеличения рыночной стоимости компании - рыночной стоимости акций предприятия. В качестве субъекта управления выступают собственник (цели и стратегии), финансовый директор (общее управления финансами); финансовый менеджер (выполняет функции ФМ). объекты управления: 1. Финансовые ресурсы предприятия – совокупность аккумулируемых предприятием собственных и заемных денежных средств и их эквивалентов в форме целевых денежных фондов, предназначенных для обеспечения его хозяйственной деятельности в предстоящем периоде, источники формирования и конкретные направления использования которых имеют четко установленную регламентацию.
2. Источники формирования финансовых ресурсов: собственные, привлеченные и заемные. 3. Финансовые отношения: всегда опосредованные денежными средствами. По своему характеру вся совокупность финансовых отношений предприятия подразделяется на внешние и внутренние § Система внешних финансовых отношений предприятия включает: 1. Финансовые отношения предприятия с органами государственных финансов (государственными и местными бюджетами; государственными внебюджетными целевыми фондами; другими органами государственных финансов). 2. Финансовые отношения предприятия с партнерами по операционной деятельности (поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов; покупателями готовой продукции; предприятиями производственно-коммерческой инфраструктуры). 3. Финансовые отношения предприятия с партнерами по финансово-инвестиционной деятельности (коммерческими банками; финансово-кредитными небанковскими институтами; инвестиционными фондами и компаниями; страховыми компаниями; органами финансово-инвестиционной инфраструктуры). 4. Финансовые отношения предприятия с другими хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами. § Система внутренних финансовых отношений предприятия включает: 1. Финансовые отношения предприятия в рамках объединения (холдинга, союза, ассоциации). Эта группа финансовых отношений предприятия отнесена к внутренним в связи с тем, что они в значительной степени регулируются внутренними нормами, действующими в конкретном объединении (т.е. представляют собой форму внутриотраслевых финансовых связей). Кроме того, в таком объединении предприятие может выступать в роли головного, имея финансовые отношения с другими, дочерними предприятиями. 2. Финансовые отношения в рамках предприятия (с учредителями — акционерами, участниками; с персоналом; между органами управления предприятием и его структурными подразделениями; между различными структурными подразделениями предприятия — его "центрами ответственности"). Финансовый менеджмент выполняет совокупность функций: общих – менеджмента и специальных финансов: Общие: - разработка целей и стратегии; - создание организационной структуры управления; - создание информационной системы; - анализ результатов финансовой деятельности; - финансовое планирование; - разработка системы стимулирования; - финансовый контроль; специальные: - управление активами; - управление капиталом; - управление денежными потоками; - управление инвестициями; - управление финансовыми рисками и антикризисное управление.
Для достижения целей и выполнения функций необходим механизм: Финансовый механизм: представляет собой совокупность основных элементов: 1) Система регулирования финансовой деятельности: гос. нормативно-правовое, рыночный механизм и внутренний в рамках самого предприятия (учетная политика) 2) Система внешней поддержки финансовой деятельности: внешнее финансирование, кредитование, страхование; 3) финансовые методы: бюджетирование, планирование, контроль, экспертная оценка, балансовые; 4) финансовые рычаги (показатели): ставки кредитования, налогообложения, цены, выручка, прибыль, дивиденды; 5) информационное обеспечение необходимо для выработки и оценки реализации управленческих решений; 6) организационное обеспечение (персонал).
Вопрос 3 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА Информация в менеджменте - сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющая определить ряд альтернативных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) можно найти оптимальное управленческое решение, осуществить контроль его выполнения. Поэтому информация должна обладать следующими требованиями: § достоверность; полнота; релевантность; полезность; понятность; своевременность; регулярность. информационная основа системы управления предприятием представляет собой совокупность информационных ресурсов вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации (информационных технологий), а также персонала, осуществляющего эти действия с информацией. цель информационной системы финансового менеджмента предоставить информацию для осуществления анализа, планирования, контроля и оценки эффективности управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности. Наиболее комплексно информационная основа менеджмента представлена как внешней, так и внутренней информацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|