Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 16. Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага.




Операционный рычаг характеризует один из аспектов предпринимательского риска. Предпринимательский (деловой) риск состоит в том, что предприятие может не получить запланированную величину операционной прибыли (до уплаты процентов и налога на прибыль). Очевидно, что такому результату может способствовать множество различных факторов: снижение спроса на продукцию, усиление конкуренции, рост цен на сырье и др. Наряду с ними увеличению операционного риска способствует высокая доля постоянных расходов предприятия в общей структуре затрат. Чем выше эти доля, тем сильнее вероятность того, что даже незначительное снижение объема продаж обернется для предприятия убытками. С другой стороны, в определенных условиях даже небольшое увеличение объема продаж приведет к резкому росту прибыли.

Эффект операционного рычага показывает на сколько процентов увеличится прибыль при 1%-ном росте объемов продаж.

Эффект операционного рычага определяют по формуле:

ЭОР = (Вбн - Зпер): Прп = ВП: Прп,

где Вбн - выручка организации без НДС; Зпер – сумма переменных затрат;

Прп - прибыль от реализации продукции; ВП – вклад на покрытие.

Чем выше значение ЭОР, тем больше риск деятельности предприятия. Вместе с тем с увеличением риска возрастает и шанс получить дополнительную прибыль. Высокое значение ЭОР означает, что прибыль предприятия очень чувствительна к изменению валовой выручки. С одной стороны, даже незначительное снижение объемов производства или цены на продукцию может оказаться для организации роковым. С другой стороны, даже при небольшом увеличении объемов реализации прибыль фирмы существенно возрастет.

Предприятиям с высоким ЭОР надо обезопасить свою деятельность. Для этого следует работать по трем направлениям:

® снижение постоянных затрат;

® отслеживание действий конкурентов;

® увеличение объемов производства.

Причем снижение постоянных затрат не обязательно связано с уменьшением расходов. Их можно перераспределить. Например, предприятие, выплачивающее работникам отдела маркетинга фиксированные оклады, может установить им сдельную оплату труда. Это не только сократит постоянные расходы, но и повысит заинтересованность сотрудников.

Важно отслеживать действия конкурентов. Чем выше значение ЭОР, тем больше внимания нужно уделять изучению рынка, т.к. изменение прибыли предприятия с высоким ЭОР в значительной степени зависит от изменения выручки, а значит, и от цен на продукцию. Если конкуренты снизят свои цены, такое предприятие окажется в сложной ситуации.

Для уменьшения ЭОР нужно увеличивать выручку. Известно, что она может изменяться либо за счет роста цен, либо за счет расширения объемов производства. Однако предприятиям с высоким значением ЭОР нужно относиться к повышению цен с осторожностью, т.к. из-за их увеличения спрос на продукцию может упасть. Поэтому уменьшение продаж даже при повышенных ценах может вызвать сокращение выручки и, как следствие, снижение прибыли.

Т.о. организациям с высоким ЭОР надо увеличивать выручку за счет расширения производства. Даже небольшое увеличение объемных показателей резко повысит их прибыль. Те организации, у которых величина ЭОР снижается, могут действовать на рынке более уверенно. В частности, они могут уменьшить цены на свою продукцию для того, чтобы привлечь покупателей или устранить конкурентов. Этим предприятиям не так страшно и временное снижение спроса. В то же время рассчитывать, что при росте объемов их прибыль серьезно увеличится, таким предприятиям не следует.

Определять уровень безубыточности. Этот показатель позволит определить, когда организация начнет получать прибыль. Уровень или точка безубыточности определяется по формуле:

ТБ = Зпост: (1 - УЗпер),

где ТБ - уровень, при котором организация не будет получать ни прибыли, ни убытков;
Зпост - постоянные затраты организации;

УЗпер – удельные переменные затраты.

Удельные переменные затраты определяются по формуле:

УЗпер = Зпер: (В - НДС),

где Зпер - сумма переменных затрат; В - выручка от реализации с учетом НДС;

НДС - сумма НДС, начисленного на стоимость реализованной продукции (услуг).

При расчете ЭОР используется показатель – вклад на покрытие, который представляет собой ту часть выручки предприятия, которая остается после покрытия переменных затрат и идет на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли.

На практике чаще всего рассчитывают коэффициент вклада на покрытие по формуле:

КВП = ВП: Вбн,

КПВ – коэффициент вклада на покрытие;

ВП – сумма вклада на покрытие;

Вбн – сумма выручки без НДС.

Чаще всего КВП используется для оптимизации ассортимента предприятия с финансовой точки зрения. Средневзвешенный коэффициент вклада на покрытие может быть использован для прогноза изменения прибыли при изменении объема продаж, если структура выпускаемой продукции останется неизменной во времени и если нет отклонений от плановых показателей.

Определять запас финансовой прочности, который представляет собой сумму превышения плановой или фактической выручки над точкой безубыточности. Оценка дополнительного, т.е. сверх уровня безубыточности объема продаж проводится по формуле:

ЗФП = ((Вбн – ТБ): Вбн) ´ 100%

Вопрос 17. Место финансовой политики в управлении финансами организации: понятие финансовой политики предприятия, содержание, цели, задачи формирования.

Финансовая политика является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием и может быть определена как система рационального и эффективного управления использованием финансов организации. Таким образом, в рамках финансовой политики осуществляется управление движением финансовых ресурсов организации, направленное на их увеличение, рост инвестиций и наращивание объема капитала.

Основными функциями финансовой политики в процессе управления финансами организации являются воспроизводственная, производственная и контрольная.

Воспроизводственная функция обеспечивает эффективность воспроизводства капитала, авансированного для текущей деятельности и инвестированного для капитальных и финансовых вложений в долгосрочные и краткосрочные активы предприятия. Простое и расширенное воспроизводство капитала, в свою очередь, обеспечивает самоокупаемость и самофинансирование хозяйственной деятельности предприятия.

Оценку эффективности реализации воспроизводственной функции проводят на основе следующих показателей:

- рост собственного капитала;

- превышение темпов роста собственного капитала над темпами роста валюты баланса;

- степень капитализации прибыли, т.е. доли прибыли, направленной на создание фондов накопления, и доли нераспределенной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- повышение доходности (рентабельности) капитала;

- ускорение оборота капитала, сопровождаемое ростом его доходности.

Производственная функция заключается в регулировании текущей хозяйственной деятельности предприятия по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию необходимых денежных фондов и источников финансирования текущей деятельности.

Оценку эффективности реализации производственной функции проводят на основе следующих показателей:

- структура капитала;

- структура распределения бухгалтерской прибыли;

- уровень и динамика себестоимости продукции и затрат на единицу продукции;

- уровень и динамика фонда оплаты труда.

Контрольная функция осуществляется в рамках внутрихозяйственного контроля за использованием финансовых ресурсов. Каждая хозяйственная операция должна отвечать интересам предприятия исходя из его конечных целей. Поэтому контроль за финансовой целесообразностью операций должен осуществляться непрерывно, начиная от составления баланса доходов и расходов и заканчивая поступлением средств в виде выручки за реализованную продукцию.

Цель финансовой политики – построение эффективной системы управления финансами предприятия, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Финансовая политика предусматривает:

- получение прибыли и её максимизация в целях экономического роста;

- оптимизацию структуры и стоимости капитала, обеспечение его финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности предприятия;

- достижение финансовой открытости организации для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов (прозрачность финансово-экономического состояния);

- использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования;

- разработку механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям;

- обеспечение сбалансированности материальных и денежных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения уставной деятельности и погашения всех долговых обязательств предприятия.

Для достижения сбалансированности между движением материально-вещественных и денежных потоков предприятие должно осуществлять следующие меры:

1.Определить наиболее рациональные способы формирования уставного капитала и привлечения дополнительных средств в свой хозяйственный оборот;

2.Сформировать организационную структуру финансового управления, позволяющую оптимизировать денежные потоки;

3.Разработать учетную политику для оптимизации налоговых платежей;

4.Определить условия хозяйственных договоров, связанные со способами и сроками расчетов с контрагентами, уплатой штрафных санкций;

5.Внедрить систему бюджетного управления на основе создания центров ответственности затрат, доходов, прибыли и инвестиций;

6.Организовать учет и контроль движения денежных потоков между центральной компанией и ее филиалами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...