Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация пространства тренинга (этапы проведения тренинга)




В тренинговой деятельности существует ряд вопросов, которые нужно учитывать заранее до начала работы группы. Общие требования к месту, в котором предполагается проводить тренинг, достаточно очевидны. Световой и температурный режим, допустимый уровень шума, вентиляция и другие параметры среды в принципе не отличаются от тех, которые считаются необходимыми для учебных занятий. Значение имеет, и объем помещения. Площадь помещения должна вмещать в три раза больше людей, чем число планируемых участников тренинговой группы. Одна из излюбленных композиций групповой посадки – это круг или в виде подковы. Можно по- разному импровизировать с различными групповыми посадками, важно, чтобы распределение позиций у участников было равноправным. Если группу ведет один человек, то доминирует принцип максимального визуального охвата аудитории, то есть в любой момент времени тренер должен отслеживать если не все, то крайней мере основное из происходящего в группе. Применение данного принципа не вызывает никаких затруднений в случае кругового или подковообразного расположения участников. Ведущих может быть до нескольких человек.

Самым значительным в организации тренинга представляется построение целостной программы. В тренинговой программе присутствуют общие дидактические принципы – последовательность в подаче содержания, переход от простого к сложному, от абстрактного к конкретному и т.д. кажное отдельно взятое занятие должно быть законченным, а целостная программа представляется выстроенной из отдельных модулей, каждый из которых имеет самодостаточную ценность. Каждый номер программы, будь то упражнение на отработку навыка или ролевая игра, имеет такие обязательные характеристики или компоненты, как целевая отнесенность, тема и сюжет, схема позиционирования участников, правила поведения, структура исходов, критерии оценки и ключи анализа. Есть и определенная последовательность в подготовке и выполнении номера. Можно выделять такие этапы в работе, как:

- вводная часть;

- подготовка пространства и технического обеспечения;

- распределение обязанностей и проведение номера;

- пауза для настройки (деролинг);

- разбор или анализ (шеринг);

- собственно анализ и подведение итогов (дебрифинг)

- квалификация (ключи анализа);

- интерпретация.

Вводная часть. Вводная часть и обсуждение должны занимать примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе. На первом занятии вводная часть может занимать больше времени, поскольку ведущему необходимо познакомить членов группы друг с другом, объяснить правила и рассказать, в чем же, собственно, будет заключаться работа. Для групповой работы большое значение имеет удачное начало. Все последующие занятия нужно начинать с краткого анализа предыдущей. Сразу после фразы, завершающей процедуру знакомства, тренер предлагает ввести нормы или правила. Можно начать с практических вещей, а затем перейти к более «психологическим» нормам: психологического равенства, активности и психологической близости. Обращение на «Ты» является не единственным и не самым важным индикатором психологического равенства. Норма активности подразумевает, что каждый из членов группы участвует во всех предлагаемых упражнениях. Можно тренеру сказать участникам следующее: «В тренинге важно не только услышать или увидеть, но и попробовать самому. Поэтому в каждом упражнении должны участвовать все. Иногда, всякое правило имеет исключение. Если кто-то почувствует, что ему удобнее быть наблюдателем, а не участником, он может сказать об этом. В таком случае он получает задание наблюдать и потом дать нам обратную связь, ответить на наши вопросы. Согласны ли вы с этой нормой?».

Подготовка пространства и технического обеспечения. Обычно продолжительность групповой работы бывает относительно небольшой от 8 до 12 занятий. Нужно заранее позаботиться о помещении (сделать табличку «не беспокоить»). Каждый участник должен хорошо видеть ведущего и остальных членов группы. Участникам не рекомендуется покидать помещение во время занятия, если это не связано с выполнением условий упражнения или игры. Также, не рекомендуется появление новых участников во время середины занятия.

Распределение обязанностей и проведение номера. Пауза между вводной частью, когда все участники уже ознакомились со своими заданиями, и началом их выполнения может иметь длительность несколько минут, в зависимости от характера задания. Тренеру уместно спросить о готовности участников. Можно сделать иллюстративный показ с ассистентом или желающим участником, при этом делая пояснения. Необходимо провести позиционирование участников – установление очередности участия в упражнениях, распределение ролей, комплектование подгрупп. Особое внимание требует комплектование групп наблюдателей, если таковы предусмотрены в сценарии. Наблюдатель – это ценная роль в тренинге, так как она связана с наличием специальной позиции невключенного, но заинтересованного лица. Наблюдения, полученные наблюдателями по ходу развития событий в группе, являются незаменимым материалом, позволяющим восстановить целостную картину ситуаций и прояснить природу процессов и механизмов, порождающих те или иные события. В распределении ролей, в тренинге необходимо соблюдать принцип ротации – в позиции невключенных наблюдателей должны побывать все члены группы.

Пауза для настройки (деролинг). Функции паузы можно обозначить как время для того, чтобы «выпустить пар» и «отдышаться». Деролинг – это совокупность процедур, способствующих выхождению из роли. Деролинг можно проводить до анализа, после анализа или провести его после той части разбора игр и упражнений, где есть смысл проводить квалификацию (категоризация прошедших событий, здесь не путать с интерпретацией и др.).

Разбор или анализ (шеринг) Это процедура обмена эмоциями и чувствами, которая формулируется в вопросах: «Что Вы чувствовали и ощущали, когда делали это, … переживали то …? и т.д.». Предполагается, что проведение обмена чувствами каким-то образом содействует достижению умиротворенного состояния. Шеринг активно используется в психодраме и тренинге сензитивности и несет вспомогательную функцию для успешного прохождения фазы переживания полученного опыта.

Собственно анализ и подведение итогов (дебрифинг). Восстановление, расширение и обогащение картины событий производится с применением различных средств, например: просмотр видео съемок занятий. Дебрифинг – это структурированное обсуждение того, что происходило в ходе упражнений и ролевых игр, и обмен мнениями по поводу их результатов и исходов. Дебрифинг может проводиться в весьма жесткой манере, напоминающей перекрестный допрос соучастников и свидетелей случившегося, а может происходить в относительно свободной форме. Это достаточно четко структурированная процедура, где важную роль играют содержание, адресация и последовательность вопросов, которые ставятся перед теми или иными членами группы. Более значимым является вскрытие подоплеки событийного ряда, то есть механизмов и процессов, порождающих уже запечатленное в памяти участников. Каждый участник проговаривает свой собственный сценарий позиционирования пройденных событий, как бы «проживая» его заново.

Квалификация. Ключи анализа. Квалификация – это получение ответов на вопросы в контексте: «Что было на тренинге? Что получилось в итоге?». Под квалификацией подразумевается категоризация течения событий и хода действий участников с помощью ключей анализа. В качестве ключей анализа участники используют категориальные системы, которые представлены в психологии (теории и концепции ученых) и которые входят в методологическую основу данного тренинга, предлагаемого тренером. Например:

§ трансактный анализ по Э. Берну (в тренинге межличностной коммуникации и др.)

§ личностно-центрированная терапия К. Роджерса (в тренинге личностного роста, тренинг жизненных умений и др.);

§ психодрама Дж. Морено, психосинтез Р. Ассаджоли (в ролевой игре, тренинг креативности и др.);

§ психоаналитический подход (тренинг сензитивности, личностного роста и др.);

§ гештальт терапия по Ф. Перлзу (тренинг личностного роста) и т.д.

Важно только удерживать группу от неконтролируемого от квалификации к интерпретации событий, то есть выявлению причин произошедшего.

Интерпретация. Интерпретация произошедшего – самая трудоемкая составляющая анализа. Основной формой работы является групповая дискуссия. Проводя интерпретацию, не стоит, во что бы то ни стало стремиться к консенсусу. Быстрое формирование единодушия во мнениях скорее является нежелательным. Целесообразно завершить работу тем, чтобы наметить или обозначить направления и пути использования приобретенного опыта за рамками тренинговой группы.

 

Обратная связь

При воздействии на какой-либо объект необходимо учитывать, факт того, что воздействие является двухсторонним, поскольку образуется система взаимодействия. Обратная связь, с точки зрения кибернетики, это воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер этого функционирования. В психологии «обратная связь» обозначает сообщение, с помощью которого мы передаем партнеру информацию о том, к каким последствиям привело его поведение.

Рассуждая в биологическом смысле наше поведение, остается адаптивным до тех пор, пока оно управляется обратной связью: если мы перегреваемся, то стремимся остыть, а если переохладились, то стремимся согреться. Значит, наше социальное поведение не может быть эффективным, если мы не будем получать данные о том, как нас воспринимают другие люди и к каким последствиям приводят наши поступки. Таким образом, при взаимодействии двух объектов обратная связь существует всегда, но если она усиливает положительный импульс, то называется положительной, в противном случае, она отрицательная.

Активное социально-психологическое обучение возможно только при наличии честной (безусловной) обратной связи – это информация, которая извещает человека о том, к каким последствиям приводит его поведение, с тем, чтобы он принял самостоятельное решение: продолжать действовать также или изменить свое поведение. Честная обратная связь передается ради партнера, демонстрирует открытую заботу о нем. В отличие от манипуляции, где скрываются истинные цели поведения другой стороны. Целью манипуляции всегда является стремление вызвать требуемое поведение в такой манере, чтобы у объекта осталась иллюзия, что это его собственное решение, как правило, такие отношения постепенно приобретают патологическое качество.

Отмечено, что с получением и предоставлением обратной связи сопряжены значительные трудности и тревожные переживания, поскольку негативная обратная связь оживляет воспоминания о детских проблемах, а позитивная обратная связь противоречит требованию «не зазнаваться». Обычно большинство людей получают обратную связь, когда поступают не так как ожидается. Чувства, сопровождающие процесс обратной связи, часто приводят к тому, что ее предоставляют плохо, так что, связанные с ней страхи только усиливаются. Существует несколько простых правил предоставления и получения обратной связи, которые превращают ее в полезное взаимодействие, позволяющее достичь позитивных перемен.

Хорошая (честная) обратная связь является ясной, отнесенной, регулярной, сбалансированной, конкретной, которая выстраивается с учетом следующих рекомендаций:

1. Необходимо стараться выражаться ясно, пытаясь дать обратную связь по какому-либо поводу. Туманные высказывания с запинками и длительными паузами только усиливают тревогу и понимаются неправильно.

2. Представляемая нами обратная связь есть наше собственное восприятие, а не истина в последней инстанции. Поэтому, она представляет нас самих не меньше, чем того, кто ее получает, и будет полезна, если мы будем относить обратную связь только к себе (например: «мне кажется, что ты такой…» вместо «ты такой…»).

3. Нужно не забывать, что если обратная связь предоставляется регулярно, то она с большей вероятностью окажется полезной. Если этого не происходит, существует опасность, что недовольство будет накапливаться. Необходимо стараться предоставлять обратную связь как можно скорее после соответствующего события, чтобы человек успел что-нибудь сделать по этому поводу (например, не ждать, пока кто-то соберется уходить, чтобы сообщить ему, как следовало вести себя, чтобы лучше выполнять свою работу).

4. Отмечено, что лучше, когда позитивная и негативная обратная связь сбалансированы, если мы замечаем, что в нашей обратной связи для конкретных участников преобладает негатив или позитив. Не нужно забывать, что не каждая порция критической обратной связи обязательно сопровождается чем-то позитивным, хотя общий баланс все же должен существовать все время.

5. Не желательно предлагать вниманию обобщенную обратную связь, поскольку ее трудно «услышать». Например, высказывания типа: «ты вызываешь только раздражения…» могут ранить и разозлить. Фраза: «меня раздражает, когда ты забываешь записать телефонные сообщения» дает адресату некую информацию, которую он может либо использовать, либо игнорировать.

Необходимо отметить, что, выражая и позитивную обратную связь и позитивную оценку, мы делаем акцент на тех аспектах поведения другого, которые вызывают у нас одобрение. Обещания позитивного отношения к другому параллельно с выдвижением какого-то условия, которое он обязан выполнять для того, чтобы принятие состоялось, называют условным принятием (условно-позитивным отношением). Например, условно-позитивное отношение выражается в следующих словах: «Я буду тебя уважать, хорошо к тебе относиться, если ты для меня сделаешь следующее…». Позитивная обратная связь на тренинге является эффективной, если она проводится с точки зрения безусловного принятия – это принятие без предварительно выдвигаемых условий. Образно говоря, человек, выражает восхищение другим человеком не потому, что он оказался чем-то полезен, сумел угодить, а просто «задаром».

В процессе получения обратной связи не обязательно быть полностью пассивным. Хорошо представленная обратная связь предполагает возможность разделения ответственности за нее. Как будет использоваться полученная информация – это дело ее адресата. Вот правила получения обратной связи:

1. Выслушивайте обратную связь без осуждений. Защитная позиция может способствовать неправильному пониманию обратной связи.

2. Старайтесь не пускаться в объяснения, почему поступили именно так, не объясняйтесь также насчет позитивной обратной связи.

3. Постарайтесь воспринимать обратную связь от других как их взгляд на вас. Часто достаточно просто выслушать человека и сказать «спасибо».

4. Спрашивайте о том, что бы вы хотели услышать, например: «как вам мои сегодняшние ответы…, я признателен, услышать честное мнение обо мне … и др.».

 

Выводы по главе

Тренинг может рассматриваться как исследовательский метод, в рамках которого конструируются и изучаются межличностные отношения или социальные феномены. Сущность тренинга может выражаться в рамках средства оказания помощи конкретным людям.

Тренинговый метод – это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.

Самым значительным в организации тренинга представляется построение целостной программы. В тренинговой программе присутствуют общие дидактические принципы – последовательность в подаче содержания, переход от простого к сложному, от абстрактного к конкретному и т.д. кажное отдельно взятое занятие должно быть законченным, а целостная программа представляется выстроенной из отдельных модулей, каждый из которых имеет самодостаточную ценность.

Каждый номер программы имеет такие обязательные характеристики или компоненты. Этапы работы тренинга, следующие:

- вводная часть;

- подготовка пространства и технического обеспечения;

- распределение обязанностей и проведение номера;

- пауза для настройки (деролинг);

- разбор или анализ (шеринг);

- собственно анализ и подведение итогов (дебрифинг)

- квалификация (ключи анализа);

- интерпретация.

Обратная связь обозначает сообщение, с помощью которого мы передаем партнеру информацию о том, к каким последствиям привело его поведение.

Основные понятия

тренинг

тренинговое пространство

деролинг

шеринг

дебрифинг

обратная связь

квалификация (ключи анализа)

интерпретация

Вопросы для самопроверки

1. Что означает термин «тренинг» в контексте различных научных направлений?

2. Что такое «тренинговое пространство»?

3. Назовите основные условия и принципы, которые необходимо учитывать и соблюдать при организации тренинга?

4. Опишите основные этапы работы в тренинговой группе.

5. Что такое обратная связь и какое значение она имеет в тренинговой работе?

Дополнительная литература:

1. Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. – М.: Рефл-бук, 1994.

2. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. – СПб.: Братство, 1992.

3. Быков А. К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2001.

5. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.

6. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008.

7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1999.

8. Морено Дж. Театр спонтанности. - Красноярск, 1993.

9. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: Издательство «Речь»; ООО «Сидоренко и Ко», 2008. – 336 с.

10. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: ведение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995.

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...