Виды нагружения колец подшипника. Выбор посадок.
При назначении посадок колец подшипника на вал и в отверстие корпуса следует учитывать условия работы механизма: какая деталь вращается (вал или корпус), число оборотов вращающейся детали, характер нагрузки (величину, направление и характер действующих на подшипник нагрузок), режим работы (легкий, средний, тяжелый), а также класс точности, тип и размеры подшипника, условия его установки и эксплуатации, требования к точности вращения и т.п.
С вращающейся деталью кольцо подшипника должно соединяться по посадке с натягом (для исключения обкатки и проскальзывания), а с неподвижной деталью – по посадке с небольшим зазором (для обеспечения регулировки подшипника и компенсации температурных расширений валов или корпусов).
В зависимости от условий работы различают три вида нагружения колец: местное, циркуляционное и колебательное (рис. 2.3).

При местном нагружении (рис. 2.3, а) кольцо воспринимает результирующую радиальную нагрузку (Fr) одним ограниченным участком дорожки качения и передаетее соответствующему участку посадочной поверхности вала или корпуса (кольцо неподвижно).
При циркуляционном нагружении (рис. 2.3, б) кольцо воспринимает действующую на подшипник результирующую радиальную нагрузку (Fr)последовательно всей поверхностью дорожки качения и передает ее последовательно всей посадочной поверхности вала или корпуса (кольцо вращается).
При колебательном нагружении (рис. 2.3, в) неподвижное кольцо воспринимает ограниченным участком дорожки качения равнодействующую (Fr+с) двух радиальных нагрузок: постоянной по направлению (Fr) и вращающейся (Fс), причем Fr >Fc. Равнодействующая Fr+c совершает колебательное движение.
В зависимости от вида нагружения колец шариковых и роликовых подшипников в табл. 2.1 приведены рекомендуемые поля допусков посадочных мест валов и отверстий корпусов.
Таблица 2.1 Поля допусков посадочных мест валов и отверстий корпусов
Вид
нагружения колец
| Класс
точности подшипника
| Поля допусков
|
вала
| отверстия корпуса
|
Местное
| 0, 6
5, 4
| f6, g6, h6, js6,
h5, js5
| G7,H7,H8,H9,Js7
M6, Js6
|
Циркуляционное
| 0, 6
5, 4
| js6, k6, m6, n6, js5, k5, m5, n5
| K7,M7,N7,P7
K6, M6, N6
|
Колебательное
| 0, 6
5, 4
| js6
js5
| Js7
Js6
|
Примеры обозначения посадок подшипников качения на чертежах:
· подшипник класса точности 0 на вал с номинальным диаметром d = 50 мм, с симметричным расположением поля допуска вала js 6:
Æ50L0/ js6 (или Æ50L0 – js6, или Æ50
);
· подшипник класса точности 0 в отверстие корпуса с номинальным диаметром 90 мм, с полем допуска H7:
Æ90H7/ l 0 (или Æ90H7 – l 0, или Æ90
).
Чертежи деталей подшипникового соединения и сборочный чертеж представлены на рис. 2.4.

Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: