Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вклад белорусских психологов в разработку актуальных проблем педагогической психологии.




Ф. И. Иващенко (1920 г.р.) «Развитие уверенности в своих силах у слабо успевающих школьников», «Психология трудовой деятельности старших школьников». С 1991 г. занимается исследованием психологических проблем воспитания.

Л. В. Марищук (1954 г.р.) написала монографию «Способности к изучению иностранного языка и новые подходы к накоплению лексического запаса» и докторскую диссертацию на тему «Способности к освоению иностранных языков и дидактическая технология их развития».

Е.А. Панько (1939 г.р.) Рассматривала проблемы индивидуального стиля деятельности воспитателя (выделены шесть типов воспитателей, различающихся профессиональными интересами: воспитатель, направленный на игру; педагог с художественной направленностью; воспитатель-дидакт; гармонический стиль; формально-прагматический стиль; индифферентный стиль воспитания), отношения дошкольников к личности воспитателя.

Я. Л. Коломинский (1934 г. р.) — специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», где впервые в отечественной психологии был применен социометрический метод Дж. Морено. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, обозначенную как «социально-психологическая наблюдательность», важную для деятельности в системе «человек-человек», разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. Основные научные труды: «Учитель и детский коллектив», «Социальная педагогическая психология», «Психология детей шестилетнего возраста».

Л. Н. Рожина (1935 г. р.) — доктор психологических наук, профессор. Занимается исследованием проблемы художественного познания психики человека. Докторскую диссертацию защитила по теме «Художественное познание человека как фактор развития личности старшеклассника» (1994).

А. Т. Ростунов (1920—1996) —Исследовал проблему профессиональной пригодности и показал, что она имеет сложную структуру. В психологическом компоненте структуры профессиональной пригодности ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональные особенности. От них зависит качество труда и обучения, соответствие или несоответствия работника требованиям профессии. Основные труды: «Формирование профессиональной пригодности» и «Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии».

Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению школе и обучение дошкольников в трудах белорусских психологов (А.Н.Белоус, Я.Л.Коломинский, Н.Я.Кушнир, Н.А.Панько)

Подходы белорусских психологов к проблеме научения, обучения и учения младших школьников (В.Я.Баклагина, Л.В.Марищук, Т.М.Савельева, М.З Яновский).

Проблема научения в младенческом и раннем возрасте в трудах белорусских психологов. (О.В.Белановская, Н.Я.Кушнир, Л.Г.Лысюк, Е.А.Панько).

Проблемы обучения и воспитания студентов в трудах белорусских психологов, изучающих проблемы высшей школы (Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б., Дьяченко Л.А.Кандыбович, Я.Л.Коломинский, С.И.Коптева, А.П.Лобанов, Л.В.Марищук, Л.Н.Рожина).

Особенности нравственного воспитания в различные возрастные периоды (А.М.Прихожан, Л.Н.Рожина, В.Э.Чудновский).

Формирование психологической готовности школьников к труду и профессиональному самоопределению (Ф.И.Иващенко, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, А.М.Кухарчук, А.К.Осницкий, А.Т.Ростунов, Т.В.Сенько, А.Б.Широкова, Э.А.Фарапонова).

Психология педагога в трудах белорусских психологов (Н.А.Березовин, В.В.Буткевич, К.В.Вербова, Я.Л.Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В.Кухарев, Е.А.Панько, Л.Н.Рожина).

Проблемы педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в трудах белорусских психологов (Н.А.Березовин, К.В.Вербова, Я.Л.Коломинский, С.В.Кондратьева, Е.А.Панько, С.С.Харин).


ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РБ.

Деятельность отделения логики, психологии и русского языка явилась первой попыткой подготовки психологических кадров в послевоенной Беларуси.

Известно, что в то время в 9–10 классах средней школы преподавались логика и психология, однако квалифицированных специалистов этих дисциплин специально не готовили, и преподавание их велось учителями истории, биологии, языка и литературы и др. В связи с этим стала очевидной необходимость подготовки учителей логики и психологии.

В 1947 г. на филфаке БГУ открылось отделение логики, психологии и русского языка. на курсы которого были зачислены абитуриенты, а также часть студентов филфака БГУ в порядке перевода.

Однако, существование этой специализации оказалось недолгим. Прекращение деятельности отделения логики, психологии и русского языка было вызвано постепенным вытеснением логики и психологии за рамки школьных программ, и преподаватели оказались невостребованными.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ В 60–90 г.г.ОБЩЕСТВО ПСИХОЛОГОВ

В 1956 г. создано общество психологов СССР. Белоруссия в числе первых советских республик оформила коллективное членство в этом обществе. 30 мая – 1 июня 1960 г. в Минске прошел I Учредительный съезд республиканского отделения общества психологов СССР.

В работе съезда приняли участие видные ученые–психологи Москвы и Ленинграда, представители психологической науки из Беларуси, белорусские–ученые–физиологи, вузовские преподаватели педагогической науки и иностранных языков, учителя школ и школ–интернатов, мед.работники.

От белорусских представителей советской психологической науки программой съезда предусматривались выступления Ересь, Коломинского, Водейко, Николаевой.

Стержневым выступлением на пленарном заседании съезда был доклад профессора Соколова на тему “Состояние психологической науки в СССР и задачи психологов”.

Съезд обнаружил недостатки в работе белорусских психологов: чрезвычайная пестрота, а иногда и легковесность тематики научных исследований. Эти недочеты явились следствием того, что психологи республики работали разобщенно. К недостаткам отнесена также слабая популяризация психологических знаний среди населения, особенно – среди педагогической общественности.

Съезд наметил основной путь преодоления этих недоработок через объединение белорусских психологов в планомерно работающем республиканском отделении общества психологов СССР.

Республиканский Совет Белорусского отделения Общества психологов СССР был избран в составе 15 человек. Председатель Президиума – кандидат педагогических наук, доцент БГУ Е.П.Ересь.

Свыше трех десятилетий общество работало достаточно активно. Председателями общества после доцента Ересь избирались профессоры Ковалгин, Бенедиктов и Коломинский. В те годы общество инициировало издание первого в Беларуси учебника психологии под ред. А.А.Зарудной, сборников научных статей белорусских психологов; пропагандировались психолого–педагогические знания; в ряде средних школ Минска и республики были созданы университеты психологических знаний для родителей, психологи систематически выступали с лекциями перед педагогической общественностью.

Одним словом, общество координировало научную и просветительскую работу белорусских психологов. К сожалению, когда в 1993 г. общество белорусских психологов перестало существовать.

 

Начало 20–х гг. 20 в. считается серебряным веком психологии нашей страны.

4.06.1936г. - постановление ЦКВКП(б) “О педалогических извращениях в системе Наркомпроссов”.

В этих условиях социальный заказ на психологию был сведен к минимуму. Начинаются репрессии по отношению к крупным ученым. Однако в период 30–50–х гг. психологическая наука продолжает развиваться, починяясь внутренней логике развития (Божович, Леонтьев, Макаренко).

В конце 80–х гг. стали возникать отделения и кафедры психологии в Москве, Киеве, Минске и др. городах. 1978 г. – кафедра Коломинского.

С конца 80–х гг. начинается развитие как теоретической, так и практической психологии.

02.11.1988 г. – вышел указ Министра образования “О подготовке практических психологов для учебно–воспитательных учреждений в МГПИ им.Горького.

26.03.1993 г. –указ “О подготовке кадров психологии БГУ и МГПИ”, который вводил высшее базовое психологическое образование.

В 1999 г. в БГПУ прошла конференция “Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребенка”. Присутствовал и выступал посол Италии. Делали доклады психологи из Польши, Украины, России). Наши психологи были в Германии, Англии, США).

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...