Государственный и муниципальный кредит
Государственный кредит по экономическому содержанию – это совокупность экономических (денежных) отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой стороны, при которых государство может выступать заемщиком, кредитором и гарантом. Государственный кредит как экономическая категория совмещает особенности финансов и кредита, обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства (черты финансов), в его основе лежит возвратность, срочность, платность (черты кредита), обеспечением служит все имущество государства Государственный кредит как финансовая категория выполняет функции финансов: - распределительную – через государственный кредит формируются и используются бюджет и внебюджетные фонды, с его помощью более равномерно распределяется во времени налоговое бремя; - контрольную – непосредственно связана с контрольной функцией финансов. Существуют три основные формы государственного кредита: 1) Государственные займы (государство – заемщик). Это форма, при которой государство мобилизует денежные средства на временной основе для покрытия расходов. Бывают двух видов: государственные займы, предоставляемые на основании кредитных соглашений; займы, привлекаемые государственными органами управления путем эмиссии и размещения государственных долговых ценных бумаг; 2) Государственные гарантии (государство – гарант). Это форма, при которой государство выдает гарантию предприятиям и учреждениям с целью привлечения кредитных ресурсов; 3) Государственный кредит (государство – кредитор). Это форма, при которой государство предоставляет денежные средства хозяйствующим субъектам или другим государствам, также использует в сфере межбюджетных отношений;
Государство может вступать в данные отношения как внутри государства, так и на международном уровне. Первая и вторая формы представляют собой государственный долг. Государственный долг по экономическому содержанию – это система финансовых отношений по поводу перераспределения части валового продукта и национального дохода с целью мобилизации государством дополнительных денежных средств. Согласно БК РФ государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам: - по месту размещения долга; - по уровням государственной власти; - по сроку привлечения средств; - по характеру выплачиваемого дохода; - по объему расходов на выплату государственного долга; - по методу определения дохода и др. Одной из самых популярных является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). В соответствии с БК РФ в объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ, и обязательства по которым выражены в валюте РФ; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ; 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ. В объем внешнего долга РФ по Бюджетному кодексу включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ; 3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте. Из вышеизложенного видно, что в основу классификации государственного долга на внешний и внутренний были положены два различных признака: валюта заимствований и сфера заимствований. В объем государственного внутреннего долга субъекта РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; 2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ, выраженным в валюте РФ; 5) объем обязательств субъекта РФ перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); 6) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ. В объем государственного внешнего долга субъекта РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 3) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ в иностранной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в иностранной валюте; 4) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте. Долговые обязательства субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). В объем муниципального долга включаются: 1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; 2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет; 3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; 4) объем обязательств по муниципальным гарантиям; 5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно). Объемы государственного долга РФ представлены в таблице 10. Таблица 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|