История ведения государственного кадастра недвижимости
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Теоретические основы государственного кадастра недвижимости 1.1. Основные сведения о ГКН Согласно статье 1 ФЗ РФ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Согласно статье 4 ФЗ РФ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Статья 7 настоящего федерального закона устанавливает с остав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: 1) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; 2) кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости); 3) кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости; 4) кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок; 6) кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната; 7) адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); 8) сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 9) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 10) сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости;
11) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; 12) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок; 13) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; 14) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок; 15) назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; 16) назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение; 17) вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме; 18) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение; 19) количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения); 20) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание; 21) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (далее - почтовый адрес и (или) адрес электронной почты правообладателя объекта недвижимости); 22) сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости; 23) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение; 24) сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности [13].
История ведения государственного кадастра недвижимости Рассматривая историю государственного кадастра недвижимости, следует сказать, что его появлению предшествовал государственный земельный кадастр. Впервые термин «государственный земельный кадастр» в современном понимании появился в 1968 г. в связи с принятием 13 декабря Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик [1]. Между тем, первоначально земельный кадастр выполнял в основном фискальные функции, а лишь потом к ним стали добавляться правовые функции, связанные с регистрацией и защитой прав собственности на землю и в целом на недвижимость. В советский период земельный кадастр полностью утратил фискальную и частично правовую функции в части учёта земель. Все кадастры (земельный, градостроительный, и др.), созданные в Советской России, поскольку велись исключительно в государственных целях, формировались на основе сугубо ведомственных требований к каждому конкретному ресурсу, и, в первую очередь, в интересах общегосударственного управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве [2]. С либерализацией земельных отношений в конце 1980-х – начале 1990-х гг. начало оформляться понимание государственного земельного кадастра, близкое к современному. Государственный земельный кадастр определялся как система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель (ст.110 Земельного кодекса РСФСР). Ведение государственного земельного кадастра на всех уровнях было возложено на соответствующие комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Однако действующие в этот период акты (Земельный кодекс РСФСР, Указ Президента Российской Федерации от 11.12.93 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость") закрепляли лишь самые общие требования к содержанию и назначению государственного земельного кадастра. Порядок ведения государственного земельного кадастра в условиях перехода к рынку недвижимости, состав сведений и документов, функции органов осуществляющих его ведение, права и обязанности субъектов кадастровых отношений - эти и другие проблемы в указанных документах не решались и не имели своего развития в других нормативных актах действующего земельного законодательства.
Принятие земельного и гражданского кодексов и принятых в их развитие законов, регулирующих имущественные отношения,законодательства направленного на охрану и воспроизводство земли как основного средства производства поставило перед земельным кадастром новые задачи [4]. Основными задачами нового понимания государственного земельного кадастра были названы: организация учета земли и обеспечение на этой основе рационального использования земли, с учетом интересов различных отраслей народного хозяйства, рачительного отношения к земле как к основному средству производства, гарантий прав собственников, владельцев, пользователей земли, полноты сбора налоговых платежей за землю [5]. О необходимости принятия закона о государственном земельном кадастре заговорили в 1997 году. В 1998 проект такого закона был подготовлен Правительством РФ и внесен в Государственную Думу РФ, а 2 января 2000 года Федеральный закон №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» был подписан Президентом РФ. Принятый Закон закрепил систему норм, которые в сравнении с ранее действующими разрозненными актами, в логической последовательности раскрыли основные понятия государственного земельного кадастра и самого закона; содержание, цели, задачи и принципы его ведения; установили права и обязанности участников кадастровых отношений; определили состав кадастровых работ, обеспечивающих формирование и обновление сведений земельного кадастра, а также подробно раскрыли порядок ведения государственного земельного кадастра. Как отмечалось в пояснительно записке, к тогда еще Законопроекту, детальная регламентация процедур процесса кадастрового учета в Законе имеет целью исключить юридически процессуальную неопределенность в порядке ведения государственного земельного кадастра, избежать споров, дорогостоящих административных и судебных разбирательств, которые чрезвычайно затрудняют сделки и тормозят гражданский оборот земель. Содержание закона было сконструировано таким образом, дабы свести к минимуму разработку дополнительных нормативных актов, регулирующих эти процедуры и значительно ускорить создание системы государственного земельного кадастра России. На фоне разработки и принятия Закона о земельном кадастре шли работы по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. В 1996 году Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 932 утверждается федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», а Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. № 745 утверждена Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» (2002 - 2007 годы) [6]. К концу 2001г. в России практически завершилось создание национальной информационно-технической инфраструктуры современного государственного земельного кадастра, а с 2002 г. начались работы по созданию единой государственной системы учёта недвижимости, хранящей информацию о земельных участках, принадлежащих в настоящее время около 50 млн. собственников, и фиксирующей ежегодно информацию о более 5 млн. сделок с земельными участками [7]. Земельный кадастр, в свою очередь, послужил основой для кадастра недвижимости. В нём, так же как и в земельном кадастре, содержатся сведения о земельных участках и в качестве справочных сведений, обеспечивающих соблюдение правил ведения кадастра, - сведения о правах на соответствующие земельные участки, ограничениях таких прав и о правообладателях. Современный кадастр недвижимости создается и ведется в целях информационного обеспечения: - государственного и муниципального управления земельными ресурсами; - государственного контроля за использованием и охраной земель; - мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; - государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - землеустройства; - экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; - установления обоснованной платы за землю; - иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности [8]. Существенно изменились технологии, применяемые при ведении кадастра недвижимости: кадастр стал электронным, на бумажных носителях хранятся только документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Переход на электронные технологии, в том числе с использованием цифровых карт, предъявляет более высокие требования к квалификации специалистов, осуществляющих ведение кадастра. Кроме того, при использовании государством имеющейся информации возникает насущная потребность создания агрегированного на уровне Российской Федерации и субъекта Российской федерации информационного ресурса, а не распределенного по территориям муниципальных образований. Одним из инструментов создания агрегированного информационного ресурса является централизация обработки представленных для государственного кадастрового учета и внесения иных сведений в кадастр документов, включая принятие решения о проведении кадастрового учет. Постепенная реализация мероприятий по централизации обработки документов и принятия решений о проведении кадастрового учета позволяет существенно повысить качество ведения кадастра и предоставления сведений кадастра, обеспечить единообразие при ведении кадастра, т.е. исполнить требование закона о применении единой методики или технологии ведения кадастра на всей территории Российской Федерации [9]. Все вышеперечисленные функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которая начала свою работу с 1 марта 2009 года. Она была призвана объединить в единую государственную систему кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество Федеральную регистрационную службу (Росрегистрация), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография). Кадастр недвижимости служит, прежде всего, публичным интересам государства о рациональном использовании и охране земельных ресурсов страны. Но как совершенно справедливо отмечают исследователи, нельзя забыть о служении кадастра недвижимости также частным интересам и целям собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли. Так, всякое юридическое и физическое лицо, совершая сделку, предметом которой является земельный участок и находящееся на нем недвижимое имущество, не может ее совершить грамотно и с выгодой для себя, не получив от органов, ведущих кадастр недвижимости, достоверные сведения о кадастровой оценке данного земельного участка, законных правах его владельца, сервитутах и других обременениях и особенностях правового положения избранного предмета сделки. При возникновении земельных споров документы кадастра недвижимости служат судам объективным «советчиком» и помощником для вынесения правильного решения по конкретному земельному спору. Подводя итог, можно сказать, что государственный кадастр недвижимости ведется в целях обеспечения реализации государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|