Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития Самарского метрополитена




В сентябре 1968 г. была начата разработка проекта Куйбышевского метрополитена - куйбышевский облисполком дал "Метрогортрансу" задание на разработку технико-экономического обоснования целесообразности строительства куйбышевского метро. В ноябре 1977 г. распоряжением Совета Министров СССР была разрешена разработка технического проекта куйбышевского метро. Составление проекта было поручено ордена Красного Знамени институту "Метрогипротранс" Министерства транспортного строительства СССР, а разработка рабочей документации - его филиалу "Горьковметропроект". Результатом их работы стало бурение в 1978 г. около 6 700 погонных метров разведочных скважин - скважины делались на расстоянии 50-ти метров друг от друга.

Приказом Министерства Путей Сообщений за № 101 от 9 января 1979 г. была создана дирекция строящегося метрополитена в г. Куйбышеве, директором которой был назначен Ф.Н. Карпуненко. В том же году трест "Промстрой" начал создание завода железобетонных изделий и других сооружений для будущего метрополитена. Одновременно с разработкой проекта начался вынос инженерных коммуникаций с трассы будущего метро. В конце 1979 г. - начале 1980 г. в составе управления строительства "Горметрострой" был создан тоннельный отряд № 30 под руководством Б.В. Пырча. Распоряжением № 944р Совета Министров СССР от 23 мая 1980 г. проект первой линии был утвержден (Рис. 1). Первая ветка куйбышевского метро планировалась протяженностью 17,32 км из 13-ти станций.

Рис.1 Схема проектируемых линий образца 1980 года

Сметная стоимость по тем временам составляла 224 миллиона рублей. Каждый километр метро, таким образом, должен был обойтись создателям в 13 миллионов рублей. В сентябре 1980 г. был выбран первый ковш земли на перегоне между станциями "Проспект Ленина" (станция "Российская" возле Дома Культуры 4-го ГПЗ) и "Октябрьская" (будущая станция "Алабинская") - практически в центре города. Однако тоннели были построены и законсервированы - строительство перенесли поближе к Юнгородку, к заводам.

В 1980 г. началось строительство первой станции "Кировская". В сентябре 1981 г. был смонтирован первый проходческий щит "ТЩБ-7" и началась щитовая проходка между станциями "Кировская" и "Безымянка". Проходческий щит представляет собой огромную конструкцию длиной около 30 метров и массой около 300 тонн. Проектная скорость первого куйбышевского щита составляла 80 м в месяц. Но на эту величину вышли только к 1983 г. Поначалу скорость проходки не превышала 50-ти метров в месяц. Куйбышевский грунт оказался очень разнородным - от глины до доломитовых пород, о которые зубцы проходческих щитов ломаются по несколько за смену. Нередко проходчики натыкались на подземные воды или оставленные еще с Великой Отечественной войны трубы или коммуникации.

Существует легенда, что при прокладке нашего метро были обнаружены секретные подземные сооружения и даже линии "правительственного метро", для вывоза руководства страны и Главнокомандующего из центра города на окраину, но пока подтверждения этому нет. Такие сооружения были действительно случайно обнаружены в самом центре Самары в конце 80-х годов, но только не при строительстве метро. Сейчас часть из них рассекречена и действует как музей - "Бункер Сталина".

В 1982 г. было создано строительно-монтажное управление (СМУ) №3, общественный штаб (под руководством секретаря горкома партии А. Косарева и 1-го заместителя председателя горисполкома П. Аистова) и дирекция создававшейся производственной базы "Метростроя". Создание общественного штаба было необходимостью - к процессу строительства было привлечено свыше 30-ти организаций города и области, и кому-то было нужно координировать их работу. Были начаты работы на станциях "Безымянка" и "Советская". В марте тоннель от монтажной камеры у ДК авиазавода до станции "Безымянка" длиной 725 м был завершен. В том же году были начаты работы на станциях "Победа" и был создан тоннельный отряд №35. Новый тоннельный отряд начал проходку между станциями "Безымянка" и "Победа".

29 декабря 1982 г. было принято решение Министерства транспортного строительства СССР №115-ор об организации управления строительства "Куйбышевметрострой", в состав которого вошли 2 тоннельных отряда (№№30 и 35), СМУ-3, управление механизации и УПГК. Руководителем вновь созданной организации стал Владимир Даниэльян (ранее участвовавший в строительстве метрополитенов Баку и Харькова). В июле 1983 г. началось строительство станции "Победа". В 1984 г. скорость проходки впервые превысила проектную и составила 90 метров в месяц (около 5,6 м в сутки). Осенью того же года был смонтирован второй (новейший) проходческий щит 6Б-2 (второй не только в Самаре, но и в России) С его помощью приступили к прокладке тоннеля "Советская" - "Спортивная".

В сентябре того же года началось создание станций "Спортивная" и "Гагаринская". В декабре второй щит вышел на скорость проходки 120 м в метров в месяц, что стало рекордом. Благодаря этому за год было пройдено 1 978 погонных метров тоннелей. В 1985 г. строительное управление (СУ) №4 треста "Промстрой" начало создание электродепо "Кировское". Его строительство происходило очень необычно. Оба проходческих щита были задействованы на других участках строительства и демонтаж, перевозка и монтаж одного из них на станции "Кировская" привел бы к колоссальным затратам времени, сил и средств.

Единственный способ успеть в отведенные сроки стала прокладка способом бесщитовой, эректорной проходки, 120-метрового тоннеля в обратную сторону от станции "Кировская" на поверхность, к депо. В конце 1985 г. можно было пройти под землей от станции "Кировская" до станции "Безымянка". Причем этот путь проходил под железной дорогой с очень интенсивным движением, и, в отличие от общепринятой практики, на время проходки тоннеля поезда не прекращали движения! Всего за год было пройдено 1 324 погонных метра тоннелей.

Открыть первую ветку куйбышевского метрополитена старались успеть к 70-летию октябрьской революции. Поэтому, несмотря на то, что не совсем еще было доделано, 1 ноября 1987 г. в 23.00 первый раз подали напряжение (на станции "Безымянка"), а 6 ноября был проведен первый пробный рейс. И, чтобы успеть открыть метро хотя бы в год 70-летия, 25 декабря был подписан акт о приемке первой ветви (4 станции) государственной комиссией и сразу после этого состоялся торжественный митинг.

Митинг открыл председатель горисполкома Г.В. Задыхин. На митинге присутствовал 1-й секретарь Куйбышевского обкома КПСС Е.Ф. Муравьев. Первый экспресс вели машинисты В.Г. Уланов и В.В. Каюков. В ходе митинга руководитель строительства метро В. Даниэльян вручил символический ключ начальнику метрополитена И.И. Карнауху.

Регулярное пассажирское движение на первой ветке метро было открыто 26 декабря 1987 г. Куйбышевское метро стало 5-м в России и 12-м в СССР. В 1983 г., например, работали метрополитены в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване. Чуть позже появилось метро и в Новосибирске. В 4,5-километровый маршрут первого участка входили 4 станции: "Юнгородок", "Кировская", "Безымянка" и "Победа". За первые 3 дня проехало 240 530 пассажиров. 14 января 1988 г. уже был 1 000 000-ый пассажир, в ноябре - 10 000 000-ый. За 1988 г общее количество поездок куйбышевцев на метро составило 12 843 000.

 

Движение на участке станций "Победа" - "Советская" было открыто 31 декабря 1992 г. А уже 25 марта и 30 декабря 1993 г. соответственно были сданы в эксплуатацию станции "Спортивная" и "Гагаринская". Пассажир по этой ветке добирается от станции "Юнгородок" до станции "Гагаринская" за 14,5 мин, тогда как над землей этот путь у него занимает в лучшем случае 35-45 мин. с одной пересадкой. Протяженность всей трассы составила 8,94 км (а с учетом надземных путей - около 17 км), возрос до 120 тысяч человек в день пассажиропоток.

5 июля 1994 г. выросшее самарское метро перевезло 100-миллионного своего пассажира. Все 3 станции второго участка - колонного типа. Станция "Советская" разрабатывалась Юрием Ивановичем Мусатовым и Алексеем Николаевичем Паниным. В оформлении станции "Спортивная" главным художником города А.Ф. Темниковым были представлены элементы отдельных видов спорта. Эта идея связана с реализацией замысла Владимира Николаевича Блохина. На станции "Гагаринская" архитектор Ю.И. Мусатов представил тему космоса - звездное небо, планеты солнечной системы, космические летательные аппараты. Ведь именно для создателей ракетно-космической техники и были спроектированы и построены первые станции метро.

Все станции и тоннели самарского метро неглубокого залегания. 8 станций первой ветки строились открытым способом в котлованах со специальной крепью, станция "Юнгородок" сделана наземной. Часть тоннелей и все станции первого участка строились открытым способом, часть тоннелей первого и все второго - подземной проходкой.

Строительство станций открытым способом имеет свои сложности и недостатки. Ведь только площадь одной самарской станции составляет прямоугольник 300 на 20 м. Так, для создания "Гагаринской" пробурили более 1 000 "лидирующих скважин", в которые забили около 16 километров стальных балок. В 1996 г. был сдан в эксплуатацию цех ТР-3 электродепо "Кировское". К декабрю 1997 г., за 10 лет своего существования, самарское метро перевезло более 227 миллионов пассажиров. Число пассажиров было бы намного больше, если бы оборонные заводы работали в полную силу...

У метро очень сложная структура. Каждую станцию обслуживает 25-30 человек. Общая площадь подземных коммуникаций двух участков самарского метро составляет 44 000 кв. метров. По ночам, когда поезда уходят в депо, а последние пассажиры покидают вестибюли станций, в тоннелях отключается электричество напряжением (825 вольт), опасной для жизни. В тоннели с отключенным электричеством спускаются поисковые группы ремонтников. При необходимости они используют мотовоз с габаритной рамой впереди, а по графику - помывочный поезд для периодической очистки тоннелей от мусора и пыли. Только после проверки технического состояния тоннелей и путей по утрам включают ток, и метро возобновляет свою работу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...