Нормирование расхода топлива
Нормирование расхода топлива производится по каждой транспортной работы для следующих типов автомобилей: а) Бортовые грузовые автомобили, седельные тягачи. Для этих автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива определяется по следующему соотношению [6]
QН=0,01 · (НSAП · S+HW W) (1±0,01 · D) (28)
где QН - нормативный расход топлива, л или м3; НSAП=HS+HД · GПР - норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км или м3/100 км; HД - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т-км или м3/100 т-км; HS - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача), л/100 км или м3/100 км; S - пробег автомобиля или автопоезда, км; HW - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т-км или м3/100 т-км; W=GГР · SГР - объем транспортной работы, т-км; GГР - масса груза, т; SГР - пробег с грузом; GПР - собственная масса прицепа или полуприцепа, т; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов установлена следующая норма па 100 т-км транспортной работы: бензин - 2 л, дизельное топливо - 1,3 л, сжиженный нефтяной газ - 2,5 л, сжатый природный газ - 2 м3; при газодизельном двигателе - 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива. При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов: бензин - 2 л, дизельное топливо - 1,3 л, сжиженный газ - 2,5 л, природный газ -- 2 м3; при газодизельном двигателе - 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива. б) Самосвалы. Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов значение нормативного расхода топлива определяется следующим образом
QH=0,01 · HSАПС · S · (1±0,01 · D)+HZ · Z (29)
где HSАПС = HS +HW · (GПР + 0,5 · q) - норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км; HW - норма расхода топлива па транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа GПР, л/100 т-км (или м3/100 т-км); HZ -дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом за смену независимо от типа двигателя и грузоподъемности: бензин, дизельное топливо, сжиженный газ - 0,25 л, природный газ -0,25 м3; q - грузоподъемность прицепа, т; z - количество ездок с грузом за смену. в) Специальные автомобили. Специальные и специализированные автомобили делятся на две группы: автомобили, выполняющие работу во время стоянки (автокраны, компрессорные, бурильные и т.п.), и автомобили, выполняющие работу во время движения (снегоочистители, поливочные и т.п.). Нормативный расход топлива для специальных автомобилей первой группы определяется по формуле QH=(0,01·HSс ·S+HT· T) (1 + 0,01·D) (30)
где HSC - базовая норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/ 100 км (если специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, норма расхода топлива рассчитывается с учетом транспортной работы H'SC = HSC + Hw·W);HT - норма расхода топлива на работу специализированного оборудования, л/ч (или расход топлива на выполненную операцию); T - время работы оборудования, ч (или количество выполненных операций). Нормативный расход для автомобилей второй группы
QH=(0,01·HSCS''+HS·S") (1 + 0,01·D)+HSd·N (31)
где S' - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км; HS - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км; S" - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км; HSd - дополнительная норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси, л; N - количество кузовов разбрасываемого песка или смеси за смену.
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы [6] в виде суммарной относительной надбавки и снижения D, %. Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях: - работа в зимнее время: в южных районах страны - до 5 %, в северных районах страны - до 15 %, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - до 20 %, в остальных районах страны - до 10 %; - работа в горных местностях при высоте над уровнем моря: от 500 до 1500 м - на 5 %; от 1501 до 2000 м - на 10 %; от 2001 до 3000 м – на 15 %; свыше 3000 м - на 20 %; - работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) - до 10 %; - работа в городах с населением свыше 2,5 миллиона человек – до 20 %; - работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 миллиона человек – до 15%; - работа в городах с населением до 0,5 миллиона человек - до 10%; - перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п., при выполнении полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч, движение в колоннах, требующее пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час) - до 10 %; - при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10%; - для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет - до 5 %; - почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта - до 10 %; - работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) - до 20 %; - работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях - до 35 %. Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях: - при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15 %;
- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 м до 1000 м) – до 10%; - при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из битумо-минеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия) и гористой местности (свыше 1000 м до 2000 м над уровнем моря) - до 5 %. В том случае, когда автомобиль эксплуатируется вне города с численностью более 2,5 млн. чел. в зоне до 50 км от границы города, а также для городов с населением от 0,5 до 2,4 млн. чел. в зоне до 15 км от границы города и с населением менее 0,5 млн. чел. в зоне до 5 км, поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие) не применяются. В горной местности (свыше 2000 м над уровнем моря) коэффициенты снижения нормы расхода топлива для автомобилей, движущихся за пределами пригородной зоны, не применяются. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. На основании приказа руководителя предприятия допускается: - на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др.) нормативный расход топлива увеличивается до 1,0 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием; - при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона (кузова) автомобиля, устанавливать нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля; - для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличающихся от базовой модели собственной массой, норма расхода топлива устанавливается в тех же размерах, что и для базовой модели;
- для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (установка фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронирование и т.д.), норма расхода топлива определяется увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми; до 1,3 л/100 км дизельными двигателями; до 2,5 л/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе; до 2,0 м3 но автомобилям, работающим на сжатом природном газе, и при газоделительном режиме до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля. В курсовой работе необходимо провести расчеты потребного количества топлива на годовой объем транспортных работ. Расход топлива определяется по типам и маркам автомобилей. При этом в формулы (28-31) вносятся следующие изменения: S – годовой пробег автомобилей данного типа и марки, км (S=∑Lni, где Lni – пробег автомобилей данной марки на i-транспортной работе, км (графа 24 таблица 2.2): Wг= W - годовой объем работ автомобилей данного типа и марки, ткм (Wг=∑Wдткмi·nа i, где Wдткмi – дневная производительность автомобилей данной марки на i-ой транспортной работе, км (графа 21 таблица 2.2), nаi – количество транспортных агрегатов, выполняющих i-ую транспортную работу (графа 23 таблица 2.2); Z – годовое количество рейсов с грузом автомобилей данного типа конкретной марки (Z=∑Zе, где Zе – количество рейсов автомобилей данной марки на i-транспортной работе (графа 22 таблица 2.2). Результаты расчета сводятся в таблицу 2.7.
Таблица 2.7 - Потребное количество топлива по маркам автомобилей.
Годовой расход по маркам топлив ΩΣi определяется суммированием планируемого расхода данной марки топлива по маркам автомобилей Ωтi. По результатам расчета заполняется таблица 2.8.
Таблица 2.8 – Годовой расход по маркам топлив.
Читайте также: А. Нормирование микроклимата. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|