Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организмический оценочный процесс




Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.

(с сокращениями)

Личностно-центрированное консультирование. 2

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2

Перцепционная или субъективная система взглядов. 2

ПРАКТИКА.. 15

Гештальт-консультирование. 21

ПРАКТИКА.. 31

Консультирование по реализму. 37

ПРАКТИКА.. 46

Экзистенциальное направление. 52

ПРАКТИКА.. 60

Логотерапия. 69

ПРАКТИКА.. 77

Поведенческое консультирование: практика. 83

Рационально-эмотивное поведенческое консультирование. 111

ПРАКТИКА.. 125

Когнитивное консультирование. 140

ПРАКТИКА.. 157

Консультирование по жизненным умениям.. 168

ПРАКТИКА.. 188

Мультимодальное консультирование. 202

ПРАКТИКА.. 209


Личностно-центрированное консультирование

Если я воздержусь оттого, чтобы вмешиваться в дела людей,

они сами о себе позаботятся.

Если я не буду командовать людьми,

они сами будут действовать самостоятельно.

Если я воздержусь от проповедования, люди сами себя исправят.

Если я не буду навязчивым, люди станут самими собой.

Лао Цзы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В 1951 году Роджерс представил свою теорию личности и поведения в заключи­тельной главе книги «Клиент-центрированная терапия» (Client-centered Therapy). Через восемь лет появилась коллективная публикация под названием: «Психология: изучение науки» (Psychology A Study of Science), в которой была представлена моди­фицированная версия данной работы. В этой версии, как считал Роджерс, наиболее строго изложены основные теоретические положения и «наиболее заметно игнориру­ется все то, что я написал ранее» (Rogers, 1980, р. 60). Позже, вместе с соавторами (напр., Meador, Rogers, 1979; Raskin, Rogers, 1989), Роджерс заново сформулировал свою теорию, но не изменил ее сути. Роджерс полагал, что эта теория, как и любая другая, должна быть не догмой, а стимулом для дальнейших творческих разработок.

Перцепционная или субъективная система взглядов

Комбс и Снигг (Combs, Snygg, 1959) утверждают, что, вообще говоря, поведение можно рассматривать или с точки зрения стороннего наблюдателя, или с точки зрения тех, кто совершает данные поступки. Иногда говорят, что первые рассматривают пове­дение с внешней точки зрения, в то время как последние рассматривают его с внутрен­ней, субъективной, или перцепционной, точки зрения. Роджерс пишет о своей фунда­ментальной вере в субъективное. Он отмечает, что «человек живет по существу в соб­ственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функциони­рование, например в науке, в частности в математической, является результатом дви­жения к субъективной цели и субъективного выбора» (Rogers, 1959, р. 191). Именно этот акцент на субъективном, перцепционном взгляде на клиентов обусловил утверж­дение термина «клиент-центрированный». Восприятие клиентов рассматривается как их версия действительности.

Позже Роджерс еще не раз подчеркивал, что единственная реальность, которую могут познать люди, — это мир, который они воспринимают индивидуально, и опыт данного момента. Вера в то, что существует «реальный мир», с определением которого может согласиться каждый, — роскошь, которую человеческая раса не может себе по­зволить. Такая вера ведет к развитию ложных убеждений, подобно тому как вера в тех­нологию довела наш вид до грани уничтожения. Суть альтернативной гипотезы Род­жерса заключается в том, что имеется столько же видов реальности, сколько суще­ствует людей. Более того, люди все чаще и чаще «внутренне и организмически отверга­ют представление об одной-единственной, одобренной обществом действительности» (Rogers, 1980, р. 26).

Тенденция актуализации

Роджерс полагал, что во Вселенной действует тенденция, способствующая ее раз­витию. Эта формирующая тенденция представляет собой «постоянное стремление ко все большему упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, очевидное как на неорганическом, так и на органическом уровне. Вселенная всегда строит и создает, так же как и разрушает» (Rogers, 1980, р. 126).

Тенденция актуализации является единственным основным мотивационным внут­ренним импульсом. У каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей с целью поддержания, репродуцирования самого себя, а также рас­ширения границ своего «Я». Тенденция актуализации действует всегда во всех орга­низмах и является отличительным признаком при определении, жив данный организм или мертв. Организм всегда к чему-нибудь стремится. Кроме того, тенденция актуали­зации включает в себя дальнейшую дифференциацию органов и функций.

Роджерс, основываясь на своем опыте индивидуального и группового консультиро­вания, а также на результатах своих попыток предоставить студентам в классах «сво­боду учиться», заключает, что «похоже, для отдельного человеческого существа наи­более характерно целенаправленно стремиться к цельности, к актуализации своих по­тенциальных возможностей» (Rogers, 1977, р. 240). Роджерс пытался подтвердить на­личие тенденции актуализации как наблюдая мир живой природы, например следя за поведением морских водорослей или детей, которые учатся ходить, так и проводя эмпи­рические исследования, изучая поведение морских ежей, крыс, младенцев, ветеранов войны с повреждениями мозга и т. д. Краеугольным камнем как терапевтического, так и политического мышления Роджерса было следующее убеждение: благодаря стремле­нию к актуализации, люди движутся к саморегулированию, к самосовершенствованию и избавляются от контроля со стороны внешних сил.

Тенденция актуализации в основном положительна. Роджерс верил в мудрость организма, «верил в наличие у каждого индивидуума конструктивного стремления к полной реализации имеющегося потенциала» (Raskin, Rogers, 1989, p. 155). Люди спо­собны направлять и контролировать самих себя, а также регулировать свое поведение при наличии некоторых определенных условий. Используя личностно-центрированный подход, консультанты ставят унитарный диагноз: «Все психологические трудности обусловлены блокировками стремления к актуализации». Следовательно, задача кон­сультантов заключается в том, чтобы использовать этот присущий всем людям положительный мотивационный стимул. Маслоу (Maslow, 1970) аналогичным образом рас­сматривает основы человеческой природы, когда пишет, что у человека, по-видимому, имеются остатки инстинкта и что результаты клинических и других исследований на­водят на мысль о том, что эти слабые инстинктоидные тенденции являются положи­тельными, полезными и заслуживающими сохранения.

Следует отметить, что, по-видимому, люди часто имеют две мотивационные систе­мы, организмическую тенденцию актуализации и сознательное эго. Маслоу (Maslow, 1962) пишет, что защитные силы людей и тенденции к росту постоянно находятся в конфликте, и отмечает, что стремление к актуализации может включать в себя мотива­цию как для поддержания состояния неполноценности, так и для роста. Однако при наличии определенной эмоциональной среды мотивация для роста становится все бо­лее и более сильной.

Организмический оценочный процесс

Для того чтобы получить адекватное представление о реальном (или истинном) и уникальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного про­цесса. Данный процесс подразумевает скрупулезное непрерывное рассмотрение опы­та и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответ­ствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией акту­ализации. Например, наблюдение за поведением младенцев показывает, что они пред­почитают опыт, который поддерживает и совершенствует их организм (например, лю­бопытство и безопасность), и отклоняют опыт, который не поддерживает и не совер­шенствует их организм (например, боль и голод). При таком рассмотрении опыт пред­ставляется скорее как организмический, чем сознательный символический процесс. Оценочные процессы и представления о ценностях, отраженные в различном опыте, по-видимому, берут начало в младенческом возрасте (младенцы реагируют на собствен­ные сенсорные и висцеральные сигналы). По мере того как люди растут, их оценочные процессы все в большей степени помогают им достичь такого уровня самоактуализа­ции, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.

Опыт и его переживание

Роджерс использует термин «сенсорный и висцеральный опыт» скорее в психоло­гическом, чем в физиологическом смысле. Можно попробовать по-другому объяснить, что подразумевается под сенсорным и висцеральным опытом. Человек постоянно под­вергается воздействию событий и сталкивается с фактами, которые можно осознать с помощью сенсорных и висцеральных элементов, от рождения присущих организму. Люди могут не осознавать многое из переживаемого ими. Например, когда вы сидите, вы можете не ощущать свои ягодицы до тех пор, пока не привлечете к ним ваше внима­ние. Другой пример — вы можете не осознавать физиологические аспекты голода, по­скольку слишком увлечены работой или игрой. Однако этот опыт потенциально досту­пен для сознательного понимания. Полный диапазон опыта, имеющегося на любой кон­кретный момент, можно назвать «эмпирическим (основанным на опыте)», «перцепционным» или «феноменальным» полем. Роджерс подчеркивал, что он не подразумевает физиологические процессы, такие как функционирование нейрона или изменение со­держания сахара в крови, когда рассматривает опыт с психологической точки зрения и определяет его соответствующим образом.

Слово «переживание» означает, что организм получает любые виды сенсорного или висцерального опыта, имеющие место на данный момент. Переживание чувства подра­зумевает получение индивидом как эмоционального содержания, так и личного смы­сла или когнитивного содержания, которые «неразрывно связаны в каждый момент» (Rogers, 1959, р. 198). Переживание чувства полностью означает, что переживание, осознание и выражение данного чувства абсолютно конгруэнтны.

Восприятие и осознание

Слова «восприятие» и «осознание» фактически являются синонимами в личностно-центрированной теории. Если опыт воспринят, значит, он вошел в сознание, и, ка­ким бы смутным ни было понимание этого опыта, его не требуется выражать с помо­щью вербальных символов. Можно по-другому сформулировать это положение: «вос­принимать» значит «отдавать себе отчет в наличии стимулов или переживаний». Род­жерс считал, что восприятие и осознание являются трансактными по своей природе и представляют собой конструкции, в основе которых лежит полученный в прошлом опыт, а также своего рода гипотезы или предсказания будущего. Восприятие или осо­знание может соотноситься с опытом или «реальностью», а может и не соотноситься с ними. Отражение опыта в сознании в виде точных символов означает, что гипотеза, существующая в сознании в скрытом виде, проявится, если оказать воздействие на процесс понимания. Многие виды переживаний не могут отражаться в сознании в виде точных символов из-за наличия защитных отрицаний и искажений. Другие варианты опыта, например ощущение ягодиц при сидении на стуле, могут не восприниматься индивидуумом, так как они не являются важными для тенденции актуализации.

Появление осознания, или сознательного внимания, является одним из самых последних эволюционных событий, произошедших в процессе развития человеческого рода. Роджерс рассматривал его как «вершину огромной пирамиды подсознательного организмического функционирования» (Rogers, 1977, р. 244). На рис. 2.1 представлена попытка схематично изобразить эту аналогию. Когда человек функционирует нормаль но, в сознании отражается процесс жизнедеятельности организма в таком виде, в каком он имеет место на данный момент. Однако часто люди функционируют ненормально, при этом они организмически двигаются в одном направлении, в то время как их сознательная жизнь течет в другую сторону.

НОВОВВЕДЕНИЯ

Личностно-центрированная теория может стать более понятной для читателя, если он проведет различие между «Я» и Я-концепцией.

«Я» можно рассматривать как реальное, базисное организмическое «Я». Такой смысл придается слову «Я» при использовании его в составе популярных выражений типа «Быт! верным собственному "Я"», «Быть самим собой». Я-концепции людей — это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». Таким образом, в идеале стремление к актуализации относится к са моактуализации, характеризующейся синонимичностью или конгруэнтностью аспекте] «Я» и Я-концепции. Однако в тех случаях, когда «Я» и Я-концепция не конгруэнтны стремление актуализировать представление о самом себе может препятствовать удов летворению более глубокой потребности актуализировать организмическое «Я». В сво их работах Роджерс не всегда прямо указывает на вышеупомянутое различие, но всегд подразумевает его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...