Организмический оценочный процесс
Стр 1 из 56Следующая ⇒ Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с. (с сокращениями) Личностно-центрированное консультирование. 2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2 Перцепционная или субъективная система взглядов. 2 ПРАКТИКА.. 15 Гештальт-консультирование. 21 ПРАКТИКА.. 31 Консультирование по реализму. 37 ПРАКТИКА.. 46 Экзистенциальное направление. 52 ПРАКТИКА.. 60 Логотерапия. 69 ПРАКТИКА.. 77 Поведенческое консультирование: практика. 83 Рационально-эмотивное поведенческое консультирование. 111 ПРАКТИКА.. 125 Когнитивное консультирование. 140 ПРАКТИКА.. 157 Консультирование по жизненным умениям.. 168 ПРАКТИКА.. 188 Мультимодальное консультирование. 202 ПРАКТИКА.. 209 Личностно-центрированное консультирование Если я воздержусь оттого, чтобы вмешиваться в дела людей, они сами о себе позаботятся. Если я не буду командовать людьми, они сами будут действовать самостоятельно. Если я воздержусь от проповедования, люди сами себя исправят. Если я не буду навязчивым, люди станут самими собой. Лао Цзы. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В 1951 году Роджерс представил свою теорию личности и поведения в заключительной главе книги «Клиент-центрированная терапия» (Client-centered Therapy). Через восемь лет появилась коллективная публикация под названием: «Психология: изучение науки» (Psychology A Study of Science), в которой была представлена модифицированная версия данной работы. В этой версии, как считал Роджерс, наиболее строго изложены основные теоретические положения и «наиболее заметно игнорируется все то, что я написал ранее» (Rogers, 1980, р. 60). Позже, вместе с соавторами (напр., Meador, Rogers, 1979; Raskin, Rogers, 1989), Роджерс заново сформулировал свою теорию, но не изменил ее сути. Роджерс полагал, что эта теория, как и любая другая, должна быть не догмой, а стимулом для дальнейших творческих разработок.
Перцепционная или субъективная система взглядов Комбс и Снигг (Combs, Snygg, 1959) утверждают, что, вообще говоря, поведение можно рассматривать или с точки зрения стороннего наблюдателя, или с точки зрения тех, кто совершает данные поступки. Иногда говорят, что первые рассматривают поведение с внешней точки зрения, в то время как последние рассматривают его с внутренней, субъективной, или перцепционной, точки зрения. Роджерс пишет о своей фундаментальной вере в субъективное. Он отмечает, что «человек живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функционирование, например в науке, в частности в математической, является результатом движения к субъективной цели и субъективного выбора» (Rogers, 1959, р. 191). Именно этот акцент на субъективном, перцепционном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина «клиент-центрированный». Восприятие клиентов рассматривается как их версия действительности. Позже Роджерс еще не раз подчеркивал, что единственная реальность, которую могут познать люди, — это мир, который они воспринимают индивидуально, и опыт данного момента. Вера в то, что существует «реальный мир», с определением которого может согласиться каждый, — роскошь, которую человеческая раса не может себе позволить. Такая вера ведет к развитию ложных убеждений, подобно тому как вера в технологию довела наш вид до грани уничтожения. Суть альтернативной гипотезы Роджерса заключается в том, что имеется столько же видов реальности, сколько существует людей. Более того, люди все чаще и чаще «внутренне и организмически отвергают представление об одной-единственной, одобренной обществом действительности» (Rogers, 1980, р. 26).
Тенденция актуализации Роджерс полагал, что во Вселенной действует тенденция, способствующая ее развитию. Эта формирующая тенденция представляет собой «постоянное стремление ко все большему упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, очевидное как на неорганическом, так и на органическом уровне. Вселенная всегда строит и создает, так же как и разрушает» (Rogers, 1980, р. 126). Тенденция актуализации является единственным основным мотивационным внутренним импульсом. У каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей с целью поддержания, репродуцирования самого себя, а также расширения границ своего «Я». Тенденция актуализации действует всегда во всех организмах и является отличительным признаком при определении, жив данный организм или мертв. Организм всегда к чему-нибудь стремится. Кроме того, тенденция актуализации включает в себя дальнейшую дифференциацию органов и функций. Роджерс, основываясь на своем опыте индивидуального и группового консультирования, а также на результатах своих попыток предоставить студентам в классах «свободу учиться», заключает, что «похоже, для отдельного человеческого существа наиболее характерно целенаправленно стремиться к цельности, к актуализации своих потенциальных возможностей» (Rogers, 1977, р. 240). Роджерс пытался подтвердить наличие тенденции актуализации как наблюдая мир живой природы, например следя за поведением морских водорослей или детей, которые учатся ходить, так и проводя эмпирические исследования, изучая поведение морских ежей, крыс, младенцев, ветеранов войны с повреждениями мозга и т. д. Краеугольным камнем как терапевтического, так и политического мышления Роджерса было следующее убеждение: благодаря стремлению к актуализации, люди движутся к саморегулированию, к самосовершенствованию и избавляются от контроля со стороны внешних сил. Тенденция актуализации в основном положительна. Роджерс верил в мудрость организма, «верил в наличие у каждого индивидуума конструктивного стремления к полной реализации имеющегося потенциала» (Raskin, Rogers, 1989, p. 155). Люди способны направлять и контролировать самих себя, а также регулировать свое поведение при наличии некоторых определенных условий. Используя личностно-центрированный подход, консультанты ставят унитарный диагноз: «Все психологические трудности обусловлены блокировками стремления к актуализации». Следовательно, задача консультантов заключается в том, чтобы использовать этот присущий всем людям положительный мотивационный стимул. Маслоу (Maslow, 1970) аналогичным образом рассматривает основы человеческой природы, когда пишет, что у человека, по-видимому, имеются остатки инстинкта и что результаты клинических и других исследований наводят на мысль о том, что эти слабые инстинктоидные тенденции являются положительными, полезными и заслуживающими сохранения.
Следует отметить, что, по-видимому, люди часто имеют две мотивационные системы, организмическую тенденцию актуализации и сознательное эго. Маслоу (Maslow, 1962) пишет, что защитные силы людей и тенденции к росту постоянно находятся в конфликте, и отмечает, что стремление к актуализации может включать в себя мотивацию как для поддержания состояния неполноценности, так и для роста. Однако при наличии определенной эмоциональной среды мотивация для роста становится все более и более сильной. Организмический оценочный процесс Для того чтобы получить адекватное представление о реальном (или истинном) и уникальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса. Данный процесс подразумевает скрупулезное непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. Например, наблюдение за поведением младенцев показывает, что они предпочитают опыт, который поддерживает и совершенствует их организм (например, любопытство и безопасность), и отклоняют опыт, который не поддерживает и не совершенствует их организм (например, боль и голод). При таком рассмотрении опыт представляется скорее как организмический, чем сознательный символический процесс. Оценочные процессы и представления о ценностях, отраженные в различном опыте, по-видимому, берут начало в младенческом возрасте (младенцы реагируют на собственные сенсорные и висцеральные сигналы). По мере того как люди растут, их оценочные процессы все в большей степени помогают им достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.
Опыт и его переживание Роджерс использует термин «сенсорный и висцеральный опыт» скорее в психологическом, чем в физиологическом смысле. Можно попробовать по-другому объяснить, что подразумевается под сенсорным и висцеральным опытом. Человек постоянно подвергается воздействию событий и сталкивается с фактами, которые можно осознать с помощью сенсорных и висцеральных элементов, от рождения присущих организму. Люди могут не осознавать многое из переживаемого ими. Например, когда вы сидите, вы можете не ощущать свои ягодицы до тех пор, пока не привлечете к ним ваше внимание. Другой пример — вы можете не осознавать физиологические аспекты голода, поскольку слишком увлечены работой или игрой. Однако этот опыт потенциально доступен для сознательного понимания. Полный диапазон опыта, имеющегося на любой конкретный момент, можно назвать «эмпирическим (основанным на опыте)», «перцепционным» или «феноменальным» полем. Роджерс подчеркивал, что он не подразумевает физиологические процессы, такие как функционирование нейрона или изменение содержания сахара в крови, когда рассматривает опыт с психологической точки зрения и определяет его соответствующим образом. Слово «переживание» означает, что организм получает любые виды сенсорного или висцерального опыта, имеющие место на данный момент. Переживание чувства подразумевает получение индивидом как эмоционального содержания, так и личного смысла или когнитивного содержания, которые «неразрывно связаны в каждый момент» (Rogers, 1959, р. 198). Переживание чувства полностью означает, что переживание, осознание и выражение данного чувства абсолютно конгруэнтны. Восприятие и осознание Слова «восприятие» и «осознание» фактически являются синонимами в личностно-центрированной теории. Если опыт воспринят, значит, он вошел в сознание, и, каким бы смутным ни было понимание этого опыта, его не требуется выражать с помощью вербальных символов. Можно по-другому сформулировать это положение: «воспринимать» значит «отдавать себе отчет в наличии стимулов или переживаний». Роджерс считал, что восприятие и осознание являются трансактными по своей природе и представляют собой конструкции, в основе которых лежит полученный в прошлом опыт, а также своего рода гипотезы или предсказания будущего. Восприятие или осознание может соотноситься с опытом или «реальностью», а может и не соотноситься с ними. Отражение опыта в сознании в виде точных символов означает, что гипотеза, существующая в сознании в скрытом виде, проявится, если оказать воздействие на процесс понимания. Многие виды переживаний не могут отражаться в сознании в виде точных символов из-за наличия защитных отрицаний и искажений. Другие варианты опыта, например ощущение ягодиц при сидении на стуле, могут не восприниматься индивидуумом, так как они не являются важными для тенденции актуализации.
Появление осознания, или сознательного внимания, является одним из самых последних эволюционных событий, произошедших в процессе развития человеческого рода. Роджерс рассматривал его как «вершину огромной пирамиды подсознательного организмического функционирования» (Rogers, 1977, р. 244). На рис. 2.1 представлена попытка схематично изобразить эту аналогию. Когда человек функционирует нормаль но, в сознании отражается процесс жизнедеятельности организма в таком виде, в каком он имеет место на данный момент. Однако часто люди функционируют ненормально, при этом они организмически двигаются в одном направлении, в то время как их сознательная жизнь течет в другую сторону. НОВОВВЕДЕНИЯ Личностно-центрированная теория может стать более понятной для читателя, если он проведет различие между «Я» и Я-концепцией. «Я» можно рассматривать как реальное, базисное организмическое «Я». Такой смысл придается слову «Я» при использовании его в составе популярных выражений типа «Быт! верным собственному "Я"», «Быть самим собой». Я-концепции людей — это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». Таким образом, в идеале стремление к актуализации относится к са моактуализации, характеризующейся синонимичностью или конгруэнтностью аспекте] «Я» и Я-концепции. Однако в тех случаях, когда «Я» и Я-концепция не конгруэнтны стремление актуализировать представление о самом себе может препятствовать удов летворению более глубокой потребности актуализировать организмическое «Я». В сво их работах Роджерс не всегда прямо указывает на вышеупомянутое различие, но всегд подразумевает его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|