Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Граница контакта и контакт




Как я уже отмечал, Перлс не проводил четкой границы между «самостью» и внеш­ним миром, полагая, что организм и окружающая среда постоянно взаимодействуют друг с другом. Граница контакта — это граница между организмом и окружающей сре­дой, и именно на этой границе имеют место психологические события. Перле и его кол­леги (Peris and others 1951) считали, что «психология изучает действие границы кон­такта в пространстве организм/окружающая среда» (р. 229). «Контакт» или «сопри­косновение с...» подразумевает как сенсорное осознание, так и совершение действий. Сенсорная система организма обеспечивает его средствами ориентации, в то время как моторная система обеспечивает организм средствами манипуляции. И ориентация, и манипуляция имеют место на границе контакта. При нормальном функционировании, когда система ориентации выполнила свою функцию, организм начинает управлять собой и окружающей средой таким образом, что состояние равновесия восстанавлива­ется, а гештальт закрывается.

Все мысли, чувства и действия имеют место на границе контакта. При нормальном функционировании люди в адекватном ритме аннулируют контакт (имеют эффектив­ные средства реагирования на психологические события, возникающие на границе кон­такта). При установлении контакта с окружающей средой гештальт формируется, в то время как при аннулировании этого контакта гештальт или закрывается полностью, или ресурсы организма мобилизуются таким образом, что закрытие гештальта стано­вится возможным. Иначе говоря, установление контакта с окружающей средой и его аннулирование можно рассматривать соответственно как принятие и неприятие окру­жающей среды. Компоненты контакта и его аннулирования присутствуют почти посто­янно у всех индивидуумов, но у невротической личности понижена способность аде­кватно судить об уместности этих диалектических элементов и, как следствие, такая личность ведет себя менее эффективно.

Самость и самоактуализация

Самость — это система контактов, имеющих место на границе контакта в любой момент времени. Самость существует там, где имеются границы контакта, и одним из проявлений ее активности является формирование фигур и фонов. Самость всегда объединяет чувства, моторную координацию и органические потребности. Самость является интегратором или «архитектором» жизни, и хотя это «только один из фак­торов взаимодействия организма с окружающей средой... этот фактор играет решаю­щую роль в поисках и создании смыслов, с помощью которых мы растем» (Peris et al., 1951. p. 235).

Самость состоит из идентификаций и отчуждений, имеющих место на границе контакта. Например, индивидуумы могут идентифицировать себя с членами своих се­мей, но при этом чувствовать отчуждение по отношению к людям, живущим в других странах. Изнутри граница обычно воспринимается как «хорошая», а снаружи — как «плохая». Самоактуализация может рассматриваться как выражение соответствующих идентификаций и отчуждений. Нормальное функционирование подразумевает идентификацию с формирующейся организмической самостью данного человека при отсутствии подавления его творческого потенциала, однако при этом должно быть от­чуждено то, что не присуще индивидууму организмически. При болезни имеет место ограничение областей контакта, обусловленное отчуждением частей формирующейся организмической самости посредством ложных идентификаций.

Возможно, для того чтобы в более доступной форме изложить данный материал, целесообразно провести границу между самоактуализацией, базирующейся на- экзи­стенциальном принципе «роза, являясь розой, есть роза», и актуализацией собственно­го воображаемого образа, при которой люди живут в соответствии с образом того, каки­ми они должны быть, а не того, чем они являются на самом деле. Перле (Peris, 1969a) полагал, что «любой внешний контроль, даже переведенный индивидом на внутренний план — внешний контроль — "Ты должен", превратившийся в "Я должен" — мешает нормальной работе организма. Имеется только одна вещь, которая должна осуществ­лять контроль, и эта вещь — ситуация» (р. 20). Если люди понимают ситуации, в кото­рых они находятся, и поступают в соответствии с этими ситуациями, то они учатся справляться с жизненными трудностями. Еще более четкое представление об идеях Перлса относительно самоактуализации можно получить, вникнув в суть его афори­зма: «Итак, теряйте рассудок и приходите в чувство» (Peris, 1970a, р. 38).

Возбуждение

Люди получают энергию из пищи и воздуха. Перле использовал слово «возбужде­ние» для описания энергии, которую мы создаем, поскольку генерация энергии во мно­гом связана с физиологической функцией возбуждения. Возбуждение изменяется в со­ответствии с меняющимися требованиями, в основе этого изменения лежит гормональ­ное дифференцирование. Так, на возбуждение влияют различные вещества, например выделение адреналина увеличивается при гневе, а выделение половых гормонов — при сексуальном контакте. Большая часть нашего возбуждения идет на генерацию энергии моторной системы, так как мускулы связывают людей с окружающей средой. Даже при наличии сильно выраженного эмоционального компонента эмоция преобразуется в движение. Однако некоторая часть возбуждения идет на генерацию энергии чувств. Здоровые люди позволяют возбуждению «добираться» до их чувств и мускулов, но, к сожалению, многие люди позволяют значительной доле своего возбуждения пропадать втуне в бесплодном фантазировании, непроизводительном мышлении и в актуали­зации их представлений о самих себе. Перле (Peris, 1969а) считал, что современные люди пребывают в состоянии, характеризующемся низкой степенью жизнеспособнос­ти (витальности), при этом «средний» человек использует только 5-15% имеющегося у него потенциала, а человека, использующего всего 25% своего потенциала, считают гением.

Эмоция

Эмоция, будучи прямым оценочным переживанием организмом пространства организм/окружающая среда, скорее является независимой, чем регулируется мыслями и произносимыми суждениями. Эмоции следуют одна за другой без перерыва, по­скольку все мгновения жизни людей окрашены приятным или неприятным чувством, характеризующимся различной интенсивностью. Возбуждение модифицируется в опре­деленные эмоции в соответствии со сложившейся ситуацией, и эти эмоции мобилизу­ют сенсорную и моторную системы таким образом, что становится возможным удов­летворение потребностей. Гештальт-консультанты придают большое значение эмоци­ям, которые не только необходимы как регуляторы потока энергии или возбуждения, но являются также «уникальными поставщиками опыта, которых ничем нельзя заме­нить; через эмоции мы узнаем о своих заботах и интересах и, следовательно, о том, чем являемся мы и чем является мир» (Peris et al., 1951, p. 96).

НОВОВВЕДЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...