Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие гештальт-консультирования




Со времени смерти Перлса практика гештальт-консультирования изменилась во многих отношениях (Yontef, Simkin, 1989). Во-первых, в настоящее время делается меньший акцент на фрустрации, а жесткое столкновение клиентов лицом к лицу вос­принимается как манипулятивное. Гештальт-консультанты сейчас отдают предпочте­ние более мягкому подходу и больше интересуются восприятием своих клиентов. Во-вторых, современные гештальт-консультанты в большей степени склонны к саморас­крытию, при этом они не скрывают свои опасения, оборонительную позицию и замеша­тельство. Гештальт-консультантов побуждают выступать с «Я»-высказываниями, что­бы усилить их контакт с клиентами и фокусировку клиентов. Описывая методы своей работы, Лаура Перле (Peris, 1970с) приводит примеры раскрытия собственных мыслей и чувств, использования физического контакта и того, как она делилась личными про­блемами и жизненным опытом. Лаура Перле руководствовалась следующим принци­пом: следует прибегать к самораскрытию только в том случае, если оно сможет помочь клиентам сделать шаг вперед.

В-третьих, гештальт-консультанты могут открыто использовать психоаналитиче­ские формулировки для описания структуры характера. В-четвертых, гештальт-кон-сультирование проводится как индивидуально, так и в группах, а часто в комбиниро­ванной форме. Некоторые гештальт-консультанты используют стиль Перлса, работая с индивидуумами перед группой. Другие гештальт-консультанты в большей степени, чем Перле, поощряют взаимодействие членов группы и их сотрудничество. В-пятых, современные гештальт-консультанты «уделяют большое внимание преподаванию тео­ретических основ и работе с познанием в целом» (Yontef, Simkin, 1989, p. 331).

Дальнейшее развитие гештальт-терапии шло по пути интеграции ее и других под­ходов. Например, гештальт-методы и эксперименты обычно используются в сочетании с трансактным анализом (Dusay, Dusay, 1989; James, Jongeward, 1971).

Консультирование по реализму

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В основе консультирования по реализму лежит теория контроля. Ниже будут рас­смотрены некоторые основные концепции этой теории.

Активный язык

Компонентами поведения являются мышление, совершение действий и пережива­ние чувств. В то время как для обозначения совершения действий и мышления всегда используются глаголы (например, бегать и размышлять), для обозначения чувств обыч­но используются прилагательные (например, подавленный) или существительные (на­пример, депрессия). Однако люди выбирают не только мысли и действия, но и чувства. Чувство типа депрессии возникает не само по себе, люди предпочитают быть подавлен­ными. В связи с этим Глассер предпочитает использовать глаголы, а не существитель­ные и прилагательные, когда речь идет о чувствах. Вот несколько примеров использо­вания глаголов для обозначения чувств — депрессирование, тревожение, головоболе-ние, гневление, фобирование*. С помощью такого «активного» языка Глассер пробует описывать поведение, которое люди выбирают, пытаясь управлять миром с целью удов­летворения своих потребностей.

Базисные потребности

Теория контроля рассматривает людей как индивидуумов, движимых базисными потребностями, которые присущи людям с рождения. Все человеческое поведение представляет собой проявление попытки контролировать мир с целью наиболее полно­го удовлетворения базисных потребностей. Люди не могут отдохнуть от своих потреб­ностей. Как только люди осознают какую-либо потребность, у них не остается никако­го выбора, и они начинают пытаться удовлетворить эту потребность во что бы то ни стало; когда же данная потребность оказывается удовлетворенной, ей на смену при­ходят другие потребности. Человеческая жизнь представляет собой постоянное удов­летворение различных потребностей и разрешение постоянно возникающих между ними конфликтов. Выделяют пять следующих базисных потребностей — потребность в выживании, в принадлежности, в могуществе, в свободе и в развлечении (в инте­ресном).

Потребность в выживании и воспроизведении. Эта физическая потребность обусловлена активностью так называемого старого мозга, который входит в состав группы мелких структур, расположенных на вершине спинного мозга. Гены людей «по­ручают» старому мозгу выполнение всех действий, необходимых для выживания, а так­же для поддержания здоровья и воспроизводства.

Глассер проводит различие между старым мозгом и корой головного мозга, или «но­вым мозгом», который сформировался в процессе человеческой эволюции намного поз­же. Существуют многочисленные связи между маленьким «подсознательным» старым мозгом и огромным «сознательным» новым мозгом, который является субстратом осо­знания и сознательного поведения. У большинства людей старый мозг с прмощью но­вого мозга достаточно хорошо справляется с удовлетворением потребности в выжива­нии. Однако на протяжении большей части жизни у человека возникают более слож­ные и часто противоречивые потребности, требующие удовлетворения. Такие потреб­ности возникают в «сознательном» новом мозгу. Глассер (Glasser, 1984b) называет их «психологическими потребностями», потому что люди должны удовлетворять их ско­рее психологически, чем физически. Глассер подчеркивает, что основа этих потребно­стей все-таки биологическая, а связанные с ними «генетические команды» являются не менее важными, чем «генетические команды», связанные с физической потребно­стью в выживании и воспроизведении.

Теперь рассмотрим четыре психологические потребности.

Потребность принадлежать — любить, участвовать (разделять с кем-либо что-либо) и сотрудничать. Эта потребность может быть удовлетворена посредством общения с семьей, друзьями, группами, классами и даже домашними животными, рас­тениями и любимыми неодушевленными объектами, такими как лодка или компьютер.

Потребность в могуществе. Эта потребность может быть удовлетворена посред­ством получения высокого статуса, признания, а также посредством принуждения дру­гих повиноваться. Потребность в могуществе часто противоречит потребности принад­лежать. Потребность принадлежать побуждает людей к установлению отношений, ко­торые затем могут трансформироваться в борьбу сил.

Потребность в свободе. Людям необходимо иметь возможность свободно выби­рать, как они проживут свою жизнь или, по крайней мере, выбирать некоторые аспек­ты жизни. Люди должны двигаться, как им нравится, свободно выражать себя и об­щаться с теми, с кем они хотят иметь дело. Потребность в свободе может противоре­чить другим потребностям, например потребности принадлежать другому человеку, будучи его супругом (супругой) или родителем. Также совершенно необходимо, чтобы выбранное поведение, которое позволяет удовлетворить определенную потребность, не препятствовало другим удовлетворять их потребности.

Потребность в интересном (развлечении, забаве). Потребность в развлече­нии имеет столь же большое значение, как и другие потребности. Развлечение являет­ся основной «генетической командой» для всех животных с высокоразвитой нервной системой, потому что именно развлечение позволяет им эффективно учиться. Развле­чение дает возможность избежать тяжелой, нудной работы в процессе обучения и уси­ливает мотивацию. Даже старым людям трудно обучаться чему-либо, если в процесс обучения не внесены элементы игры.

Картины в голове

В течение жизни люди создают личные альбомы, состоящие из детальных изобра­жений (картин) того, что им требуется для удовлетворения их потребностей. Глассер

(Glasser, 1984b) приводит следующий пример. Когда младенец начинал пронзительно кричать, ему давали печенье с шоколадной крошкой, которое он очень любил. Младе­нец немедленно «усвоил» картину, связанную с печеньем, и сохранил ее в запасниках своей памяти как нечто такое, чего следует искать тогда, когда он снова проголодается. Человеческие ощущения объединяются в сенсорную камеру, которая может, в частно­сти, воспринимать визуальные, слуховые, вкусовые и осязательные картины. Глассер предпочитает употреблять слово «картины» вместо слова «восприятие» прежде всего потому, что первое слово легче понять, а также потому, что приблизительно 80 % вос­приятий, содержащихся в альбомах, являются визуальными.

Личные картинные альбомы занимают лишь малую часть полного объема памяти. Личный картинный альбом — это особый мир, который Глассер называет миром каче-' ства. Этот мир больше, чем идеальный мир «Чем я хотел бы быть», так как он содержит специфические изображения того, что может удовлетворить потребность человека в любви, высокой оценке, успехе, развлечении и свободе прямо сейчас. Люди должны иметь, по крайней мере, одну картину, соответствующую каждой потребности. Факти­чески, невозможно иметь потребность и при этом не быть в состоянии быстро находить изображение того, как ее можно удовлетвореить. Однако люди обычно хранят в своих альбомах изображения потребностей, которые не могут быть удовлетворены в реаль­ном мире. Кроме того, картины в их головах могут быть нерациональными и несовмес­тимыми друг с другом.

Люди могут добавлять картины в свою голову или удалять их, если они не способ­ствуют удовлетворению потребностей. Когда люди меняют важные картины, они меня­ют свою жизнь. Единственный способ, с помощью которого картины можно изъять из альбомов, — это замена их чем-то другим, что позволяет удовлетворять ту же самую базисную потребность достаточно полно. Например, изображение любимого человека обычно можно заменить изображением кого-то другого. Иногда люди выбирают пожиз­ненное страдание, потому что не могут заменять картины. Например, избиваемые му­жьями жены нередко остаются со своими супругами, потому что имеют единственное «возможное» изображение любимого человека. Изменять свои собственные картины весьма трудно. Изменять картины других людей еще труднее, такое изменение возмож­но только при проведении переговоров и согласии обеих сторон на компромисс. Имен­но картины в голове человека побуждают его делать то, что он делает.

Картины в головах людей — это основное понятие, необходимое для понимания сути концепции мотивации в теории контроля. В основе поведения всегда лежат карти­ны в голове человека. Поведение обусловлено различием между картинами в головах людей, то есть тем, чего они хотят, и тем, что происходит в реальном мире, то есть тем, что они имеют. Когда различие существует, люди ведут себя таким образом, что это различие уменьшается. Это биологический факт: люди должны стремиться что-то де­лать для того, чтобы уменьшить это различие. Однако практически все поступки лю­дей определяются сделанным ими выбором.

Целостное поведение

В теории контроля поведение рассматривается скорее как попытка людей контро­лировать мир с целью удовлетворения своих потребностей, нежели совокупность реакций на стимуляцию. Поведение — это нечто большее, чем поступок или действие. Глассер использует термин «целостное поведение», когда объясняет суть разработан­ной им расширенной концепции поведения. В целостном поведении выделяют следую­щие четыре компонента.

Действие. Этот компонент состоит из активных действий, например ходьбы или бега, при совершении которых происходит сознательное перемещение в пространстве определенных частей тела. Однако при обычной деятельности совершаются и некото­рые непроизвольные действия, например, когда человек ест, он глотает пищу.

Мышление. Мыслительный компонент включает в себя как сознательное, так и непроизвольное (например, в мечтах, в сновидениях) генерирование мыслей.

Чувствование. Данный компонент включает в себя широкий спектр разнообраз­ных приятных и болезненных чувств, которые люди генерируют по своему выбору.

Физиология. Физиологический компонент (например, потение) связан как с про­извольными, так и с непроизвольными телесными механизмами, которые задействуют-ся в трех вышеперечисленных компонентах целостного поведения.

Глассер (Glasser, 1989) рассказывает об одном своем клиенте, который признавал, что находится в депрессивном состоянии. С точки зрения теории контроля, этот кли­ент угнетал себя сам или предпочитал находиться в депрессивном состоянии. В це­лостном поведении данного пациента можно выделить четыре следующих компонента. Первый компонент — это апатичное сидение на одном месте. Мыслительным компо­нентом могут быть такие мысли: «Какой толк? Все равно я ничего не могу поделать». Третий компонент — это боль и страдание. Физиологическими компонентами могут быть боль в животе и расстройство сна. Чем лучше находящийся в подавленном состо­янии человек понимает, что компонент, в основе которого лежат чувства, является лишь одним из четырех компонентов целостного поведения, и чем чаще этот человек использует глаголы типа «депрессировать» для описания своего поведения, тем в боль­шей степени он способен управлять своей жизнью. Человек, который признается в том, что он «депрессирует», или в том, что он по собственному выбору пребывает в состоя­нии депрессии, оказывается вынужденным признать, что у него есть выбор и, возмож­но, он мог бы выбрать что-либо лучшее и совершать что-то другое.

Глассер (Glasser, 1989) проводит аналогию между целостным поведением и четы­рехколесным автомобилем — каждому компоненту целостного поведения соответству­ет одно колесо автомобиля. Передние колеса — это компоненты, в основе которых ле­жат действия и мысли, а задние колеса — это компонент, связанный с чувствами, и физиологический компонент. Потребности являются двигателем, и водитель следует в направлении, наиболее точно соответствующем той картине из его личного альбома, которую в данный момент он считает особенно актуальной и необходимой. Как и води­тель автомобиля, человек может полностью сознательно выбирать, куда направлять передние колеса своего «автомобиля». Какие бы проблемы ни беспокоили клиентов, они всегда могут выбрать более правильный жизненный курс. Однако люди могут лишь в незначительной степени сознательно контролировать направление движения задних колес, соответствующих физиологическому компоненту целостного поведения и ком­поненту, связанному с чувствами. Следовательно, специалисты, практикующие кон­сультирование по реализму, должны фокусировать свое внимание на оказании помощи клиентам в изменении их действий и мыслей (передних колес) в гораздо большей мере, чем в изменении их чувств и физиологии (задних колес).

Люди как системы контроля

Люди представляют собой своего рода системы контроля; подобно всем живущим организмам, они все время пытаются контролировать мир с целью удовлетворения сво­их базисных потребностей, которые являются генетически встроенными. Люди как си­стемы контроля воздействуют на мир и на себя как на часть мира для того, чтобы полу­чить нужную им картину.

У всех живущих организмов есть два фундаментальных способа осуществления контроля над миром. Во-первых, все организмы стремятся воспринять нечто, имеющее место в мире, что поможет им получить изображение того, как они удовлетворяют свои потребности. Это входное измерение контроля мира. Во-вторых, все организмы стре­мятся воздействовать на то, с помощью чего можно удовлетворить их потребности. Это выходное измерение контроля. Например, томимые жаждой люди прежде всего долж­ны ощутить жажду, а затем осознать, что она может быть удовлетворена посредством питья воды. Кроме того, для того чтобы удовлетворить жажду, люди, которые хотят пить, должны воздействовать на мир или контролировать его, разыскивая воду или, если вода недоступна, какую-нибудь другую жидкость.

Люди как системы контроля сами выбирают те или иные аспекты своего поведения (из всего спектра возможных) для того, чтобы удовлетворить одну или несколько ба­зисных потребностей. Невротическое, психотическое, психосоматическое и аддиктив-ное поведение являются неэффективными попытками, которые люди предпринимают для того, чтобы контролировать мир с целью удовлетворения своих потребностей. Наи­более неэффективное поведение, например крайнее раздражение, выбирается созна­тельно. Другое поведение, например характеризующееся наличием психосоматичес­ких расстройств (таких, как артрит или сердечная болезнь), может быть менее созна­тельным; осознание его блокируется, потому что людям кажется слишком болезнен­ным понимание того, что они сами выбирают свое страдание. Что касается стрессов, то Глассер (Glasser 1984a) считает, что действительно напряженные ситуации складыва­ются чрезвычайно редко. Люди используют термин «стресс» при описании ситуаций, которые они не могут удовлетворительно контролировать посредством того поведения, которое они выбирают.

Хотя системам контроля нравится контролировать, никакой системе контроля не нравится быть контролируемой. Если другие пытаются контролировать людей или если люди пытаются контролировать самих себя таким образом, что оказываются фрустри-рованными их потребности, то эти люди всегда предпочитают протестовать. Иногда неповиновение выражается прямо. Однако чаще всего противодействие осуществля­ется косвенными способами, например предпочтением депрессии, мигрени или какой-либо болезни. Никто не может контролировать другого человека, если только этот че­ловек не убежден, что такой контроль способствует удовлетворению той или иной по­требности, соответствующей картине в его голове.

НОВОВВЕДЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...