Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Положения о выборах во вновь образованных субъектах Российской Федерации.




4. Положения о выборах во вновь образованных субъектах Российской Федерации.

На современном этапе развития регионального избирательного законодательства сформировалось два подхода к строительству его системы. Во-первых, это «пакетное» регулирование, когда региональное законодательство представляет собой «пакет» законов, регулирующих отдельные виды выборов. Во-вторых, кодифицированное регулирование: в этом случае избирательные отношения регулируются единым сводным кодифицированным нормативным актом (законом).

Так, в Белгородской области был принят Избирательный кодекс Белгородской области от 28 ноября 2002г., регламентирующий порядок проведения выборов законодательных (представительных) органов власти, высших должностных лиц, референдума и органов местного самоуправления.

В рамках «пакетного» регулирования в субъекте Федерации принимаются законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о выборах в органы местного государственного управления в субъекте Российской Федерации, о выборах в органы местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (такие законы могут касаться отдельно депутатов представительного органа местного самоуправления и глав местного самоуправления), об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (о системе избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации).

Законодательство субъектов Российской Федерации содержит также законы, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти, дающие толкование норм избирательного права. Такие акты также включаются в избирательное законодательство.

От законов, содержащих нормы избирательного права, входящих в состав избирательного законодательства и являющихся источниками избирательного права, следует отличать так называемые «правоприменительные законы» – законы, которые издаются в соответствии с избирательными законами, но не содержат норм права, а представляют собой правоприменительные акты. Например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом. Такой федеральный закон является результатом применения соответствующей статьи при образовании избирательных округов для выборов депутатов Государственной Думы. Форма правоприменительного закона широко используется для назначения выборов в органы государственной власти в субъектах федерации.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лекция 3. «Развитие институтов избирательного права и законодательства о выборах»

План:

1. Система и порядок выборов органов земского и городского самоуправления во второй половине XIX века.

2. Выборы членов Государственной Думы в дореволюционной России.

3. Основные черты организации и проведения выборов в советский период развития государства. Эволюция советского избирательного права.

 

1. Система и порядок выборов органов земского и городского самоуправления во второй половине XIX века

Крестьянская реформа 1861г. открыла ряд буржуазных преобразований в России во второй половине XIX в. Правительством Александра II был взят курс на капиталистическое развитие страны.

Закономерным шагом на этом пути была реорганизация местного управления. Земская реформа 1864г. вводила самоуправление новообразованных земских учреждений в губерниях и уездах, которое строилось на основных принципах буржуазного общества: всесословность, выборности всех гласных (членов земского собрания), зависимость избирательного права от имущественного ценза, формальное равенство и сменяемость гласных, демократизм и открытость. Инициатором реформы выступила самодержавная власть, опираясь на поддержку влиятельной либерально-чиновничьей группировки, интересы которой были завязаны на развитии капиталистического общества. При проведении реформы одной из главных целей правительства было переложить бремя содержания местного управления на население.

Избирательное право обусловливалось, в основном, имущественным цензом. Законом предусматривалось создание 3-х избирательных курий:

1. Курия уездных землевладельцев, которая состояла преимущественно, из дворян - помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. В первой группе были представлены крупные землевладельцы, имеющие не менее 200 десятин, а также собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимого имущества, стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Мелкие землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин, объединяясь, выдвигали лишь уполномоченных;

2. Городская курия, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера. Остальное население городов - мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие и др. - в выборах гласных не участвовало.

3. Сельская курия, в которой не устанавливался имущественный ценз, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое уже избирало земских гласных.

Обратимся к тексту “Положения... ”, статьи 23 и 28 которого четко указывает на группы лиц, обладающих правом голоса по куриям:

В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной стоимости или имеющие годовой оборот производства не ниже шести тысяч рублей;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного.

В избирательном съезде землевладельцев участвуют лично или через уполномоченных те крестьяне, которые приобрели в собственность, вне пределов крестьянского надела, участки земли, достигающие размеров, указанных в пунктах “а” и “г”.

В городских избирательных съездах участвуют:

а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее шести тысяч рублей;

в) лица, владеющие... недвижимой собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях от 2000 до 1000 жителей - не менее одной тысячи рублей и во всех прочих городских поселениях - не ниже пятисот рублей“

Число гласных, подлежавших избранию, распределялось между указанными группами избирателей так, что заранее обеспечивалось преобладание в земском собрании представителей от землевладельцев, т. е. в основном - помещиков-дворян. Так избиралось уездное земство. Выборы гласных в губернское земское собрание происходили на уездных земских собраниях.

Таким образом, системы выборов во “всесословное” земство на самом деле гарантировало руководящую роль дворянства, составлявшее вместе с представителями крупной буржуазии, подавляющее большинство в земстве.

В 1865-1967гг. примерно по 30 губерниям в уездных земских собраниях гласные - дворяне составляли около 42 %, купцы и прочие - 20 %, крестьяне - 30 %. В губернских земских собраниях дворяне имели 74 % гласных, крестьяне - только около 11 %.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...