Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Порядок выборов в Государственную думу




2. Порядок выборов в Государственную думу

Порядок выборов в первую Думу определял закон о выборах, изданный в декабре 1905 года. Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов.

В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начало. Согласно закону учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях, где работало не менее пятидесяти человек. В результате этого решения избирательного права лишались два миллиона рабочих.

Сами выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Норма представительства составляла: один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. - в городской, на 30 тыс. - в крестьянской, на 90 тыс. - в рабочей.

Для участия в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный ценз - владение от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, и имущественный ценз - наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

Городские избиратели в столицах и 24 крупных указанных в законе городах составляли один разряд (избирательная курия), пользующийся правом двухстепенной подачи голосов, то есть избиратели выбирали выборщиков, а последние в одном собрании - членов Думы.

Избиратели в уездах и всех других городах образовывали два разряда:

1) крупные землевладельцы

2) владельцы 1/10 ценза и священнослужители;

Первые выбирали двухстепенными выборами, а вторые - трехстепенными, то есть на предварительных съездах избирали уполномоченных, которые на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.

Для крестьян и рабочих предусматривалась сложная многоступенчатая система выборов. Сельские и хуторские крестьянские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах - уполномоченных, последние на уездных сходах - выборщиков от волостей.

По рабочей курии каждый завод, фабрика, предприятие горнозаводской промышленности, железнодорожная мастерская с числом рабочих мужского пола от 50 до 1000 человек избирали одного уполномоченного. Наиболее крупные предприятия избирали уполномоченного от каждой тысячи рабочих. Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих. На нем избирались выборщики для участия в губернском избирательном собрании.

Выборщики губернии от всех курий (от уездов, городских избирателей и крестьян) избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании. Выборы в третью и четвертую Государственные думы проходили на основании высочайшего манифеста от 3 июня 1907 года " О роспуске Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу", а также нового избирательного закона.

Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной буржуазии.

При этом городская курия делилась на курии 1-го разряда (крупная буржуазия) и 2-го разряда (мелкая буржуазия и городская интеллигенция).

Теперь в курии землевладельцев один выборщик приходился на 230 избирателей, в 1-м разряде городской курии - на 1000 избирателей, во 2-м разряде - на 15 тыс., в крестьянской курии - на 60 тыс., в рабочей - на 125 тыс.

Таким образом, землевладельческая курия и крупная буржуазия избирали 2/3 всех выборщиков, а на долю крестьян и рабочих приходилось около четверти выборщиков. Сильно сокращалось представительство от национальных окраин.

Казачьему населению было предоставлено право отдельно избирать своих уполномоченных и выборщиков.

Совершенно лишены избирательных прав военнослужащие на действительной службе, учащиеся в учебных заведениях, лица до 25-летнего возраста и женщины.

Число членов первой и второй Государственной думы в 50 губерниях 412, от 10 губ. Царства Польского - 36; от Кавказа - 32, от Сибири - 20, от Закаспийских областей - 19, от сибирских казаков, кочевых калмыков и киргиз и холмской православной епархии - 5, всего 524 (с 1907 года — 442 человек).

3. Основные черты организации и проведения выборов в советский период развития государства. Эволюция советского избирательного права

Избирательная система, действовавшая в Советской России в период с 1918 по 1936г., несмотря на принципиальное отличие, во многом по форме была построена аналогично действовавшей в Российской Империи при выборах в Государственную Думу. Общее начало, объединяющее эти избирательные системы, состояло в непрямом характере выборов.

О дне избирательного собрания и о дне выборов избирательная комиссия обязана была известить население не позднее, чем за пять дней до выборов (ранее этот срок составлял 13 часов до момента голосования). Несоблюдение этого срока вело к отмене выборов. Каким порядком производится голосование - записками, шарами, поднятием рук, тайно или открыто - заранее определяла избирательная комиссия. Избранным считался тот, кто получал простое большинство голосов, хотя бы большинством одного голоса. Если голосование шло по спискам, проходил тот список, который собрал такое же большинство голосов.

В системе советского избирательного права всеобщность исключалась отстранением от участия в выборах так называемых эксплуататорских элементов. Равенство подменялось неодинаковым представительством социальных слоев, сообразно их положению и роли в процессе производства, прямое представительство (в местных, региональных и центральных органах власти) заменялось представительством трудовых общин (коммун) - городских и сельских. Наконец, тайное голосование государством пролетарской диктатуры отменялось, так как «в порядке создания советского представительства пролетариат организуется в класс, чтобы уничтожить всякое классовое деление общества».

Избирательная система советского типа первоначально формировалась как узкоклассовый институт, имеющий целью отстранить от активного участия в политической жизни страны не только бывших «эксплуататоров» и асоциальных, с точки зрения господствующей идеологии, лиц, но и широкие массы трудящихся, ради которых, как утверждала официальная пропаганда, создавалась пролетарская республика Советов. Однако значение всех перечисленных преимуществ утрачивалось на фоне двух крупнейших недостатков избирательной системы данного периода, да и всей конструкции функционирования представительных органов власти. В Конституции СССР 1936г. раздел «Об устройстве советской власти» был поделен на главы об органах государственной власти (высшие органы СССР и союзных республик, автономных республик, местные органы, суд и прокуратура), а глава «Избирательная система» стала как бы логическим продолжением главы «Основные права и обязанности граждан».

Созданная на основании положений Конституции СССР 1936г. и Конституции РСФСР 1937г. избирательная система была безусловным шагом вперед по сравнению с прежними избирательными системами. Во-первых, она опиралась на общедемократические принципы - всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Во-вторых, с точки зрения законодательной техники, она поднялась на качественно более высокий уровень (решение вопросов о возрастном цензе, судимости, составлении списков, нарезке округов и т. д. ).

Однако многие формально демократические элементы не получили должного развития в нормативной регламентации избирательного процесса. Прежде всего, необходимо отметить нарушение принципа равноправия, выразившееся в неудачной схеме избирательных округов, и такие негативные элементы избирательной системы, как несовпадение субъекта права выдвижения кандидата в депутаты и субъекта голосующего за него, отсутствие реального плюрализма общественного мнения, характерным показателем которого является высокая явка избирателей на выборы и процент голосов, поданных «за». Фактическое же отсутствие альтернативных кандидатов вообще превращало выборы в формальность, лишая их привлекательности как для избирателей, так и для самих кандидатов.

Второй параграф «Выборы как элемент советской социалистической демократии (1977г. )» раскрывает развитие отечественной избирательной системы с принятием Конституции СССР 1977г.

Новеллой Конституции СССР 197 г. в части, касающейся нормативно-правового регулирования избирательной системы, было введение возрастного ценза для реализации пассивного избирательного права при выборах депутатов Верховного Совета СССР. Новизна состояла в том, что, во-первых, возрастной ценз в отношении депутата Верховного Совета СССР был снижен с 23 лет до 21 года; во-вторых, он был впервые закреплен на конституционном уровне. Границы избирательных округов по выборам в Совет Союза приходилось всякий раз корректировать по мере изменения числа проживающего в них населения.

В Конституции СССР 1977г. в главе «Избирательная система» появилась норма о наказах избирателей, но исчезла норма об обязательной отчетности депутатов и о возможности их досрочного отзыва. Но это не означает отказа от императивного мандата или изменения его характера. Отечественная избирательная система была атрибутивным порождением советского типа организации государственной власти, отразившей все положительные и отрицательные черты Советов как органов государственной власти.

В феврале 1986г. состоялся XXVII съезд КПСС. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев заявил: «Партия будет и впредь заботиться о том, чтобы депутатами избирались наиболее достойные люди, способные на высоком уровне вести государственные дела, чтобы состав Советов систематически обновлялся. В этом плане, видимо, настало время внести необходимые коррективы и в нашу избирательную практику. Здесь накопилось немало вопросов, ждущих своего решения». Затем в докладе на январском (1987г. ) Пленуме ЦК КПСС М. Горбачев предложил принять уже законодательный акт о внесении корректив в избирательную систему, а его проект всенародно обсудить. Первым действенным шагом на пути к избирательной реформе стал проведенный в 1987г. эксперимент в ходе выборов в местные Советы народных депутатов. На наш взгляд, этот эксперимент следует рассматривать как переходный этап к свободным выборам. Специфика эксперимента заключалась в том, что он проходил в условиях однопартийной политической системы. В соответствии с новым законодательством в экспериментальных районах выборы в соответствующие Советы проводились, в отличие от прежнего порядка, не по одномандатным, а по многомандатным избирательным округам. Кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, при превышении необходимого минимума 50% + 1 голос, становились депутатами. Другие кандидаты, получившие больше половины голосов, становились резервными депутатами.

Следующим этапом на пути формирования демократических представительных органов государственной власти стали выборы народных депутатов СССР 26 марта 1989г. Принципиально важное и необходимое нововведение, существенно демократизирующее избирательный процесс, - закрепление права кандидата в депутаты выступать с программой своей будущей деятельности.

Отметим, что избирательный эксперимент 1987г. имел большое психологическое значение. Он разрушал устоявшиеся догмы (выборы без выбора), открывал возможность для свободного обсуждения вопросов избирательной системы. В то же время многоступенчатая система выдвижения кандидатов в депутаты позволяла правящей элите «отсеивать» неугодных кандидатов. Выборы 1989г. проходили уже в другой обстановке. Выборы показали советским людям, что от их голоса и мнения во многом зависит путь, по которому пойдет страна. Таким образом, избирательные кампании 1987 и 1989гг. стали этапами на пути формирования высших представительных органов государственной власти на демократической основе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...