Глава VII. Глава VIII. Глава IX. Глава XI. Глав» XIII. Глава XIV. Глава XV
Глава VII
1 «Критский Зевс родился в пещере. Митра, Дионис и Гермес—в темном ^роте, Гор—
в «хлеве» (храме) «священной коровы» (Исиды). Также и Иисус родился глубокой
ночью в «невзрачном хлеве вифлеемском» (А. Древе. Миф о Христе, т. I, стр. 53).
Глава VIII
1 «Стих о голубиной книге» (или «глубинной», то есть премудрой)' —древнерусское
устное поэтическое. произведение религиозного характера, трактующее о происхожде-
нии мира и некоторых вопросах общественной жизни.
2 «Голубь, который имеет столь решающее значение в христианской мифологии, был
посвящен также вавилонско-сирийской богине Иштар или Астарте, равно как и гре-
ческой Афродите». (Георг Брандес. Первоначальное христианство. М., 1929,
стр. 11). О почитании голубя в религиях древнего мира см. также А. Древе. Миф
о деве Марии, стр. 21—23.
Глава IX
1 Плутарх пеоедает эту легенду в несколько ином варианте. Он пишет: «Оракул преду-
предил Филиппа, что он потеряет глаз, которым будет подсматривать в шелку, ко-
гда жена его Олимпиада лежит на ложе с богом в образе змея»
2 Рассказ об этом приводит римский историк 1—II вв. Гай Светоний Транквилл (см.
«Жизнеописание двенадцати цезарей». М., 1933, стр. 186).
8 Вера в чудеса, в частности в возможность близкого общения людей с богами, была
настолько распространена во время возникновения христианства, что эта женщи-
на была убеждена в том, что имела связь с богом, и с гордостью рассказывала пб
ί τ ο μ мужу и знакомым, которые также не сомневались в этом (см. Иосиф Фла-
вий. Древности Иудейские, ч. III, СПб. 1818, стр. 202—203).
4 «Варшавские университетские известия», кн. !. 1910. стр. 48.
Глава Χ
I Легенды о Кришне, см. ЛаллуДжи Лал. Прем Сагар (перевод с хинди, вступи-
тельная статья и примечания А. П. Варанникова. Изд-во АН СССР- 1937)
Глава XI
1 См. об этом Р. Ю. Виппер. Рим и раннее христианство. М., 1954, стр. 74—7Ь;
А. Б. Ρ а н о в и ч. Очерк истории раннехристианской церкви. М., 1941, стр. 48—49.
2 Сборник церковных правил и установлений.
3 «Позднейшее признание этой даты (25 декабря — день рождения бога. — М. Ш. ) со
стороны (христианской) церкви было просто лишь засвидетельствованием того фак-
та, что эта дата признавалась днем рождения солнечного бога, по крайней мере, по-
лудюжиной других религий—египетских, персидских, финикийских, греческих, тев-
тонских и т. д. » (Дж. Роберт, с он. Евангельские мифы. М., 1923, стр. 48).
II Изьестный французский географ Элизе Реклю пишет о сильном влиянии буддизма на
выработку христианского культа. «Имеются, —пишет Реклю, —даже свидетельства
такого влияния, свидетельства в высшей степени курьезные, —оказывается, что сам
Будда, хотя и под чужим именем, фигурирует в святцах христианской церкви!
Иоанн Дамаскин, монах VIII века, воспроизвел буддийскую легенду, придав дей-
ствующим лицам ее другие имена, именно, назвав их Варлаамом и Иосафатом, —
оба эти лица, выведенные в легенде, были затем причислены к лику святых, тогда
как Иосафат на самом деле не кто иной, как Будда! Восточная церковь празднует
этого святг·о 26 августа, тогда как католики справляют его 27 ноября» (Элизе
Реклю. Человек и Земля, т. III. СПб. 1907 стр. 254).
Глав» XIII
' Книга французского исследователя Э. Мутье-Руссэ «Существовал ли Иисус Христос? »
иышла в 1922 году. В русском переводе книга вышла β 1929 году в изд. «Атеист»,
Москва.
2 Управляющий четвертой частью провинции.
Глава XIV
1 Бакаба «христианизированные индейцы отождествляли с Христом» (Диэго де
Л а а д а. Сообщение о делах в Юкатане. 1955 стр. 50).
2 М. Б ρ и к н е р. Страдающий бог в религиях древнего мира. М., 1923, стр. 26.
8 Птолемеи — династия царей Египта, правившая в 305—30 гг. до н. э.
4 «К н и г а мертвых»—современное название древнеегипетского сборника магиче-
ских гимнов и заклинаний. Древние египтяне клали в гроб свиток папируса с тек-
стом «Книги мергвых», что. по их представлениям, обеспечивало благополучие умер-
шего в загробном мире.
Глава XV
' liaic'JTc? ° виду, что поклонение троице богов было распространено во многих религиях
задолго до христианства.
1 В Вавилонии при династии Хаммурапи Бэл (он же Мардук) почитался как верховный
бог и был объявлен «первородным сыном» премудрого бога Эа (см. Б. А. Т у ρ а е в.
История древнего Востока, т. I, 1936, стр. 122). Спустя 2 тысячи лет по этому и мно-
гим подобным образцам сказочный Христос был объявлен «первородным сыном»
главного бога — бога-отца.
3 «Законы М а н у»—один из древнейших индусских литературных памятников, со-
держащий, подобно Библии и Корану, свод религиозных заповедей, обрядов, легенд
и преданий, а также предписания обычного права. Составление их приписывается
мифическому родоначальнику людей Ману.
* По-видимому, имеется в виду следующее место из «Законов Ману»: «Разделив свое
собственное тело, Всевышний стал из половины мужчиной и из половины женщиной;
от нее он произвел Вираджа» (С. Д. Э л ь м а н о в и ч. Законы Ману. СПб., 1913,
стр. 5).
а «Все индусские божества считаются подчиненными «Троице», или Тримурти, среди
которой Брама является творцом, Вишну — богом, поддерживающим мир, и Сива —
разрушителем... » (Элизе Реклю. Человек и Земля, т. III, стр. 154)).
В древней Индии боги имели по три и больше лиц. «Шива доныне изображается в Индии
порой даже с пятью ликами» (Э. Маккей. Древнейшая культура долины Инда.
М., 1951, стр. 67).
8 В религии инков первенство отдавалось... Пачакамаку, «творцу мира»... Тремя вели-
кими божествами были гворец, солнце и гром. Изображения их выносились вместе на
больших празднествах... ламы приносились в жертву всем трем, и к ним можно было
обращаться в общей молитве: «О, творец, и солнце, и гром, будьте всегда молоды,
умножайте народ, и пусть он всегда живет в мире» (Э. Т э и л о р. Первобытная куль-
тура. М., 1939, стр. 460).
' В мифологии синтоизма после сотворения множества богов три божества выступают
на первый план, «именно божество солнца (Аматерас оками), великое светящее на
небе божество, бог луны и Сусаноо. Между этими тремя божествами творец делит
власть над плоскостью неба, над ночью и океаном» (П. Д. Ш а н т е π и-д е-л я Со-
с е и. Иллюстрированная история религий, т. I. СПб, стр. 114).
Глава XVI
А. М а л ь в е р. Наука и религия. Ленинград, 1925.
Воспользуйтесь поиском по сайту: