Олег Еловой и Виктор Давыдов.
Об этих художниках говорить сложно. По сути, это единственные радикалы, которые " остаются в пределах" актуального искусства до сих пор. Объединить их я решилась, исходя не только из того, что перфомативные действия художники совершали вдвоем (не создавая при этом никаких групп и объединений). Дело в том, что эти художники создавали " мифа", или " персонажа", всегда оставаясь сами собой, их " простецкие акции" (по высказыванию А. Шабурова) связать одной темой, тем более назвать сериями. Немногочисленные их совместные проекты довольно таки актуальны для пределов провинциального города " Внутренней России", к тому же довольно таки социальны. Олег Еловой в основном занимается инсталляциями, наполняя каждое свое произведение прочитываемым контекстом, творя странные " вещи" ради самого процесса творения, оставаясь до предела серьезным и не склоняясь к текстовым изыскам (достаточно посмотреть на его произведения в рамках выставки " Post-ВДНХ" ). Он - создатель " Музея простого искусства Урала и Сибири" (больше известного, как " Дача Елового" ), который довольно успешно, хотя и негласно, неофициально заменил собой галерею " Eurocon". Член объединений " Басик" и " Eurocon", участник масштабных выставок " Еurokon-96" и " Post-ВДНХ". Несмотря на то, что художник активно работал с Мизиным и Голиздриным, до откровенного шокирования публики всевозможными зрелищами не дошел. Вот некоторые его проекты, которые скорее можно назвать инсталляциями, или своеобразным вариантом lend-арта, если бы не изобилие глубокомысленых жестов, сопровождающих протекание действия по созданию произведения:
" Консервация зимы": закатанный в две 3-литровые банки в преддверии весны снег почему-то не таял, когда снежный покров вокруг уже сошел. " Изменение уровня воды": привязанные к набережной полиэтиленовые мешки с изменением уровня воды в реке начинали испражняться тонкими струйками. " Винил forever": группа участников выезжала в заснеженное поле под Свердловском и, обнажившись, фотографировалась, прикрывая причинные места вышедшими из моды грампластинками. В 1998 г. приступил к осуществлению грандиозного проекта " Герои Вселенной", посвященного всем жертвам года минувшего. Инсталляцию " Сна шахтера" (в день траура по погибшим шахтерам) сам Еловой определил, как " даун-экспозиция": в затененном зале со свечами на полу по кругу на спецтележке каталась гипсовая маска в шахтерском шлеме, обращенная к потолку, на который проецировались " порнобытовые" слайды, а посетителям предлагали по стакану водки и по куску ржаного хлеба. " Вышитые альпинисты: дощатый пирамидообразный объект, на котором нарисованы елки и альпенштоки - мемориал погибшим альпинистам, а вокруг развешаны вышивки по эскизам художника. Под эгидой Музея простого искусства (при поддержке ТАУ) провел три конкурса среди уральских ювелиров, призванные пересмотреть привычные приемы и материалы расхожего " уральского ремесла". В 1997 году для изготовления ювелирных изделий всем желающим были выданы гвозди (" Мастер-Гвоздь" ), в 1998 году - алюминиевые ложки (" Ложка дальше" ), а в 1999 году - банки с тушенкой (" Искусственная банка" ). А также выставку " Без названия" на которой, совместно с Мизиным и Голиздриным, на которой царствовала брутальная телесность и подчеркнутая маргинальная направленность. Однако к перформантивным актам художник перешел несколько позднее, Виктор Давыдов больше известен как директор " Студии Ю-7", деятельность которой немаловажна для развития вообще искусства в Екатеринбурге, и участника в Зареченском проекте " Атомная Провинция".
В 1999 году художники совместно провели ряд перформансов " открытого типа" (то есть действий, открытых для зрителей) " Подкуп избирателей" - в канун выборов в Госдуму художники запустили по реке Исеть 50 пенопластовых рук избирателей с привязанными к ним в качестве грузил бутылками водки. Часть из них - по заверениям устроителей акции - сумели доплыть до Северного ледовитого океана. В другой раз устроили альтернативный конкурс красоты " Мисс Екатеринбург" среди раскрашенных ими свиней: " Три поросенка, или Боди-арт по-уральски". Широко разрекламировав данное событие, художники утверждали, что их перформанс - " Чувственный удар по буржуазному вкусу, оплеуха низменному поп-арту, точечное бомбометание по мещанскому эротизму, море поросячьего визга и глубокомысленные интеллектуальные прорывы". Пожалуй, что еще отличает эту пару художников, так некая нарочитая маргинальность, избранная как программа к действию - от того и использование минималистических средств, и некая аутеистичность, и никаких заверений в попытке " актуализировать культурную среду". Так же как и многие столичные радикалы, художники обращаются уже к социальным проблемам, интуитивно чувствуя необходимость выхода на иной уровень комуникативности. (64) Как ни странно, но 1998 год оказался для екатеринбургских художников роковым - Мизин и Шабуров уехали осваивать новые пространства, Арс. Сергеев, справедливо считая, что в Екатеринбурге нет возможности для реализации радикальных проектов, предпочитает совершать перформансы вне города, а Голиздрин, похоронив своего героя, словно подписал траурный приговор радикальному искусству во " внутреннем городе России". Несмотря на то, что и по сей день в Екатеринбурге реализовываются довольно таки интересные выставки и проекты, сама культурная среда города так и не была актуализирована (что очень наглядно показала реакция на выставочный проект А. Ерофеева " Безумный двойник" ). Главный " миф" екатеринбургских радикалов лопнул, не принесши плодов - оказалось, что в " третей столице авангарда" очень тяжело объяснить обывателям, что симпатичное и милое искусство не всегда актуально и не согласуется ни с тем, что происходит в мире, ни с тем, что творится вокруг, в самом городе. Радикальность, не сходившая " со сцены" долгих три года, замерла. художественная профессиональная среда была немного растревожена, что дает право надеяться - радикальное искусство, пытающееся говорить на столь непривычном в провинции " актуальном" языке, заинтересовало молодое поколение (от того, с таким интересом были восприняты и семинар на выставке " Безумный двойник", и новый Соросовский проект Мизина именно со стороны студентов, как активно сейчас функционирует именно " Музей Молодежи", по сути, ставшим новым оплотом современного искусства в городе).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|