Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение.




В своем исследовании я попыталась представить наиболее полную картину развития перформанса, как вида искусства. Сложность изучения состояла в том, что если на западе перформанс давно уже оформился, получил официальный статус вида искусства, то в России этот процесс легализации был крайне замедлен. До сих пор нет ни крупных исследований, ни желания серьезно воспринимать вообще процессуально искусство. Несмотря на то, что в столичной школе перформанс уже состоялся, выродившись в совершенно причудливые формы, дав возможность дальнейшего развития подобному направлению в искусстве, и вряд ли будет продолжение, а провинциальные школы только осваивают процессуальный опыт, переиначивая его под ситуацию в своем городе.

Однако, совершенно уверено можно говорить о том, что перформанс, как явление отечественного искусства состоялся. И не столько перенял западные формы (можно даже говорить о самостоятельном развитии этого вида искусства на первом этапе), сколько развил собственные принципы формообразования.

На сегодняшний день процессуальное искусство представляет яркую ветвь развития актуального современного искусства в России, перейдя из разряда маргинального и курьезного искусства, не стоящего внимания, в основополагающую проблему. Мне кажется, что на данный момент складывается впечатление, что именно перформанс, в рамках которого художнику было позволено все, и зародилась основа " тупикового состояния" отечественного искусства на канун нового тысячелетия. Но я с такой точкой зрения не согласна. Мне кажется, именно перформанс дал возможность построения новых отношений со зрителем, помог расширить границы искусства, дистанцироватся все же от классической нагружености русского искусства рефлексией в сторону традиции. И то, что сейчас в столице идет угасание интереса к префомативным действиям как раз свидетельствует о достижении этих целей.

Перформанс, который, казалось, появился в отечественном искусстве вне зависимости от западного опыта, оказался той областью, где как никогда ярко проявилась возможность интерпретационного творчества. Не имея единой формы выражения, не вписывается в рамки переделенных приемов, материалов, програмности формы и материала, главная его особенность - разнообразие, и дистанцирование от каких либо норм и конвенций.

Исходя из исследования генезиса отечественного перформанса, можно отметить, что происходит странное явление - казалось бы в столичной школе, где искусство имеет более широкую плоскость применения, перформанс утрачивает новизну, оставаясь на уровне провокативности, не получая дальнейшего развития. Провокативность, как в работе уже упоминалось, была необходимым условием для появления следующего витка процессуального искусства, но именно этот фактор оказался более всего неприемлем для российского зрителя. Но именно такую специфичность отечественные художники внесли в перфомативные действия, превратив перформанс в " явление" российского искусства, или в " новый русский перформанс" (как определила в своей статье Е. Кикодзе (68)). Провокативность, которая как никогда выявила особенности менталитета и табуированности сознания, показала возможность зрителя к рефлексированию и дистанцированности восприятия, а так же желание и возможность художников выходить на решение новых коммуникационных задач и стремлению к радикальному разрешению " застоялости" в художественном процессе. Однако, на сегодняшний день все эти качества перформанса превращены в условную игру в дерзкого художника, на " моду в искусстве", на зрелищную съемку масс-медиа. Перед отечественными художниками и искусством, зараженным иновациоными процессами сейчас встают другие проблемы, такие же глобальные и серьезные, как и в 70-е, и в 90 - е годы, решить которые, как мне кажется, в рамках не обновленного перфомативного искусства, рассчитанного исключительно на " взрыв ситуации", очень сложно.

В провинциальных условиях провокативность уже рассматривалась художниками не как самоцель, а как единственная возможность для самореализации в условиях абсолютной неактуализированности культурной среды. Однако, как показывает исследование процессуального искусства в Екатеринбурге и Новосибирске, провокативность в условиях провинции конечно же предоставляет широкие возможности, но не имеет развития, так как художники сами себя загоняют в тупик - так как все же ориентируясь в перфомативных актах на столичную школу, нет изначальной установки на " вырывание ситуации". Провинциальный перформанс возникает как попытка самоиндификации художника в условиях изменяющейся художественной ситуации, в условиях увеличения разрыва между провинцией и столицей. Но именно в условиях провинции был найден выход на новый уровень комуникативности, а значит и на иной формообразующий принцип перфомативного искусства - становящегося более созерцательным и уходящим от резких провокативных действий.


 

Хроника радикального искусства Екатеринбурга.
События 1993 - 1999 годов.

1992 - Первый Lend-артовский проект А. Голиздрина " Лес вертушек", реализованный в " мертвой" среде окраин города Е.

1993 (лето) - Акция " День птиц", проведенная художниками города Заречный (впоследствии объединившихся в " Атомную провинцию" ). Суть акции: на протяжении некоторого времени художники обривали друг другу головы под яйцо. (Художники А. Вяткин, В. Давыдов и прочие).

1993 - Проект " Искunstво", реализованный художниками " Атомной провинции". В ходе акции в центре тихого провинциального городка под грохот нечеловеческой музыки были расставлены жестяные бочки, куда любой горожанин мог сунуть записку со своим заветным желанием (о чем предуведомил местный телеканал), потом бумажки сожгли, а пепел торжественно развеяли по ветру.

1994 - Выставка художников " Атомной провинции" " Для Ивана" названная так по той причине, что художники поместили в центре выставочного зала террариум, в которой находилась жаба по имени " Иван" и была самым (по мнению художников) благодарным и молчаливым зрителем.

1994 - Реализация основных Lend-артовских проектов А. Голиздрина (" Лапка", " Мраморное дерево", " Зубы песка", " Квадрат ветвей", " Молоко" ).

1994 - Реализация серии В. Мизина " Тоталитарные вагины", представляющая коллажи из портретов Мао и Ким Ир Сена, соединенные с порносюжетами.

1995(март) - Выставка - проект " Карта местности" Арсения Сергея и Александра Шабурова (Американский информационный центр).

1995 - Реализация проекта " Самореклама", или " Это - первый" А. Шабурова, в ходе которого во всевозможных публичных местах появлялись небольшие листовки с изображением художника, подписанные примерно так: " Это я научил мир копировать"; " Моя красота спасет мир" и прочее.

1995 - Организация " Музея простого искусства Урала и Сибири" (или " Дача Елового" ) разместившийся в сундуках и коробках в доме-усадьбе - мастерской О. Елового на ул. Октябрьской революции, 34.

1995/97 - Реализация проекта " Superman Иван Жаба", в ходе которого А. Шабуров превратил ничем не примечательную жабу с выставки художников " Атомной провинции" в супермена, " нового уральского героя", которого немедленно проанализировал, систематизировал, каталогизировал и музеефицировал в форме передвижного Народного музея нового русского богатыря, существующего главным образом в приватном пространстве личного жилья художника.

1995 - Возникла ассоциация " Environment" в составе Александра Голиздрина и Натальи Курюмовой. Ассоциация стала активно продвигать лэндартовские проекты в екатеринбургской художественной среде и далеко за его пределами (основные акции, проведенные в этом году - серия " Терапия" ).

1995/98 - запуск Л. Луговым серии " perpetuum mobile", которые потом составили костяк " Виртуального музея современного уральского искусства" (1997).

1995 - Проект О. Елового " Винил forever", по ходу которого группа участников, под руководством художника, выезжали в заснеженное поле под Свердловском и, обнажившись, фотографировалась, прикрывая причинные места вышедшими из моды грампластинками.

1995 - Проект О. Елового " Консервация Зимы", во время которого художник хранил дома закатанный в две 3-литровые банки в преддверии весны снег.

1995 - А. Голиздрин, и вместе с ним художник О. Еловой и новосибирские радикалы В. Мизин и Д. Булныгин, в 1995 г. побывали в Цюрихе (Швейцария) на международном симпозиуме современного искусства, где прониклись идеями группы " Eurocot" (в переводе - " евроговно", " евромусор", " евроотбросы" ), основатель которой, Marc Divo, именует свою художественную доктрину изготовления произведений искусства из отбросов современной европейской цивилизации ни иначе как " постмодернистское необарокко", и призывает к активным радикальным действиям по переработке этих самых культурных отбросов.

1995(май) - Проект О. Елового " Изменение уровня воды" - привязанные к набережной полиэтиленовые мешки с изменением уровня воды в реке начинали истекать тонкими струйками.

1995/96 - Серия многочисленных проектов радикальных Урало-Сибирских художников Голиздрина, Мизина, Елового, Булныгина: " Fluxus: УГАХА как полигон для MONTANEBIKE" в Уральской архитектурно-художественной академии (этакий символический подъем на художественный Монблан европейской авангардной традиции в форме выставок-инсталляций и действий в духе dada); международный экологический арт-мост " Eurokon-96" (с 1 по 18 июня 1996 года совместно с приехавшими швейцарцами, художники творчески осваивали свалки заводов Втормет, РТИ, керамических изделий и " Уралшина", подкупленных экологической фразеологией разосланного им проекта). После чего художники переименовали свою ассоциацию " Environment" в урало-сибирское подразделение " Eurocota", для благозвучности заменив в нем последнюю букву.

1996/98 - запуск на " Студии Ю - 7" В. Давыдовым проекта " Галерея арт-клипов".

1996 - Выставочный проект Арс. Сергеева " Повседневные иконы".

1996 - Физиологический проект В. Мизина " Части тела" и " Неогермафродиты". Создавал из фрагментов фотографий своего тела " гомункулюсов экстремальных чувств".

1996 (22 апреля) - Реализация проекта А. Шабурова " Про любовь", в ходе которого художник при помощи фотоаппарата фиксировал проявления " идеальных" отношений между людьми. Затем, по ходу развития теории о чувствах, художник реализовал под-проект " Радости обычных людей", во время которого он писал и читал по местному радио рассказы о том, как радостно ему убеждать красивую девушку Инну о том, что он самый настоящий художник.

1996 (июнь) -психотерапевтический социальный проект Арс. Сергеева " Каждый сам себе большой", в ходе которого художник оклеил плинтуса портретами знаменитостей с журнальных обложек, позволив каждому зрителю соотнести с ними истинный масштаб собственной личности.

1996 (декабрь) -Акция Л. Луговых и А. Голиздрина " Генетика. Энергетика. Терроризм", где экспонировались эскизы все тех же perpetuum mobile, а сам он, облачившись в восточный халат и солнцезащитные очки, предсказывал обнаженному А. Голиздрину его художническую судьбу по картам Таро. В рамках данной выставки также планировалось взорвать здание американского консульства в Екатеринбурге - согласно сопроводительному бреду, это было непременным условием " Союза мусульманских физиков-ядерщиков", предоставивших Луговых недостающие детали вечных двигателей.

1996/97 (декабрь - январь) - Организация первой (и единственной) галереи радикального искусства в Екатеринбурге художником А. Голиздриным. Расположившаяся в крошечном зале на первом этаже УГАХА, галерея " Eurocon" стимулировала актуальный художественный процесс в Екатеринбурге более, чем какая- либо другая институция. Почти каждая его акция стала объектом пристального внимания молодежно-студенческой Среды и СМИ, интерпретировавших происходившее с присущей журналистам интонацией скандальности. Главная задача, которую поставил перед собой А. Голиздрин, как куратор - радикализировать до передела художественную среду Екатеринбурга.

1997 (февраль) - Организация выставки - проекта " Еврокон" им. Курицына. Традиционные Курицинские чтения, которые совпали с юбилеем критика, были превращены в двухуровневый художественный проект. Во-первых в публичной библиотеке им. Белинского были развешаны лозунги и приветственные плакаты, а так же организованна выставка подарков, во-вторых, в галерее " Eurocon" была организована чреда акций, в ходе которых читались стихи, снялась гипсовая маска с юбиляра, а так же кинокритик С. Анашкин обрызгал своей венозной кровью листики со стихами юбиляра.

1997 - Под эгидой Музея простого искусства (при поддержке Телевизионного агенства Урала) О. Еловой провел три конкурса среди уральских ювелиров, во время которого призвал пересмотреть привычные приемы и материалы расхожего уральского ремесла. В этом году прошел первый тур " Мастер-Гвоздь" - когда для изготовления ювелирных изделий всем желающим были выданы гвозди.

1996/97 (декабря) - Реализация проекта Арс. Сергеева " Чтение накрест". Во время выставки художник разрисовывал перечеркнутые крестом открытки-послания непонятно кому, кодируя мимолетные впечатления банальными символами лирического иконографическими элементами православного канона.

1997 - Проект Арс. Сергеева " НЕВАЖНО", по ходу которого, в течение 1997 года художник раздавал всем желающим наклейки с надписью - в качестве средства достижения единоразовой общедоступной релаксации.

1997 (14-28 мая) - Выставка " Post-ВДНХ", проходившая в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Второе название - " Артпарад обычных вещей, художественная выставка товаров народного потребления". Во время выставки было проведено несколько акций и перформансов. Сама по себе выставка явила желание художников по-современному сотрудничать с крупными торговыми фирмами. На выставке зрительскому вниманию было предложен ряд инсталляций, составленных из товаров народного потребления, как крупномасштабных (таких, как снегоход в объекте О. Лугового " Сладкая зима", иди холодильники в инсталляции А. Шабурова " Doom" ), так и более простых (как шоколад, банки с консервами и пр. ). Художники - организаторы: В. Мизин, О. Еловой, А. Голиздрин, Д. Булныгин, А. Шабуров.

1997 (декабрь) - Проект - инсталляция А. Голиздрина " Виртуальный стог", проходивший в фойе УРГАХА. Стог представлял собой конструкцию из сена, в центре которого находились два перекрещивающихся отверстия, на пересечении которых находилась модель православного храма. По протеканию проекта задумывалось менять " начинку" - после храма в цент стога предполагалось поместить валенки, литеру А, бутылку с водкой, прозрачная призма. Но, по настоянию противопожарной службы через два дня после установки, стог был разобран. На месте добровольно разобранного проекта художник соорудил маленький стожок - памятник нереализованной художественной мечте. На утро следующего дня этот маленький стожок так же был разрушен, без ведома автора одним из преподавателей института. Это спровоцировало ответную реакцию художника, крайне агрессивного характера. Е. Крживицкая в " хронике" (Комод # 8, с. 91) пишет: Стог Голиздрина первым отчетливо сформулировал интерес уральского бессознательного к русской тематике. И, поскольку в разряженной культурной среде деятельность сводится к созданию аттракционов для публики, инсталляция организованна в соответствии с симуляционной политикой... Спонтанная акция Голиздрина открывает череду радикальных проектов в галерее " Eurocon"

1988 - Выставочный проект В. Мизина и О. Елового " Новые русские ангелы" (представленный зрителям после росписи совместной росписи церкви). На выставке были представлены: кинетический объект, махающий 2-метровыми крыльями из скрепленных гусиных перьев, одновременно колотящий молотками отбивные из тушек ощипанных птиц и фотографии людей на фоне огромных махающих крыльев. " Данный кинетический объект оказался первым в чреде ряда объектов. Художниками была открыта тема функционирования искусства, которая в горнозаводском крае понимается как работа отлаженных механизмов. (Е. Крживицкая, Комод # 8, с. 92)

1998 - В рамках проекта " Герои Вселенной", посвященного жертвам минувшего года, О. Еловой представил кинетический объект " Сон шахтера" (в день траура по погибшим шахтерам). Жанр своего объекта Еловой определил, как " даун-экспозиция": в затененном зале со свечами на полу по кругу на спецтележке каталась гипсовая маска в шахтерском шлеме с фонариком, обращенная к потолку, на который проецировалась старая советская кинокомедия, а посетителям предлагали по стакану водки и по куску ржаного хлеба. Главная проблема, решаемая художником в данной инсталляции - проблема верха и низа/жизни и смерти.

1998 - Второй объект из проекта О. Елового (совместно с Е. Сваловой) " Герои Вселенной" - " Вышитые альпинисты". Высокий пирамидообразный объект с нарисованным ледорубом, елками и космическим спутником наверху являлся мемориалом всем погибшим альпинистам. На стенах развешаны вышивки, созданные по картинам художника с изображениями оленей в стиле " примитивизма", отчего выставка принимает народно - технический, подчеркнуто кустарный характер.

1998 - Реализована первая серия видеоперформанса " Черная Рука" на фестивале в Царском селе " Кук-арт III". Превратившись из критика - художника в монстра, Сергеев не только представил " объективного критика", но и нового " героя" - персонажа из детских страшилок, который портит все, к чему прикасается.

1998 - Второй тур конкурса уральских ювелиров в Музее простого Искусства О. Елового " Ложка дальше", где в качестве материала желающим поучаствовать предлагались алюминиевые ложки.

1998 (14 февраля) - Перформанс А. Голиздрина " Love machine ". Действия, совмещенные со сложной конструкцией, которая символизирует личную жизнь автора. Как человека и мартовского кота одновременно. Объект состоял из огромной кровати, надставленной внизу кухонными ножами, над которой висело огромное неотесанное бревно, продетое сквозь дыру в стерильно белой простыне, измазанную красной краской, к корой было прикреплено ледяное яблоко. Художник, загримированный под кота, с привязанным кошачьим хвостом и красными лампочками в паху, облизал ледяное яблоко, которое символизировало клитор, и стал раскачивать фаллическое бревно, размазывая красную краску по простыне, разбил зеркало, крича мартовским котом. Для самого художника инсталляция стала своего рода фетишированным заклинанием, способом воздействия на свою личную жизнь. Это провоцирует смысловую нагруженность, закодированностью деталями-метафорами и переизбыток декоративизма.

1998 (9 марта) - Перформанс группы " Засада Цеткин" - " Теперь ты мой". Реплика в адрес международному женскому дню, антифеминистической направленности. Четыре женщины (художница и три искусствоведа) вымыли дюжину килограммов моркови, после мытья заботливо вымыли и аккуратно укладывали на махровые полотенца. В это же время транслировался видеотрек с переодически повторяющимся манифестом группы: " В России модно быть женщиной, особенно после того, как стали править кухарки. Кухарка обладает особым свойством удержать власть. Этот способ - прикармливать голодных. В России всегда найдутся голодные, которые признают власть кухарки. Но кухарка не повар, она не обладает свойством удовлетворения сытого. Раздвигающаяся кровать в супружеской спальне - это аппарат искусственного голода и вечной власти кухарки.... ". по мнению Е. Крживицкой, перформанс содержит читаемую реплику в сторону известного перформанса М. Абрамовича " Балканское барокко": в мягкой форме кодируются существующие отношения между полами как " война", символами жертв которой становятся " максулинские" корнеплоды.

1998 (апрель) - Проект А. Голиздрина " Nydroponica Russia", во время которого художник высадил в женские гигиенические прокладки семена пшеницы. В итоге, кудрявые пробивающиеся к солнцу ростки были продемонстрированы зрителям в качестве " скульптурно-растительного" объекта.

1998 - Серия работ И. Зиганьшина " Жизнь упаковки". Выставка затрагивает актуальную тему отходов цивилизации.

1998 - Проект Арс. Сергеева " Железное обустройство личного пространства" - серия фотографий оконных решеток и железных дверей.

1998 - Проект В. Давыдова " Урал - опорный край державы" - в ходе которого художник творчески обработал неосознанное пристрастие уральцев к солярному знаку, который можно наблюдать в виде железных " узоров" на окнах жилых домов и производственных помещений.

1998 (23 мая) - Первая " серия" перформансов А. Голиздрина - " Ихтиандр Ботанического района". В полузатопленном строительном котловане Ботанического района, художник, одетый во фрак, продемонстрировал малочисленным зрителям перформанс " Свадьба Ихтиандра", в ходе которого бросал в воду лещей, выловленных в реке Исети, привезенных на место во фляге, отдавал этой рыбе честь, зачитывал манифест, в котором объявил себя Ихтиандром Ботанического района. Провозгласив на данной территории " шизогероическую реальность", художник оголился, и, сверкая наклеенными чешуйками и позолоченным половым фаллосом, демонстрировал упражнения латиноамериканских индейцев, бегом перемещался по обширной территории стройки, с разбегу прыгнул в воду, ловил рыб зубами, играл с ними. Потом, после неудачного коитуса с одной из рыб, покинул площадку на сверкающем джипе. Положенный в основу спецпроекта " ТАУ", этот перформанс вызвал бурную реакцию зрителей.

1998 (23 июля) - Перформанс " Борьба Ихтиандра" А. Голиздрина и Н. Курюмовой. Перформанс спровоцирован вызовом художника в Гор УВД в связи с демонстрацией спецпроекта ТАУ. Художник был доставлен к воротам здания Гор УВД двумя " санитарами" в ржавой железной бочке на колесах, зарешеченной и закрытой на замок. Помещенный в бочку Голиздрин был одет в костюм с галстуком, в руках - с томом сочинений А. С. Пушкина. Н. Курюмова, после зачитывания манифеста, спустила в бочку пиявок, а художник декламировал произведения великого стихотворца " Поэт и толпа". После чего бочку попытались ввезти на территорию Гор УВД.

1998 (20 августа) - лекция - выставка " Улет из отчего гнезда", приуроченная к официальному закрытию галереи современного искусства " Euvrocon". Псевдонаучная лекция А. Голиздрина на фоне предметов - символов, лежащих на столе, покрытым черной скатертью: гнезда - символа УРГАХА, яйца - символа галереи, шприца - символа инъекции в художественную жизнь радикализма, раковины - символа женской телесности. Кроме того, художник дополнил свою лекцию графическими пояснениями и муляжом - крылатым фаллосом. Художник превратил закрытие галереи в акт акселерации своего героя, которому стали " тесны" стены академии, и своей неспособностью работать творчески в рамках существующей институции. Так же в ходе акции была продана копия письменного распоряжения о закрытии галереи, подписанного ректорам академии (за цену, в 50 раз превышающую себестоимость).

1998 (20 августа) - Презентация буклета-справочника " Кто есть кто в современном искусстве Екатеринбурга". Справочник, который по мнению А. Ерофеева позволил упорядочить и структурировать местную художественную ситуацию.

1998 (ночь с 12 на 13 ноября) - Первая часть дилогии " Нереста Ихтиандра" - перформанс, проводимый на Широкореченском кладбище, городских улицах, у памятников Бажову и Хозяйки Медной Горы. Перформанс проходил в несколько частей. Первая - подготовка к родам: с доктором и санитарами клизмой для Ихтиандра-роженицы. Вторая - сам нерест: метание металлической икры с автовышки, созданной из металла неизвестного состава (каждая икринка спускалась на парашутике), перерезанием пуповины (обрезание парашютов с металлических икринок). Третья - преодоление эдипова комплекса (отрубление головы черного петуха - " папы" Ихтиандра), поездка в город на велосипеде к памятнику Бажова и Хозяйке Медной Горы на поклонение, и, наконец, гибель на старом кладбище. Художник прекратил жизнь своего персонажа мотивируя его смерть законами природы (но в пределах собственного " мифа" ). Нежизнеспособность персонажа объясняется как неблагоприятной средой, так и отсутствием внутренней перспективы развития (слишком высок градус радикальности, слишком сложны перформансы по исполнению и метафоричной нагружености).

1998 (14 сентября) - Выставка - презентация кончины Ихтиандра. Зрителям показаны фотографии с lend-артовскими проектами художника, предъявлено существо аксолотль, как новая ипостась умершего героя, выставлен на продажу сундук с металлической икрой, собранной после нереста.

1998 (сентябрь) - Проект Арс. Сергеева " Губы + Сердца", созданный в " жанре" любовной лирики. Инсталляция состояла из разбросанного по полу бумажного мусора, двух слайд проекций, " завесы" в форме сердца из датированных маркером использованных презервативов, видеотрека и музыки. Проект отличался поэтичностью и минимализмом в исполнении.

1998 - Серия проектов В. Мизина с физиологически - телесной тематикой: исследовав свои " Выделения" и " Внутреннее содержание", художник, соединив наиболее шокирующие темы мирового радикального искусства, стал демонстрировать свой половой член. Так появились проекты " Fuck Fascism", совместно с А. Голиздриным (по ходу которого художник протыкал членом фашистскую свастику, комбинировал свастику, веревки и половыми членами), " Fuck НАТО" (в данном случае протыкались портреты президента США и Andy Warholа), " Fuck the World" (протыкалась карта земных полушарий).

1998 - Выставочный проект В. Мизина и О. Елового " Без названия", прошедший в Музее Простого искусства. Выставка состояла из разных работ - фотографий физиологических проектов В. Мизина; " Маргинальных художников В. Мизина и О. Елового с бомжами"; проекта " Подвиг онаниста". Так же наличествовали скульптура О. Елового изображающая обугленный предмет (" Черный член" ), который при прикасании к нему пачкал; объект, изображающий три пары ягодиц с выходящими из анальных отверстий трубочками, опущенными в воду, через которые нагнетался воздух; видеотрек с обвинительными речами и жестами в сторону критиков Мизиано, Бажанова и Бакштейна. Наибольшее внимание привлек перформанс В. Мизина " Кунстфюрер", во время которого художник " запустил" свой детородный орган в звездное небо при помощи пиротехники.

1998 (28 сентября) - Выставка " Березовский концептуализм" и перформанс " Кто как умрет" А. Шабурова. Выставка представляла зрителю тексты описания нереализованных концептуально-социальных проектов художника. Часть проектов осуществлялось непосредственно на выставке: мусорный бак с надписью " Угощайтесь" (наполненный мусором, бутербродами и пивными баночками). Эта выставка стала мемориальным музеем, экспозиция которого наполнена всевозможными фотографиями, историями, и даже дикторским голосом, повествующим о жизни художника А. Шабурова. Этот своеобразный музей стал фоном для перформанса " Кто как умрет", во время которого художник устроил собственную панихиду. Предсказав смерти более 350 человек, и вывесив сии списки на задрапированных в черное, стенах Музея Молодежи, художник пережил целую " бурю чувств" лежа посередине зала в гробу, и внимая надгробным речам друзей, близких, специально заказанного из ритуального агенства тамады. Художник так же оставил завещание: " во время прощания с телом пресекать всяческие попытки расшевелить меня". Смерть для Шабурова - это залог катарсических переживаний. По мнению художника, настоящие переживания в жизни человеку малодоступны, так как притуплены. Единственный шанс сохранить эти переживания дает лишь постоянная и методичная музеефикация собственной жизни.

1998 (30 декабря) - Инсталляция группы " Засада Цеткин". Следующий проект в развитии " феминистического демарша", во время которого зрителям демонстрировались четыре слайд проекта с изображениями девушек в заснеженном лесу, тепло одетых, но с махровыми полотенцами на головах. Слайды проецировались на белые простыни, а в центе располагалась небольшая инсталляция (стопы накрахмаленного постельного белья с различными предметами, составляющими неотъемлемую часть женской повседневности - телефон, журналы, косметика, фотографии). Согласно тезисам группы - баня, мороз и заснеженный лес, где можно заблудиться, это единственная анестезия вечной неудовлетворенности российской женщины.
1998 (декабрь) - Открытие сетевой версии Виртуального музея актуального искусства Студии Ю-7. К сожалению, на данный момент музей не функционирует, так же как и виртуальные архивы Студии. На этом сайте предполагалось разместить " галерею арт-клипов" и многочленных создаваемых " видео проектов".

1998/99 - Соросовский проект А. Шабурова " Лечение и протезирование зубов". Художник, который утверждает, что искусство дает право художнику на обустройство с его помощью личной жизни и упрочению социального положения, шокировал грантовский комитет художественным проектом, в котором доказывал, что " лечение зубов важно для художника, так как они тоже отражают состояние души".

1999 - Третий тур конкурса уральских ювелиров в Музее простого Искусства О. Елового " Искусственная банка", где в качестве исходного материала желающим поучаствовать предлагались банки с тушенкой.

1999 - Проект группы " Засада Цеткин" " М-Ж", в ходе которого, на огромных фотографиях крытых спусков в свердловский метрополитен художницы поменяли буквы " М" на " Ж", тезисно обосновав теорию грядущего смешения полов, когда различия между М и Ж будет незаметно и не важно.

1999 - Акция " Подкуп избирателей". В канун выборов в Госдуму, В. Давыдов запустил по реке Исеть 50 пенопластовых рук избирателей с привязанными к ним в качестве грузил бутылками водки. Часть из них, по заверениям устроителя акции, сумели доплыть до Северного ледовитого океана.

1999 - Перформанс В. Давыдова и О. Елового " Мисс Екатеринбург, или боди-арт по-уральски". Перформанс представлял собой альтернативный конкурс красоты среди раскрашенных ими свиней. " Чувственный удар по буржуазному вкусу. Оплеуха низменному поп-арту. Точечное бомбометание по мещанскому эротизму. Море поросячьего визга и глубокомысленные интеллектуальные прорывы" (мнение устроителей).

1999 - Арс. Сергеев создает ряд видеоперформансов, по прежнему играя с собственными частями тела (" Розочка" и " Варежка" ).

1999 -Проект В. Мизина " судьба моего члена", по ходу которого художник кладет свой орган на разные предметы, запечатлевая это на фотографии, составляя тем самым некую обобщенную биографию части тела.

1999 - Проект В. Мизина " Буратино", во время которого художник превращается в монстра, состоящего из березовых органов и человеческих деталей.

2000 - На фестивале " Ижевск-территория" Арс. Сергеев реализовал вторую серию " Черной Руки".
2000 (лето) - Проект А. Шабурова " Русский Будда", во время которого художник хотел привлечь к себе внимание Непальских правоохранительных органов, " передразнивая" по типу О. Мавромати, местных божков принятием религиозных поз. На удивление художников, ни чьего внимания, кроме как коров, он не привлек.

2000 (июнь) - Акция О. Елового " Табуреточка моя" в рамках выставки " Ремесло. Мастерство. Бизнес", проводимого агенством ТАУ и Музеем Простого искусства. В ходе проекта участникам предлагалось создать свой вариант седалища из любого мусора и отходов.

2000/01 - Выставка " Агитация за искусство", первая из предполагаемой серии подобных, реализованная екатеринбургским отделением ГЦСИИ.

Список литературы:

1. Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. Екатеринбург., 1993.
2. Ануфриев С., Пепперштейн П. Девяностые годы. М. 1999.
3. Бакштейн И. О феномене " воспроизводимости" в изобразительном искусстве. - В альманахе: Чтения по современному искусству: история, тенденции, перспективы развития. Нижний Тагил. 1999. С. 15 - 22.
4. Бакштейн И. Счастливый финал, или новые проблемы нового искусства. - Театр # 11. 1991. С. 79 - 81.
5. Бернар А. VOIX! VOIE? О современном поэтическом перформансе. - В каталоге: Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы. Кеннинсберг-Калининград., 1998. С. 13-20.
6. Бессонова М. Мифы русского авангарда в полемике поколений. - В сб.: Вопросы искусствознания # 1., 1993. С. 69 - 78.
7. Бобринская Е. А. Концептуализм. М., 1994.
8. Борхов К. " Звезда МГ": экзотерика и глобализм. // Художественный Журнал # 30-31. С. 71 - 73.
9. Галеева Т. Екатеринбург и художественные окрестности. Субъективный взгляд. - В альманахе: Чтения по современному искусству: история, тенденции, перспективы развития. Нижний Тагил. 1999. С. 35 - 38.
10. Гельман М. Интервенция искусства. - В сб.: Культурные герои XXI века, или В поисках золушки. М., 2000. С. 7 - 13.
11. Гройс Б. О новом. - В сб.: Утопия и обмен. М., 1993. С. 113 - 226.
12. Гройс Б. Московский романтический концептуализм. - В сб.: Утопия и обмен. М., 1993. С. 260 - 274.
13. Гройс Б. " Медицинская Герменевтика", или лечение от здоровья. - В сб.: Утопия и обмен. М., 1993. С. 317 - 121.
14. Гройс Б. Художник, как куратор плохого искусства. - В сб.: Утопия и обмен. М., 1993. С. 311- 316.
15. Деготь Е. Русское искусство XX века. М. Треугольник., 2000.
16. Деготь Е. Сердце автора. Опыты мультисубъективности в XX веке. - В каталоге: Динамические Пары. К 10 летию галереи Гельмана., М., 2000. С. 6 - 11.
17. Деготь Е. Современное искусство - сфера западничества. // www.gif. ru/azbuka/imnortans/
18. Деготь Е. Дважды девяностые: Катастрофа и гедонизм. - Художественный журнал # 28-29. С. 34-36.
19. Деготь Е. Логика абсурда: от тупости к идиотии. // Художественный Журнал # 26 - 27. С. 43 - 46.
20. Денкер К. П. Визуальная поэзия: проблемы и свободы жанра. - В каталоге: Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы. Кенигсберг-Калининград., 1998. С. 21-24.
21. Другое искусство. Москва 1956 - 1976, к хронике художественной жизни. Тома I - II. М., 1991.
22. Ерофеев А. Неофициальное искусство. Художники 60-х годов. - В сб.: Вопросы искусствознания #4., 1993. С. 189-205.
23. Ерофеев А. Подъем губернских городов Урала и Сибири. - В сб.: Культурные герои XXI века, или В поисках золушки. М., 2000. С. 35 - 38.
24. Ерофеев А. Об актуальном российском искусстве. - В каталоге: Чтения по современному искусству: история, тенденции, перспективы развития. Нижний Тагил. 1999. С. 43 - 48.
25. Ерофеев А. Вступительная статья. - В каталоге: Выставка современного русского искусства - История в лицах - 1956/96. М. 1997. С. 7 - 12.
26. Ерофеев А. Безумный двойник. Диалог учителя с учеником. - В каталоге: Безумный Двойник: Выставка смешного искусства. М. 2000. С. 23 - 47.
27. Ерофеев А. Интервью с О. Куликом. - В каталоге: Выставка современного русского искусства - История в лицах - 1956/96. М. 1997. С. 136 - 139.
28. Жумати Т. " Уктусская школа". К истории уральского андеграунда. - В альманахе: Чтения по современному искусству: история, тенденции, перспективы развития. Нижний Тагил. 1999. С. 39 - 43.
29. Зайцев Г. Б. Зарубежное изобразительное искусство. Взгляд на развитие. Екатеринбург., 1997.
30. Кикодзе Е. Границы портрета. - В каталоге: Выставка современного русского искусства - История в лицах - 1956/96. М. 1997. С. 12 - 36.
31. Кикодзе Е. Новый русский перформанс. // Комод # 8., 1998. С. 70 - 71.
32. Кикодзе Е. Живой Автор (искусство перформанса). - В каталоге: Выставка современного русского искусства - История в лицах - 1956/96. М. 1997. С. 80 - 87.
33. Кикодзе Е. Идиот против шизофреника. // Художественный Журнал # 26 - 27. С. 32 - 34. Кизевальтер Г. Перформанс и группа " Коллективные Действия". // Театр # 11. 1991. С. 69 - 73.
35. Ковалев А. Интервью с А. Осмоловским (пара Осмоловский - Хенгслер). - В каталоге: Динамические Пары. К 10 летию галереи Гельмана., М., 2000. С. 88 - 94.
36. Крживицкая Е. Кресты Эроса. // Комод # 7., 1997. С. 18 - 20.
37. Крживицкая Е. Праздник послушания: выставка " Post - ВДНХ": артпарад обычных вещей. // Комод # 8., 1998. С. 52 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...