Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помощь в определении желаний и потребностей




Консультанты пытаются понять, что клиенты хотят в данный момент. Когда кон­сультанты спрашивают клиентов: «Что вы хотите?», они спрашивают: «Что вы действи­тельно хотите именно сейчас?» Консультанты стараются выяснить, находятся ли кли­енты в контакте (и в каком контакте) с тем, чего они действительно хотят. Чем слабее этот контакт, тем труднее работать с клиентами. Клиенты могут отвечать, что они хо­тят получить другую работу, улучшить отношения с кем-либо или найти человека, ко­торого они могли бы полюбить. Затем консультанты пытаются заставить клиентов опи­сать достаточно детально существующие в их головах изображения того, что они хотят получить именно сейчас. Если клиенты стремятся изменить кого-то другого, консуль­танты переориентируют их, убеждая, что они могут изменить только самих себя, так как нельзя контролировать других. Короче говоря, консультанты помогают клиентам сфокусировать внимание на том, чего они могут достичь.

Консультанты, практикующие терапию реальностью, знакомят клиентов с одним из основных понятий теории контроля — понятием «базисные потребности». Затем консультанты помогают клиентам осознать, какую из своих базисных потребностей они хотят удовлетворить в первую очередь. Брайерли описывает методику «предложе­ния подноса с потребностями», в соответствии с которой консультант спрашивает кли­ентов: «Если бы у меня был поднос с потребностями и вы могли бы выбрать одну или несколько потребностей сегодня до того, как уйдете домой, какую бы потребность вы выбрали: потребность в любви, личной силе (могуществе), развлечении или свободе?» (Brierly, 1989, р. 174). Ответы клиентов могут помочь консультанту определить, на чем следует прежде всего сконцентрировать внимание (свое и клиента) во время консуль­тирования. Клиентам легче создавать и оценивать картины в голове с целью удовлетво­рения потребностей тогда, когда они четко знают, какие потребности они желают удов­летворить.

Оценивание целостного поведения

Оценивание целостного поведения включает в себя два главных этапа: выяснение, какое поведение имеет место в настоящее время, и определение адекватности данного поведения.

Как вы ведете себя в настоящее время?

После того как клиенты осознали, чего они хотят и в чем нуждаются, следует спросить их: «Что вы делаете теперь?» или «Какое поведение вы выбираете сейчас?» Часто кли­енты говорят так, словно они являются пассивными жертвами обстоятельств или дру­гих людей. Клиенты, которые сидят дома, пребывая в состоянии депрессии, и тем не менее утверждают, что они хотят любви, выбирают в качестве деятельного поведения сидение дома, в качестве эмоционального поведения — депрессирование, в качестве мыслительного поведения — мысленное убеждение самих себя: «Я слишком подавлен, чтобы что-нибудь делать», в качестве физиологического поведения — самые разные расстройства, например расстройство сна.

Часто консультанты просят людей, которых клиенты стараются контролировать или которые, по ощущению клиентов, контролируют их, посетить вместе с клиентами занятие. Цель такого приглашения — помочь и клиентам, и консультантам лучше по­нять поведение клиентов. Иногда приходящие на занятия люди-ассистенты также из­влекают пользу из происходящего во время консультирования.

Консультанты, практикующие терапию реальностью, сосредоточиваются на ком­понентах целостного поведения, связанных с действием и мышлением, потому что эти компоненты в наибольшей степени поддаются изменению. Консультанты также ищут эффективные виды поведения, имеющиеся в поведенческих репертуарах клиентов, и могут расспрашивать клиентов о тех периодах жизни в прошлом, когда они функцио­нировали эффективно. Консультанты прилагают усилия как к тому, чтобы помочь кли­ентам выявить у себя ценные качества, так и к тому, чтобы развить те адекватные виды поведения, которые уже имеются в поведенческих репертуарах клиентов (как прави­ло, легче развить то, что уже имеется, чем то, чего вообще нет на данный момент).

Дает ли ваше поведение то, что вы хотите?

Специалисты, практикующие консультирование по реализму, помогают клиентам оце­нивать свое поведение с учетом имеющихся у них желаний и потребностей. Кроме во­проса: «Дает ли ваше поведение то, чего вы хотите?» консультанты задают и другие вопросы, чтобы заставить клиентов оценить свое поведение. Вот несколько примеров таких вопросов: «Получаете ли вы то, что вы хотите, делая то, что вы делаете? Как ваше поведение помогает вам? Является ли это поведение наилучшим для вас?» С по­мощью подобных вопросов консультант побуждает клиента осознать, что поведение, которое он выбирает, не позволяет ему получать то, что, по его утверждению, ему тре­буется. Например, клиента, который хочет любви, но при этом сидит дома и депресси-рует, консультант вынуждает признать, что, ведя себя подобным образом, он делает выбор не добиваться любви. Клиентку средних лет, Филлис, которая хочет большей независимости и все же продолжает реагировать всякий раз, когда ее мать Кэрол жа­луется, консультант вынуждает понять, что такое поведение не дает возможности по­лучить то, чего она хочет. Анализ своих ответов на вопросы консультанта побуждает клиентов признавать, что сделанный ими выбор не позволяет осуществлять эффектив­ный контроль над собственной жизнью.

Планирование и изменение целостного поведения

Планирование и изменение поведения включают в себя следующие компоненты: поиск альтернативных видов поведения, обсуждение планов, выработку обязательств, соответствующих планам, развитие адекватных видов поведения и оценку прогресса в осуществлении планов.

Если ваше поведение в настоящее время не дает вам того, чего вы хотите, то какое поведение, по вашему мнению, могло бы быть эффективнее?

Как только клиенты понимают, что их поведение в настоящее время не позволяет им эффективно контролировать свою жизнь, они становятся готовы к поиску альтернатив­ных путей восстановления контроля. Консультанты понимают, что клиенты могут при­слушиваться к советам посторонних, как поступать, поэтому они задают вопросы, кото­рые побуждают клиентов самостоятельно выбирать наиболее подходящий для них вид поведения. Вопросы могут быть следующими: «Если ваше поведение в настоящее время не дает вам того, что вы хотите, то какое поведение, по вашему мнению, могло бы быть эффективнее? Какой выбор был бы лучше по сравнению с тем выбором, который вы сде­лали? Что вы можете сделать, чтобы восстановить контроль над своей жизнью?».

Расскажите мне о своем плане

С помощью планов клиенты могут удовлетворять важные потребности, соответствую­щие картинам в их голове, в промежутках между занятиями и после завершения кон­сультирования. Консультанты, практикующие терапию реальностью, побуждают кли­ентов к развитию их собственных планов, а не создают планы для клиентов сами. Для того чтобы выполнить эту задачу, консультанты должны работать в тесном контакте с клиентами, поощряя при этом развитие у клиентов чувства уверенности в самих себе. При составлении планов следует сосредоточиваться прежде всего на компонентах це­лостного поведения, связанных с совершением действий и с мышлением, поскольку, в соответствии с ранее проводившейся аналогией, эти компоненты являются передними колесами автомобиля. Планирование часто включает в себя обнаружение новых кар­тин, которые могут способствовать удовлетворению потребностей. Планы должны быть выполнимы, поэтому их следует составлять с учетом способностей клиентов и их мотивации. Не надо планировать достижение слишком многого слишком быстро, так как клиенты, стремящиеся восстановить контроль, могут нуждаться в постепенном улучшении результатов (при этом у них появится уверенность, необходимая для реше­ния более трудных задач).

При планировании консультанты часто задают вопросы, которые вынуждают кли­ентов определенным образом детализировать свои планы. Например, если девочка-под­росток, которая никогда раньше не искала работу, говорит, что она собирается это де­лать, консультант может спросить, в какой день и в какое время дня она собирается начать поиски, что она планирует надеть и какая работа ее устроит. Кроме того, кон­сультант может заставить клиентку рассказать, что она будет делать, если ее первые три или четыре попытки найти работу окажутся неудачными. Вообще, чем больше кон­сультанты, практикующие терапию реальностью, ловят клиентов на слове, когда те в деталях описывают свои планы изменения собственного поведения, тем больше у кли­ентов шансов на успешное осуществление этих планов.

Глассер (Glasser, 1984b) приводит следующий пример. У Рэнди, студента школы бизнеса, развилась специфическая фобия. Он перестал посещать занятия, потому что боялся после окончания школы бизнеса не получить престижную работу, которая со­ответствовала бы картине, нарисованной им в воображении. Глассер совместно с Рэн­ди разработал план, в котором основное внимание уделялось компоненту целостного поведения, связанному с совершением действий, и несколько меньшее внимание уде­лялось мыслительному компоненту. Рэнди должен был рассказать о своей фобии пре­подавателям и спросить у них, нельзя ли ему сидеть в задней части классной комнаты около открытой двери, тихо уходить, когда станет слишком трудно оставаться, соби­раться с мыслями в пустом холле и затем возвращаться в класс. Таким образом Рэнди удалось частично восстановить контроль над ситуацией, которая раньше была неу­правляемой. Вследствие того, что преподаватели не отвергли Рэнди, когда он открыл им свою фобию, молодой человек также изменил в своей голове картины, содержав­шие образ чрезмерно взыскательного человека. Он создал новые картины, соответству­ющие более реалистическим представлениям как о его требованиях к работе, так и об имеющихся у него ресурсах. Рэнди осуществил свой план, и в итоге фобия у него ис­чезла почти полностью.

Считаете ли вы своим долгом прилагать усилия, чтобы осуществить свой план?

Одно дело — составить план, и совсем другое дело — взять на себя обязательство осу­ществить этот план. Консультанты, практикующие терапию реальностью, стремятся добиться от клиентов обязательств осуществить разработанные ими планы. Если кон­сультанты утвердили себя во внутренних мирах клиентов в качестве людей, развиваю­щих у них способность удовлетворять потребности, клиенты будут брать на себя обя­зательства по отношению к ним серьезно. Кроме того, клиенты берут обязательства по отношению к самим себе. Чем серьезнее обязательство, тем больше вероятность того, что человек выполнит его полностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...