Причины, по которым люди не осознают, что сами выбрали страдание
Главная причина того, что люди выбирают страдание и остаются верными своему выбору, — это неосознавание того, что они делают. Люди не хотят брать на себя ответственность и что-то менять в своей жизни, поэтому они не признают, что сами выбрали страдание. Ниже приводятся три главные причины, по которым люди не осознают, что можно выбрать отказ от отрицательных чувств. 1. Неумение правильно идентифицировать краткосрочные чистые чувства и связанное с ними долговременное поведение. Выделяют две стадии процесса чувствования. Во-первых, существует непосредственное переживание чувства, которое Глассер (Glasser, 1984b) называет «чистым чувством». В основе чистых чувств лежит возникшая на раннем этапе эволюции потребность осознавать угрозы для жизни и доводить до сознания ответ на вопрос, действительно ли человек контролирует ситуацию. Такие чувства не выбираются и начинают слабеть сразу после возникновения. Во-вторых, люди выбирают долгосрочное эмоциональное поведение, например депрес-сирование или влюбленность, чтобы продлевать боль или удовольствие, инициированные чистым невыбранным чувством. Глассер (Glasser, 1984b) приводит следующий пример. Том испытал чистое чувство острого болезненного разочарования, когда он открыл свой конверт с заработной платой и увидел уведомление об увольнении. Эта боль подала ему сигнал тревоги о том, что он потерял контроль над достаточно важной частью своей жизни. Тогда Том выбрал долгосрочную боль, связанную с депрессией, и эта боль быстро вытеснила чистую боль начального разочарования. Однако, поскольку трудно уловить момент переключения, люди склонны путать чистое, краткое, невыбранное чувство боли с хроническим выбранным чувством боли.
2. Автоматический болезненный выбор. Дети, испытывающие фрустрацию, часто сознательно выбирают либо хандру, либо раздражение. Однако если люди делают такой выбор в течение ряда лет, со временем они начинают выбирать негативные чувства автоматически и перестают осознавать процесс выбора. Можно выделить приблизительно двадцать видов связанного с болью поведения, например «головоболения», однако большинство людей используют только четыре или пять видов, которые «наиболее эффективно работают». Люди с большей степенью вероятности подтвердят свою ответственность за выбор целостного поведения, связанного с удовольствием, чем за выбор поведения, связанного с болью. 3. Нежелание утратить чувство собственного достоинства. Потребность людей в могуществе и чувстве собственного достоинства настолько велика, что если бы люди должны были признать, что выбирают болезненные чувства, это признание могло бы привести к некоторому ослаблению контроля. Следовательно, для того чтобы сохранять контроль над собой и над другими, люди подавляют осознание того, что они сами выбирают многие из тех страданий, которые испытывают. Для того чтобы восстановить контроль, люди должны признать, что они выбирают свое страдание, но могут выбирать другое поведение и при необходимости изменять картины в своих головах с целью удовлетворения своих потребностей. Жизнь под контролем чужого страдания Глассер утверждает, что одна из наиболее важных аксиом теории контроля следующая: «Никогда не позволяйте кому бы то ни было контролировать вас с помощью боли и страдания, которые он выбирает» (Glasser, 1984b, p. 202). Люди могут попадать под контроль других индивидов, у которых имеются собственные программы контроля. Вернемся к приведенному ранее примеру. Филлис подыгрывает матери, когда прибегает к чувствам страдания и вины, позволяя своей матери Кэрол контролировать ее с помощью собственного страдания. Кэрол не собирается изменяться по сво-
ей воле, так как выбор мучения является для нее способом сохранения контроля над собственной жизнью. Филлис должна осознать, что Кэрол выбирает все страдания, на которые она жалуется. Затем Филлис необходимо восстановить личный контроль, выйдя из-под контроля матери. Например, Филлис может определить время регулярных визитов к Кэрол и не спешить к ней в случае «чрезвычайных обстоятельств». Филлис также должна прекратить подыгрывать матери, часто спрашивая ее: «Как ты себя чувствуешь, мама?» и таким образом позволяя матери перехватывать контроль. ПРАКТИКА Цели В консультировании по реализму нет никаких жестко установленных правил. Однако консультанты должны уметь логично (с точки зрения теории контроля) объяснить каждое свое действие. Глассер (Glasser, 1984a) считает любой вид консультирования своего рода обучением. Всеобъемлющая цель консультирования по реализму заключается в том, чтобы научить клиентов осуществлять эффективный контроль над своей жизнью. Конкретные цели консультирования по реализму следующие. Во-первых, консультанты стремятся объяснить клиентам суть теории контроля, чтобы помочь им лучше понимать свое поведение. Во-вторых, данный подход нацелен на повышение уровня осознания клиентами их выбора поведения и того, как они пытаются контролировать свои миры посредством выбранного поведения. В-третьих, консультирование по реализму способствует повышению ответственности клиентов за сделанный выбор. Консультанты убеждают клиентов в том, что они не должны оставаться жертвами пагубного выбора, сделанного в прошлом, а также решений, принятых в настоящее время. В-четвертых, клиентам помогают идентифицировать и понять их базисные потребности — потребности в выживании, принадлежности, могуществе, свободе и развлечении. В-пятых, консультирование по реализму помогает клиентам создавать и сохранять в голове реалистические картины с целью удовлетворения их базисных потребностей. В-шестых, специалисты, практикующие терапию реальностью, учат клиентов оценивать эффективность своего целостного поведения с позиций того, что им нужно, а также учат выбирать какой-либо другой вид поведения в соответствии с необходимостью. В-седьмых, консультанты помогают клиентам развивать и осуществлять определенное поведение, которое будет способствовать удовлетворению их потребностей в настоящем и будущем. В-восьмых, специалисты, практикующие консультирование по реализму, учат клиентов не позволять себе попадать под контроль негативного контролирующего поведения других людей.
Глассер (Glasser, 1989) пишет: «Что мы на самом деле делаем, так это помогаем клиентам оказывать помощь самим себе» (р. 14). Консультанты учат клиентов не только справляться с текущими проблемами, но и предотвращать возникновение проблем в будущем и решать их, если они все-таки возникнут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|