Бюджетно-налоговая политика: сущность и инструменты
Бюджетно-налоговая политика - это воздействие гос-ва на уровень деловой активности посредством изменения гос-венных расходов и налогообложения. Влияет на: объем национального дохода, и следовательно на объем пр-ва и занятости, на уровень цен в стране. Направлена: против нежелательных изменений эконом.конъюнктуры (безработица, инфляция). Бюджетная политика гос-ва как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета. В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета (превышение гос-венных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий Задачей госбюджетной политики - это преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема гос-венного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Но если дефицит бюджета достигает десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Сбалансированность госбюджета будет только при тесном взаимодействии с политикой доходов и расходов гос-ва. Политика госрасходов призвана: удовлетворять спрос гос-венного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные гос-венные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета, многие гос-венные потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Гос-венная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем госрасходов служат доходы бюджета.
Политика госдоходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в госбюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и привести к истощению каналов получения доходов. Так как госбюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой. Налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование госбюджета. Противоречие налоговой и всей фискальной политики - чем выше налоговое бремя, тем ниже желание и возможность платить налоги. В основу госналоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Налоговая политика гос-ва связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, гос-во способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики. Бюджетно-налоговая политика бывает: Стимулирующая (фискальная экспансия) предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Ограничительная (фискальная рестрикция) имеет своей целью сдерживание инфляционного роста ВНП и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. При проведении этой политики следует учитывать действие кривой Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно достигается ценой увеличения уровня безработицы.
Уровни бюджетной сис-мы страны: Первый - федеральный бюджет и федеральные госвнебюджетные фонды. Второй - бюджеты субъектов РФ и территориальные госвнебюджетные фонды. Третий уровень составляют местные бюджеты. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной сис-мы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ состоит: Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов РФ бюджет субъекта РФ местные бюджеты. Внебюджетные фонды - фонды денежных средств, которые формируются вне бюджета (гос-венные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора ЕСН). Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов. К неналоговым доходам бюджета относятся: доходы от использования имущества, находящегося в гос-венной или муниципальной собственности. доходы от продажи имущества, находящегося в гос-венной и муниципальной собственности доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям. доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юр. лиц, международных организаций и правительств иностранных гос-в. Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Текущие связаны с обеспечением функционирования органов гос-венной власти, бюджетных учреждений, гос. поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные - обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность гос-ва. Инструменты бюджетно-налоговой политики: • Дискреционная - целенаправленное, сознательное изменение гос. расходов и налогов со стороны гос-ва в целях изменения нац. объема пр-ва, занятости, ускорения эк-ого роста.
Основные инструменты: )изменение ставок налогообложения, )трудоустройство населения, 3)проекты общественных работ. Виды: )экспансионистскую - кот. приводит к росту совокупных расходов. Это происходит когда гос-во *увелич. расходы; *сокращает чистые налоги. )рестриктивную политику (т.е. сдерживающую) - кот. ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда *снижаются гос. расходы; *увелич. чистые налоги. • Недискреционная - (автоматическая) предполагает изменение гос. расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного спроса. Она настроена на действие встроенных стабилизаторов. Встроенный автоматический стабилизатор - эк-ий механизм, кот. автоматически реагирует на изменение эк-ой коньюктуры. Инструменты: )прогрессивный подоходный налог, )пособия по безработице, )субсидии фермерам, )сис-ма участия гос-ва в прибыли.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет можно рассматривать с одной стороны как экономический рычаг планирования, регулирования и управления экономикой страны, т.е. бюджет это финансовый план страны (или региона). А с другой стороны – как механизм управления финансовыми ресурсами и денежным обращением, с помощью которого осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между территориями и отраслями, т.е. бюджет – это ведущее звено единой финансовой системой государства. Функции бюджета: 1) образование бюджетного фонда или бюджетных доходов. Эта функция проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной власти. Основной источник бюджетных доходов – это национальные доходы.
2) расходование бюджетного фонда или финансирование бюджетных расходов. Эта функция предполагает конкретные целевые бюджетные расходы. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции, а именно производство общественных благ, поддержание правопорядка, эмиссионную деятельность, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны. 3) бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств. Роль бюджета: бюджет отражает расходование средств, перераспределение национального дохода и ВВП и выступает в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов страны. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов 2) бюджеты субъектов Федерации и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов. 3) Местные бюджеты. Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает в себя бюджет субъекта РФ и свод местных бюджетов, находящихся на его территории. Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетов показателей. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего органа. Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Виды доходов бюджета: 1) налоговые доходы (федеральные, региональные и местные налоговый сбор, штрафы и пени). 2) неналоговые доходы – это доходы от использования, продажи государственного или муниципального имущества, от платных услуг оказываемых государственными или муниципальными органами власти, финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней. 3) безвозмездные перечисления 4) доходы целевых бюджетных фондов. С 2002 года обособлен ЕСН, который аккумулируется в федеральном бюджете для дальнейшего перечисления соответствующим фондам.
Все доходы бюджетов подразделяются на:- собственные- регулирующие Собственные – это доходы закрепленные на постоянной основе за тем или иным уровнем бюджетной системы полностью или частично. Регулирующие – это федеральные или региональные налоги и сборы, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на один финансовый года или на долговременной основе. К регулирующим доходам относятся: - дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов; - субсидии – это бюджетные средства предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам; - субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы подразделяются на:- текущие (обеспечивающая текущее функционирование органов власти)- капитальные. (обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельности, включает статьи расходов, предназначенных для инвестиции в действующие и вновь создаваемые организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой). Текущие расходы преобладают в настоящее время. Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|