Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неизмеримость и вездеприсутствие




Неизмеримость и вездеприсутствие

Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия.

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня» (Пс. 138, 7-10);

Бог устами пророка спрашивает: «Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь. – Небо – Престол Мой, а земля – подножие ног Моих» (Иер. 23, 24).

В силу того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Именно этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу «в духе и истине» (Ин. 4, 21), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве. В Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где может происходить непосредственное служение Богу, принесение жертв, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм.

Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.

Св. Иоанн Дамаскин: «Все отстоит от Бога, но не местом, а природой». Бог Сам не нуждается в месте и нельзя назвать конкретное место, в котором Бог пребывал бы.

В тропаре Св. Духу «Царю небесный»… говорится, что Бог «везде сый и вся исполняяй».

Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует в Своих энергиях.

Необходимо отметить, что, хотя мы и знаем, что Бог присутствует везде и во всем, сам способ этого присутствия не может быть понят силами человеческого ума.

Свт. Иоанн Златоуст: «Что Бог везде присутствует мы знаем, но как, не постигаем, потому что нам доступно только присутствие чувственное и не дано вполне разуметь естество Божие».

Священное Писание и Предание Церкви говорит нам о существовании особых мест, в которых Бог присутствует неким особенным образом. Это, конечно, не значит, что Бог находится именно в этом месте, это просто означает, что в некоторых местах человеку легче ощутить присутствие Божие.

Священное Писание говорит нам, что такими местами особенного присутствия Божественного являются:

- небеса (Пс. 113, 24);

- храм (3 Цар. 9, 3). Книга Царств говорит о храме ветхозаветном, храме Соломона, но это в полной мере может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются таинства и, прежде всего, таинство Евхаристии;

- человек (2 Кор. 6, 16), который может стать, по выражению апостола, «храмом Духа Святого».

Могут быть и другие места особенного Божественного присутствия, так называемые «святые места».

 

 Катафатические св-ва.

1. Катафатические свойства Божии

Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Катафатическими (духовными) свойствами существа Божия называются такие свойства, которые «говорят о том, как Бог открывается в мире» [Алипий]. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Что мы говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что около природы», т. е. Бог познается по Своим действованиям, или энергиям. В соответствии со свойствами Божиими Священное Писание образует имена, с помощью этих имен Церковь и выражает свой опыт богопознания.

Сами имена Божии (катафатические имена) можно разделить на две группы:

- первая группа имен означает вечные силы и действия Бога, например, такие имена, как «любовь», «свет», «слава», «благость» и т. д.

- вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку, например, «Творец», «Господь», «Спаситель», «Промыслитель» и т. д.

Разум, Премудрость и Всеведение.

О Божественном разуме в силу нашей ограниченности мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим и, естественно, такие аналогии несовершенны.

В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т. е. способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением. Иметь способность познавать и иметь знание – вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение, или ведение совпадают.

Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Смысл этого свойства заключен в этимологии слова: Бог знает все.

Во-первых, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Свою триединую природу:

«... никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11, 27);

«... Дух все проницает (имеется в виду Дух Святой), и глубины Божий... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 10-11);

Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о своих делах:

«Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15, 18);

«Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3, 20).

О ведении Богом будущего говорится в Дан. 13, 42 и Сир. 23, 29.

«Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4, 13).

Нужно иметь в виду, что Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования.

Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически оно означает совершенное знание целей и средств их достижения, т. е. премудрость – это всеведение по отношению к действиям, или разум в его обращенности к миру и человеку.

«Все соделал Ты премудро» (Пс. 103, 24).

В отличие от разума и всеведения премудрость имеет более энергийный характер. Этот энергийный характер премудрости, например, выражен: «Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. 7, 24-25).

В Прем. 7, 14; 9, 17 о премудрости говорится как об одном из высших даров Св. Духа. Вообще в Ветхом Завете премудрость занимает совершенно особое место, о ней неоднократно говорится как о некоторой личности, которая содействует Богу, соучаствует в Божественных делах, или даже иногда как о некотором самостоятельном субъекте действия.

Например, когда речь идет о творении, то говорится, что премудрость во время творения была при Боге «художницей», что она «веселилась пред лицом» Божиим во время творения (Прем. 8, 27-31). В Прем. 8, 35 о премудрости говорится как об источнике жизни: «кто нашел меня, тот нашел жизнь». ВПритч. 9, 4-5 премудрость приглашает всех благоразумных «вкусить от трапезы», которую она уготовила.

В Новом Завете имя премудрость обычно прилагается к Господу Иисусу Христу. Например, в 1 Кор. (1, 24) о Христе говорится как о премудрости Божией. В Кол. (2, 3) апостол Павел говорит, что «во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения». Иначе говоря, именно во Христе откровение Божественной премудрости достигает своей полноты, и поэтому святоотеческая мысль говорит о Христе как об Ипостасной Божественной Премудрости.

Разум и мудрость в Священном Писании рассматриваются как дар Божий человечеству. И всякая мудрость, которая не имеет своим источником Бога, называются в Священном Писании мудростью земной, душевной, бесовской. Не может быть подлинного разума и подлинной мудрости, которые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием «Нет мудрости, и нет разума... вопреки Господу» (Притч. 21, 30).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...