Указание на троичность Лиц.. Указание на различие Лиц.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Указание на троичность Лиц. 1. Крещение Иисуса Христа. Богоявление. 2. Заповедь о крещении, данная апостолам: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Слово «имя» в ед. ч. Относится к трем: Отцу, Сыну и Св. Духу. 3. Указание на то, что каждая ипостась Св. Троицы – Личность: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа» (2 Кор. 13, 13). 4. Спор о 1 Ин. 5, 7: «…три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». В древних греческих рукописях этот стих отсутствует, но в латинских рукописях IV-V вв. он есть. Существует предположение, что из греческих рукописей этот стих был убран арианами. Также есть версия, что в оригинале послания эти слова отсутствуют, а появились там позднее в качестве примечания и со временем были внесены в сам текст. 5. Преображение Господне. Указание на различие Лиц. 1. Ин. 1, 1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В. Лосский замечает, что в начале Слово было Бог, и иной, чем Бог Отец. 2. Мф. 11, 27: «Все преданно Мне ОтцемМоим…». 3. Ин. 14, 31: «…чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю…». 4. Ин. 5, 17: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». 5. В Ин. 14, 16 Св. Дух назван «иным Утешителем». В греческом оригинале словом «параклитос» (утешитель) назван и Сын и Св. Дух. Для отличия о Св. Духе и говорится, как об «ином Утешителе». 6. 1 Кор. 12, 3: «…никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». 7. Св. Дух есть Личность. «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11).
Единосущие. Единосущие означает, что Отец, Сын и Св. Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Единосущный (греч. ὁ μ ο ο ύ σ ι ο ς от ὁ μ ό ς - «один и тот же, одинаковый, равный» и ο ὐ σ ί α – «сущность, существо, субстанция»; лат. consubstantialitas) – тот же самый по сущности, обладающий той же сущностью. Слово «единосущный» определяет Сына как Бога, обладающего той же Сущностью, что и Отец. Вместе с тем, это понятие обладает еще тем достоинством, что косвенно указывает на различие Лиц, потому что единосущным можно быть только с кем-либо другим, а не с самим собой. Данный термин не следует путать с термином умеренных арианὁ μ ο ι ο ύ σ ι ο ς («омиусиос») - «подобосущный» (греч. ὅ μ ο ι α – «подобно, так же точно»). По существу, тринитарные споры IV века имели своей конечной целью православное разъяснение смысла этого термина. Поскольку сами отцы Собора не дали точного разъяснения терминов, после Собора разгорелся напряженный богословский спор. Среди участников которого настоящих ариан было немного, но многие не вполне правильно понимали никейскую веру, неправильно понимали термин " единосущный". Многих он просто смущал, поскольку на Востоке этот термин имел дурную репутацию, в 268 году на Антиохийском соборе он был осужден как выражение модалистской ереси. Одним из серьезных направлений среди богословских партий IV века было так называемое омиусианство. Необходимо различать два термина, которые различаются в написании всего одной буквой: omousios; — единосущный и omoiusios — " подобносущный". Омиусианское учение было выражено на Анкирском Соборе 358 года. Выдающуюся роль среди омиусиан играл Анкирский епископ Василий.
Омиусиане отвергали термин " единосущный" как выражение модализма, поскольку с их точки зрения термин " омоусиос" делал излишний акцент на единстве Божества и, таким образом, вел к слиянию Лиц. Они выдвигали в противовес свой термин: " подобие по сущности", или " подобносущее". Назначение этого термина — подчеркнуть отличие Отца и Сына.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|