Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всемогущество. Всеблаженство. Благость, Любовь и Милость.. Святость.




Всемогущество.

Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.

«Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17, 1);

 «Бог творит все, что хочет» (Пс. 134, 6);

«Он делает, чего хочет душа Его» (Иов. 23, 13);

В Лк. 1, 37 говорится, что у Бога не останется бессильным никакой глагол, то есть никакое слово, никакое желание Божие не останется неисполненным. Всемогущество Божие проявляется, в частности, в творении мира и в промышлении о нем.

В Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением. У человека сначала возникает некое желание, потом человек прикладывает некоторый труд, чтобы это желание осуществилось. В Боге этого расстояния между желанием и его осуществлением нет:

«Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32, 9)

Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог «творит мыслью». Это означает, что в Боге разум и воля – одно. Это еще одно свидетельство того, что разделение Божественных свойств на свойства, относящиеся к разуму, воле и к чувствам, конечно, слишком натянуто, поскольку даже говорить о различии в Боге между разумом и волей можно только условно.

Всеблаженство.

Жизнь Бога есть гармоничное единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а, следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство.

«блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15, 11);

Блаженным называет Бога и святой апостол Павел в 1 Тим. 1, 11; 6, 15.

Благость, Любовь и Милость.

Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию. Благость побудила Бога создать мир и все промыслительные действия Бога суть проявления Его благости.

Три свойства: благость, любовь и милость – очень тесно связаны между собой и, в сущности, являются различными аспектами одного и того же свойства. По существу любовь есть не что иное, как благость, но по отношению к личностным существам.

Любовь – одно из самых сокровенных имен Божиих. Не случайно евангелист Иоанн Богослов в своем первом соборном послании дважды повторяет, что «Бог есть любовь». Святитель Григорий Богослов говорит: «Если бы у нас кто спросил, что мы чествует и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим любовь» [Давыденков].

Бог неизменен в Своей природе – Он всегда есть Любовь, хотя Любовь есть не Сущность Божества, а действие благодати Святого Духа [Алипий]. Но само по себе неизменное действие Божественной Любви воспринимается разумными существами различно, в зависимости от состояния их воли. Св. Исаак Сирин пишет, что «любовь силой своей действует двояко: она мучит грешников (в аду) и веселит собой соблюдших долг свой».

Милость Божия есть проявление благости и любви к падшему человечеству, особенно к грешникам, иначе говоря, милость – это как бы любовь по снисхождению, любовь к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством, как долготерпение.

В Нагорной проповеди Господь говорит, что Его Отец «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45).

В Премудрости Соломоновой сказано: «Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния» (Прем. 11, 24), а пророк Давид говорит: «Все пути Господни – милость» (Пс. 24, 10).

Святость.

Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит и в тварях добро и ненавидит зло.

Слово «Святый», как имя Бога, в Священном Писании встречается неоднократно, например, в Исх. 31, 13, в Евр. 2, 11. Пророк Исайя в Иерусалимском храме в видении созерцал Серафимов, непрестанно славословящих Бога: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 2).

Требование святости от твари: «... будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16). О том, что Бог нетерпим к проявлениям различного рода зла: «Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути» (Притч. 11, 20).

Само слово «святый» – по-еврейски «кадош» – буквально означает отделенный, несоизмеримый, т. е. несоизмеримый ни с чем тварным. Но для библейского образа мысли характерно приписывать свойства святости и всему, что так или иначе причастно Богу, тому, что соприкасается с Ним. Поэтому свято также и имя Божие, и слово Божие, и закон и храм, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю.

Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет или, по-другому, Божественная слава.

«Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5).

Именно потому, что Бог есть Свет и не причастен тьме, Он требует святости от тех, кто желает общения с ним: «... святы будьте, ибо свят Я» (Лев. 19, 2). О том, что Бог открывает Себя в мире как Божественный свет, свидетельствует опыт православных подвижников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...