Почему люди ведут себя неадекватно
Допустим, что усиливается когнитивная уязвимость людей и их когнитивные процессы начинают протекать по неправильному пути. Но почему люди остаются в таком положении? Многие при усилении когнитивной уязвимости прибегают к адаптивным когнитивным и поведенческим стратегиям. Однако люди, у которых имеются психопатологические расстройства и серьезно нарушены отношения с партнерами, могут крепко держаться за ошибочные модели поведения и обработки информации, причиняя тем самым большой ущерб и себе, и другим. Не существует какой-то одной причины, по которой люди продолжают обрабатывать информацию неэффективно. Определенное значение имеют эволюционная история рода и генетические влияния, а также глубина полученных в детстве травм, плохое обращение в детстве, несовершенное социальное научение и неадекватный опыт научения навыкам, позволяющим справляться с ситуацией.
Неспособность изменять гипервалентный образ действий
Бек развивает концепцию «образа действий» (mode), который он определяет как «подсистему когнитивной организации... предназначенную для доведения до конца определенных адаптационных принципов, имеющих отношение к выживанию, сохранению, размножению, самосовершенствованию и так далее» (Beck, Emery, 1985). В частности, существуют депрессивный, нарциссический, враждебный, связанный со страхом (или с опасностью) и эротический образы действий (modes). Тип подключаемой схемы может определяться образом действий, который является доминирующим в данное время. Обычно между образами действий существует баланс, так что когда один из них оказывается гипервалентным в течение длительного времени, активизируется «противоположный» образ действий. Например, в период душевного подъема человек может узнать об отрицательном отношении к себе, а враждебность может уравновешиваться тревогой. При психопатологических расстройствах, по-видимому, существует помеха для изменения доминирующего образа действий. В результате систематически искаженно интерпретируются отрицательные события при депрессии, положительные события — при мании, опасные события — при тревожных расстройствах. На сегодняшний день неясно, почему «противоположный» образ действий остается относительно бездействующим и в связи с этим взгляд на действительность не становится более сбалансированным. Существуют две возможности — нейрохимические нарушения либо поддерживают длительную сверхактивность доминирующего образа действий, либо оказываются не в состоянии в достаточной степени стимулировать «противоположный» образ действий.
Неспособность проверить реальность дисфункциональных интерпретаций
Поскольку клиенты с чрезмерно высокой готовностью принимают свои дисфункциональные убеждения в периоды тревоги и депрессии, Бек полагает, что люди временно теряют способность проверять реальность интерпретаций. Обработка информации, основанная на дисфункциональных схемах и убеждениях, проникнута автоматическими мыслями, содержащими когнитивные ошибки. (Вспомним, что существуют шесть главных когнитивных ошибок: произвольное умозаключение; избирательная абстракция; сверхобобщение, сверхгенерализация; преувеличение и преуменьшение; персонали-зация; дихотомическое мышление.) Когнитивные ошибки не только являются проявлениями психопатологии, но также способствуют ее сохранению, мешая клиентам проверять реальность своего мышления. Клиенты мыслят, используют ригидные, стереотипные понятия. Они не в состоянии адекватно провести различие между фактом и выводом. Вместо того чтобы рассматривать свои мысли как нуждающиеся в проверке гипотезы, клиенты сразу переходят к когнитивным заключениям (причем делают эти заключения на основании неадекватных данных) и затем рассматривают эти заключения как факты. Они недостаточно принимают во внимание какую бы то ни было обратную связь, которая могла бы изменить их мысли и восприятие. Таким образом, системы обработки информации становятся закрытыми, вместо того чтобы оставаться открытыми для оценки новых данных по мере того, как эти данные оказываются доступными.
Я уже упомянул о представлении, согласно которому каждое патологическое расстройство характеризуется специфической группой систематических погрешностей. (предубеждений) в обработке информации. Понятие «погрешности» можно использовать и при описании нарушенных брачных отношений. Партнеры переходят от альтруизма к эгоцентризму, и при этом у одного или у обоих партнеров формируется «отрицательный когнитивный набор» отношений к другому партнеру, состоящий из ожиданий, наблюдений и заключений, имеющих налет предубежденности. Короче говоря, фактически все, что партнер говорит, делает, думает или чувствует, интерпретируется негативно. Люди с низкой самооценкой могут также быть систематически предубежденными против самих себя и могут непрерывно давать необоснованную отрицательную оценку тому, что партнер думает о них.
Сопротивление изменению
Существует много причин, по которым люди сопротивляются изменению. Например, люди могут бояться оказать отрицательное влияние на других. У Марты, 42-летней женщины, жившей вместе с матерью, было диагностировано расстройство личности, характеризующееся чрезмерной зависимостью. Всякий раз, когда Марта думала о переезде, она боялась, что это убьет ее мать, а мать подкрепляла эту мысль (Beck et al., 1990). Многие чрезмерно тревожные, испытывающие депрессию и склонные к самоубийству люди боятся изменения как чего-то неизвестного. Иногда люди боятся как положительных, так и отрицательных последствий изменения. Например, многие боятся дополнительной ответственности, связанной с продвижением по службе или вступлением в брак.
Бек (Beck, 1988) полагает, что партнерам, отношения между которыми нарушены, следует противостоять многим убеждениям (возможно, выраженным в форме автоматических мыслей), которые ослабляют их стремление к изменению. Бек считает, что существуют следующие виды дисфункциональных и преувеличенных убеждений. Убеждения относительно изменения. Показательные убеждения: «Мой партнер не способен измениться», «Ничто не может улучшить наши отношения», «Все будет только хуже». Оправдание собственных убеждений. Например, «Вести себя так, как веду себя я, — нормально», «Думать так, как думаю я, — правильно», «Он/она причинил(а) мне боль. Он/она заслуживает, чтобы ему/ей причинили боль». Аргументы взаимности. Например, «Я не буду делать усилий до тех пор, пока их не сделает мой партнер», «Нечестно, что я должен делать всю работу», «Мой партнер причинил мне сильную боль в прошлом, так что теперь он многое должен делать, чтобы компенсировать это». Проблема связана с моим партнером. Например, «У меня не было никаких проблем в жизни, пока мы не поженились», «Мой партнер невозможен», «Мой партнер не заботится об улучшении наших отношений».
Другие факторы
Многие другие факторы повседневной жизни могут способствовать сохранению дисфункциональных когниций и поведения. Дети, подростки и даже взрослые могут продолжать жить со значащими другими людьми, которые обеспечивают их отрицательным опытом, моделируют неэффективное мышление и поведение и не предоставляют достаточных возможностей для развития навыков, позволяющих справиться с ситуацией. Люди продолжают сталкиваться с внешними стрессовыми факторами, например с враждебно настроенным боссом. Однако как только люди впадают в депрессию или начинают чрезмерно тревожиться, им становится еще труднее справляться с внешними стрессовыми факторами. Кроме того, возможен эффект взаимодействия — люди, находящиеся в состоянии депрессии или испытывающие чрезмерную тревогу, вызывают отрицательное поведение у других. Например, люди, соскальзывающие в депрессию или уже испытывающие ее, могут уходить в себя от других, которые, в свою очередь, могут отвергать или критиковать их, таким образом усиливая существующие у испытывающих депрессию людей тенденции к самоотверганию и самокритике. Люди, у которых нарушены отношения с партнерами, не всегда проверяют реальность собственных интерпретаций событий, ощущая чрезвычайно сильную угрозу гнева и обвинений со стороны партнера.
КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ
Вниманию читателя предоставляется краткий обзор предлагаемых Веком когнитивных моделей депрессии, тревожных расстройств, нарушенных супружеских отношений и расстройств личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|