Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Получение неверной информации и отсутствие информации




 

Лазарус считает, что в основе большинства эмоциональных проблем и расстройств лежат получение неверной информации или отсутствие информации (Dryden, 1991).

 

Получение неверной информации

 

При получении неверной информации у людей формируются неправильные предполо­жения и убеждения, касающиеся собственно жизни и процесса жизни. Одним из последствий дезинформации является формирование перфекционистских убеждений, ко­торые поддерживаются западным обществом. Например, людей убеждают в том, что жизненное счастье связано с известностью и удачей. Другими следствиями дезинфор­мации являются неспособность людей понять, что на их жизнь влияют, главным обра­зом, их собственные мысли и восприятия, а не внешние события; формирование убеж­дения, что выражать гнев публично — это хорошо; развитие уверенности в том, что необходимо угождать другим людям; формирование убеждения, что лучше избегать риска. Получение неверной информации, связанной с браком, лежит в основе возник­новения широко распространенных мифов, например, таких: «Романтичная любовь обеспечивает хороший брак», «Если вы чувствуете себя виновным, признайтесь (испо­ведуйтесь)» (Lazarus, 1985).

 

Отсутствие информации

 

При получении неверной информации люди приобретают ошибочные идеи. При отсут­ствии информации люди не могут на практике применить основные навыки, необходи­мые для достижения успеха в жизни. Часто люди не имеют информации о том, как смот­реть друг другу в глаза и как беседовать. Кроме того, многие люди испытывают недо­статок информации о том, как справиться с интервью, которое проводится перед при­емом на работу, и представить себя в благоприятном свете.

Лазарус считает уровень наполняющего мир невежества ужасающим. Даже такие события, как международный терроризм и контрабанда наркотиков, могут быть «свя­заны с ярко выраженной дезинформацией и отсутствием информации, касающейся тех ценностей и навыков, которые могли бы способствовать созданию более счастливого мира» (Dryden, 1991, р. 15).

 

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО

 

Личности людей не только формируются, но и сохраняются во взаимодействии ге­нетического фонда, социального научения и влияния окружающей среды.

 

Генетический фонд

 

Генетический фонд обусловливает определенный уровень различных порогов и пред­почитаемых модальностей BASIC I.D.

 

Социальное научение

 

Социальное научение влияет на сохранность личности различными способами. В осно­ве обучения неадекватным привычкам или условным эмоциональным реакциям лежит «формирование различных ассоциаций и неудачных связей между событиями» (Dry-den, 1991, p. 9). Неадекватные привычки могут быть простыми или сложными; такие привычки препятствуют достижению счастья. Кроме того, через обусловливание и мо­делирование люди обучаются не только поведению, но и восприятию самоэффективно­сти, целей и стандартов исполнения, которых люди придерживаются на благо или во зло. Помимо этого, окружающая среда может постоянно предлагать людям подкрепле­ния и модели, которые вносят свой вклад в сохранение их мыслей, чувств и поведения.

 

Неосознаваемые процессы

 

Неосознаваемые процессы влияют на сохранение личности. Люди могут не осознавать, чему они научились и продолжают учиться у других. Следовательно, соответствующие мысли, чувства и поведение труднее изменить.

 

Защитные реакции

 

Будучи выученными, защитные реакции действуют как привычки, блокирующие пол­ное осознание людьми своего поведения и поведения других людей. Защитные реакции затрудняют работу над проблемами, поскольку люди недостаточно глубоко понимают суть как защитных реакций, так и их отрицательных последствий. Следовательно, за­щитные реакции являются бесполезными аспектами BASIC I.D., а также способствуют их сохранению.

 

Получение неправильной информации и отсутствие информации

 

Лазарус приписывает получению неправильной информации и отсутствию информа­ции центральную роль в сохранении поведения и в превращении людей в клиентов кон­сультантов. Лазарус пишет: «Образование пробелов в репертуарах людей — людям никогда не давали необходимой информации и не учили навыкам, позволяющим справ­ляться с различными трудными ситуациями, — приводит к тому, что люди оказывают­ся плохо подготовленными для того, чтобы выполнять социальные требования» (Laza­rus, 1989а, р. 517).

 

Другие факторы

 

Ниже описываются другие факторы, которые взаимодействуют с уже упомянутыми основными факторами и могут вносить вклад в сохранение у людей дисфункциональ­ных мыслей, чувств и поведения (Dryden, 1993).

Противоречивые, или амбивалентные, чувства или реакции. У людей могут возникать противоречия типа сближение — сближение или избегание — избегание; такие противоречия приводят к развитию чрезмерной нерешительности. Предшеству­ющий опыт научения вносит свой вклад в формирование и сохранение нерешительно­сти и склонности к инерции. Нерешительность может быть самосохраняющейся, при этом она может способствовать развитию неспособности изменять аспекты функцио­нирования.

Связанное с межличностными отношениями тревожное состояние. Многие люди сильно расстраиваются из-за своей чрезмерной зависимости от кого-либо, излиш­ней ненависти или любви к недостойному человеку. Лазарус считает, что такая трево­га, связанная с межличностными отношениями, возникает на основе недостаточного развития соответствующих навыков и навязывания людьми друг другу нереалистич­ных требований.

Недостаточное самопринятие. У людей сохраняются отрицательные чувства от­носительно самих себя, потому что люди не понимают различия между принятием сво­ей целостности как человеческого существа и функциональной оценкой определенных недостатков и личных ограничений. Для развития самопринятия следует придержи­ваться следующего правила: «Не высказывайте своему Эго всего начистоту, принимай­те себя, свою целостность, несмотря на то что может существовать множество малень­ких "я", которые являются элементами большого "Я", причем отнюдь не образцовыми элементами» (Dryden, 1991, р. 13). Например, люди могут ошибаться и ощущать дефи­цит навыков, не чувствуя при этом, что их личность полностью раздавлена.

 

ПРАКТИКА

 

Практика мультимодального консультирования характеризуется наличием шести отличительных черт:

«1. Высокий уровень внимания к полному BASIC I.D. (Конкретный и всесторон­ний анализ BASIC I.D.)

2. Использование анализа BASIC I.D. второго порядка.

3. Использование профилей модальности.

4. Использование структурных профилей.

5. Отслеживание последовательности активизирования модальностей.

6. Использование специальных процедур, предназначенных для "наведения мос­тов"» (Lazarus, 1992, р. 250).

Ниже будет рассмотрено (в произвольном порядке), как каждая из этих отличи­тельных черт формирует часть мультимодального консультирования.

 

Цели

 

Долгосрочный гедонизм является ведущей философией (Dryden, 1991). Лазарус не дает определения развлечению, но отмечает, что главная цель большинства людей — развлекаться, пока они живы. Однако людям требуется поддержание баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом.

Хотя у индивидуумов преобладают различные модальности, BASIC I.D. предлагает наглядные субцели для эффективного функционирования:

Поведение. Совершение эффективных действий, способствующих достижению реалистических целей

Аффект. Подтверждение, точное определение и признание чувств; развитие уме­ния справляться с отрицательными чувствами и усиление положительных чувств

Ощущения. Сохранение контакта с собственными ощущениями и получение от них удовольствия

Образы. Поддержание контакта с собственным воображением; использование об­разов, позволяющих справляться с ситуацией

Когниции. Обладание достаточно точной и полной информацией; реалистичное мышление

Межличностные отношения. Обладание хорошо развитыми навыками общения, например ассертивностью, навыками ведения беседы; способность к здоровой взаимо­зависимости

Наркотическая зависимость и другие виды биологической зависимости/ биология. Адекватная забота о теле и физическом здоровье; умеренность в потребле­нии пищи и спиртных напитков

У людей могут иметься недочеты в одной или нескольких вышеупомянутых модаль­ностях, но при этом люди могут быть счастливыми. Индивиды склонны к совершению ошибок, иногда даже к причинению вреда самим себе. Однако люди могут принимать себя и неизбежность совершения ошибок, одновременно пытаясь реже ошибаться.

Цели мультимодального консультирования могут быть приспособлены к конкрет­ным клиентам, консультанты принимают во внимание их «цели, поведение, позволяю­щее справиться с ситуацией, ситуационные контексты, эмоциональные реакции, "со­противления" и базисные убеждения» (Lazarus, 1992, р. 237). На всех этапах консуль­тирования, в том числе при оценке и постановке целей, следует избегать жесткости. В некоторых случаях главные проблемы клиентов очевидны, поэтому полный анализ всех семи модальностей BASIC I.D. не требуется. Однако в большинстве случаев муль-тимодальное консультирование опирается на полный анализ BASIC I.D. На основе по­лученных данных консультанты создают так называемый профиль модальностей, в ко­тором перечисляются основные проблемы, имеющиеся в рамках каждой модальности, и рекомендуемые методы лечения. Необходимо достигать итоговых целей, а именно разрешения каждой проблемы, указанной в профиле для данной модальности. Напри­мер, депрессия — это одна из проблем, которая указана в разделе «Эмоции» профиля модальностей клиента. Итоговой целью, имеющей отношение к этой проблеме, являет­ся снижение степени подавленности клиента, предпочтительно с помощью какого-либо метода, в основе которого лежит измерение. Поскольку в профилях модальностей пе­речисляются также рекомендуемые воздействия, способы решения проблемы и цели процесса в этих профилях подразумеваются. Задача консультанта — выбрать наибо­лее эффективный способ разрешения каждой конкретной проблемы. Здесь неизбежно возникает ряд вопросов. Мог ли консультант выбрать для уменьшения выраженности депрессии клиента из имеющегося набора лучший метод лечения, чем рекомендуемое воздействие с помощью образов, позволяющих справиться с ситуацией, и интенсифи­кация полезной деятельности? Какой вклад в решение проблемы или достижение ито­говой цели (уменьшения выраженности депрессии клиента) вносит каждое выбранное воздействие само по себе или в комбинации с другими воздействиями?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...