Получение неверной информации и отсутствие информации
Лазарус считает, что в основе большинства эмоциональных проблем и расстройств лежат получение неверной информации или отсутствие информации (Dryden, 1991).
Получение неверной информации
При получении неверной информации у людей формируются неправильные предположения и убеждения, касающиеся собственно жизни и процесса жизни. Одним из последствий дезинформации является формирование перфекционистских убеждений, которые поддерживаются западным обществом. Например, людей убеждают в том, что жизненное счастье связано с известностью и удачей. Другими следствиями дезинформации являются неспособность людей понять, что на их жизнь влияют, главным образом, их собственные мысли и восприятия, а не внешние события; формирование убеждения, что выражать гнев публично — это хорошо; развитие уверенности в том, что необходимо угождать другим людям; формирование убеждения, что лучше избегать риска. Получение неверной информации, связанной с браком, лежит в основе возникновения широко распространенных мифов, например, таких: «Романтичная любовь обеспечивает хороший брак», «Если вы чувствуете себя виновным, признайтесь (исповедуйтесь)» (Lazarus, 1985).
Отсутствие информации
При получении неверной информации люди приобретают ошибочные идеи. При отсутствии информации люди не могут на практике применить основные навыки, необходимые для достижения успеха в жизни. Часто люди не имеют информации о том, как смотреть друг другу в глаза и как беседовать. Кроме того, многие люди испытывают недостаток информации о том, как справиться с интервью, которое проводится перед приемом на работу, и представить себя в благоприятном свете.
Лазарус считает уровень наполняющего мир невежества ужасающим. Даже такие события, как международный терроризм и контрабанда наркотиков, могут быть «связаны с ярко выраженной дезинформацией и отсутствием информации, касающейся тех ценностей и навыков, которые могли бы способствовать созданию более счастливого мира» (Dryden, 1991, р. 15).
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО
Личности людей не только формируются, но и сохраняются во взаимодействии генетического фонда, социального научения и влияния окружающей среды.
Генетический фонд
Генетический фонд обусловливает определенный уровень различных порогов и предпочитаемых модальностей BASIC I.D.
Социальное научение
Социальное научение влияет на сохранность личности различными способами. В основе обучения неадекватным привычкам или условным эмоциональным реакциям лежит «формирование различных ассоциаций и неудачных связей между событиями» (Dry-den, 1991, p. 9). Неадекватные привычки могут быть простыми или сложными; такие привычки препятствуют достижению счастья. Кроме того, через обусловливание и моделирование люди обучаются не только поведению, но и восприятию самоэффективности, целей и стандартов исполнения, которых люди придерживаются на благо или во зло. Помимо этого, окружающая среда может постоянно предлагать людям подкрепления и модели, которые вносят свой вклад в сохранение их мыслей, чувств и поведения.
Неосознаваемые процессы
Неосознаваемые процессы влияют на сохранение личности. Люди могут не осознавать, чему они научились и продолжают учиться у других. Следовательно, соответствующие мысли, чувства и поведение труднее изменить.
Защитные реакции
Будучи выученными, защитные реакции действуют как привычки, блокирующие полное осознание людьми своего поведения и поведения других людей. Защитные реакции затрудняют работу над проблемами, поскольку люди недостаточно глубоко понимают суть как защитных реакций, так и их отрицательных последствий. Следовательно, защитные реакции являются бесполезными аспектами BASIC I.D., а также способствуют их сохранению.
Получение неправильной информации и отсутствие информации
Лазарус приписывает получению неправильной информации и отсутствию информации центральную роль в сохранении поведения и в превращении людей в клиентов консультантов. Лазарус пишет: «Образование пробелов в репертуарах людей — людям никогда не давали необходимой информации и не учили навыкам, позволяющим справляться с различными трудными ситуациями, — приводит к тому, что люди оказываются плохо подготовленными для того, чтобы выполнять социальные требования» (Lazarus, 1989а, р. 517).
Другие факторы
Ниже описываются другие факторы, которые взаимодействуют с уже упомянутыми основными факторами и могут вносить вклад в сохранение у людей дисфункциональных мыслей, чувств и поведения (Dryden, 1993). Противоречивые, или амбивалентные, чувства или реакции. У людей могут возникать противоречия типа сближение — сближение или избегание — избегание; такие противоречия приводят к развитию чрезмерной нерешительности. Предшествующий опыт научения вносит свой вклад в формирование и сохранение нерешительности и склонности к инерции. Нерешительность может быть самосохраняющейся, при этом она может способствовать развитию неспособности изменять аспекты функционирования. Связанное с межличностными отношениями тревожное состояние. Многие люди сильно расстраиваются из-за своей чрезмерной зависимости от кого-либо, излишней ненависти или любви к недостойному человеку. Лазарус считает, что такая тревога, связанная с межличностными отношениями, возникает на основе недостаточного развития соответствующих навыков и навязывания людьми друг другу нереалистичных требований. Недостаточное самопринятие. У людей сохраняются отрицательные чувства относительно самих себя, потому что люди не понимают различия между принятием своей целостности как человеческого существа и функциональной оценкой определенных недостатков и личных ограничений. Для развития самопринятия следует придерживаться следующего правила: «Не высказывайте своему Эго всего начистоту, принимайте себя, свою целостность, несмотря на то что может существовать множество маленьких "я", которые являются элементами большого "Я", причем отнюдь не образцовыми элементами» (Dryden, 1991, р. 13). Например, люди могут ошибаться и ощущать дефицит навыков, не чувствуя при этом, что их личность полностью раздавлена.
ПРАКТИКА
Практика мультимодального консультирования характеризуется наличием шести отличительных черт: «1. Высокий уровень внимания к полному BASIC I.D. (Конкретный и всесторонний анализ BASIC I.D.) 2. Использование анализа BASIC I.D. второго порядка. 3. Использование профилей модальности. 4. Использование структурных профилей. 5. Отслеживание последовательности активизирования модальностей. 6. Использование специальных процедур, предназначенных для "наведения мостов"» (Lazarus, 1992, р. 250). Ниже будет рассмотрено (в произвольном порядке), как каждая из этих отличительных черт формирует часть мультимодального консультирования.
Цели
Долгосрочный гедонизм является ведущей философией (Dryden, 1991). Лазарус не дает определения развлечению, но отмечает, что главная цель большинства людей — развлекаться, пока они живы. Однако людям требуется поддержание баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Хотя у индивидуумов преобладают различные модальности, BASIC I.D. предлагает наглядные субцели для эффективного функционирования: Поведение. Совершение эффективных действий, способствующих достижению реалистических целей Аффект. Подтверждение, точное определение и признание чувств; развитие умения справляться с отрицательными чувствами и усиление положительных чувств Ощущения. Сохранение контакта с собственными ощущениями и получение от них удовольствия Образы. Поддержание контакта с собственным воображением; использование образов, позволяющих справляться с ситуацией
Когниции. Обладание достаточно точной и полной информацией; реалистичное мышление Межличностные отношения. Обладание хорошо развитыми навыками общения, например ассертивностью, навыками ведения беседы; способность к здоровой взаимозависимости Наркотическая зависимость и другие виды биологической зависимости/ биология. Адекватная забота о теле и физическом здоровье; умеренность в потреблении пищи и спиртных напитков У людей могут иметься недочеты в одной или нескольких вышеупомянутых модальностях, но при этом люди могут быть счастливыми. Индивиды склонны к совершению ошибок, иногда даже к причинению вреда самим себе. Однако люди могут принимать себя и неизбежность совершения ошибок, одновременно пытаясь реже ошибаться. Цели мультимодального консультирования могут быть приспособлены к конкретным клиентам, консультанты принимают во внимание их «цели, поведение, позволяющее справиться с ситуацией, ситуационные контексты, эмоциональные реакции, "сопротивления" и базисные убеждения» (Lazarus, 1992, р. 237). На всех этапах консультирования, в том числе при оценке и постановке целей, следует избегать жесткости. В некоторых случаях главные проблемы клиентов очевидны, поэтому полный анализ всех семи модальностей BASIC I.D. не требуется. Однако в большинстве случаев муль-тимодальное консультирование опирается на полный анализ BASIC I.D. На основе полученных данных консультанты создают так называемый профиль модальностей, в котором перечисляются основные проблемы, имеющиеся в рамках каждой модальности, и рекомендуемые методы лечения. Необходимо достигать итоговых целей, а именно разрешения каждой проблемы, указанной в профиле для данной модальности. Например, депрессия — это одна из проблем, которая указана в разделе «Эмоции» профиля модальностей клиента. Итоговой целью, имеющей отношение к этой проблеме, является снижение степени подавленности клиента, предпочтительно с помощью какого-либо метода, в основе которого лежит измерение. Поскольку в профилях модальностей перечисляются также рекомендуемые воздействия, способы решения проблемы и цели процесса в этих профилях подразумеваются. Задача консультанта — выбрать наиболее эффективный способ разрешения каждой конкретной проблемы. Здесь неизбежно возникает ряд вопросов. Мог ли консультант выбрать для уменьшения выраженности депрессии клиента из имеющегося набора лучший метод лечения, чем рекомендуемое воздействие с помощью образов, позволяющих справиться с ситуацией, и интенсификация полезной деятельности? Какой вклад в решение проблемы или достижение итоговой цели (уменьшения выраженности депрессии клиента) вносит каждое выбранное воздействие само по себе или в комбинации с другими воздействиями?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|